|
||||
Свои отзывы присылайте в ФОРУМ на Mountain.RU Автор: Леонид Смидович, г.Харьков т/к "Стресс" ХАИ им. Н.Е.Жуковского, г. Харьков Приэльбрусье - 98горный поход
4-й к. с. руководитель:
Состав
группы
"Этот
текст - отчет о походе, слегка лишенный официозности и дополненный моими
последующими комментариями" Состав группы.
Как видно, состав группы был достаточно пестрый. Правда, все участники имели опыт совместных походов (если не на Кавказе, то в Крыму) и участвовали в соревнованиях по ТГТ. Довольно быстро наметилось разделение, причем не по опыту, а скорее по стилю хождения. Первая троица предпочитала более техничные участки (см. восхождение на Каярту, пер. Гумачи). Ходили мы тремя связками, согласно списка :).
Общая идея и организация путешествия.При планировании путешествия район Центрального Кавказа (Приэльбрусье) был выбран, исходя из политической обстановки на Северном Кавказе (безопасность похода), простого и доступного заезда, удобства огранизации забросок. При этом учитывался неровный состав группы - двое из шести участников имели опыт только похода 2 к.с., хотя и подкрепленный опытом неоднократного участия в соревнованиях по ТГТ, а так же ограниченность во времени у некоторых участников (назывались желаемые сроки - три недели с дорогой).Нитка маршрута строилась
по традиционной для нас схеме: заезд в "центр" района, заброски где-то
рядом, после чего два-три кольца и "длинный" выход по долине с пустыми
рюкзаками. Были предусмотрены две заброски силами группы - в а/л "Уллу-тау" (д.р. Адырсу) (заброска 1) и радиальный выход на "нижние кичкидарские ночевки" под лед. Юном (заброска 2). Исходя из вышесказанного,
была запланирована следующая нитка маршрута: К сожалению, из-за формальных требований к маршруту 4 к.с. из заявленного маршрута пришлось исключить прохождение связки пер. Куллумкол (1Б, 3940) + пер.Тютю (2А, 4200) и восхождение на в. Тютю Зап.-2 (1Б алп., 4350), заменив их подходом по д.р. Тютю-су. Логически маршрут разбин на три части. Первая - хребет Адырсу, постепенный набор сложности, восхождения на простые вершины, в конце - два определяющих перевала. Тактически не совсем оправдано восхождение на Тютю З. (4350) на второй день похода, но пришлось отказаться от акклиматизационной радиалки в начале похода из-за недостатка времени. Вторая часть - выход в Терскол: три перевала средней сложности (2А) и одно восхождение 2А. Третья часть - восхождение на Эльбрус и прохождение еще одной 2Б. Аварийные выходы возможны
с любой точки маршрута либо в Баксанскую долину, либо в д.р. Башиль.
Маршрут был пройден группой практически полностью. В связи с травмой участника (подвернул ногу при спуске с пер. Штернбергера) для его восстановления первая дневка была устроена в д.р. Джайлык. В Эльбрусской ПСС (пос. Терскол) нам было не рекомендовано прохождение перевала Юго-Западное плечо Эльбруса из-за сложной ледовой обстановки. Поскольку один из участников решил сойти с маршрута (старая травма колена), мы согласились. В результате было решено совершить радиальное восхождение на Эльбрус с "Приюта 11", а затем впятером пройти пер. Хотю-тау (1Б, 3500) с выходом в пос. Хурзук для набора необходимого километража. Таким образом, был
пройден маршрут: Погода в этом году нам благоприятствовала, поэтому ни один из резервных дней использован не был. Cезон 1997 г. был очень малоснежным. В связи с этим практически все пройденные перевалы имели чисто ледовый характер, бергшрунды и ледопады открыты. Исключение - восточные склоны перевалов Донкина и Чегемский, где сохранился снежный покров. На Донкина в нижней части склона слой снега до 1 метра, хотя в 1994 году выше бергшрунда склон был чисто ледовый. В целом это повысило сложность перевалов, к примеру при прохождении пер. Голубева (2А, сн.-лд.) навесили 150 м. перил на ледовом склоне крутизной до 40° . При прохождении ледопада Гумачи техника на уровне 2Б - ледовые стенки, узкие гребни и т.д. Для нескольких встреченных групп (особенно проходивших походы 3 к.с.) это явилось неожиданностью. Зато мы отработали ледовую технику в полном объеме. |
Общая продолжительность путешествия: 22 дня. из них: в дороге - 4 дня; ходовых - 16 дней; дневок - 2 дня.
Техническое описание путешествия.Продолжительность перехода 45-50 мин., вниз по тропе - до 1 часа.Понятия «правый-левый» и «справа-слева» употребляются в орографическом смысле за исключением специально оговоренных случаев. Организация заброски.День 1. 28.07.98.Из Нальчика на микроавтобусе доехали до подъемника до устья реки Адырсу (по пути завезли москвичей в а/л Эльбрус), там пересели на попутку до Уллу-Тау (за те же 50 рублей с человека). Пообедали возле коша на левом берегу р. Куллумкол выше погранпоста, отнесли заброску в альплагерь. Перейдя р. Куллумкол по мосту из бревен возле коша, по правому берегу за переход поднимаемся к ночевкам на травянистых площадках. Попутка представляла собой военный "Урал" с парой разделанных коровьих туш в кузове, которые предназначались на съедение местным детишкам, живущим в Старом (Нижнем) Джайлыке. Еще в кузове было несколько погранцов, которые эти самые туши сопровождали. На въезде в долину Адырсу имеется подъемник, с помощью которого машины преодолевают крутую устьевую ступень. Наш "Урал" минут десять маневрировал на платформе подъемника, пытаясь попасть в !верхний! створ. Наконец все получилось, и мы наверху. День 2. 29.07.98.
Перевал Куллумкол (1Б, 3940) + перевал Тютю (2А, 4200) связка 2А. Вершина Тютю Западная-2 (1Б алп., 4350) радиально.
Перевал Тютю расположен в хребте Адырсу, между вершинами Тютю З. и Тютю З. - 2, соединяет ледники Куллумкол (Тютю Западный) и Тютю.
День 3. 30.07.98.
Подъем на седловину со стороны лед. Куллумкол возможен по крутому (до 40°) ледовому склону. В этом варианте прохождения сложность перевала Тютю соответствует 2Б. Радиальное восхождение
на в. Тютю Зап.-2.
День 4. 31.07.98.
Вершина Каярта (1Б алп., 4150).
Вершина расположена в восточной ветви хребта Адырсу, севернее перевала Штернбергера. Из долины Тютюсу на нее ведут гребневые маршруты (1Б - 2А алп.). Нами был выбран маршрут по Западному гребню (1Б алп.). День 5. 1.08.98.
По пути нашли пластиковую трубу непонятного назначения. Мы использовали ее в качестве флагштока, а так же как музыкальный инстремент (см. фото). P.S. Через седловину в. Каярта можно перейти с лед. Каярта З. в долину вост. истока р. Джайлык. Подъем со стороны лед. Каярта З. по западному гребню в. Каярта, затем по сн.-лд. склону крутизной до 40°. Спуск по ос.-ск. склону, крутизна до 40°. Ориетировочная сложность перевала - 2А. Перевал Штернбергера (2А,3900).
Перевал расположен в восточной ветви хребта Адырсу, между вершинами Каярта и Орелю. Соединяет д.р. Тютюсу (ледник Орелю) и д.р. Башиль. День 6. 2.08.98.
Седловина перевала узкая скальная. Точнее, седловин три, разделенных невысокими скальными жандармами. Мы вышли на среднюю; тур на северной, на которую выводит вышеупомянутый осыпной склон. Спускаемся с "нашей"
седловины по косой скально-осыпной полке. Ниже ледовый склон около 30°,
подрезанный бергшрундом. Траверсируем склон влево к снежному мосту (попеременная
страховка через ледобур). Можно было перейти по гребню на седловину с
туром (что мы и сделали налегке, чтобы забрать записку), откуда по осыпи
и снежному склону спуск прямо вниз, но передвигаться по гребню с рюкзаком
затруднительно. Далее за переход по
закрытому (связки), затем открытому леднику выходим к скальному острову
ниже языка ледника. Обед на правой стороне скал. Спуск в долину реки Башиль продолжаем по моренам (один переход), затем по правому берегу реки по травянистым склонам с участками старых курумников. Местами прослеживается тропа. Через переход спускаемся к реке, переходим ее по камням выше каньона и выходим на тропу левого берега. Еще через переход переходим на правый берег и останавливаемся на ночлег на травянистой террасе у большого камня в ста метрах выше слияния рек Джайлык и Килар. Вода в 200 метрах в реке Килар. День 7. 3.08.98.
|
Пер. Донкина (2Б, 3950)+пер. Чегемский (2Б, 4200) (связка 2Б).
Перевал Донкина
(2Б, 3950) расположен в хребте Адырсу, в юго-восточном плече вершины Джайлык.
Соединяет ледники Джайлык и Юном. День 8. 4.08.98.
День 9. 5.08.98.
Перевальный взлет
протяженностью около 200 м и крутизной до 60° отделен от ледника бергшрундом.
В нижней части склон снежный, выше ледовый. Склон камнеопасен, имеет восточную
экспозицию, поэтому проходить его рекомендуется рано утром.
При выходе на седловину, слева по ходу виден жандарм "Снежный купол". Подъем на него осуществляем по широкому снежно-ледовому гребню - склону хребта Адырсу. Крутизна до 35°. Слева по ходу - карниз. Погода испортилась, видимость временами падает до 40-50 метров. Спуск со "Снежного купола" на седло пер. Чегемский - по ледовому склону, 1 веревка перил, вывинчивающийся ледобур. Весь траверс занял 45 минут. Седловина перевала
снежная. Есть места для 2-3 палаток. На юг к вершине Кичкидар идет острый
снежно- ледовый гребень с жандармом. Связка прогулялась на разведку до
упомянутого жандарма (были планы сходить на в. Кичкидар, но время поджимает,
а ночевать на седловине не хочется).
Пер. Фрешфильда (2Б, 4200).
Перевал Фрешфильда (2Б, 4200) расположен в хребте Адырсу между вершинами Юномкара и Орубаши. Соединяет ледники Чегемский и Юном. Движемся по закрытому леднику в связках на юго-восток, в направлении цирка пер. Фрешфильда. При подъеме в цирк погода портится, видимость резко падает. Бродим среди разломов как "ежики в тумане". Наконец (2 перехода из-под пер. Чегемский) выходим на ровное снежное поле. Дальше поднимаемся по некрутому снежному склону до очередного ровного места. Ночевка. Вечером погода опять улучшилась: как оказалось, до перевальной седловины - метров триста по прямой. День 10. 6.08.98.
Седловина широкая скально-ледовая, есть места для палаток, тур ближе к склону в. Юномкара. Отличная панорама в сторону в. Адырсу, далеко внизу виден перевал Голубева (2А).
Ниже склон чисто осыпной, крутизной до 30°. Спускаемся серпантином плотной группой, в нижней части выходим на снежник, по которому глиссируем до морены ледника Юном. В самом низу траверсируем снежный склон в направлении к пер. Голубева и выходим на середину морены. Практически на всем протяжении спуска опасность сброса камней. Спуск с перевала занял 2 - 2.5 часа. На самом деле плотной группой спускались только пятеро - наша резвая участница ускакала далеко вниз. На середине склона мы попытались достать ее "чемоданом" размером с хороший арбуз, но промахнулись. В конце правобережной морены, ближе к перевалу Голубева, построили площадки под две палатки - "Новые Хаевские ночевки". В это время с упомянутого перевала спускается какая-то группа, судя по тактике спуска у них всего две веревки - одна на перила и одна на продергивание. (Группа в количестве 6 человек развесилась на горизонтальных перилах посреди склона и пребывала там минут 15). От ночевок по открытому
пологому леднику Юном придерживаясь правой стороны, затем по моренам спустились
к месту заброски - "нижним кичкидарским ночевкам". Река Куллумкол разлилась,
долго искали место переправы. Без намокания дело не обошлось ;-). Заброску
проискали минут 40. С заброской поднялись сразу на левую сторону ледника
(небольной участок льда крутизной до 30°, мокро и грязно), пересекли его
в средней части и вернулись обратно. Весь поход за заброской занял 3,5
часа. P.S. Прохождении перевала Фрешфильда в обратном направлении (со стороны ледника Юном) не целесообразно из-за большого перепада высоты и утомительного подъема по осыпному склону, кроме того имеется опасность спуска камней. Более безопасный и технически интересный путь подъема - по скальному ребру справа по ходу ( А.Ф.Наумов. Баксанская долина. М.:,ФиС, 1972., маршрут N 61). Перевал Голубева (2А,3765).
Перевал расположен в хребте Адырсу, между вершинами Орубаши и Адырсу. Соединяет ледники Юном и Сев. Башиль. Имеет две седловины, обычно проходят северную. День 11. 7.08.98.
От бергшрунда навесили
3 веревки перил, и еще одну веревку - москвичам. Они обработали склон
с утра налегке, но у них было всего две веревки. Подъем по параллельным
перилам занял около часа.
Спуск с перевала на восток по осыпному склону высотой до 100 м. и крутизной до 40°. Дальше путь идет по пологой верхней части ледника Сев. Башиль. Ледник закрытый, идем в связках. Справа походу виден цирк с седловиной перевала Ярославский (Серова) (2А, 3800). Выше первого ледопада поворачиваем налево и выходим на морену. Ледопад обходим по осыпи и некрутому льду (обычно здесь снег) вдоль левого берега ледника. Второй (нижний) ледопад обходим по левобережной морене, которую пересекаем, смещаясь к потоку, текущему с ледника. Тропа отсутствует, спуск проходит по средней и крупной осыпи, местами неустойчивой! На правом берегу потока есть места для палаток, обед. Перевал Грановского (2А,3900).
Перевал Грановского расположен в хр. Адырсу, между вершинами Адырсу и Сарыкол. Соединяет ледники Адырсу и Башиль(северная ветвь). Подъем в верхний цирк перевала со стороны лед. Башиль возможен либо с обходом ледопада слева по ходу под склонами хребта (классический вариант), либо правее по ходу скального острова, по ледовому склону левого потока ледника. Нами был выбран второй вариант, так как он короче и техничнее. Переждав дождь, идем в тумане траверсом вначале правобережной морены лед. Сев. Башиль, а затем левобережной морены северной ветви лед. Башиль (за моренным валом есть довольно большое озеро). Через полчаса выходим на открытый ледник. Начался дождь, который пересидели под тентом. Пройдя пол-перехода, вышли к месту впадения левого притока ледника. На морене справа по ходу площадки под палатки, вода рядом в ручье. Поскольку ночевать на снегу желания ни у кого нет, ночуем здесь. День 12. 8.08.98.
С утра за переход
по морене поднимаемся в верхний цирк, еще за переход по ровному льду,
затем по снежному склону с крутизной до 30° выходим под ледовый склон.
Склон по центру разорван, обходим разломы справа по ходу и по широкому
ледовому ребру (крутизна до 60° на участке до 30 м, попеременная страховка
через ледобуры), затем по выполаживающемуся ледовому склону выходим в
верхний цирк перевала. Отсюда за переход по некрутому снежному склону
выходим на перевал. Под самой седловиной широкий бергшрунд, преодолеваемый
по снежному мосту.
Дальше идем по тропе по гребню морены и за переход выходим к ночевкам у ее конца. Там палаточный лагерь иностранцев. Отсюда за час по тропе доходим до моста через р. Адырсу выше а/л "Уллутау". Около трех часов ушло на обед и борьбу с заброской. Перевал Гумачи (2А,3540).
Перевал расположен в хребте Адылсу между вершинами Гумачи на юге и Чотчат Южная (Трапеция) на севере. Соединяет верховья долин Адырсу и Адылсу, ледники Адырсу (западная ветвь) и Джанкуат соответственно. Переходим по мосту на левый берег р. Адырсу и за переход по крутой тропе, идущей по "бараньим лбам" выходим на ночевки. Однако из-за сильной жары воды в привычном месте на скалах не оказалось :-(. Пришлось еще пол-перехода идти по гребню морены до ночевок в кармане, вода далеко внизу - на бараньих лбах у языка ледника Гумачи (западной ветви лед. Адырсу). День 13. 9.08.98.
Еще через 30 минут
по открытому разорванному леднику (кошки, связки) выходим в верхний цирк
западной ветви ледника. Справа по ходу на моренных выходах есть ночевки
(3.5 - 4 перехода из д.р. Адырсу). Слева по ходу возвышается вершина Чегет-Тау-Чат
(4050), гребень которой спускается к пер. Украина (2Б,3660). Прямо по
ходу - два пути подъема на пер. Гумачи.
Левый
по ходу путь более простой, частично совпадает с путем подъема на пер.
Украина. Возможно движение в связках до самой седловины, преодолевая разломы
по снежным мостам с попеременной страховкой. На перевал протоптана "тропа",
в верху склона видна спускающаяся группа.
Второй путь - вправо по ходу через ледопад. Этот путь более трудоемок, но технически интереснее. Здесь группа разделилась: одна связка (3 человека) пошла слева по "тропе", другая по ледопаду.
Вершина Гумачи (траверс 1Б, 3810) - вершина Чегет-тау (2А, 4050).Вершина Гумачи расположена в ГКХ, является узловой - от нее на север отходит хребет Адырсу. Севернее вершины расположена седловина перевала Гумачи (2А, 3540). Гумачи - традиционная альпинистская вершина, по всем трем гребням восхождения на нее имеют 1Б категорию сложности.Вершина Чегет-тау расположена в ГКХ юго-восточнее в. Гумачи, отделена от нее седловиной перевала Украина (2Б, 3660). Наиболее простой маршрут на вершину - 2А по северо-западному гребню с упомянутой седловины. По Наумову маршрут ледовый, однако сейчас он реально комбинированный. День 14. 10.08.98.
С седловины подходим
к началу скального северо-западного гребня вершины Чегет-тау. Поднимаемся
по крутому снежно-ледовому склону около 50 м. (кошки), затем выходим на
скалы. Лед можно также обойти по скалам правее по ходу. Далее движемся
по широкому разрушенному скально-осыпному гребню с крутыми взлетами. Можно
двигаться левее по ходу по ледовому склону (крутизна местами более 40°).
Навесили 40 м. перил (пересечение кулуара с выходами льда, затем скалы
крутизной 60-70°). Подъем на вершину от пер. Украина - 4 часа. На вершине
видимость ограничена, туман.
При подходе к пер.
Гумачи погода портится - ветер, срывается дождь. Быстро собираемся и спускается
в д.р. Адылсу. С перевальной седловины - 40 м. дюльфера по разрушенным
скалам, петля на камне на седловине. Последний спускается "пешком". Далее
по осыпному, затем снежному склону выходим на лед. Джанкуат. Затем переход
(около часа) в связках по закрытому разорванному леднику к началу левобережной
морены, откуда еще переход по камням, затем по тропе на гребне морены
до "Зеленой гостиницы". На "Зеленой гостинице" палаточный лагерь альпинистов и "буржуев", у которых акклиматизация перед Эльбрусом. Вечером меняем у ирландцев сухое молоко на малиновое варенье и банку ананасов. Молоко они взять забыли, а какая же без него овсянка! Нас они, кстати, приняли за ортодоксальных иудеев - все бородатые и флаг какой-то непонятный. Вершина Эльбрус З. (2А алп., 5642).Высочайшая вершина Кавказа расположена в северном отроге ГКХ. Традиционный путь подъема - с Приюта 11, сложность 2Б алп., Эльбрус В. - 2А алп. Реальная сложность ниже на полкатегории, которая добавлена "за высоту".День 15. 11.08.98.
Во второй половине дня - культурная программа (посещение многочисленных хачапурен, распитие пива и вина и прочие безобразия). День 16. 12.08.98.
С утра на машине доехали
до станции "Азау", поднялись на канатной дороге до "Мира", откуда на креселке
до станции "Гарабаши" (3800). Оттуда менее чем за час вышли по "тропе"
по некрутому ледовому склону со взлетами до 30° на Приют 11. На приюте
масса народу, остановились на 1 этаже в помешении "кухни" (в свое время
там был буфет с коньяком и икрой) за 15 рублей с человека за ночь.
День 17. 13.08.98.
Восхождение заняло по крайней мере на полтора часа больше, чем в 1996 году. Основная причина - очень сильный ветер, а так же ледовый склон в районе скал Пастухова. На спуске приходилось идти очень осторожно, хотя два года назад мы там очень резво глиссировали. При подъеме на скалах Пастухова я решил подкрепится: достал шоколадку, развернул, и тут неловкое движение - и мой перекус сдувает порывом ветра! Правда, метров через 30 я ее догнал, но зато выронил рукавицу, которая в мгновение ока улетела в сторону Малки :(. Хорошо, были запасные перчатки. При траверсе на седловину приходилось идти следующим образом: проходишь метров десять, потом вжимаешься в склон и пережидаешь очередной порыв ветра. Мелкие кусочки льда ощутимо бьют по ногам - чувствуется через двое штанов. На седловине ветер поутих - то ли улучшилась погода, то ли тень от вершины. Надо отметить, что в 1998 году склон от Приюта до начала траверса к седловине был практически весь ледовый. В результате - почти каждый день кого-нибудь спускали вниз с травмами. За те три дня, что мы были на Приюте, спустили несколько человек с переломами, ушибами и т.д. Перевал Хотю-тау (1Б, 3500).
Перевал находится
в перемычке Хотютау севернее одноименной вершины. Соединяет д.р. Уллу-Кам
с плато Хотю-тау. Прохождение в связке с пер. Эхо Войны имеет категорию
1А. День 18. 14.08.98.
Оказывается, ниже отрога целый лавовый оазис: прогретые на солнце песчанные площадки, ручеек (правда, изрядно мутный) и даже растут какие-то белые цветочки. Два года назад мы тут влезли в снег по пояс, пришлось обходить отрог по-верху. Шли мы тогда в обратную сторону - с Хотю-тау на Приют. Седловина перевала
скальная, есть места под палатки. Еще больше площадок на широком гребне
севернее перевала, за скальным жандармом. Там же остатки блиндажей.
День 19. 15.08.98.
День 20. 16.06.98.
Рекомендации по оформлению документов.Оформление пропусков в погранзону КБР производится в г. Нальчике в погранотряде по адресу г. Нальчик, ул. Кабардинская 192 (танковая часть), тел. 5-65-01. Офицер, занимающийся этим вопросом (капитан Рудаков или майор Токарев), работает с понедельника по пятницу включительно, с 10 утра.Для оформления необходимо иметь: маршрутный документ, несколько экземпляров списков участников группы с паспортными данными (остаются в погранотряде и на заставах) и копии карты с указанным маршрутом. Впрочем, при нас группа москвичей получила пропуск, написав импровизированную маршрутку на листе бумаги прямо на КПП. Выход в погранзону Карачаево-Черкессии не составил труда - дежурный на заставе ограничился проверкой маршрутных документов. Спасслужба находится по адресу: 360 000 г. Нальчик, ул. Чернышевского 19, Лавров Александр Николаевич, тел.деж. 9-38-18, тел. начальника 9-32-44. Проехать от центрального автовокзала на автобусе N 11 или маршрутным такси N 11 до здания Гражданской обороны. Заброску можно оставить в любом альплагере у начспаса или на продскладе (по рекомендации и/или за небольшое вознаграждении). Правда при этом можно потратить довольно много времени, ожидая соответствующее должностное лицо. Кстати, в тех же альплагерях можно разжиться продуктами и снаряжением по умеренным ценам. |
Автор отчёта:
Леонид Смидович, г.Харьков Фото: Леонид Смидович, Денис Абрамов © 1998-2000 Леонид Смидович © 2000 Сервер Mountain.RU All rights reserved. |