|
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма
и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
|
Люди и горы > Творчество > |
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU О соревнованиях, судьях и участниках Закончен еще один туристский сезон. Впереди – межсезонье, время походов выходного дня, тренировок, слетов, соревнований. По традиции, слеты состоят из спортивной и конкурсной программ. Конкурсы, без сомнения, придают слетам самобытность и зрелищность, но без спортивной программы это, скорее, “мероприятие” в духе массовиков-затейников из парка культуры и отдыха “совковых” времен. Спортивная программа, впрочем, как и конкурсная, при разборе слетов всегда вызывает немало споров, а то и ссор. Мне кажется, что в спортивной части слета основных проблем три – это службы дистанций, судьи, и, возможно, неожиданно, - участники соревнований. 1. Служба дистанции. Служба дистанции – это начальник трассы (дистанции) и его помощники. На них при разборе слета “падает до трети шишек” (остальное достается судьям и оргкомитету). Сначала они должны придумать трассу. И буйная фантазия этих энтузиастов ограничивается конкретным местом проведения слета. Вместо скальной стены, горники, почесывая затылки, вешают “гамаки” и “макароны” на деревьях, стараясь привести элементы трассы в хоть какое-то соответствие со своим видом туризма. Водники с не менее скорбными лицами размещают заковыристую линию прохождения сложного порога в коровьем пруду Слободки, а пешеходники с топорами и лопатами наперевес имитируют завалы и болотистые кочки. Но при этом фантазеры придумывали и деревянный стенд для “ледолазания”, и финал трассы узлов с разрывом контрольного репшнура полиспастом, и многое другое. При постановке трассы надо учитывать уровень мастерства команд, искать “золотую середину”, не устраивая “суперфинал Европы” для начинающих, но и не занижая уровень сложности препятствий. Ведь для роста мастерства нужно тянуться ввысь, а не опускать планку ниже колена. Чтобы не попасть впросак, начальнику и главному судье трассы как воздух необходим личный соревновательный опыт. Чем больше этот опыт, чем серьезней уровень соревнований, в которых начальник трассы, судьи, помощники принимали участие, тем легче им разработать и приспособить под место слета и уровень команд любую трассу, обеспечить ее работу и судейство. Кроме того, начальник трассы обеспечивает: Тут служба дистанции должна работать вместе с главным судьей и судейской бригадой трассы, оргкомитетом и ответственными за безопасность слета. Очень помогает работе трассы ее заблаговременное (до появления на слете участников) прохождение службой дистанции совместно с судейской бригадой. Так можно выявить все особенности трассы, исправить недочеты, а то и скорректировать трассу и “Положение о трассе”. Составление “Положения о трассе”, схемы дистанции, образца заявки по тактике (если это предусмотрено) тоже ложится на плечи начальника дистанции совместно с главным судьей трассы. Кстати, судья еще составляет таблицу штрафов, а это в принципе возможно только при поставленной и принятой ГСК трассе. На слетах т/к “Романтик” существует практика предоставления службой дистанции команде минимума снаряжения, достаточного для прохождения трассы. А это – еще одна “головная боль” - следить за передачей снаряжения командой команде, учет снаряжения, в общем, - “бюро проката”. А ведь на соревнования даже областного масштаба команды привозят спецснаряжение с собой – а как же иначе?.. Это оговаривается в “Положении о слете”. Иногда бывает, что, установив дистанцию, дальше служба трассы пускает все на самотек. Это очень опасно! У меня лично был случай, когда из-за нашей халатности на горной трассе ослабли и растянулись петли точек этапа ИТО (искусственные точки опоры), и команда, претендующая на призовое место, вообще не смогла пройти этот участок. После исправления этапа и жарких споров команде дали перестартовку, а начальнику дистанции и главному судье трассы – “нагоняй” от ГСК и оргкомитета. Был и другой случай, когда на слете в Березовке из-за недосмотра службы горной трассы и ответственного за безопасность произошел сдвиг точки закрепления маятника. Мне как капитану команды было жутко смотреть, как участница моей команды в нижней точке маятника врезалась в дерево, хотя я до старта обращал внимание судейской бригады на сдвиг маятниковой веревки. Службы дистанции, помните: на вас лежит ответственность за безопасность, бесперебойную работу и зрелищность трассы! 2. Судейство. Ни для кого не секрет, что наибольшее количество претензий к судьям вызывают предвзятость либо “подсуживание”, кажущиеся или действительные. Конечно, и то, и другое – вещи отвратительные, но речь не об этом. По своему опыту участника соревнований и судьи могу выделить основные проблемы судейства – некомпетентность и, как ни странно, мягкость судей. “Въедливый”, но справедливый и грамотный судья заслуживает, по крайней мере, уважение команд. Такое судейство мобилизует команду, заставляет сосредоточиться, не дать “придире” себя оштрафовать. А “мягкий”, пусть даже компетентный судья, расслабляет команду, и вызывает огромное количество протестов и апелляций. Всем кажется, что других он судил еще более мягко, чем их. И “вредность”, и мягкость должны знать меру. Я считаю, что в обязанности судьи входит разъяснять и подсказывать команде то, что вызывает вопросы и не оговорено “Положением о соревнованиях”: пункты страховки и перестежки, перила, ворота и т.д. Однако подсказывать тактику прохождения, разъяснять “дырки” в “Положении…” недопустимо – это уже подсуживание. К большому сожалению, на слетах и соревнованиях разных рангов “судьи” часто не знают своих прямых обязанностей и прав – где и какой штраф давать, где не штрафовать вообще, где остановить команду по соображениям безопасности и заставить пройти этап правильно и многое другое. Мне повезло – кроме участия в соревнованиях разного ранга с сильным судейством и в сильных командах, я слушал семинары судей при Одесском городском турклубе, которые проводил Г.В.Гергая – судья Всесоюзной категории, человек с огромным опытом. Эти семинары очень подняли уровень судейской грамотности туристов – спортсменов. Нас тогда было человек 20-30 туристов, желающих повысить свою квалификацию и не выглядеть на соревнованиях невеждами. Очень жаль, что сейчас нет подобных мероприятий, как и курсов СТП, ВТП и СИП. На студенческих слетах часто бывало,
что судьями на этапах назначали либо новичков, либо малоопытных туристов,
наспех объяснив им, для чего они тут нужны. Этого делать категорически
нельзя! Грамотное и честное судейство может поднять интерес к самой простенькой
дистанции, и наоборот, сложная интересная трасса может быть напрочь загублена
плохим судейством. Мы всегда старались руководствоваться даже для студенческих
слетов и соревнований “Положением о Всесоюзных соревнованиях …” по технике
того или иного вида туризма и судить исходя из его норм. 3. Участники. Участники соревнований – это мы, туристы. “Туризм – это образ жизни” - эта фраза стара и банальна, но отражает реальное положение вещей. Одни приходят в туризм за “адреналином”, их привлекает спортивно-экстремальная грань; другие – искать единения с природой, увидеть новые места и районы; третьи – общаться с друзьями в “нецивилизованных” условиях, и т.д. Направлений в туризме много. Долгое время я считал самодеятельный туризм только “экстрим-спортом” плюс в небольших количествах все остальное. Со временем пришло понимание, что все составляющие ценны и равноправны. И все-таки, спортивная подготовка – это база самодеятельного туризма. Всевозможные “чемпионаты отчетов”, рассказы участников, фотографии, фильмы не так зрелищны и азартны, как “очные” соревнования. Кто быстрее и техничнее? Чья тактика и стратегия лучше? Чья команда слаженнее? Все это особенно ярко выявляется на соревнованиях, привлекая много болельщиков и зрителей. Как же может выиграть команда, какими должны быть участники? Идеальных рецептов здесь нет и не может быть. Один мой товарищ после неудачных соревнований всегда повторяет: “Тренироваться надо!” Он имеет в виду не только индивидуальную подготовку, но и слаженность команды, четкие действия, возможность принятия оригинальных решений, смекалку, в общем, все то, что называется классом команды. Туризм – спорт командный. Часто успехов добивается не “звездная сборная”, а давно схоженная группа, понимающая друг друга с полуслова, где у каждого – свой “кусок” работы. Очень много значат командные тренировки на Куяльнике, на скалодроме, в Лесках, на Южном Буге, в Крыму… Кроме того, участники должны разбираться в “соревновательной юриспруденции”, т.е. что запрещает, а что позволяет тот или иной пункт “Положения…”. Хочется пожелать участникам , да и судьям, и зрителям корректности и вежливости. В последние годы на трассах можно услышать и ругань, и матерщину, что четко характеризует “класс” и “схоженность” команды. А ведь рядом, на “трибунах” - женщины и дети. По моему мнению, за мат команду надо снимать с трассы, а зрителей – урезонивать, а то и “выводить из зала”. При всех недостатках “старых туристов”,- мол, и хвастуны, и алкоголики, и брюзги,- подавляющее их большинство на дистанции такого себе не позволяют. Чем же еще привлекательны “очные” соревнования, кроме азарта и зрелищности? Здесь всегда можно подучиться друг у друга чему-то новому. Соревнования расширяют туристский “арсенал” приемов преодоления препятствий, обогащают знания и навыки, помогают накопить опыт для принятия правильных действий в походах, нестандартных решений ситуаций, особенно в условиях ограниченного времени. Мне весьма помогал в походах “соревновательный” опыт, да и опыт походный в соревнованиях был полезен. Уважаемые Туристы! Ходите в походы
и соревнуйтесь – это увлекательно, полезно и даже весело! В одной федерации, серьезной организации Все по царскому указу, К купцам да сановникам обратилися: Рекламу к шутам прикрутили канатами
– Сам царь опосля банкету
Не могут волы с возами в болото, Версты эдак через две Поставили шатры – в каждом как минимум Повесили веревки пеньковые – Возились три дня и три ночки, Поперек реки накидали коряги – После подвигов трудовых Разговелися пивком, закусили угольком. Наутро, во время похмеляции КМС Кретьен, сверхтрепливый спортсмен; Стоят скоморохи, издают вздохи. Боритесь честно, мухлевать неуместно. Стали туристы стараться, меж собой Турист Быстроног споткнулся о пенек, Соревнования в разгаре, С целью избежать постороннего влияния Так что судьи хороши – Скоморох
Камнеедов судит конкурс обедов. Судья на горной трассе давит с утра
по массе: Приключился прецедент – межнародный
инцидент: Собрался оргкомитет – как избавиться
от бед? Гвоздь служил шутам стендом; Порешили скоморохи, что с гвоздями Собиралося жюри Присудить послу армяк – Нету денег на призы – по бумажке
на носы. Вручены в строю награды – Удалось мероприятье – Меценатам дан отчет – Скоморохи сыты, пьяны, Ну, они на мысли скоры – Так, простите за цинизм, |
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999- Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|