|
"Горы в фотографиях"
- это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов.
Регулярное обновление.
|
Горы мира > Алтай > |
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU Автор: С. Кострюлев, г. Братск, Немцев С.Ю. и др.
Описания
маршрутов восхождений (рекомендации). Пик Караташ Караташ с ледника Малый Актру. 1Б к.тр. Из лагеря двигаться по реке Актру до моста 30-35 мин. Перейти мост и по морене выйти на ледник М. Актру (15-20 мин.) В нижней и средней части ледника двигаться по его центру (трешины). Движение в связках 1.5 - 2 часа. В верхней части ледника по снежным мостам перейти под склоны в. Караташ вправо по ходу. Далее идти вверх по крутому снежному склону вдоль скал в. Караташ. Вверху вдоль склона в. Караташ образуется надув со стороны ледника. По этому надуву двигаться огибая скальные склоны в. Караташ до тех пор пока не будет виден идущий на вершину простой осыпной cклон. По этому склону подняться на вершину (1-1.5 часа). Спуск по пути подъёма.
В. Караташ по В. ребру, 3Б к.тр. Из базавого лагеря "Актру" по тропе выход на ледник М. Актру. При выходе на ледник одеть кошки, движение по леднику в связках до кулуара на восточном склоне с ярко выраженной широкой полкой, представляюшей собой травянистый склон, выводящий на маршрутный гребень. Справа от кулуара находится широкий камин, также выводящий на восточный гребень (возможен подъем по камину). Выход с ледника к кулуару по серакам с попеременной страховкой. Заход в кулуар слева по полке, так как кулуар заканчивается сбросом. Далее 20 м. вверх по кулуару (45 гр.) и выход на широкую полку справа. Подъем по полке, движение одновременное (100 м., 40 гр.). Выход на гребень у жандарма, расположенного справа по движению на гребень. Далее вверх по гребню две веревки лазания средней сложности (50 гр.) с применением закладных элементов до небольшого жандарма, который обходится слева. Далее 500 м. по гребню, движение одновременное, придерживаясь левого склона, два жандарма по ходу обходятся также слева. Третий жандарм (перед "Троновыми штанами"), берется в лоб с применением страховки за выступы (50 м.). Спуск на перемычку свободным лазанием, затем подъем по несложным скалам (45 гр., 20 м.), местами натечный лед. Далее выход на широкий фирновый гребень ведущий к вершине (60 м.). Спуск с вершины по маршруту 2А к. тр. Раскладка по времени Описание составил С. Кострюлев,
2-й разряд, г. Братск
Караташ ЮВ кулуар СВ гребня, 3А к. тр. Из базавого лагеря Актру перейти по мосту на левый по ходу берег реки Актру. По тропе и далее по морене выйти на язык ледника Малый Актру. В нижней его части двигаться по центру ледника, огибая СВ гребень вершины Караташ слева по ходу. В нижней части гребня просматривается выраженный провал, к которому ведет узкий глубокий кулуар. Левее узкого глубокого кулуара к этому же провалу ведет широкий, слабо выраженный кулуар, внутренний склон которого просматривается как зеленая наклонная полка, идущая от ледника до провала в гребне. Переход с ледника на "зеленую полку" технически сложен. Дюльфером спуститься в ранклюфт, преодолеть нагромождения ледовых глыб и трещин и подойти к скальной стенке, по которой подняться на "зеленую полку". Это рельеф 3 к. тр. Далее по полке выйти в провал СВ гребня. Ключевой участок маршрута - 60 метровый внутренний угол, требующий крючьевой страховки и организации перил. Далее по 40 - метровой стенке 3 к. тр. подняться на жандарм, на вершине которого находится контрольный тур. Страховка крючьевая. После контрольного тура далее движение по скальному гребню с попеременной и одновременной страховкой через выступы, придерживаясь левой по ходу стороны гребня. Подъем на 2-ой жандарм 1-2 к.тр. Спуск с жандарма по 20 метровому внутреннему углу, с попеременной страховкой через выступы. По 5-ти метровой крутой стенке на протяженный гребень 2 к.тр. По гребню на вершину третьего жандарма. Спуск с него по стенке 3 к.тр. со страховкой через выступ. Подъем на четвертый жандарм по гребню 2 к.тр. Движение одновременное или попеременное, страховка через выступы. Спуск с четвертого жандарма на снежно-ледовую перемычку, по которой перейти на южную часть склона и по осыпи выйти к вершине. Время восхождения 10-12 часов. Спуск по маршруту 1Б к.тр. по леднику Малый Актру. В. Радистов В. Радистов по С требню с ледника Б. Актру, 3А к.тр. Из лагеря двигаться вверх по реке Актру в направлении ледника Б. Актру.Гребень пика Радистов обходится справа. Двигаться вдоль склонов в.Кзылташ, придерживаясь русла реки до больших "бараньих лбов" (1-1,5 часа), которые обходятся справа по крутому осыпному склону. Далее идти по краю ледника до склонов в. Стажеров. Озеро ("Голубое") расположено за моренным валом. На морене находится домик. От лагеря 2-2,5 часа ходьбы. От моренного озера пересечь ледник Б. Актру в направлении самого широкого снежного кулуара, который отделен от снежно-ледовых склонов нешироким скальным контрфорсом. Летом кулуар может быть камнеопасен, поэтому рекомендуется как можно более ранний выход под маршрут. В нижней части кулуар имеет ответвление влево в виде узкого кулуара, по нему подняться в понижение северного гребня. Из этого понижения двигаться вверх по северному гребню по разрушенным скалам с крючьевой страховкой. Скалы выводят на снежно-ледовый склон, который уходит вверх тремя узкими кулуарами в виде "куриной лапы". По среднему подняться до скал и по ним выйти на перемычку восточного гребня в. Радистов. Далее по снежно-ледовому гребню подняться на в. Радистов. Время 5-6 часов. Спуск по маршруту 1Б. к.тр. по кулуару Ю. склона, или через перевал Маашей к моренному озеру (2-3 часа). Вершина АКТРУ в. АК-ТРУ по В. гребню с ледника Большой Актру, 3А к.тр. Из лагеря ... От моренного озера двигаться по краю ледника Б. Актру вдоль склонов в. Стажеров. Ледник разорван, поэтому двигаться в связках до кулуара между в. Стажеров и большим жандармом на В. гребне в. Актру. По кулуару подняться по разрушенным скалам левого по ходу борта кулуара, выйти в нижнюю точку В. гребня (2-2,5 часа). По простому гребню подняться на большой жандарм (контрольный тур) и далее двигаться в направлении вершины до предвершинного взлета. Снежно-ледовый взлет - ключевой участок маршрута (время 2-2,5 часа). Перед снежно- ледовым взлетом встречается жандарм с 5-ти метровой скальной стенкой (организовать перила). Снежно-ледовый гребень уходит вверх в виде серпа. Двигаться по левой части гребня. В нижней части на гребне снег, который переходит в ледовый взлет 120- 160 метров длиной и крутизной 30-40 гр. Движение с тщательной крючьевой страховкой. После взлета простой снежный гребень 300-400 м., выводящий на вершину Актру. Спуск по Ю.-З. гребню на ледник Б. Актру по маршруту 2А к.тр. При спуске по снежному склону идти в связках - 2 закрытых бергшрундта. До моренного озера по леднику движение в связках из-за наличия закрытых трещин.
в. АК-ТРУ, восточная стена, 4А
к.тр. Подход от ГМС Ак-Тру через перевал учитель в ущелье Курумду. Ледопад Курумду пересекается справа по ходу по кромке скал в.Курумду в связках. Время пересечения ледопада - 1 час. Ночевка на осыпи под стеной в.Ак-Тру.Время подхода от ГМС Ак-Тру до ночевки - 7 часов. Маршрут на вершину проходит по скальному гребешку, разделенному снежно-ледовыми участками на пять скальных островов. Высота стены - 800 м. Путь от бивака до основания стены 15 мин., до бергшрунда снежный склон 30 градусов, после прохождения бергшрунда снежный склон крутизной 40 - 50 градусов, снег глубокий, страховка через ледоруб. На расстоянии 20 м от первого скального островка - открытый лед. Далее движение по гребешку первого скального острова, скалы разрушенные, средней трудности, страховка через выступы. На верху скального острова контрольный тур. Время от бивака - 2 часа. До основания второго скального острова снежный склон крутизной 30 градусов, скальный остров обходится справа по кромке льда и скал (1 веревка), затем после подъема по скальной стенке (10 м) траверсировать влево (20 м) на ледовый гребешок (50 м, 50 градусов), который выводит на скалы 3-го острова. Скалы разрушенные, средней трудности и трудные, монолитные скалы отсутствуют, проходятся с крючьевой страховкой. Вверху скальный остров траверсируется вправо, установлен контрольный тур. До четвертого острова - ледовый склон (60 м, 50 градусов). Скалы четвертого острова трудные и сильно разрушены, на протяжении двух веревок надежная страховка проблематична. Перемычка между 4 и 5 островками ледовая (30 м, 50 градусов). Скалы пятого островка менее разрушены, проходятся по кромке льда и скал справа по ходу. После прохождения пятого островка подъем на 70 м вверх (50 - 55 градусов, лед), а затем траверсировать на 50 м вправо, где имеется разлом в снежном карнизе, затем путь на вершину по несложному снежному гребню. Время прохождения от бивака до вершины - 16 часов. Спуск по маршруту 2А к.тр. (2,5 часов) до “голубого” озера.
ТРАВЕРС КОРУМДУ - АК-ТРУ 4А к.т. Подход от базы Ак-Тру в ущелье Ак-Су 3 - 2,5 часа. Начало маршрута - выход на гребень массива Корумду (орографический левый гребень в долине Ак-Су). Рекомендуемый выход на гребень на границе зеленки с сыпухой. Движение по 2-х километровому разрушенному осыпному гребню с многочисленными мелкими жандармами не сложно и не требует страховки. На гребне имеется, по меньшей мере, три места для ночевок (с площадками для палаток). Предпоследний жандарм на скальной части гребня преодолевается по щели с крючьевой страховкой (1 веревка). После обхода последнего жандарма слева, спуск к маленькому голубому озеру, после чего начинается основная, по сложности, комбинированная часть маршрута. На озерке у последующих двух снежно - ледовых карманах гребня - удобные места для ночевок. Основной ледовый взлет (4 веревки - 40 градусов) преодолевается с легким траверсом вправо. В левой части возможен сход камней со скал, расположенных выше, даже в утренние часы. После выхода на снежный гребень и короткий ледовый взлет (1 вер.) - выход на фирновое поле гребня, подходящего справа. Далее движение влево, сперва по снегу, затем по крутому фирну (3 вер.). Относительно небольшой скальный жандарм обойти справа, далее после снежной перемычки - траверс более крупного жандарма справа по льду (3 веревки, 40 градусов), фактически являющегося скальной предвершиной массива Корумду, с поледующим выходом на разрушенные скалы. Далее вниз по снежной перемычке, затем некрутой подъем по снежно-фирновому гребню до его высшей точки (вершина Корумду, контрольный тур). Спуск по сильно разрушенному скальному гребню со снежными фрагментами до его нижней части. Далее подъем по фирну (3 веревки), обход жандарма слева и подъем на него. На вершине жандарма имеются две площадки для палаток. Место можно использовать для вынужденной ночевки. После спуска с жандарма по снежно-ледовому гребню подход под скалы. По скалам одна веревка (перила), до участка крутого (до 60 градусов) фирнового склона с ледовой коркой. При прохождении участка, при завинчивании ледобуров, оюращать внимание на качество льда (возможны воздушные пузыри). Длина этого участка - 2 веревки. Участок проходится зигзагом (см.рис. 2, участок R41 - R43). Далее выход влево на фирново-снежный склон, и траверс влево по снегу над ледовыми разломами, под стеной нависающего отрицательного льда (2 веревки). На левом краю сходящего на нет ледового нависания выход через перегиб на ледовый взлет (2 веревки, 45 градусов). Взлет заканчивается снежным наддувом, после прохождения которого - ывход на вершинное плато Ак-Тру. Далее двигаться вправо по плато и по снежно-фирновому гребешку до скального островка с установленным геодезическим штативом (вершина Ак-Тру). На вершинной части обращать особое внимние на снежные карнизы и трещины. Спуск на ледник Б.Ак-Тру по маршруту 2 к.т. (снежный, а летом - ледовый склон крутизной до 40 градусов, длиной до 8 веревок). Расклад по времени От точки Ро (начало маршрута, выход
на скальный гребень Корумду) Возможные места ночевок
Рекомендуемое время для восхождения Описание составлено в августе 1996 года. в. Снежная в.СНЕЖНАЯ по
северо-западной стене, 3б От базового лагеря, расположенного на ГМС Ак-Тру, двигаться вдоль р.Ак-Тру и далее по морене л.Б.Ак-Тру до ледопада. Подъем на 1-ю ступень ледника идет справа хицана, в последней трети которого находится щель (осыпь), выводящая на правый (орографический) рукав ледника. С верхней точки щели хорошо просматривается маршрут, в т.ч. вторая ступень ледника. До второй ступени маршрут идет через пологий ледник с поперечными трещинами шириной до 1,5 м. Подъем по второй ступени возможен слева (по ходу движения) под скалами, но там есть опасность камнепада. При прохождении по центру ледопада - главный разлом преодолевается в срединной части по мощной снежной пробке. Далее движение - по пологому леднику, есть опасность трещин. Путь от начала хицана до начала маршрута Ro занял 3 часа. Схема подхода представлена на рис.1.
в.СНЕЖНАЯ по кулуару С гр., 2Б
к.т. От базового лагеря, расположенного на ГМС Ак-Тру, двигаться вдоль реки Ак-Тру и далее по морене л.Пр.Ак-Тру до ледопада, расположенного между в.Караташ и хицаном. Время движения 1 - 1,5 часа. Под ледопадом связаться. Ледопад преодолевается либо под склонами в.Караташ, либо по центру с тщательной крючьевой страховкой. Движение справа по ходу под склонами хицана объективно опасно. Время прохождения ледопада 1 - 2 часа. Вторая ступень ледопада преодолевается слева по ходу под склонами северного гребня в.Снежная по верхнему полю ледника почти до ледовых склонов, спускающихся с вершины. В этой части в гребне расположен кулуар, широкий внизу и сужающийся кверху. Время движения до кулуара 2 часа. Подъем на северный гребень проходит по этому кулуару. В узкой части кулуара движение проходит по льду с крючьевой страховкой. Время 2 часа. Северный гребень переходит в снежно-ледовый купол вершины. В верхней части, перед выходом на вершину приходится преодолевать ледовый склон 80 - 100 м, крутой в нижней части, выполаживающийся в верхней. Движение с крючьевой страховкой. Время выхода на вершину 1 - 1,5 часа. Спуск по маршруту 2А к.сл. через л.М.Ак-Тру. Время спуска 2 - 3 часа. в.СНЕЖНАЯ по СЗ склону, 3А к.тр. Из базового лагеря Актру по тропе вдоль реки Актру, далее по морене к леднику Правый Большой Актру, в направлении хициана. Чтобы подойти под СЗ склон снежной, нужно подняться на две ступени ледопада левее хициана. Первая ступень обходится по осыпной щели в верхней трети хициана. Вторая ступень обходится под скальными склонами в. Снежная. Время подхода 4-5 часов. Крутизна снежно-ледового СЗ склона меняется от 30 до 50 град. в наиболее крутой части. Движение попеременное, страховка крючьевая, для группы - организация перил. В нижней и верхней части необходимо преодолевать бергшрунды и трещины. Время прохождения склона 6-7 часов. Спуск с вершины по маршруту 2А к.тр. по леднику Малый Актру. в. Юность В.ЮНОСТЬ из ущелья Ак-Тру 1Б к тр. Из лагеря двигаться вверх по реке в направлении ледника Б.Ак-Тру. Идти вдоль склонов р.Кзылташ, придерживаясь русла реки до больших скальных “бараньих лбов” (1 - 1,5 часа), которые обходятся справа по крутому осыпному склону. Далее по краю ледника до склонов в.Стажеров. Озеро расположено за моренным валом. На морене палатка гляциологов. От лагеря 2 - 2,5 часа ходьбы. Удобное место для ночевки. От моренного озера выйти на на ледник Б.Ак-Тру (трещины! Двигаться в связках!). Двигаться, придерживаясь склонов справа по ходу до в.Юность. Пересечь ледник в направлении перемычки, расположенной правее в.Юность. Время 2,5 - 3 часа. Подъем на перемычку по крутому снежному склону (в нижней части может быть открыт бергшрунд) и далее по простому гребню до вершины (1 - 1,5 часа). Спуск по пути подъема до моренного озера 1 - 1,5 часа.
Траверс СТУДЕНТОВ - ЮНОСТЬ, 2Б к.тр. Из лагеря двигаться вверх по реке в направлении ледника Б.Ак-Тру. Идти вдоль склонов в.Кзылташ, придерживаясь русла реки до больших скальных “бараньих лбов” (1 - 1,5 часа), которые обходятся справа по крутоиу осыпному склону. Далее по краю ледника до склонов в.Стажеров. Озеро расположено за моренным валом. На морене находится палатка гляциологов. От лагеря 2 - 2,5 часа ходьбы. Удобное место для ночевки. От ночевок на моренном озере двигаться вверх по леднику Б.Ак-Тру (в связках!!!) придерживаясь скального гребня справа по ходу. Слева ледник обрывается с большой скальной ступени. По правой, пологой части ледника подняться на уровень скальной ступени и пересечь ледник в направлении перевала Маашей. Подъем пологий (трещины!). Время 2 - 2,5 часа. С перевала путь лежит направо по гребню в направлении вершины Студентов. Вначале гребень простой снежный. Перед вершиной встречается Большой жандарм в виде скальной “пилы”. Движение попеременное, страховка через выступ. “Пила” - ключевой участок маршрута. После “пилы” несложный гребень выводит на в.Студентов. Время 1,5 - 2 часа. Спуск с в.Студентов и подъем на в.Юность занимает 25 - 30 мин. По простому гребню. Спуск с в.Юность по маршруту 2 к.тр.
ЮНОСТЬ - СТУДЕНТОВ траверс 2Б к.т. Подъем на в.Юность по маршруту 1Б к.тр. и далее в направлении обратном траверсу Студентов - Юность.
в. Буревестник с лед.Ак-Тру, 1Б к.тр. Из лагеря двигаться вверх по реке в направлении ледника Б.Ак-Тру. Идти вдоль склонов в.Кзылташ, придерживаясь русла реки до больших скальных “бараньих лбов” (1 - 1,5 часа), которые обходятся справа по крутому осыпному склону. Далее по краю ледника до склонов в.Стажеров. Озеро расположено за моренным валом. На морене - палатка гляциологов. От лагеря 2 - 2,5 часа ходьбы. Удобное место для ночевки. От моренного озера выйти на ледник Б.Ак-Тру, связаться и двигаться вдоль склонов, придерживаясь правой по ходу стороны (двигаться в связках, ледник разорван трещинами, закрытыми снегом). Слева ледник обрывается с большой скальной ступени. По правой пологой части ледника подняться на уровень скальной ступени и пересечь ледник в направлении перевала Маашей. Подъем на перевал не крутой (трещины!). Время 2,5 - 3 часа. От перевала путь идет по простому снежному гребню, имеющему подъемы и спуски и обрывающемуся на восток карнизом, до в.Буревестник. Время 2 - 2,5 часа. Спуск по пути подъема. пик Тамма Подходы к вершине возможны из ущелья Ак-Тру с подъемом на маашейский перевал, из ущелья Маашей с подъемом на тот же перевал с востока, по Маашейскому хребту, траверсируя его на восток, с юга из ущелья Карагем. Наиболее логичным и вместе с тем простым путем на вершину является путь из ущелья Ак-Тру, вторым по трудности является путь от ледникового Маашей, наибольшей трудностью обладает путь на вершину с запада по хребту, т.к. подъем и траверс этого хребта затруднительны. Восхождение из ущелья Ак-Тру совершается сначала обычным путем. Выходят к ночевке на морене у озера, затем проходится ледник до ппервого взлета. При выходе на первый взлет уходят влево, беоут направление на видимое понижение в Южно-Актуринском гребне - это и есть пер.Маашей, пройдя немного начинается еще один взлет крутизной около 35 градусов и высотой порядка 100 метров. После прохождения этого взлета начинается ровный подъем крутизной до 25 градусов. По пути встречаются бергшрунды. Самый большой из них на перегибе вверху, где склон постепенно выполаживается и доходит до 8 - 10 градусов. Правее точки перевала имеются скалы, на которых сложен тур. Время движения от ночевки у озера на морене до перевальной точки 3 - 4 часа и очень сильно зависит от состояния ледника и снега. Далее движение по снегу влево, траверсируя сложный взлет справа. После прохождения взлета не следует выходить прямо на гребень, т.к. слева нависают громадные карнизы. После спуска с этого гребня восходители оказываются в снежной мульде длиной около 15 метров. Здесь надо опасаться неприятных трещин, расположенных без всякой закономерности. Подъем из мульды на гребень, который раздваивается, влево на вершину Буревестник и пик Тамма приблизительно одинаково, по сложности они также не отличаются. После выхода на гребень идут вправо до высшей точки, которая представляет из себя снежный пик. Тур расположен несколько ниже на скалах. Время движения от перевальной точки до вершины 1,5 часа. Спуск совершается по пути подъема и занимает около трех часов. Путь из ущелья Маашей может проходить через перевал Маашей с подъемом на вершину по вышеописанному пути и траверс вершины с запада на восток. Для прохождения траверса из ущелья Маашей проходит коровый ледник (почти горизонтальный, лишенный всяких трещин), подходят под склон северной стены вершины Маашей, затем перейдя на правую ветвь ледника идут вправо на видимое понижение между пиком Тамма и вершиной Барс. На первый взгляд путь кажется сложнее, чем на пер.Маашей, на самом деле трудность маршрутов почти одинакова. Ледник в этом месте подъема сильно разорван и прохождение его сильно зависит от состояния снега к времени альпинистского сезона. Самое трудное время для прохождения этого участка- конец лета, т.к. крутизна некоторых участков достигает 45 градусов, и необходимо движение в кошках с крючьевой страховкой. Путь идет вначале справа, а затем к середине взлета, проходит в центре и к выходу на Карагемское плато, опять уйти вправо. Этот путь не может строго определить маршрут, т.к. состояние льда и трещин каждый год меняется. Во всяком случае путь не опасен, сбросов льда не наблюдается, и вполне проходим. Время подъема с правой ветви ледника до Карагемского плато 3 - 4 часа. Восхождение на пик Тамма с Карагемского плато особых трудностей не представляет и проходит сначала по снежнику крутизной до 35 градусов в направлении скал, протяженность этого участка около 150 метров. Скалы черепичного строения, разрушены, в некоторых местах достигают крутизны до 60 градусов. Движение по скалам с попеременной страховкой и занимает 1,5 - 2 часа времени. Тур сложен не доходя до вершины на самых последних скалах. Спуск с вершины описан выше. ГРАФИК ВОСХОЖДЕНИЯ ИЗ ущ.МААШЕЙ.
Время полного траверса - 10-15 часов. ОЦЕНКА ТРУДНОСТИ МАРШРУТОВ Маршрут комбинированный для траверса из ущелья Ак-Тру в ущелье Карагем и обратно может классифицироваться как 2А - снежно-скальный, для траверса из ущелья Маашей и обратно маршрут ледово-скальный может классифицироваться как 2Б, для восхождения из ущелья Маашей с предварительным выходом на перевал Маашей маршрут несколько сложнее, характер ледово-скально-снежный и может быть оценен как 2Б - 3А, хотя этот маршрут трудно проконтролировать. Восхождение из ущелья Ак-Тру со спуском по пути подъема может классифицироваться как 1Б, маршрут снежный. Материал составили: Б.Соустин, Г.Андреев. в. ДВС
в. ДВС по СВ контрфорсу Ю гребня, 3Б к.тр. Из базового лагеря по тропе подойти под нунатак, разделяющий ледник Прав.Ак-Тру и , прижимаясь к скалам, обойти его справа. Выйдя на ледник и преодолев ледовые разломы по ровному льду подойти под второй жандарм СВ к/ф в.ДВС. Затем выйти на гребень слева или справа от него (сориентировавшись по снежно-ледовой обстановке). Движение по скальному гребню в связках одновременное, скалы 2-3 к.сл. Гребень сильно разрушен, много провалов, которые забиты снегом. Подъем происходит по левой стороне гребня. В провалах траверс по снегу под карнизами! Страховка крючьевая и через ледоруб. Постепенно гребень упирается в ледовый склон, в нижней части которого предстоит преодоление ледопада. После преодоления его по льду 30 - 45 градусов, 100 м, выход на скальный “останец”. С него на вершинный купол движение по ледовому (45 - 50 градусов) склону, 120 м, который заканчивается снежным карнизом. Прорубив карниз, выходим на вершинный купол (лед 20 градусов). Спуск на пер.Физкультурник по льду 20 - 30 градусов по перилам - 60 м. С пер.Физкультурник спуск на лед.Пр.Ак-Тру под пер.Радистов, перила, преодоление бергшрунда. ТАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВОСХОЖДЕНИЯ Выход с б/л “Ак-Тру” 8.00 СОСТАВ ГРУППЫ 1.Шлехт А.Д. КМС - руководитель
2. Соломатов В.А. КМС - уч-к
3. Немцев С.Ю. 1 - уч-к
4. Хажеев А.Р. 2 - уч-к
Описание составил Немцев С.Ю. 25.02.95 в. Куркурек ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ СЕВЕРНОГО ГРЕБНЯ ВЕРШИНЫ КУРКУРЕК В СЕВЕРО-ЧУЙСКИХ БЕЛКАХ Собственно альпинистский маршрут продвижения по северному гребню Куркурека начинается после того как восходители, выйдя из лагеря, спустятся до перевалочной базы у начала ущелья Ак-Тру и затем через буреломы и завалы тайги поднимутся на подножье вершины. Это хотя и не может относиться к альпинистской трудности восхождения, но требует от спортивной группы большой начальной затраты энергии в течение 8 - 10 часов. Бивак, скоторого начинается собственно подъем по северному гребню вершины, может быть разбит на самом гребне. В начальной своей части от реки Куркурек он не труден, представляет из себя сначала травянистый крутой склон (1 час хода), затем пологую (25 градусов) мелкую и среднюю осыпь, затем более крутую (35 градусов) крупную кварцевую осыпь. В дальнейшем гребень обозначается более резко, но также легко проходим, так как взлеты его не крутые, а ширина гребня вполне достаточна для расстановки палатки. От реки у языка ледника Куркурек до места чрезвычайно удобных площадок для ночлега, расположенных прямо на гребне, примерно 3 часа пути. Ночлег располагается ниже вершины примерно в 900 - 1000 метров по высоте. Далее путь преграждается шестью более или менее ярко выраженными жандармами, сложенными сланцевыми породами. Первые три жандарма обходятся справа, четвертый и пятый проходятся в лоб, шестой также траверсируется справа по полке на границе снежника, круто спадающего на ледник Куркурек между северным и и северо-западными гребнями вершины. Время, затрачиваемое группой для преодоления этого участка - 2,5 часа. После жандармов гребень становится на протяжении 2 веревок чисто снежным и, хотя и почти горизонтальным, но имеющим весьмя крутой склон направо (60 - 65 градусов) в своей верхней части) и карнизы налево. Передвижение по карнизам может привести к падению в короткий чашеобразный кулуар. Держаться от верхушки этого снежного гребня необходимо метра на три-четыре вправо. Гребень подводит к сальной отвесной стенке, перед которой он расширяется в небольшую площадку, где может уместиться второй номер связки для организации крючьевой страховки первого номера. Высота этого закрывающего выход с гребня жандарма, примерно 35 - 40 метров, но отвесная начальная часть составляет метра четыре. Другого пути как в лоб здесь нет. Верхушка жандарма переходит в скальный гребень, но через 100 метров начинается основной подъем непосредственно на вершину, представляющий собой снежный, а далее переходящий в ледовый, крутой склон. Крутизна снежного склона по мере подъема возрастает до 50 градусов. Вправо-вниз от него обрез склона над цирком ледника Куркурек. На первом участке семи-восьми веревок движение осуществляется по плотному снегу к скальному пятну. От него толщина снежного покрова начинает уменьшаться и некоторое время организация страховки затруднена и требует тяжелой работы по расчистке лоханки для крюка. Время преодоления пути от стенки описанного ранее жандарма, закрывающего выход с гребня до последнего скального пятна 1,5 часа.. Последний этап восхождения представляет наиболее ответственную часть маршрута. На протяжении 200 метров ледовый склон крутизной 50 градусов присыпан рыхлым 20-ти сантиметровым слоем снега, не связанным льдом. В течение трех часов группа с крючьевой страховкой и вырубкой ступеней поднималась по этому склону на вершину. Лишь за 10 - 15 минут до вершины склон уменьшает крутизну и на вершину ведет последняя, более пологая его ступень. Сама вершина представляет собой огромное снежное плато, слегка покатое в сторону р.Маашей и круто обрывающееся на южный гребень, идущий к вершине Б.Ак-Тру. Спуск с вершины по северо-западному гребню. Передвижение по этому гребню, имеющему плоский верх, но обрывающемуся стенами на север и крутыми снегами на юг, представляет несложную задачу. Проблемой является выбор места, с которого можно было бы начать безопасный спуск в долину. Пройдя по гребню 5 - 6 км начинается спуск по северному отрогу гребня, который ограничивает с запада второй за ледником Куркурек ледниковый цирк. Вначале спуск идет весьма крутым снежником, а потом с поворотом направо также весьма крутым и камнеопасным скалистым кулуаром. В нижней части кулуара - прекрасная для спуска мелкая осыпь, выводящая на ровный открытый ледник. Путь к биваку у реки Куркурек в дальнейшем идет по моренам и не представляет затруднений. Время, необходимое для спуска с вершины до бивака, 7 часов. График восхождения на в.КУРКУРЕК с севера. 1. Подходы к основанию севергого гребня занимают целый день. Это надо учитывать при планировании сроков восхождения. 2. Путь до ночевок на северном гребне от зеленого лагеря занимает три часа, является элементарным и проходится без связок. 3. Движение по гребню непосредственно от ночевки на гребне вначале можно осуществлять без связывания, но при преодолении 4-го, 5-го и 6-го жандармов необходимы связки. Время для подхода к стенке за первым снежным гребешком - 2,5 часа. Технически путь знаительно осложняется, а проход снежного гребня требует тщательного выполнения всех приемов попеременной страховки на снегу. 4. Преодоление скальной стенки и выход на вершину жандарма является высокотехнической задачей с применением крючьевой (5 крючьев) страховки первого номера связки. Характер лазания на первых участках таков, что по всей видимости в любой группе разрядников найдутся участники, которые должны будут подниматься на жандарм не только по скалам, но и по веревке. Лазание осложняется напряженным состоянием спортсмена, удерживающегося на малых зацепах над безнадежно крутым снежным склоном, заканчивающимся обрывом в ледовый цирк. Преодоление жандарма и подход к последнему скальному пятну на склоне занимает 1,5 часа и должно характеризоваться высокой степенью технической трудности. 5. Подъем по ледовому склону к вершине занимает три часа непрерывной крючьевой работы с рубкой ступеней и с альпинистской точки зрения может быть лучше всего охарактеризовано сравнением с подъемом к гребню Сев.Ушбы по ледовому в беснежный год склону от скал Настенко. 6. 7-мичасовой спуск с вершины по северо-западному гребню вначале элементарно прост, но затем при движении по его северному отрогу сказывается напряженным, как по крутизне рельефа, так и степени камнеопасности стенок кулуара, выводящего к поверхности ледника. Можно предположить, что спуск на по пути подъема окажется не труднее спуска, пройденного группой. Особенности восхождения на в.КУРКУРЕК с севера. а) Отсутствие троп в тайге, окаймляющей подножье вершины и поэтому непроизводительная начальная затрата энергии для выхода к маршруту; б) повышенные, против средне-кавказских, требования к спортсменам 3-го и 2-го разрядов в отношении умения преодолевать крутые 50-градусные ледовые склоны, расположенные над сбросами; в) повышенная камнепаоопасность пути по северному отрогу северо-западного гребня, которая диктует для восхождения и спуска по нему требование немногочисленности спортивных групп. в. Стажеров с перевала ЗНАЧКИСТОВ, 2А к.тр. Из лагеря двигаться вверх в направлении ледника Б.Ак-Тру. Идти вдоль склонов в.Кзылташ, придерживаясь русла реки, дл больших скальных “бараньих лбов” (1 - 1,5 часа), которые обходятся справа по крутой осыпи. Далее двигаться по краю ледника до склоннов в.Стажеров. На моренном валу расположена палатка гляциологов, за валом - озеро. От лагеря 3 - 3,5 часа ходьбы. Удобное место для ночевки. От моренного озера двигаться вверх в направлении перевала Значкистов. Подъем идет сначала по осыпи, затем по снежному склону. Время - 1,5-2 часа. Непосредственно на перевал подниматься нет необходимости. К перевалу ведет пологий снежный склон, который влево-вверх уходит к вершине Стажеров. По этому снежно-ледовому склону подняться на вершинный гребень. Движение одновременное, на ледовых участках попеременное с крючьевой страховкой. В верхней части склона необходимо преодолеть трещину. Далее по несложному вершинному гребню выйти на вершину. Время - 1-1,5 часа. Спуск по пути подъема. в. УПИ с севера, 2Б к.тр. Из лагеря двигаться вверх по реке до начала ледника Б.Ак-Тру (правый) и по нему веерх до первой ступени ледопада, расположенной между хицаном и склоном в.Караташ (связаться!). Время 1 - 1,5 часа. Первая ступень преодолевается между склонами вершин Караташ и ледопадом (слева по ходу). По снежному склону подняться ко второй ступени, которая обходится слева по ходу, рядом со склаьным гребнем вершины снежные. Пересечь ледник в направлении вершины УПИ (трещины!). Время 1,5 - 2 часа. По снежно-ледовому склону вершины УПИ подняться на предвершинный гребень. Гребень острый. Западная сторона гребня ледовая, восточная обрывается карнизами. Двигаться по льду за линией отрыва карнизов. Страховка крючьевая. По гребню подняться на вершину. Время 2 - 2,5 часа. Спуск по пути подъема. Время спуска 2 - 2,5 часа.
ТРАВЕРС в.БУРЕВЕСТНИК - ДВС - УПИ, 3Б к.тр. С бивака у моренного озера группа поднимается на пер.Маашей и направляется несложным гребнем к пику Буревестник. Выход на вершину через 3,5 часа. Спуск с пика производится по восточной монолитной стене, т.к. восточный контрфорс чрезвычайно камнеопасен. Спуск начинается по весьма крутому, но очень короткому (15 м) ледовому участку. Спуск идет вниз и налево с выходом на скальную полку. Путь по скалам сложен: чередуются плиты, расщелины и небольшие отвесы, по которым на 5 - 6 метров необходимо спускаться по веревке три маленьких ледовых участка длиной 6 - 8 метров, требуется рубка ступеней. Направление спуска на снежник. По нему, обходя красные скалы, выходят на перевал Физкультурник. С перевала начинается подъем по западному гребню вершины ДВС. Путь идет сперва по снежному гребню, на котором расположены жандармы. Второй из них обходится слева по острому снежному гребешку, все остальные проходятся в лоб. Больших трудов стоит преодоление предвершинной ледовой стенки, на которой нужна рубка ступеней и крючьевая страховка. С п.Буревестник до в.ДВС - 7 часов. Спуск по восточному гребню вершины к вершине УПИ начинается преодолением карниза, в котором прорубается траншея. Спуск ледовый, лед твердый - крючьевая страховка. В дальнейшем склон переходит в заснеженный скальный гребень, спадающий к перемычке между ДВС и УПИ. Подъеи на нее идет вначале по простому гребню, затем гребень скал становится ненадежен и путь пролегает слева от него по снежному гребешку, круто обрывающемуся влево стенами, а справа отделенному от скального гребня узкими, но глубокими трещинами. Жандармы средней трудности преодолеваются в лоб. Путь от ДВС до УПИ - 4 часа. Спуск с УПИ на правую ветвь ледника Б.Ак-Тру проходит по северному снежному гребню. Непосредственно под вершиной склон ледовый (крючья). После выхода на скальный контрфорс спускаются на две веревки: траверсируют снежный склон и разрушенными скалами спускаются на снежник верхнего цирка. Далее путь идет по ледопаду - связки. У конца нижней ступени ледника приходится уйти влево на скальный остров и с него спускаться на правый берег левого ледника Б.Ак-Тру. Спуск с в.УПИ до этого места занимает 7 часов.
Траверс УПИ - БУРЕВЕСТНИК. 4А к.тр. Подъем на вершину УПИ проходит по маршруту 2Б к.тр. (6 - 7 часов). С вершины УПИ спуск идет вначале по простому гребню, который постепенно усложняется, образуя серию жандармов. Они проходятся попеременно со страховкой через выступ. После серии жандармов гребень упрощается и ведет к снежно-ледовому склону на в.ДВС, который преодолеватеся в кошках с крючьевой страховкой. В верхней части в.ДВС возможен снежный карниз. Карниз прорубается или проходится с использованием ледорубов в качестве ИТС. Контрольный тур на в.ДВС расположен ниже вершины далее по гребню на скальных выходах. Время движения от в.УПИ до в.ДВС 5 - 6 часов. Спуск с в.ДВС проходит по снежно-ледовому склону в направлении в.Буревестник, затем по простому гребню. Перед подъемом на в.Буревестник имеются удобные места для ночевки. Подъем на в.Буревестник проходит левее скал гребня по кулуару, преодолевая скальные ступени, засыпанные снегом. Движение попеременное со страховкой через выступ или крючьевой страховкой. Последний скальный бастион обходится справа. Перед выходом на вершину возможен карниз. Он или прорубается или проходится с использованием ледорубов в качестве ИТС. Время движения от в.ДВС до в.Буревестник 5 - 6 часов. Если условия восхождения позволили не ночевать перед подъемом на вершину Буревестник, то можно заночевать в любой снежной мульде в районе в.Буревестник. Спуск с вершины проходит по маршруту 1Б к.тр. через перевал Маашей.
Траверс БУРЕВЕСТНИК - УПИ, 3Б к.тр. Маршрут идет в противоположную сторону маршрута 4А к.тр УПИ - Буревестник. При спусках дюльфером через снежные карнизы вершин Буревестник и ДВС необходимо организовать или самовыдергивание ледорубов или оставлять на вершине точки закрепления на снегу (снежный анкер, длинный штырь и т.д.). Описание маршрута. С Ro до R1 - подъем по левому (по ходу движения) берегу ледника, обходя бергшрунд, с одновременной страховкой. При движении обращать внимание на кулуары слева, являющиеся источниками частых камнепадов. Возможный вариант движения при закрытом бергшрунде - по леднику. R1 - R2 подъем с навешиванием перил. При хорошей подготовленности группы возможно движение с одновременной страховкой через промежуточные крючья (ледобуры). R2 - 40-50 метров, правее нижней части скального выступа, образующего правый край последнего (верхнего) кулуара. R2 - R3 движение по перилам. Местами встречаются небольшие поперечные трещины шириной до метра. Перед R3 склон выполаживается у предвершинного взлета. R3 - R4 траверс влево, обходя предвершинный взлет по горизонтальным перилам. Направо вверху видны скальные выступы. R4 - R5 подъем по перилам до резкого выполаживания. R5 - R вершинное плато. Спуск по маршруту 2А к.тр. Подъем группы 10 человек занял: Ro - R2 - 3 часа, R2 - R - 3.5 часа. в. Кзылташ в.КЗЫЛТАШ с перевала КОНТЕЙНЕР, 1Б к.тр. Из лагеря двигаться в направлении ледника П.Ак-Тру. Идти вдоль склонов в.Кзылташ, придерживаясь русла реки до больших скальных “бараньих лбов” (1 - 1,5 часа), которые обходятся справа по крутому осыпному склону. Далее идти по краю ледника до склонов в.Стажеров. Озеро расположено за моренным валом. На морене - палатка гляциологов. От лагеря 2 - 2,5 часа ходьбы. Удобное место для ночевки. От моренного озера путь идет вверх в направлении перевала Контейнер, придерживаясь склонов в.Кзылташ справа по ходу. Подъем на перевал проходит по жесткой мелкой осыпи (2 - 2,5 часа). От перевала вправо вверх по скальному гребню. Скалы разрушенные. В нижней части движение одновременное, в верхней - попеременное, страховка через выступ. От верхней точки гребня влево по ходу отходит снежный гребень, выводящий на вершину Кзылташ. На снежный гребень необходимо спуститься по пятиметровой стенке среднего по сложности лазания со страховкой через выступ. По простому снежному гребню подняться на вершину Кзылташ. Спуск по пути подъема.
В.КЗЫЛТАШ с пер.УЧИТЕЛЬ, 3А к.тр. От нижнего строения ГМС Ак-Тру двигаться вверх по широкому кулуару, по правой его части по старой тропе в направлении пер.Учитель. Подъем на северо-восточный гребень на пер.Учитель занимает 1 - 1,5 часа. По простому гребню двигаться в направлении вершины 30-40 минут до первых сложных участков, перед которыми необходимо связаться. Далее двигаться в связках попеременно или одновременно со страховкой через выступ. На гребне встречается несколько жандармов, они обходятся справа по ходу, или по снегу, или по скальным полкам. Северо-восточный гребень заканчивается 40-метровой стенкой с внутренним углом, которая выводит на юго-восточный вершинный гребень (2 - 2,5 часа). Внутренний угол, ключевой участок маршрута, залит натечным льдом. Он проходится с тщательной крючьевой страховкой. Дальнейшее движение идет преимущественно по левой части юго-восточного гребня. Последний жандарм перед вершиной обходится справа по снегу. Подъем на вершинную башню проходит в правой части башни (2 - 2,5 часа). Спуск с вершины по маршруту 1Б к.тр. на перевал Контейнер. Время спуска 3 - 3,5 часа. |
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999- Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|