|
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма
и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
|
Полезное > Энциклопедия альпинизма > |
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU
Педагогика и психология От редакции:из этой главы мы взяли только слова на букву “Н” и букву “Э”. Педагогика и психология хотя и являются прикладными по отношению к альпинизму науками, но, тем не менее, играют в нем очень важную роль. Педагогика является основой, инструментом обучения и воспитания, которые определяют как поведение человека в горах, так и поведение его во взаимоотношениях с другими людьми – коллегами по виду деятельности. А это, в свою очередь – основа надежности, безаварийности. Знание основ психологии также позволяет повысить надежность группы или индивида за счет повышения устойчивости к стрессам, снятия психологических напряжений, применения специальных приемов психологических тренировок, а также своевременного диагностирования и нейтрализации отрицательных аспектов в поведении и взаимоотношениях людей. Предлагаемый раздел предназначен для того, чтобы дать лишь основные понятия по этим дисциплинам, предоставить “джентльменский набор” основных терминов и определений. Но чтобы подробнее ознакомиться с этими интереснейшими науками о человеке, мы все же рекомендуем обратиться к специализированной литературе, а там после нашего словаря Вы уже не окажетесь новичком. Н Навык – действие, автоматизировавшееся в результате упражнений и проходящее через ряд этапов формирования: знание (осознание цели и способов действия), умение (сознательное, но неавтоматическое исполнение действия). Навык может быть утерян (деавтоматизирован) при длительных перерывах деятельности. Существует также опасность формирования отрицательных навыков (например, навык быстро и резко спускаться дюльфером (4), возможный на тренировках и опасный на реальных маршрутах). Навык может быть перцептивный – способность быстро оценивать свойства известных предметов, явлений, интеллектуальный – способность быстро решать встречавшиеся ранее задачи, двигательный – способность воспроизводить отработанные действия. Двигательный Н. включает в себя и перцептивный, и интеллектуальный Н. Навык профессиональный – навык, необходимый в профессиональной деятельности. Наказание – способ воспитания личности или группы. Один из способов дать понять наказуемому свою вину. Служит для формирования психологического барьера, препятствующего повторению проступка. В альпинизме могут применяться порицания, выговоры, взыскания, дисквалификации, а также незачет восхождения или руководства восхождением. В сложных случаях возможны и юридические разбирательства. Направленность личности - одна из подструктур личности (высшая). Имеет формы: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. Формируется путем воспитанияНаправленность обучения – характеристика воспитывающего обучения, которое, являясь одним из видов формирования личности, обладает и направленностью. В частности, как по формированию направленности личности, так и по формированию мотиваций деятельности (в альпинизме это, например, мотивация безопасности). Напряженность психологическая - психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Уменьшается при формировании готовности психологической к экстремальной деятельности. При сильной выраженности стимулирует отстранение индивида от травмирующей психику деятельности. Один из видов – напряженность в отношениях, определяемая отсутствием психологической совместимости (наличием межличностного конфликта). Настойчивость - положительное волевое свойство личности (или характера), проявляющееся в упорном достижении сознательно поставленной цели деятельности, содержание которой определяет и направленность личности, следует отличать настойчивость от упрямства. Настрой – внутреннее душевное состояние, как правило, положительное, направленное на достижение цели. Неопределенность задачи – отсутствие полного описания начальных условий и алгоритма деятельности – один из аспектов экстремальной деятельности, стимулирующий повышение активности всего организма в целом и психических процессов, в частности, и привлекательный благодаря этому для многих индивидов с соответствующим типом высшей нервной деятельности и степенью индивидуальной психологической готовности. Нормы нравственные (нормы поведения) – вид социальных норм, регулирующих поведение и взаимоотношения людей. В альпинизме это, например: альтруизм, бережное отношение к природе, уважение к товарищу, принципы “моему товарищу тяжелее, чем мне” и “если не я, кто же” и т.п.Нормы разрядные по альпинизму – требования, которые нужно выполнить для присвоения соответствующего спортивного разряда в соответствии с Единой спортивной классификацией. В диапазоне от III-го разряда до звания кандидата в мастера спорта предусматривают совершение определенного количества восхождений определенной сложности. Для получения званий мастер спорта, мастер спорта международного класса необходимо принимать участие в Чемпионатах страны и занимать соответствующие места, а также совершать восхождения на восьмитысячники. Существуют разные мнения относительно необходимости рассматривать альпинизм как вид спорта, однако нельзя отрицать, что наряду с процессом соревнования и общения с природой многие альпинисты положительно относятся и к процессу выполнения именно разрядных норм, что свидетельствует о правомочности существования обеих точек зрения. Э Эгоизм – свойство личности, проявляющееся в предпочтении своих интересов интересам общественным или других людей. Основано на мотивах себялюбия и своекорыстия. Эгоцентризм – свойство личности, близкое к эгоизму, но имеющее целью не выгоду, а утверждение исключительности своего Я Эйфория (в горах) – эмоциональное состояние, неадекватная веселость и оживленность. Сопровождается снижением критичности мышления. Иногда наступает как смена эмоции напряжения, чувства перенесенной опасности (пример – многочисленные ЧП на простых спусках после сложного подъема). Экспрессия – оживленное выражение эмоционального состояния. Отражает, как правило, неравнодушие индивида к затрагиваемым в общении темам, но может вызвать непонимание других людей, психологическую напряженность.Экстраверт - психологический тип человека (противоположный интроверту), направленность личности которого непосредственно откликается на явления внешнего мира. Э. общителен, легко вступает в контакты, больше живет интересами окружающих, стремится делиться своими мыслями. Экстрасенсорика – сверхчувствительность, восприятие без стимуляции обычных сенсорных каналов зрения, слуха, осязания; способность ощущать биополе людей, возможность осуществлять взаимодействие биополей с целью, например, коррекции болезненных патологий (снятие болевых синдромов при травмах и т.п.). Экстремальные условия деятельности – условия, при которых человек подвергается воздействию вредных для здоровья или опасных для жизни факторов, в том числе и вызывающих стресс. Альпинизм, горный туризм, спелеология, горные лыжи – это деятельность в экстремальных условиях (стрессогенное воздействие глубины, влияние высоты над уровнем моря, непрочный и неровный рельеф, холод, ветер и т.п.). Но на такую уже саму по себе экстремальную деятельность могут наложиться дополнительные усложняющие условия, например, резкое изменение условий или авария. Тогда говорят об экстремальных условиях 1-й и 2-й степени. См. также экстремальная ситуация. Эмоции – форма психического отражения мира, проявляющаяся в субъективных переживаниях и физиологических реакциях. В большой степени связаны с темпераментом человека. У взрослого проявляются как компонент чувств. Эмоции могут повышать жизнедеятельность и активность человека (стенические) и понижать их (астенические), причем большинство эмоций могут проявляться в обеих формах (страх, гнев и т.д.). Важнейшее требование к личности руководителя и воспитателя – умение учитывать эмоциональные реакции. Эмоционально-моторные реакции – непроизвольные двигательные реакции, вызванные воздействием эмоций. Эмоционально-моторная устойчивость характеризует стабильность психики, устойчивость к воздействию избыточного эмоционального фона. Эмпатия – способность понимать переживания другого человека и сопереживать их. Это обязательный компонент коммуникативных способностей, элемент полноценного общения. Эрудиция – широта ума, опирающаяся на большой объем знаний по данному вопросу (в частности – по альпинизму, его истории, развитии, технике, тактике, природе гор и человека и т.п.) и обеспечиваемая памятью. Этапы подготовки альпинистов – в соответствии с Программами подготовки альпинистов – периоды обучения, соответствующие определенным целям и содержащие определенные объемы теоретической и практической подготовки, позволяющие этих целей достичь. Этап начальной подготовки – подготовка начинающих альпинистов для совершения первых восхождений. Этап спортивной подготовки –подготовка для прохождения маршрутов средней сложности (3-й к.сл.). Этап спортивного совершенствования – подготовка к сложным маршрутам вплоть до первой “пятерки”. Этап спортивного мастерства – продолжение процесса совершенствования для спортсменов высокого класса. Этика альпинистская – исторически выработанная совокупность определенных нравственных норм, характерных для альпинизма. Включает в себя: отношение к природе гор (сохранение и уважение), отношение к человеку в горах (человек человеку друг), отношение к способам прохождения маршрутов (самое честное единоборство с горами – соло, без кислорода, только с необходимым снаряжением: “нет шлямбурам” и т.п.). В применении к альпинизму как спорту дополняется требованиями спортивной этики. Этика спортивная – нравственные нормы спортсмена: честное соревнование с соперниками, соперник – противник только на соревновании, уважение к сопернику, судьям, зрителям и т.п. Эустресс – положительное, мобилизующее влияние стресса на человека. Возникает в сложных, но достаточно быстро преодолимых стрессогенных условиях. Начальная фаза стресса. При дальнейшем воздействии угрожающих факторов может превратиться в дистресс. |
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999- Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|