Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Арктика и Антарктика >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Евгений Виноградский, Екатеринбург
Фотографии сделаны участниками экспедиции
Информацию подготовила: Анна Пиунова, Mountain.RU

"...Район замечательный, красотища необыкновенная..."
Евгений Виноградский об экспедиции в Антарктиду


Демобилизация

Пингвины в Кейптауне

22 января мы прилетели в Кейптаун, два дня провели в этом жарком городе. Встречались с ведущими альпинистами южно-африканского клуба. Надо сказать, клуб с большими традициями и историей, существует с 1890 года, очень серьёзный клуб. После экспедиции они снова принимали нас у себя, было очень здорово, у них колоссальная библиотека, тренажёрный зал. Наша экспедиция произвела на них большое впечатление.


Евгений Виноградский

25 января мы уже вылетели из Кейптауна на ИЛ-76, грузовом самолёте, вместе с участниками российской антарктической экспедиции. Начальник экспедиции - Валерий Лукин - известнейший полярник. Благодаря взаимодействию с институтом Арктики и Антарктики мы и смогли осуществить экспедицию, т.е. это мероприятие на государственном уровне.

Прилетели на аэродром станции Новолазаревская, через день сели на вездеходы и поехали вглубь материка. Никто, кроме нас, там не был. Полярники живут, зимуют, но ничего, кроме станции не знают, даже подписку дают, что им нельзя удаляться от неё.

Да и не было у них такой возможности, только наличие вездеходов позволило совершать такие удалённые прогулки. Там достаточно опасно, много трещин. Они только с самолёта видели эти горы. Горы, конечно, нас сразу поразили, это настоящие горы с перепадом до 1000 метров. Очень много серьёзных стенных маршрутов.
Порода? - Граниты, базальты. На Гессер, например, когда ходили, мы видели застывшие потоки лавы.

Работать начали сразу. Группа, которая должна была идти на стену, в составе четырёх человек (руководитель Захаров), на следующий день по приезду вышла на обработку маршрута. Работали двойками, посменно.

Группа разведки очень здорово нам помогла, ребята целый месяц до нашего приезда уже работали в Антарктиде. Они прибыли на ледоколе "Академик Фёдоров" к барьеру. В этом году припай большой, т.е. есть материковый лёд и, когда он заканчивается, обрывается - это называется барьер. Иногда корабль подходит прямо к барьеру, но в этом году была затяжная зима, холода, и припай так и не растаял (километров 30). Вездеходы выгрузили, сразу на них сели и вперёд в неизвестность, потому что они-то вообще первые. Они добрались до аэродрома и расконсервировали его для встречи основной экспедиции. Они делали радиальные выезды с аэродрома, прошли более 2000 км, обследовали несколько горных районов, Хофмана, Вольтат, район хребта Ригальского, и когда мы прибыли, уже всё было готово. Нам говорят: есть район, прекрасная стена, даже не одна, т.е. всё для восхождений на безымянные вершины. Поэтому сразу мы туда и направились. Это километров 130 от аэродрома.

Красноярцы сразу вышли обрабатывать, наша группа приехала на следующий день, двумя партиями забрасывались. Базовый лагерь разбили прямо под стеной, под Шварце, наша группа тоже на следующий день после приезда совершила восхождение на пик Жукова. Мы примерно были сориентированы на, минимум, три восхождения на новые вершины, плюс одно сложное техническое. Сроки были очень сжатые. Конечно, мы выбирали и маршруты полегче, и чтобы был возможен подъезд на вездеходе.

Пик Георгия Жукова.
Восхождение очень интересное, оказалось, что всё-таки совсем уж простых путей на вершины нет. Наверх мы шли, например, шесть верёвок до выхода на перемычку с попеременной страховкой, а на спуске все десять. Там крутой склон, градусов 45. Фирн с выходами льда перемежается. Ещё корка льда, а посильней стукнешь, он проваливается. Ветер очень сильный, с ног сдувает. На спуске я быстренько нырнул на склон, Першин стоял на ледорубе, а Фойгт увлёкся съёмкой. Першин вообще задубел, очень ругался JJ.

Через день мы пошли на вершину Бориса и Глеба. Вышли вшестером, с Волковым и Кузиным. Думали, что часа четыре займёт подъём с ледника на перемычку, начались скалы, непогода, снег, видимости никакой, становится скользко, опасно, дальше ещё очень долго, решили, что Кузину и Волкову лучше вернуться. Я проводил их по снежно-ледовому склону, а Валера с Сашей продолжили путь, я их потом догнал, так мы ещё часа четыре работали до вершины. Крест установили.


пик Владимир

пик Жуков

пик Гессер

пик Шварце/Валерия Чкалова

Пик Владимир.
Находится рядом с Жуковым в одном гребне. Мы на него смотрели, когда на Жукова поднимались, тоже очень красивая вершина. Мы втроём опять же на него ходили. Технически он оказался самым сложным. Несколько верёвок с попеременной страховкой, наверху две верёвки по скалам. Восхождение 4Б категории. Сильнейший ветер, но мы решили начать со стороны купола, долина от моря идёт, а сам купол к центру Антарктиды. Он повышается до 4 км. Ледовая толща. Со стороны купола перепад меньше, как бы наплывает. В вездеходах всё на себя надели, только кошки снаружи. Вышли на гребень, на снимке кажется, что просто, а там круто, бараньи лбы, т.е. вроде и гребень, но крутой. Ушли на другую сторону, там ветер стих, он с купола стекает. И, фактически, по той стороне мы шли. Там и ледовые участки, и скальные, приличная 4б, лазать пришлось, на спуске два дюльфера повесили. Крючья не били, а френды, стоппера, эксцентрики, ледобуры - они были использованы.


Пингвин

Гессер. Уже сверх плана. Мы, когда на Бориса и Глеба ходили, его хорошо просмотрели, красивая вершина. Было уже известно, что красноярцы вышли 5-го ночью, а 5-го утром мы сели на вездеходы и взошли на Гессер во главе с Кузиным. Всё нормально, спокойно, но наверху две верёвки страховки повесили. Сама вершина метр на метр размером.

Пик Шварце/Валерия Чкалова.
Красноярцы обрабатывали маршрут двойками. Двойка работает (Хвостенко-Соколов), спускается в базовый лагерь, отдыхает, в это время вторая двойка, Кузнецов-Захаров, поднимается. Забойщиками были Хвостенко и Кузнецов. Световой день длинный, когда мы приехали, солнце вообще не заходило. Работали по 14 часов, спускались в 23-24 часа.

Маршрут по отвесной стене, 800 метров. Стена южная, т.е. самая суровая, очень крутая, наверху нависает. Парни проходили 2,5 верёвки в день. Т.е. можно себе представить трудность, ведь Хвостенко - номер один в техническом классе, Петя Кузнецов… Мощные "стеновики" проходят в день две с половиной верёвки. Нашли площадку они, поставили палатку и оторвались. Там снова обрабатывали.

Вездеходы.
Конструкции объединения "Арктика", вездеходы с шинами низкого давления позволяли нам подъезжать ко всем объектам, перепрыгивать через трещины, иногда, правда, проваливались. Один вездеход идёт, за ним мосты рушатся, второй проскальзывает, на скорости их перелетает. Это были испытания, вездеходы ломались, водители их ремонтировали… Водители, конечно, классные. Механики. Экстремальщики - люди, которые в любых ситуациях были, десантники, парашютисты, имеющие по полторы тысячи прыжков, на Северный полюс прыгали.

В конце концов, один вездеход сломался, у него полетел двигатель, неделю его на аэродроме ремонтировали, сказали, что починить его в тех условиях невозможно. Создалась такая ситуация, что у нас один вездеход и, если он сломается, то мы окажемся в плену за 200 км. Кузин начал прорабатывать вариант эвакуации самолётом. В таком случае, нужна полоса здесь, в смысле, готовить надо. Надеялись, что всё будет нормально. После восхождения на Гессер первая группа поехала на аэродром, и за 30км до аэродрома у нас колесо отвалилось, совсем. Мы встали, уже ночь. Связались с водителем первого вездехода, он пообещал потихонечку к нам приехать, чтобы вывезти. Добрался до нас он часа за три, ещё ведь и искать надо, такая пустыня, хотя и GPS, и ракеты пускали…

Мороз жёсткий. Ничего, сделали из двух один, перебрасывали колёса с одного на другой, один оставили прямо в поле, на втором уехали. Потом уже, когда за второй партией съездили, за ним вернулись, на буксире притащили. Самолёт задействовали, он людей вывез. Такая была история. На самом деле, довольно напряжённо было. Никто головы не терял, запас прочности есть, конечно, мы не замёрзнем, на лыжи встали и пошли, можем пройти. Обеспечение есть, палатки, спальные мешки.

Район замечательный. Красотища необыкновенная. Сверху смотришь, как в Гималаях. Пики торчат из облаков, но это не из облаков, а изо льда. Краски необычные. Хочется, конечно, туда вернуться. Может быть, на будущий год получится.


Новолазоревское

Участники экспедиции

В Кейптауне

Восхождение на пик Шварце/Валерия Чкалова

Базовый лагерь

 


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100