|
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма
и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
|
Люди и горы > Очерки, дневники - 2000 > |
Свои отзывы присылайте в ФОРУМ на Mountain.RU
1 день (первый) Из двери вагона в сугроб один за другим вылетели рюкзаки и лыжи - стоянка 1 минута. Поезд скрылся, мы одни стоим на заснеженных путях. Станция Сыня. Местное население делится на три категории: зэки, "начальники" и нормальные люди. Из последних, по-видимому, только диспетчер станции. Сразу же обнаружилось, что в вагоне забыли все карты и компас. Казалось бы, поход окончен, не начавшись, но позвонив на следующую станцию, нам удалось вернуть документы. Тем временем на КПП удалось договориться, чтобы один зэк подвез нас 35 км до лесоразработок на УАЗике. Одна из сложностей путешествий по Приполярному Уралу состоит в большой удаленности массива от дорог и населенны пунктов. Нам придется 4-5 дней "пахать" на лыжах по тайге прежде, чем подойдем к горам. Общая протяженность нашего маршрута составила 338 км. За первый день прошли 7 км. 2 день (глубокоснежный)
Кругом тайга. Идем тяжело и медленно: на плечах рюкзак, по очереди тащим сани с грузом. Лыжи проваливаются в среднем на 30 см. После нас остается глубокая траншея. Как и вчера идет снег, пусть, главное, чтобы распогодилось, когда подойдем к горам. Сегодня пересекли реку Сыня в месте, где она входит в каньон. Преодоление склонов каньона было сложным. Коля, шедший первым, рухнул с крутого откоса, съехав на небольшой лавине. Остался невредим, говорит: "Новые впечатления". 3 день (трудный)
Сегодня вышли на Вангыр. В отличие от предыдущих дней теперь мы пойдем по льду реки, что несколько проще, чем пробираться по тайге, и кроме того, на стоянках можно набирать воду из проталин, а не топить снег - это сэкономит драгоценный бензин. Настроение подняли показавшиеся вдали хребты Сабля и Курсамбай. Они помогут в ориентировании, которое до сих пор было осложнено отсутствием точных привязок. Холодает. Лицо, шапка, воротник покрылись гроздями инея, металлические предметы липнут к пальцам. На привалах долго не сидим, надеясь согреться в движении. 4 день (очень трудный)
Прошли, вернее проползли, по Вангыру еще 13 км, при этом сильно вымотались. Продвижению мешают обширные полыни на реке, которые обходим по непрочным снежным мостам. Снег килограммами налипает на лыжи, затрудняя скольжение. Пот течет ручьями, а наша скорость упала ниже 2 км/ч. Впереди все отчетливее вырисовываются заснеженные горы, но приближаются они крайне медленно. Теперь нас бы уже порадовало пройти запланированное на сегодня расстояние к завтрашнему вечеру, тогда отставание от "оптимистического графика" составит 2 дня. Коля, разрабатывавший маршрут, говорит, что когда сидишь дома перед картой за чашечкой кофе дневной переход в 20-25 км кажется пустяком... Теперь он пыхтит впереди, шаг за шагом прокладывая лыжню по глубокому снегу.
Один день похож на другой. Ходовое время пролетает быстро. Основная жизнь проходит в палатке за приготовлением ужина. Разговоры. Основные темы горы, лавины и встречная бы группа из 4 девушек. 5 день (красивый)
Санки с грузом, которые мы тащим за собой, при движении по сильно пересеченной таежной местности превратились в обузу. Раздаются предложения их разобрать, но мысль, что придется положить еще чуть ли не по 10 кг в и так нелегкие рюкзаки, порывов энтузиазма не вызывает. Все же после обеда радикалы взяли верх - санки разгружены. Наконец-то подошли к горам. Слева поднимается хребет Курсамбай, справа Харото-Вангырский массив. Местами к нашей великой радости выходим на плотный снег, где идти существенно быстрее и легче. Вечером достигли границы зоны леса. Местность зловещая, светит луна, кричит сова, много звериных следов. Тревожно, правда Илья говорит: "Прекрасно!".
6 день (перевальный) Горы. Красота. Фотограф рад. Сегодня первый перевал. На перевале было солнечно и холодно, а шербет очень вкусный. 7 день (морозный)
Ночью нас разбудил холод. За палаткой минус 35 по Цельсию. Уж не знали, что делать, стали рукавицы на ноги одевать. Выдыхаемый нами водяной пар за ночь превращается в слой инея на стенках и ледяную корку на спальниках. Брр-р-р... Сегодня с утра дежурный Илья, его участь вылезать разводить примус.
Когда температура в палатке поднялась до 0 градусов, из спальников начали выползать остальные. Те, кто забыл с вечера положить ботинки внутрь спальника, отодрав от стенки примерзшую обувь, пытаются ее разморозить над газом. Сначала несгибаемый ледяной ботинок дымится, как кусок углекислоты в киоске "Мороженное", но со временем он становится мокрым, и довольный хозяин может обуться. К 9 часом утра заметно потеплело. Отличная солнечная погода и предстоящий короткий дневной переход, наполняют радостью наши сердца. 8 день (гнусный)
С самого утра все вокруг окутано белой мглой. Ближайшие горы не просматриваются, так что сегодня никуда не идем. Лежим в спальниках, с тревогой ожидая каждый порыв ветра, который пытается разорвать палатку и сломать каркас. Наконец, наиболее слабонервные построили снежную стенку для защиты от пурги. Саныч балластом лежал внутри палатки, чтобы ее не унесло. Время течет медленно. Видимо от безделья хочется есть. Пересчитали продуктовую раскладку в надежде обнаружить "лишнюю" еду... Безуспешно. Взамен вечернего приема пищи решили сытно выспаться. 9 день (экстремальный)
За ночь пурга стихла. Сегодня нам предстояло дважды пересечь Уральский хребет и, побывав пару часов в Азии, вернуться в Европу. Взяли очень сложный перевал Неприступный. Его седловина - это площадка, где с трудом помещаются 4 человека с рюкзаками. Вниз пришлось вешать веревку, чтобы слезть с грандиозного карниза. Несмотря на ранний выход, спускаемся уже в сумерках. Крутизна склона не видна, есть угроза схода лавины, но чувство опасности притуплено усталостью. Ситуация накаляется - Илья Чубаров обморозил ноги. Ставим палатку прямо под перевалом. Что будет завтра, не знаю.
10 день (инвалидный) Самая красивая стоянка. Кругом острые хребты с отвесными карами. Но нам не до красот. Ноги у Ильи опухли и покрылись волдырями, он идет, как Армстронг по Луне - смешно и грустно. Зашли 16 км "за угол" хребта и перебрались в балок (хижина с печкой) у подножия Манараги. Здесь мы, похоже, надолго. Саныч "хорошо" ушибся, Илья обморозился. 11 день (продолжительный)
Вова и Коля отправляются на штурм Народной - высшей точки Урала. Вот их рассказ.
"Идти очень далеко, поэтому вышли в 7.45. В 12.00 уже были под Народной и, одев кошки, начали подъем. Восхождение со спуском заняло 5 часов. Наверху красиво и печет солнце. Фотографируем и наслаждаемся видами. Спешим обратно. Начались сумерки, а за ними наступила полная темнота. Ничего не видать, но ориентироваться можно. В зоне леса местность холмистая, проклинаем каждый спуск и подъем, постоянно падая. У Вовчика в глазах желание выругаться. Силы на исходе. Хочется лечь на снег и никуда не идти... Вернулись около 21.00, преодолев 52 км по горизонтали и 1400 м по вертикали. Зашел в теплый балок, трудно говорить и думать. Дали миску с супом. Ем. Наваливается сон..."
12 день (интересный) Манарага - красавица Урала. Ее крутые склоны венчает острый гребень из 6 зубьев. Саныч и Коля сегодня взошли на первую восточную вершину. Вова же после вчерашнего находится "в дауне". Запомнились 60-градусный склон, каменистые зубья и приятнейший спуск на лыжах. Саша Лазарь в восторге.
13 день (легкий)
Илья смог идти, обморожение заживает. Но решено двигаться вниз по реке Косью, а не идти через перевал Студенческий. В начале дня есть попутная лыжня, ибо район Манараги туристами посещаем. Здесь мы встречали группы из Минска, Перми и Сывтывкара. Пройдено 3,5 см по пятикилометровой карте. Неплохо, если учесть, что шли только полдня. 14 день (четырнадцатый)
Чувствуется приближающийся конец похода. Участились разговоры о том, кто что съест, когда вернется, и как "оттянется". Дневные переходы уже превосходят 30 км. Мы планируем выйти к разъезду "1952 км" железной дороги за 3 дня. Хотя есть горячие головы, предлагающие сделать это за два. Но другие говорят, что лучше "не напрягаться" и не идти более 50 км в день. К вечеру вошли в долину речки Дурная-ёль, где снова увязли в глубоком снегу. Вспомнилось начало похода, когда была тяжелая тропежка лыжни. 15 день (обнадеживающий)
Хотим много пройти, поэтому встали рано. Удачно вышли из зоны леса на хребет, где лежит плотный фирновый снег. Дует ветер, но, слава богу, не вморду-винд, а взад-штаг. На западе открывается безграничный океан тайги, на востоке остались горы. Хорошо бы сегодня добраться до буквы "О" в надписи на карте "хребет Обе-из". Попытались доесть запасные продукты. Получилось. 16 день (последний) Сегодня в этом походе все делаем в последний раз: сворачиваем палатку, собираем рюкзаки, перекусываем. Уже захотелось домой, есть даже такие, кто не против начать учиться. Таковы негативные последствия долгого путешествия. Вышли за пределы хорошей карты. Приходится ориентироваться по "народной" карте 60-х годов, к которой больше подходит название "по грибы, по ягоды". Закончили траверс Обе-иза и вышли на Кожимский тракт. Здесь чувствуются следы цивилизации: кое-где валяется ломаная техника. По дороге, кажется, кто-то когда-то ездил, т.к. есть колея. Развили небывалую скорость за весь поход. Уже час едем под уклон так, что ветер застилает глаза и свистит в ушах. Здорово. Плохо то, что мы точно не знаем, сколько идти до станции. Безвестный автор карты, стараясь уместить как можно больше на листе бумаги, явно уменьшил этот кусок местности. Все уже устали, но мы спешим успеть к поезду. Вдруг, показавшаяся вдали ЛЭП, удвоила наши силы. Через полчаса, уже в темноте, мы вышли к освещенному домику, озаглавленному "1952 км Сев ж.д.", преодолев за день 49 км. Затем были Инта,
продуктовый магазин, поезд, сон, Ярославский вокзал, люди, метро, родная
общага... |
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999- Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|