Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Крым > Обзоры, очерки, статьи

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Плотников Александр, г. Ставрополь


Автостопом по Крыму

Что такое автостоп? Это самый дешёвый способ езды на большие расстояния. Не совсем бесплатный, ибо пирожок и фанта могут спасти вас в дороге от голодной смерти. Впрочем, некоторые обходятся и без этого. Ехать лучше в паре: мальчик и девочка. Все остальные варианты чреваты проблемами. Машина подойдёт любая. Главное - наличие двух посадочных мест и сговорчивого водителя. Интересно ехать в КамАЗе,- высоко сидишь и далеко смотришь, но приятна и любая иномарка,- комфортом и скоростью.

Автостоп от халявы отличается тем, что сначала вы информируете водителя об отсутствии денег, а потом едете, а не наоборот.

Итак, вы вышли на большую дорогу (Ростов-Баку). Чем раньше, тем лучше. Семь часов, утренняя прохлада пробирается сквозь маечки и вы, подпрыгивая на одной ноге и стуча зубами, достаёте из рюкзака куртку и отдаёте её своей девушке. Трасса пустынна. В начале пути всегда кажется, будто вас не возьмут. В конце вы верите в свою негасимую звезду. И тогда наличие денег действительно не имеет никакого значения.

Дорога - это отдельная тема. Своя жизнь со страстями и проблемами. Своя история у каждого водителя. Своя мыльная опера. Но об этом как-нибудь в другой раз. А пока вас берёт первая машина- КамАЗ из Кабарды. Весёлый водитель, приятный разговор вперемежку с национальными анекдотами. Расслабляющее тепло кабины и убаюкивающая серая лента дороги, убегающая под машину.

Проехать мы сегодня планируем только до Анапы, чтобы не насиловать свои юные организмы. Ведь даже бесплатная дорога тяжела, а нам ещё хочется вечерочком окунуться в море у золотых дюн Джемете.

Золотые пески Джемете

К вечеру, поменяв около десяти машин, мы ходим разутыми по песку и плещемся в волнах, розовеющих под вечерним солнцем. Сбылась половина мечты- попасть на море. Но впереди Крым - отдельная и совершенно сказочная страна.

Наутро - самая тяжёлая часть пути. Два тупика цивилизации. Порт-Кавказ - с нашей стороны. И Порт-Крым со стороны "незалежной" Украины. Тонкая связующая нить - паромная переправа, действующая ещё с советских времён. Машин очень мало. Немногих интересует пустынное восточное побережье. В основном это транзитный транспорт, идущий на ЮБК или через Симферополь на Украину. Но нам везёт. Мы знаем особенности этого отрезка дороги и по пути даже купаемся в Азовском море недалеко от селения Ильич.

На пароме лёгкая праздная атмосфера, чайки за бортом, ждущие своего куска хлеба и холмистая полоска берега с маяком на той стороне.

Керчь - это то препятствие, которое нужно преодолеть. Говорят, там даже можно отдыхать. Из достопримечательностей - древний христианский храм, катакомбы и несколько советских памятников. Ещё там продают самый дешёвый квас. И самый вкусный. Мы едем дальше, пустынной степью, с пухом в завывающих на ветру электрических проводах и редкими кабачками "Вдали от жён". Здесь это действительно так. Но нас сегодня интересует песчаный пляж на подъезде к Феодосии. И к вечеру нам удаётся его достичь. Мы останавливаемся рядом с двумя палатками питерцев, семейно отдыхающих здесь. К тому же у них собака, что даёт некоторую гарантию от непрошенных гостей.
Ночью полнолуние. Взгляд скользит по серебристой дорожке к огромной луне. Я пытаюсь снимать это ╚Пентаксом╩, и он честно отрабатывает мне 8 секунд. Рассекаем, как крокодильчики, по мелководью и наслаждаемся панорамой вечерней Феодосии. Начинается тот Крым, куда мы стремились три года.

В Феодосии музей Айвазовского, поразивший меня совсем не его картиной и музей Александра Грина, в котором я не был, но надеюсь ещё побывать. Каждый город в Крыму достоин того, чтобы остановиться там дней на десять. К сожалению- это всё наше время и мы спешим дальше, на Южный берег, к сокровищам мировой цивилизации.
Новый день- новый отрезок пути. Мы ещё некоторое время думаем, как ехать: через Симферополь или по побережью и останавливаемся на втором варианте. Дорога по берегу гораздо живописней, в ней дух настоящего Крыма. И если вы хотите попасть в Крым с нужным настроением, эта дорога - то, что вам нужно.

Подъезжаем к Коктебелю.
"Коктебель замела пороша,
Кипарисы меняют цвет,
Нас встречает Максим Волошин
Нескончаемо много лет"
Хочется остаться здесь, но нет, не в этот раз. Небольшая остановка не даст ощущения этого маленького городка и Великого Поэта.

Курортное. Потухший вулкан Карадаг. Мы ночевали здесь в прошлую поездку. Правда, двух дней не хватило на осмотр окрестностей.. Завернуть бы сюда на недельку, подняться по тропам на самую верхушку вулкана. Смотреть оттуда в море. Думать о вечном

Вид из крепости

Судак. Генуэзская крепость 15 века. Местные аборигены, изображающие древних итальянцев. Башня на самом верху скалы. И что же отсюда видно? Гора Сокол, бухта Нового света, Гора Кобакая с гротом Шаляпина и мыс Дельфин. Тут мы уже были. И даже заночевали в Царской бухте, благополучно избежав при этом встречи с местным ОМОНом. Нам просто повезло. Ещё Новый свет запомнился кайфом, с каким мы пили минералку, когда у нас кончилась вода. С водой вообще в Крыму проблемы. Имейте это в виду, путешествуя автостопом.
Но сегодня мы торопимся дальше. В древнюю Никиту, основанную греками в незапамятные времена.

Доехав до Алушты, мы с удовольствием пересаживаемся на троллейбус. Он ходит по самой длинной троллейбусной линии в мире: Симферополь - Ялта. 95 километров из конца в конец через Ангарский перевал. Вообще-то троллейбус- это крымский "сюр". Смотришь, едет эдакий анахронизм красно-жёлтого нарядного цвета. Всё чинно и даже экологично. Местные уже давно привыкли, а нам в диковинку. С жадностью смотрим на море, пионерский лагерь "Артек"(мечта советских детей), скалы, выступающие из моря.

Кстати о скалах. Именно это и определило наш выбор жилья на ближайшее время. В Никите находится самый крутой скалодром в Крыму с маршрутами от 5а до 8с+ включительно.

Мы приезжаем в Никиту в восьмом часу вечера. Нам подсказывают, что ещё не поздно снять жильё и мы отправляемся на его поиски. Нам удаётся найти домик всего в пяти минутах ходьбы от трассы с чудным видом на море, Ялту и гору Ай-Петри. Немного далековато от моря, зато близко к скалам. Доллар в сутки с человека. За десять дней мы отдаём 600 рублей. Совсем немного в летний сезон на море. Перед домом виноградник. Под виноградной беседкой стол и стулья. В огородике на склоне инжир с изысканным нежным вкусом, какого не встретишь на наших рынках. В светлой комнате домика сухая лаванда с поразительным запахом. Вода во дворе, но разве это может остановить нас, проделавших такой далёкий путь? Это вносит даже некоторую пикантность в крымский отдых.

Утром долго спим. Потом идём на скалы. Никого нет. Жарко. Нормальные люди тренируются утром или вечером, когда прохладно. Ну что ж, завтра будем умнее. А пока пробуем простенькие маршруты с забавными названиями "Ниф-ниф" и "Наф-наф".

Дворец Воронцова

В перерывах между скалами экскурсия в Воронцовский дворец. О, вы когда-нибудь видели камины из полированного диабаза? Новые русские просто отдыхают. Как и старые евреи. Нужно быть графом Воронцовым, чтоб позволить себе такую роскошь. У Воронцова спросили как-то: "Во сколько вам обошлось строительство?" Он ответил, что после трёх миллионов золотом просто перестал считать.

Пора на море. Полчаса спускаемся на уютный Никитский пляж. Ныряем с бун и загораем, наслаждаясь полной релаксацией. Чувство времени стирается и ты остаёшься один на один со Вселенной, что колышется у ног волнами Чёрного моря. После купания вверх идти тяжело. Расслабленное тело не хочет напрягаться, но надо дойти домой и покушать. Салатик, лёгкий супчик, приготовленный на газовой горелке и вечером старые шезлонги на огородике с видом, от которого невозможно оторвать глаза. Мне иногда кажется, что Ялта- пуп Земли, настолько благотворен один вид этого города. Раз побывав здесь не вернуться уже невозможно.

С нашего огородика видно Никитский ботанический сад. До него метров 600-700 по прямой. И в один из дней мы идём туда. Небольшая книга из детства с цветными фотографиями экзотических растений оживает перед глазами. Больше всего меня поражает ливанский плакучий кедр. И ещё мы узнаём, что кедровые орешки собирают с сибирской сосны, ставшей кедром благодаря царскому указу.

И маленькие кактусята

После сада спускаемся в кактусовую оранжерею и тут пробирает даже меня, почти безразличному к цветам. Огромные кактусы и маленькие кактусята, такого разнообразия не увидишь ни в одном окне. Вообще, одна из вещей, тронувших меня в Крыму - это большие опунции, свободно растущие на улицах.

На следующий день снова скалы. Новые знакомства и очередной поход на море за дозой соли и света. Ночь.

На вершине Чатырдага

И вот рано утром мы садимся на троллейбус и едем на Ангарский перевал. Отсюда мы начинаем восхождение на гору Чатыр Даг, избрав её в пользу скального массива Демерджи. Море закрыто плотной дымкой, но это даже придаёт ему некоторый шарм. Мы выходим туда, где нам видится вершина. На камне слова: "Взошедши сюда, помолись о мире над Крымом". Что ж, высота полторы тысячи метров, ближе к Богу не подберёшься.

Подходят ещё люди и оказывается, что вершина находится на другом краю плато. Отправляемся туда. Над равниной сказочные башни облаков. С вершины видно тыльную сторону яйлы, голубыми хребтами спускающуюся на север. Заворожённые красотой, фотографируемся сами и снимаем всё, что видим вокруг. На обратной дороге так устаём, что засыпаем в троллейбусе.

Ещё несколько дней в Крыму и пора домой, в Ставрополь. Думаю, за пару дней должны доехать...


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100