|
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке
МКК
|
МКК горный туризм > Библиотека |
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU
Перевал Атсыз (Шаурсал) 2Б, 4050. Перевал расположен в Каргашильском хр., севернее в. Шаурту. Ориентация склонов запад-восток. Перевал соединяет с запада - лед. Шаурту (т/б “Чегем”), с востока - лед. Салынан (лед. Безенги, а/л “Безенги”). Пройден с запада на восток. Подъем. От т/б “Чегем” по тропе по пр. берегу р. Чегем поднимаемся под лед. Тютюргу, здесь переправа через р. Тютюргу в брод по камням, и далее по пр. берегу р Шаурту, по карману, затем по гребню правобережной морены лед. Шаурту поднимаемся к нижним шауртинским ночевкам. Время прохождения: 3 часа 20 мин. ч. х. в. От нижних шауртинских ночевок переходим вправо на ледник и по лев. борту ледника поднимаемся к осыпному склону, правее по ходу от ледопада, ведущему на верхние шауртинские ночевки (ф.1). По конгломерату и осыпи вдоль лев. края ледопада поднимаемся на верхние шауртинские ночевки. Время прохождения: 2 часа. От верхних ночевок по пологому открытому, а затем закрытому леднику (связки) поднимаемся под бергшрунд, обходя ледовые сбросы под взлетом справа по ходу (ф.2,3). Крутизна постепенно возрастает до 35-40%. Время прохождения: 2 часа 30 мин. Перевальный взлет - сн.-лд. Склон 180-200 м, крутизной в среднем 45% (ф. 2,3,5), участки до55%, над бергшрундом - 6 м, до 80% (ф.4). Склон проходится в любом месте от в. Шаурту до в. Атсыз, и, по нашим сведениям, все эти варианты прохождения перевала были пройдены. По описаниям последних лет все поднимаются на седловину ближе к в. Атсыз. Параллельно с нами к перевалу поднималась группа из Днепропетровска, поэтому чтобы не мешать друг другу, мы пошли на соседнюю седловину (в 200 м ближе к в. Шаурту). При подходах под взлет много рыхлого снега, тропежка достаточно тяжелая (ф.3) (Днепропетровцы один раз ушли с нашей тропы, а затем быстро на нее вернулись -когда проходили под нами - поблагодарили за тропу). Подъем на перевал - четыре веревки, через бергшрунд часть рюкзаков вытаскивали. Подъем занял 3 часа 20 мин. На перевале были в 13-20. Здесь нас накрыл непродолжительный снежный заряд. Седловина в этом месте - довольно широкий снежный гребень, есть вода, можно ночевать. На восток с перевала уходит система ск-ос кулуаров, с нашей седловины примерно в 300-400 м ниже выходящих на крутые бараньи лбы. Тура и записки здесь нет, оставляем свою. (Как потом выяснилось, тур первопроходцев с названием Шаурсал был еще ближе к в. Шаурту, записку там сняла группа Лещенко Б.П., через две недели после нас). Спуск. Снизшей точки перевала уходим вниз по ск-ос кулуарам и гребням и через 100-200 м выходим на удобную полку слева от перевального кулуара (при пересечении кулуара использовали перила - 25-30 м, ф.7). Разведка вниз не понравилась (с перевала и далее по гребешкам просматривается вниз 40-60 м, так что спускались с разведками), поэтому останавливаемся на обед, заодно разведывая проход влево, через боковой отрог в систему соседних кулуаров, спускающихся вниз с традиционной седловины перевала. Крутизна всех ск-ос участков не превышает 45%, но кое-где используем перила, т.к. группа уже прилично устала (ф.6). С седловинки бокового отрога открывается вид на восточный взлет соседней седловины перевала. К этому времени там появились Днепропетровцы. Кулуар с седловины выглядит длинной ледовой соплей, так что мы только порадовались, что туда не пошли. Днепропетровцы ни в этот, ни на следующий день так и не начали спуск, возможно, вернулись обратно. Кулуары чрезвычайно опасны, камни из-под ног уходят в большом количестве, поэтому спуск медленный (ф.6). Для ускорения бросаем веревки для спортивного спуска, все равно проходить можно только по одному. Последний спускается пешком. В конце каждой веревки уходим влево или вправо - где есть укрытие под скалами и там собирается вся группа. Темп из-за этого довольно низкий, и становится понятно, что до баранкоша сегодня мы не спустимся. Продолжая спуск, высматриваем возможное место ночевки. Движение в основном идет по правому или левому контрфорсу вдоль кулуара, по кулуару периодически летят камни. В кулуар “нырнули” один раз при переходе на правый его контрфорс, в месте с участком снега и по снегу быстро спустились на 2 веревки. Через 4 часа вышли на осыпную седловину под скальным жандармом - намеченное место ночлега (ф.6). После установки палаток и ужина началась сильная гроза. Время прохождения: 5 часов. Далее от седловины влево - вниз по осыпи 20-30% и скалам в узкое горло снежного кулуара в скалах, ведущего на ледник (ф.8,9). По кулуару (жесткий снег) 30%, 100 м - две веревки спортивного спуска и далее влево - вниз на ледник. Всего 1 час 10 мин. Далее по левому борту ледника и его левобережной морене выходим к реке, переправа по камням на правый берег и спуск на тропу по гребню левобережной морены лед. Безенги, по которой выходим к баранкошу. На озере - обед (ф.10). Время прохождения: 2 часа 40 мин. Перевал расположен в коротком восточном отроге Каргашильского хр., и соединяет лед. Кель-баши и лед. Безенги. Самостоятельного значения не имеет. Используется для подходов под перевалы Ортокара В., все перевалы Цаннер, Чюрлениса для сокращения пути. Пройден по пути к перевалу Ортокара В. Подъем. От баранкоша по тропе (ф.10), осыпи, скалам, затем опять по осыпи поднимаемся в широкую осыпную чашу перевального цирка. 1 час 20 мин. Здесь бивак. С утра погода резко портится. Далее по тропе по осыпи поднимаемся на перевал за 1 час 10 мин. Из-за погоды ставим бивак. Целый день гроза, дождь с градом. Из-за потерь времени и дефицита продуктов окончательно отказываемся от пер. Чюрлениса и траверса в. Ляльвер. Перевал Ортокара В. 3А, 4000 м Перевал расположен в Каргашильском хр., между в.Салынан и Ортокара, прямо под вершиной Салынан. Ориентация склонов север-юг. Перевал соединяет с севера - лед. Шаурту (т/б “Чегем”), с юга - лед. Кель-баши (лед. Безенги, а/л “Безенги”). Пройден с юга на север. С пер. Кель подходим по пологому открытому леднику под перевал Ортокара В. (ф.11). Время прохождения - 40 мин. По дороге под взлет с соседнего кулуара прошел гигантский обвал камней. Впечатляет. Перевальный взлет - сн-лд кулуар примерно 700 м, 35-40% (ф.11). В снежные годы, очевидно, проходится без проблем за 1,5 - 2 часа. В нашем случае, и, очевидно, последние несколько лет кулуар практически ледовый (встречаются участки со снегом за счет вчерашней непогоды). В верхней части кулуара из-за опасности срыва начинаем вешать веревки (ф.12). До этого места (место раздвоения кулуаров - можно подниматься по любому) поднялись минут за 40-50. Вышло солнце, пошли одиночные камни. До седловины провесили 220-250 м на ледобурах, последние 50 м по скалам. Всего на перевал поднялись за 2 часа 40 мин. Седловина перевала - широкий сн-ос гребень, на осыпи есть площадки. Спуск. Северные склоны перевала - это ледник, по сути - ледопад с системой ледовых сбросов, сераков. В верхней части все это закрыто приличным слоем снега (ф.13). Спуск сначала в связках (ф.13), затем по перилам (ф.14-16), придерживаясь гребня, разделяющего взлеты В. и З. Ортокары. Крутизна на перильной части спуска в верхней части до 40%, 4 веревки по снегу на ледорубах, ниже 45-50%, лед, 6 веревок на ледобурах. Последние 2 веревки влево - вниз между двумя нижними ск. жандармами гребня, выводят на склоны пер. Ортокара З. От седловины 5 часов. По ледопаду в связках вниз, затем вправо, на закрытый ледник со следами ледовых обвалов, далее открытый ледник и снова ледопад, который проходится по правому борту, далее по открытому леднику, моренам, бараньим лбам к нижним шауртинским ночевкам (ф16,1). 1 час 35 мин. Далее по тропе до т/б “Чегем” см. Описание пер. Атсыз. 3 часа 40 мин. Перевал расположен в хр. Бадорку, соединяет с юга - лед. Ю. Чат (лед. Кулак, т/б “Чегем”), с севера - лед. С.Чат (р. Башиль, т/б “Башиль”). Пройден с юга на север. От т/б “Чегем” по тропе до сев. приюта, далее под лед. Кулак, по языку которого переходим р. Башиль и траверсом выходим к озеру под бараньими лбами пер. Чат (ф.17). Всего 3 часа 5 мин. Здесь обед. От озера по конгломератно-осыпному склону справа по ходу от бараньих лбов поднимаемся под ледник (ф.17). Всего 50 минут. Традиционный кулуар левого борта ледника нас не привлекает - уже обед, а он весь причесан следами камней. Идем по льду вдоль кулуара, кое-где провешивая веревки (ф.17-19). Крутизна в основном 25-30%, в нижней части попадаются участки до 50%. Выше ледник становится закрытым. Поднимаемся под перевал, обходя большой нунатак справа по ходу. Под перевалом встречаем группу Жижина из Ставрополя, они делают шестерку. Здесь бивак (ф.20,21). Всего по льду 3 часа 25 мин. От места ночевки за 25 мин. поднимаемся на перевал по пологому закрытому леднику (ф.21). Седловина - ск.-ос. Широкий гребень, можно ночевать, есть готовые площадки (ф.22). Тур - на “макушке” гребня, спуск лучше начинать чуть левее, ближе к пер. Бадорку. Северный склон перевала - лед. С. Чат, в верхней части довольно спокойный, ниже уходящий ледопадом (ф.27,29). В верху по льду крутизной до 40% с несколькими бергшрундами и трещинами провесили 7 веревок по 50 м (300-320 м), все на ледобурах (ф.24,25). Ледопад можно проходить и справа, и слева, но в правой части он менее опасен. Мы прошли слева, забегая на камне-опасные участки, но так как шли довольно рано, камней не было (ф.26,27,29). В левой части ледопада провесили еще 2 участка в 100 и 200 м, затем в связках спустились на правобережную морену лед. С. Чат. Здесь обед. Всего от седловины 5 часов 30 мин. По тропе на гребне правобережной морены лед. Чат С. спускаемся к р. Башиль (ф.30) и далее по ее правому берегу до чертова моста (нужно не проскочить поворот тропы к мосту, т. к. до турбазы прохода по правому берегу теперь нет) и далее по левому берегу до погранзаставы. Всего 2 часа 10 мин. Перевал расположен в хр. Адырсу, севернее в. Орелю. Соединяет с востока - лед. Ю. Кенчат (р.Джайлык, т/б “Башиль”), с запада - лед. Орелю (р. Тютюсу). От т/б “Башиль” по небольшому мостику чуть ниже погранзаставы переходим р. Джайлык и по тропе по левому берегу р. Джайлык поднимаемся к слиянию истоков р. Джайлык с лед. Ю. Кенчат и лед. Джайлык (ф.33). До слияния 1 час 40 мин. От слияния по тропе по левому берегу притока р. Джайлык поднимаемся под пер. Килар, Штенбергера. 2 часа 20 мин. По моренным валам и открытому леднику поднимаемся под перевальный взлет (ф.34). 2 часа 10 мин. Перевальный взлет - скально-осыпной склон крутизной до50%, 50 м, осыпь внизу лежит на льду (ф.35). До седловины - 10 мин. простого лазания. Седловина - ск-ос гребень, довольно узкий (ф.36). Спуск начинаем в левой части седловины по сильно разрушенным скалам и осыпи (камнеопасно!, ф.37), 45%, 70 м, постепенно перемещаясь вправо-вниз к правому борту ледника. До ледника 25 мин. Далее вдоль правого борта ледника вниз почти до языка и по языку переход влево, к озеру под пер. Ростовский (ф.38). 45мин. Перевал Ростовский 1Б, 3700. Перевал расположен в западном отроге хр. Адырсу, отходящем от в. Орелю. Соединяет с юга - р. Тютюсу (лед. Тютю), с севера - лед. Орелю (р. Тютюсу). Самостоятельного значения не имеет. Проходится совместно с перевалами Килар, Штенбергера. Описания перевала и фотографий у группы не было. Со стороны пер. Штенбергера поднимались на наиболее простую и самую низкую седловину (со стороны пер. Килар можно подняться на другую седловину, которая кажется ниже). Подъем. От озера по скально осыпному и конгломератному склону крутизной 20-30%, 400 м поднимаемся на седловину (ф.38-40). 1 час. Седловина - широкий осыпной гребень (ф.40). Спуск прямо вниз выводит на скальные сбросы, уходим траверсом вправо через несколько контрфорсов по мелкой осыпи и конгломерату крутизной до 40% (ф.41,56). До ледника - 10 мин. Далее по леднику и моренам к озеру на моренном гребне - 35 мин. Здесь бивак (ф.56). Перевал Джайлык (Суворова)+траверс массива Тютю 3А+3А, суммарно 3Б, 4440. Перевал расположен в хр. Адырсу, между в. Джайлык и Тютю. Две седловины разделены скальным жандармом. Соединяет с юга - лед. З. Джайлык (р.Юномсу, а/л “Уллу-тау”), с севера - лед. Тютю (р. Тютюсу). Перевал односторонний, определяющая сторона - северная (с юга - 1Б). Пройден с севера в рамках траверса массива Тютю. По состоянию на этот сезон, и очевидно последние несколько лет, перевал сильно изменился. Северный его склон чрезвычайно камнеопасен, движение по описаниям прошлых лет затруднено. Прохождение с юга на север проблематично, т.к. нижняя часть перевала простреливается камнями практически по всей ширине и постоянно уже после 9-00, т.е. до этого времени необходимо уже уйти с перевального склона, провесив при этом 10-15 веревок (в зависимости от выбранного пути). Возможен, правда, спуск по нашему варианту подъема с ночевкой на осыпной полке и ранним прохождением нижней части склона, но это уже довольно не стандартное решение. Из-за необычного состояния северного склона один день провели в наблюдении за ним, после чего и наметили путь прохождения перевала. В нашей ситуации выход на седловину под названием пер. Суворова был и более безопасным, и более выгодным, т. к. сокращал путь подъема на в. Тютю. Практически весь подъем на перевал проходил новым вариантом, не соответствующим имеющимся описаниям. Участок траверса в. Тютю от седловины пер.Суворова до юго-восточного плеча в. Тютю - это первопрохождение, дальше движение идет по альпинистскому маршруту 3А к.с. В целом можно рассматривать данный маршрут как первопрохождение траверса в. Тютю по новому маршруту - лед. Тютю - пер. Суворова - в. Тютю - пер. Кулумкол - лед. З. Джайлык, соответствующему 3Б к.с. Подъем на перевал Джайлык (Суворова). От места ночевки по тропе на гребне морены, затем влево-вниз к леднику Тютю. Далее в кошках по льду крутизной до 25% подходим к срединной морене под перевалом. (1 час, ф.42). Здесь бивак. Связка обработала бергшрунд (одна веревка, разведка и обработка заняли 1 час 40 мин.). Ранний выход (5-00) и в темноте подходим под бергшрунд (30 мин.), сразу провешиваем еще 2 веревки через несколько бергшрундов влево-вверх для выхода на язык ледника, свисающий с перевального цирка (ф.43,44). По льду крутизной 40-50% поднимаемся в цирк перевала (еще 5 веревок по 50 м, ф. 44-46). Всего 2 часа 30 мин. Далее по пологому (20-30%, ф.46) снежно-ледовому склону поднимаемся вправо - вверх под скалы правее по ходу ледового кулуара, ведущего на седловину пер. Суворова. (30 мин.). Все другие варианты подъема, раннее пройденные и описанные в разных отчетах, по состоянию на этот сезон просто не приемлемы. К моменту подхода к скалам начали лететь отдельные камни, а позже - почти постоянно с разных направлений пошли обвалы камней, перекрывая практически всю ледовую часть подъема. По скалам 10 м 70%, далее 75м, 20-30%, перила, далее конгломератно-осыпная полка, по которой подходим под стену в. Тютю (100-150 м) и влево вдоль стены 100-150 м на контрфорс. По контрфорсу перила по скалам 40-60%, участки до 80%, 80-85 м (2 веревки) вверх, затем влево 1 веревка 40 м через кулуар выше его ледовой части, еще 40 м влево по полке до соседнего контрфорса, по которому 2 веревки по40-45 м до осыпи, по ней пешком 50-70 м на уровень седловины и далее 50 м перила влево на седловину (переход через кулуар выше льда). Всего по скалам 385 м перил, 5 часов (ф.42,47,49-55). К 13-00 все на перевале. Здесь обед. Спуск с перевала просматривается - это мелкая осыпь 25-30%, около 300 м, возможно в нижней части на льду, далее открытый ледник З. Джайлык, ориентировочно 1Б. От седловины начинаем подъем в 14-30. Во время обеда провесили 4 веревки вверх по восточному гребню вершины, две (ок. 85 м) по простому гребню, еще 2 (80-90 м) в обход жандарма Башня (ф.57), с перевала напоминающего огромный парус. Жандарм обходится слева по ходу, выход на гребень за жандармом идет по стенке крутизной до 70%, 60-70 м. Следующий жандарм проходим в лоб, 60 м вверх, 30 м вниз и 25 м вверх на стенку крутизной до 80% (ф.58), на стене по полке влево по ходу 15 м , 10 м вверх до широкой косой полки, по которой вправо-вверх 30-40 м под стенку и по ней 20 м влево-вверх (ф.59,60) под юго-восточный гребень Тютю. Выход на гребень - стенка 4 м 85-90% (внутренний угол), далее простая полка вправо до осыпи, по которой выход на сн.-лд. гребень - выход на альпинистский маршрут 3А к.с. (ф.60). Всего от седловины 5 часов. На осыпи строим площадки, бивак (ф61,62). Всего от седловины до классического альпинистского маршрута провешено 405 м перил, много участков по крутизне близких к вертикали. С утра солнышко, как раз успели собраться (ф.62), затем все затянуло, снег, дождь, град. Поднимаемся на Тютю Вост. по восточному гребню, участки крутизной до 80%, 200-250 м, попадаются петли, крючья, оставленные альпинистами (ф.42,60,62-66). До вершины 3 часа 50 мин. От восточной Тютю по простому скально-осыпному гребню спускаемся на перемычку (ф.70), с которой по простым скалам (перила, 60 м) поднимаемся на Тютю Главную (1 час). Здесь как бы две вершины (следующая в 60 м от первой) и два тура с записками с Тютю Главной. С главной спустились на перемычку под жандарм (дюльфер по склону 40-50%, 60 м), далее на жандарм 5 м вверх и с него дюльфер на перемычку под центральной 30 м. Подъем на Тютю Центр. По скалам средней трудности слева на право на гребень и по простому гребню на Тютю Центр. Всего 10+45+10+10 м перил. С центральной спуск на перемычку под большой жандарм сначала пешком, далее 85-90 м перила, далее стеночка 2 м 90%, полка 15 м, с полки стенка 8 м, 70%, и еще 20 м 30-40%, везде перила, с жандарма вначале по простому гребню, затем по перилам 40 м на перемычку под 2-й западной вершиной. Здесь явно когда-то был ледник (сн-лд гребень), который полностью стаял. Вверх 8 м сложного лазания с отрицаловкой внизу (лесенки, крючья, закладки), вытаскивание рюкзаков. Далее по простому скально-осыпному гребню подъем на Тютю 2-ю западную, с нее спуск по простому осыпному гребню (тропа) на перемычку под Тютю западной, по тропе через Тютю западную на седловину пер. Тютю. Здесь бивак. Всего от Тютю Вост. до места ночевки 7 часов, 415 м перил (ф.67,68,70-76). По прстому гребню (тропа), обходя жандармы слева, выходим на перевал Кулумкол (40 мин.,ф.75,76). Далее по осыпи, открытому льду и моренам правого борта ледника (тропа) вниз к р. Юномсу (1 час 30 мин.) и по тропе до АУСБ “Уллу-тау” 1 час 10 мин. Всего при прохождении траверса провешено 350 м по льду, 1205 м по скалам, затрачено на техническую часть 23 часа чистого ходового времени. Перевал Гумачи 2А, 3540. Перевал расположен в хр. Адылсу, севернее в. Гумачи. Соединяет с востока - р.Адырсу (а/л “Уллу-тау”), с запада - лед. Джанкуат (р. Адылсу). Пройден с востока на запад. От АУСБ “Уллу-тау” по тропе и мосту переходим на левый берег р. Адырсу и поднимаемся по тропе на старые бараньи лбы в соседнем цирке пер. Гумачи, пересекаем отрог и выходим на левобережный моренный гребень ледника, по которому подходим к леднику (ф.77). 1 час 45 мин. По леднику в кошках под ледопад (ф.78,79). Крутизна 10-20%. 1 час. Через ледопад на перевал две веревки по 50 м на участках 60-80% (ф.79,80). 1 час 30 мин. Спуск. С перевала 50 м перила по простым скалам 40-50% (ф.82), далее закрытый ледник, ледопад (связки, ф.83), ледопад проходится полевому борту, дальше по открытому леднику до тропы на левобережной морене, по тропе до зеленых гостиниц. Всего 2 часа. Здесь обед. Далее по тропе до а/л “Джантуган” - 1 час. От а/л “Джантуган” по дороге до ущ. Ирикчат - 2 часа 30 мин. Перевал Российских офицеров 2А, 3500. Перевал расположен в восточном отроге Эльбруса, юго-восточнее в. Советский Воин. Соединяет с юго-запада - р.Ирикчат (пос. Эльбрус), с северо-востока - лед. Мукал (р. Мукал, р.Кыртык, пос. Верхн. Баксан). Пройден с северо-востока на юго-запад. От пос. Эльбрус по мосту через р. Ирикчат и далее по тропе по левому берегу р. Ирикчат резкий набор высоты до поляны возле нарзанных источников, далее по трав.- конгломератному гребню вправо-вверх в обход устьевого каньона, участки повышенной камнеопасности, особенно в дождь, далее по лесу, тропа до границы леса, где хорошее место для ночевки. Бивак. От пос. Эльбрус 2 часа 30 мин. Далее по тропе мимо слияния истоков р. Ирикчат (по правому по ходу притоку) до летовки под перевалом Советский Воин. 1 час 20 мин. От летовки вправо-вверх по тропе и травянисому склону, постепенно забирая вправо по ходу к перемычке в отроге в. Советский Воин, через которую переходим в цирк перевала Российских офицеров. Верховья цирка - скально-осыпной гребень, определить нужную седловину затруднительно. Выбираем наиболее простой кулуар и поднимаемся на гребень. В туре записку не нашли. От летовки до перевала - 4 часа. Спуск. С седловины вниз на ледник по простому снежно-ледовому склону крутизной до 40% (кошки, ф.84), далее по леднику в сторону нунатака. Нунатак обходим справа (трещины) и вдоль него спускаемся к р. Мукал (правее положе, но там постоянно сыпет, ф.85,86). До тропы 1час 40 мин. Далее по тропе до р. Кыртык, переправляемся на левый берег и по дороге спускаемся в пос. Верхний Баксан. На дороге проблема с местами ночлегов, нужно знать, где можно уйти в сторону для выхода на удобные полянки. 4 часа. Из заявленных перевалов группой не был пройден пер. Чюрлениса с траверсом в. Ляльвер - основная причина - плохая погода, а в конце похода был пройден один из запасных вариантов (пер. Рос. Офицеров). Важной причиной сокращения маршрута являлось и то, что большая часть группы планировала попасть вовремя на чемпионат России по ТГТ, который проходил в а/л “Алибек” 25-29 августа. Концовку сокращали по другой причине - оказалось, что необходимо переносить в Хурзук большой груз, а два человека (Часовиков, Кузьмин) из пос. Эльбрус уехали домой (по работе). Отправить груз в Москву не могли - он нужен был на соревнованиях. Поэтому и пошли один из запасных вариантов, оставив груз в поселке Эльбрус. Ледовая обстановка на Кавказе сильно меняется. Ледники уменьшаются. Из-за избыточного тепла даже ночью на высоте ничего не замерзает, и как результат - практически постоянные камнепады с ледовых и скально-ледовых склонов, постоянный уровень воды в реках (переправы вброд затруднены даже в тех местах, где раньше по утрам никаких проблем не было). С другой стороны, практически нет закрытых ледников, отсутствует тропежка, что во многих местах упростило и ускорило прохождение разных участков (а где-то усложнило). Похоже возникает необходимость зачета сложности тех или иных препятствий, пройденных в походах, по факту прохождения и предоставлению соответствующих материалов. Особенно это касается редко посещаемых перевалов или перевалов, информация по которым скудная или отсутствует. Например, пройденные нами перевалы Штенбергера и Ростовский по состоянию на этот сезон явно проще, чем это указано в перечне. Если перевал Штенбергера еще можно с натягом считать 2А, то Ростовский - типичная 1Б. Понятно, что при наличии снега он становится 2А к.с. Многие перевалы усложнились из-за повышенной опасности - по традиционным маршрутам проход опасен, приходится выбирать не традиционный но безопасный путь. Пример у нас - прохождение перевала Джайлык, на котором мы может 200-300 м прошли по описанному участку перевального взлета. Имеется информация и от других групп. В походе 5 к.с. под рук. Ключника А.В. при прохождении пер. Мунадак ( или Семеновского Юж.) они провесили более 17 веревок по льду. Возможно при наличии снега этот перевал и имеет категорию 2А (так указано на карте, другой информации по перевалу не было), но по состоянию на этот сезон это 2Б-3А. Другой пример по упрощению категорий вершин - восхождение на в. Тютю 2-я зап. через пер. Кулумкол по классификатору 2А к.с., сн-лд, а сейчас это широкая тропа по осыпи с незначительным усложнением при прохождении жандармов, что не превышает по сложности 1Б к.с. Перевал Атсыз 2Б, 4050. Перевал соответствует указанной категории. Изюминкой при подъеме с запада является прохождение бергшрунда и 6-м ледовой стенки над ним. На подходе к бергшрунду от верхних Шауртинских ночевок был практически единственный участок закрытого ледника с глубоким снегом - довольно тяжелая тропежка. По собранным нами сведениям, туристами посещались практически все седловины между вершинами Атсыз и Шаурту (их 4-5 шт.). Возможен переход с одной на другую по скальным гребням средней сложности. На выбранной нами седловине тура не оказалось (теперь есть), опять же на основании имеющейся информации теперь на этом участке есть по крайней мере 4 тура (и соответственно записки) с перевалом Атсыз или Шаурсал. С востока перевал имеет протяженные кулуары и повышенную камнеопасность (как и большинство перевалов в Каргашильском хребте). Спуск вниз просматривается на расстояние 40-100 м, и при имеющейся скудной информации приходится постоянно делать разведки. Потери времени приводят к тому, что за один день крайне сложно спустится до ледника Безенги. Камни в кулуарах летят и из-под ног, и сами по себе, поэтому двигаться лучше по контрфорсам по краям кулуаров. Перевал Ортокара Вост. 3А, 4000. Перевал соответствует указанной категории, хотя прохождение его усложнилось, т.к. южный его склон - 700-м кулуар - стал полностью ледовым и в верхней части для безопасности пришлось провешивать перила (опасность срыва, в т.ч. и из-за летящих камней). Южный склон можно проходить только рано утром, чтобы проскочить хотя бы широкую часть кулуара. Мелкие камни начинают лететь уже после восьми утра, а чем позже, тем крупнее. При срыве из-за голого льда можно улететь до начала кулуара. С севера перевал практически не изменился - в верхней части снег, ниже - голый лед. Возможно усложнилось прохождение нижнего ледопада (он открыт) при выходе на пологую часть лед. Шаурту. В целом перевал - вполне хорошая снежно-ледовая 3А. Перевал Чат 3А, 3950. Перевал - слабенькая 3А, но тем не менее “раздевать” его не нужно. На подъеме с юга основная сложность - выход на пологую часть ледника Юж. Чат. Традиционно устьевой ледопад проходился по кулуару (рантклюфту) левого борта ледника. Может там и можно проскочить рано утром, но при движении позже (мы шли после обеда) там слишком опасно - все черное от камней. Поэтому можно пройти по льду левее по ходу от кулуара, практически параллельно ему. Здесь лед, кое-где требуется страховка (попеременная или перила). На спуске склоны довольно простые, только в нижней части следует распутать ледопад. Весь склон камнеопасен, в верхней части после девяти утра начинают лететь большие камни с огромной скоростью (до ледопада они не долетают - уходят в трещины и ранклюфты). Перевал Джайлык, траверс массива Тютю. Эта часть была несомненно украшением всего похода. Каких-то экстремальных участков при прохождении не встречалось. Тем не менее в совокупности все мероприятие можно оценить как хорошую 3Б. Во всяком случае этот маршрут сложнее таких перевалов, как Курумкольский провал, Лиетува. Можно рассматривать все мероприятие как 3А+3А, при этом каждая 3А будет максимально сложной для своей категории. Северный склон перевала по состоянию на момент прохождения имеет повышенную камнеопасность. Возможно кроме нашей группы этот перевал в этом году никто не пошел. Изюминкой при прохождении несомненно были скальные участки подъема и сам траверс, тем более что по факту скальная часть подъема на седловину и участок гребня Тютю до места ночевки являются элементами первопрохождения. Можно почти наверняка утверждать, что этот маршрут (лед. Тютю + пер. Джайлык + траверс массива Тютю + пер. Кулумкол + лед. З. Джайлык) не проходился до нас ни туристами, ни альпинистами. Перевал Гумачи 2А. По состоянию на момент прохождения усложнился, но не значительно. Соответствует хорошей 2А. Перевал Сов. Офицеров 2А. Не знаю, прошли мы именно ту седловину, которую прошол Расторгуев М., или нет, записку в туре мы не нашли. По ориентации склонов со стороны лед. Мукал это именно та седловина. Соответствует 2А к.с. В целом поход всем понравился. Можно было бы пройти побольше, но не позволяло ограничение по времени из-за соревнований. Можно сказать, что все сложилось достаточно удачно для такого совмещения и получившийся двухдневный отдых перед соревнованиями оказался весьма кстати. Успели посмотреть и потренироваться и на льду , и на скалах.
|
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999- Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|