Пишите в ФОРУМ
на Mountain.RU
Автор: Александр Курбангалей, г.
Волгоград
База несчастных случаев
в горах
Основная
таблица
Район |
Ц.Тянь-Шань |
Место Н/С |
хр.Терскей Алатау, южные отроги,
перевал Бороко 2Б |
Город/клуб |
Днепропетровск |
К\С |
V |
Кол-во участников |
8 |
Дата \ время Н/С |
27.07.89 г. в 9.00 |
Погода в день Н\С |
ясная, теплая |
Исход |
Овский В.А. погиб |
Описание
Н/С |
Авария произошла
во время спуска с перевала Бороко 2Б, 4400 м на восток. Накануне
была сильная гроза и группа ночевала на перевале. Склон снежно-ледовый
с участками скал, опасен камнепадами. Спуск начали в 7.00, погода
ясная, теплая. Был пробит проход в самом тонком месте нависающего
на восток карниза и навешены две веревки перил. Верхнее крепление
первых перил - на двух ледорубах, вбитых в снег на расстоянии 10
м от края карниза. В течении 2-х часов ушли вниз по перилам 6 человек.
Овский В.А. спускался последним, используя тормоз на карабине, имел
самостраховку схватывающим узлом. Как и предыдущие, он вел спуск
вниз и вбок к находившимся примерно в 15 м от карниза скалам, где
был закреплен нижний конец первых перил. Овский В.А. спустился вниз
на 3 м от карниза, последовал рывок, вырвало ледорубы верхней точки
закрепления перил, обвалилась часть карниза. Овский В.А. покатился
вниз по склону, ударившись головой о скалы, и завис на веревке,
удерживаемой ее прежним нижним закреплением. На голове Овского В.А.
подошедшие обнаружили рваную рану, признаки жизни отсутствовали.
После аварии по склону продолжали сходить лавинки, падать камни,
произошел второй обвал карниза. |
Ошибки
|
Тактические
|
плохая акклиматизация |
|
|
спешка на маршруте |
|
|
несоответствие опыта группы сложности
препятствия |
|
|
поздний выход |
|
|
незнание района |
|
|
ошибки в ориентировании |
|
|
недостаточность информации |
|
|
Психологические
|
развал группы |
|
|
психологическая несовместимость участников |
|
|
отсутствие (плохое) руководства |
|
|
потеря авторитета руководителя |
|
|
недисциплинированность |
|
|
одиночное хождение |
|
|
переоценка собственных сил и возможностей; |
|
|
Техники, страховки
|
отсутствие страховки |
|
|
некачественная страховка (разрушение
точки страховки); |
Х
|
"вырвало ледорубы
верхней точки закрепления перил," |
некачественное страховочное снаряжение |
|
|
не умение выполнять спасработы |
|
|
неумение осуществлять самозадержания |
|
|
отсутствие снаряжения, необходимого
по условиям безопасности |
|
|
Заключение комиссии
|
В материалах по данному
НС в качестве причины указано несколько взаимосвязанных событий.
Во время спуска предыдущих участников и самого Овского В.А. карниз
был подрезан веревкой и часть его обвалилась на пострадавшего. Такому
развитию событий могла способствовать теплая погода и, возможно,
образовавшийся при прорубании карниза надлом в его теле. При этом
верхнее крепление перил в силу его малой надежности и отсутствия
контроля за ним было вырвано ударом сравнительно небольшой снежно-ледовой
массы. Обращает внимание, что нижнее крепление, выполненное более
качественно, выдержало значительный динамический удар от па- дающего
тела Овского В.А. и массы снега.
Итак, основной причиной НС все же приходится считать некачественное
исполнение страховки. Остается сожалеть, что описанное развитие
аварийных событий, не раз отмечавшееся в практике альпинизма и
горного туризма и поддающееся прогнозированию, не было предугадано.
|
Вариант
правильных действий |
- Последний не должен использовать самое ненадежное крепление
перил - на ледорубах. Нужно искать другие способы закрепления.
|
Район |
Кавказ |
Место Н/С |
ГКХ, перевал Чюрлениса
3А, 4220 м |
Город/клуб |
Гродно |
К\С |
V |
Кол-во участников |
7 |
Дата \ время Н/С |
31.07.89 г. в 16.30 |
Погода в день Н\С |
|
Исход |
Тюнюков В.В. погиб |
Описание
Н/С |
Авария
случилась на северном склоне ГКХ, во время спуска на ледник Безенги
с перевала Чюрлениса 3А, 4220 м. В этот день группа совершила траверс
вершины Ляльвер, а затем, поднявшись на 100-150 м над седловиной
перевала начала спуск на север по нетрадиционному пути. Спуск производился
по скалам средней сложности. Примерно на середине склона был выбран
дальнейший путь вниз по кулуару со стенками в верхней части до 3-х
метров. Тюнюков В. В. спустился с верхней площадки в кулуар на 2,5-3
метра. В это время с высоты около 3-х метров на него без видимых
причин упал большой камень (30х30х50 см), лежавший на краю кулуара.
Тюнюков В.В. покатился по склону вниз на 150-200 м и остановился
на осыпи. Он получил многочисленные травмы головы и различных частей
тела, от которых и скончался не месте. |
Ошибки
|
Тактические
|
плохая акклиматизация |
|
|
спешка на маршруте |
|
|
несоответствие опыта группы
сложности препятствия |
|
|
поздний выход |
|
|
незнание района |
|
|
ошибки в ориентировании |
|
|
недостаточность информации |
|
|
Психологические
|
развал группы |
|
|
психологическая несовместимость
участников |
|
|
отсутствие (плохое) руководства |
|
|
потеря авторитета руководителя |
|
|
недисциплинированность |
|
|
одиночное хождение |
Х
|
"Тюнюков
В.В. покатился по склону вниз на 150-200 м и остановился на осыпи"
Почему срыв не задел других участников через страховку? |
переоценка собственных сил
и возможностей; |
|
|
Техники, страховки
|
отсутствие страховки |
|
|
некачественная страховка
(разрушение точки страховки); |
|
|
некачественное страховочное
снаряжение |
|
|
не умение выполнять спасработы |
|
|
неумение осуществлять самозадержания |
|
|
отсутствие снаряжения, необходимого
по условиям безопасности |
|
|
Заключение комиссии
|
В материалах
НС причиной аварии установлен выбор неправильного пути спуска в
позднее время по заведомо камнепадоопасному склону. Технические
ошибки у группы не указаны. Ограниченность и скудность представленных
сведений не дает ответа на многие обычные в таких случаях вопросы:
чем руководствовалась группа при выборе пути спуска; шла ли группа
связками или по перилам, либо же свободным одиночным лазанием по
скалам без страховки. Судя по материалам, имело место последнее,
иначе трудно объяснить одиночное падение по склону на большое расстояние,
никак не затронувшее остальных участников через средства страховки.
Разбиравшая НС МКК обо всем этом предпочла почему-то умолчать. |
Вариант
правильных действий |
- Страховка.
|
Район |
Кавказ |
Место Н/С |
горный узел Тепли-Джимарай-Казбек, ледник
Колка, перевал Шау 2Б*, 3800 м |
Город/клуб |
Курск |
К\С |
V |
Кол-во участников |
5 |
Дата \ время Н/С |
02.08.89 г. в 13.40 |
Погода в день Н\С |
ясная, теплая |
Исход |
Марченко Б.И., Шелест А.В., Микшта
Ю.Ю., Волгушев В.В. получили травмы |
Описание
Н/С |
Авария произошла
во время спуска с перевала Шау 2Б*, в сторону ледника Колка. В походе
участвовало 5 человек вместо заявленных 7-ми. Группа сократила маршрут
и начала его с перевала Шау, исключив три предшествующих по плану
перевала Трусо н/к, Сивераут 1Б, Дзамараш 1А. Поход был начат от
селения Дзамараш. 30.07 группа вышла на Мидаграбинский ледник, откуда
утром 02.08 совершила подъем на перевал Шау 2Б*, седловины которого
достигла в 9.30. Вскоре начали спуск по ледовому кулуару, навешивая
вертикальные перила на льдобурах. Погода стояла ясная, теплая. Спускались
двумя связками (двойка и тройка) по перилам. В 13.40 по кулуару
сошла грязевая масса, накопившаяся на скальном перегибе склона над
кулуаром. Эта масса сбила верхнюю тройку, которая падала на всю
длину участка перил и, запутавшись в связочной веревке, остановилась
на нижней точке закрепления перил. Двойка, бывшая ниже, решила освободить
своих товарищей от удушающей веревки. При этом ошибочно была перерезана
основная перильная веревка. В результате двое из тройки продолжили
падение вниз, а третий зацепился за двойку. После этого был осуществлен
спуск всех по веревке до рантклюфта и оказана первая медицинская
помощь пострадавшим четырем участникам, получившим травмы различной
тяжести. |
Ошибки
|
Тактические
|
плохая акклиматизация |
|
|
спешка на маршруте |
|
|
несоответствие опыта группы сложности
препятствия |
|
|
поздний выход |
|
|
незнание района |
|
|
ошибки в ориентировании |
|
|
недостаточность информации |
|
|
Психологические
|
развал группы |
|
|
психологическая несовместимость участников |
|
|
отсутствие (плохое) руководства |
Х
|
Перила навещены по линии
возможного схода лавин, трое на перилах. |
потеря авторитета руководителя |
|
|
недисциплинированность |
|
|
одиночное хождение |
|
|
переоценка собственных сил и возможностей; |
|
|
Техники, страховки
|
отсутствие страховки |
|
|
некачественная страховка (разрушение
точки страховки); |
Х
|
Верхняя точка перил была
разрушена. |
некачественное страховочное снаряжение |
|
|
не умение выполнять спасработы |
|
|
неумение осуществлять самозадержания |
|
|
отсутствие снаряжения, необходимого
по условиям безопасности |
|
|
Заключение комиссии
|
В материалах НС основной
причиной аварии названы сход грязевой массы и поздний выход группы
на спуск, когда склон уже прогрет солнцем. Отмечены нарушения "Правил"
по численности состава группы, не вставшей на учет в местной КСС,
самовольное, без уведомления МКК, сокращение маршрута. Отражено
слабое руководство. Материалы по НС не сообщают о других ошибках
группы и о характере полученных пострадавшими травм. Из этих материалов,
несмотря на их скудность, можно все-таки установить, что группа
допустила и другие, в том числе и серьезные ошибки. Так, перила
были навешены по линии возможного схода лавин и различных материалов
разрушения гор; на одних перилах оказались одновременно закрепленными
три человека, что в практике альпинизма и горного туризма давно
признано ошибочным; верхнее крепление перил было выполнено некачественно
и не выдержало напора грязевой массы. Для сравнения укажем, что
нижнее крепление тех же перил, выполненное более надежно, выдержало
динамический удар от падения трех человек на двойную длину этих
перил, т.е. на глубину 40-50 м. |
Вариант
правильных действий |
- Выбор линии спуска защищенный от лавин и камнепадов.
- Организация надежных станций крепление перил.
|
|