|
"Горы в фотографиях"
- это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов.
Регулярное обновление.
|
Горы мира > Памиро-Алай > |
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU
Автор: Будянский
Михаил, г. Москва Информация о Фанских горах перед сезоном 2003г.
Сначала кратко: 1. Фанские горы все еще существуют. Так что остается только добавить к ним и ваши тоже. Я заболел Фанским горами сразу и навсегда. Ни Кавказ, ни Памир, ни Тянь-Шань не вызывали столько положительных эмоций, не давали столько положительной энергии, как Фаны. Поэтому это не только и не столько работа, а, скорее всего зов сердца. Но по порядку. Район расположен на юго-западе Памиро-Алая в районе Гиссарского и Зеравшанского хребтов, что переводится соответственно как "Крепость" и "Дающий золото" - этот район до сих пор хранит золотоносные рудники. Условно Фанские горы ограничены с севера Зеравшанским хребтом, с юга Гиссарским хребтом, с востока рекой Фан-дарья, с запад рекой Арчимайдан. Район Маргузорских озер часто также относят к Фанам (западнее р. Арчимайдан). Высшая точка района – вершина Чимтарга 5487м Другие пятитысячники – Бодхона (5138), Чапдара (5050), Большая Ганза (5306), Малая Ганза (5031), Замок (5070), Мирали (5132), Энергия (5120) Нельзя не упомянуть о красивейших озерах в Фанах, которых здесь множество. Самые известные Алаудинские в долине р. Чапдара, Куликалонские, Алло, Искандеркуль Наиболее рекомендуемое время путешествий и восхождений в Фанах – конец июня - начало сентября. К сожалению, советские времена миновали и с транспортом в этих местах стало плохо. Рейсового транспорта почти нет. Мы предлагаем (и используем) как минимум два варианта: через Самарканд и Ходжент. 2.1. Самарканд 2.1.1. Добирательство до Самарканда. В Самарканд нынче можно добраться прямым рейсом Узбекских Авиалиний из Москвы. Точное расписание определяется в апреле. Обычно летом рейсы летают два раза в неделю, что достаточно удобно для планирования путешествия. К тому же стоимость перелета сравнительно невысока. В 2004 году мы брали билеты на группу по 278долл в обе стороны. Для индивидуалов – 293 долл в обе стороны. Конечно, такой вариант предполагает как заезд из Самарканда, так и выезд из него же, так как билет только в одну сторону стоит дороже. Кроме как самолетом в Самарканд можно добраться из Ташкента, в который ходит поезд из Москвы. Но даже при невысокой стоимости проезда в поезде простой расчет показывает, что самолетом до Самарканда значительно более экономически выгоднее, так как много съедается в поезде и дополнительно надо добираться их Ташкента в Самарканд. Поезд можно использовать для перевозки "грузов", так как транспортировка "перевеса" в самолете дорога (1.6 долл за кг свыше 20 кг бесплатных). С грузом может отправляться два-три человека из группы. 2.1.2. Проживание в Самарканде. В Самарканде действует альпинистская база "Артуч", что рядом с аэропортом и автовокзалом. Правда, определение "альпинистская" осталось только исторически и очень условно. На данный момент это просто база очень дешевого размещения для туристов, которым не важен комфорт, а более существенен материальный аспект. В 2003 году размещение стоило где-то 1.5 долл за ночь в комнатах, а сейчас около 5 долл. На территории базы есть полати, где можно просто спальники расстелить, на свежем воздухе. В Самарканде летом жарко и такой вариант иногда даже более приятен, чем ночевать в комнатах. А к концу лета – на базе есть собственный виноград! От аэропорта – пять минут ходьбы, от автовокзала – одна минута ползком. Конечно, в Самарканде есть более приличные варианты проживания: гостиницы разного уровня, а так же так называемые B&B (bed&breakfast) - частные гостиницы очень хорошего уровня и не очень дорого (15-20долл с чел за ночь). Летом их надо заказывать заранее. Если вам хочется до или, что более логично, после походов-восхождений отдохнуть в приличных, нормальных, человеческих условиях – выбирайте B&B и не ошибетесь. 2.1.3. Доставка в горы из Самарканда. Доставка в горы из Самарканда состоит из двух этапов. Самаркандский ("узбекский") транспорт забирает группу с грузом и везет к Узбекско - Таджикской границе. После прохождения пограничных формальностей (см ниже), группу принимает "таджикский" транспорт и везет в горы. На таджикской стороне хороший транспорт, способный добраться в горы, найти достаточно сложно. Мы используем типа Урал с “вахтовкой”, автобус, КАМАЗ, для малых групп УАЗ. К сожалению, задержки в дороге из-за поломок вполне нормальны, техника вся изношена, к этому надо быть готовым. Граница проходит рядом с городом Пенджикент, где делается остановка для покупки продуктов на базаре. Дорога идет по долине реки Зеравшан, долина постепенно сужается и превращается в ущелье, ограниченное с севера Туркестанским, а с юга Зеравшанским хребтами. Если группе надо добраться до остатков альплагеря "Артуч" (не путайте с альпбазой в Самарканде), то дорога сворачивает от селения Шурча, что в 50 км от Пенджикента. Транспорт может дойти только до Артуча, соответственно дальше (около 10 км) до Куликалонской долины необходимо нести весь груз либо на себе, либо заказывать ишаков. Но в основном все группы стремятся обосноваться в МАТЦ "Вертикаль-Алаудин", и едут дальше до города Айни, административного центра Айнинского района, где возможна остановка на обед, и далее дорога сворачивает в сторону Душанбе на юг по реке Фандарья (левый приток р. Зеравшан), и через 30 км поворачивает на восток по реке Пасруд через селения Пасруд и Маргузор (последнее селение в долине). Вдоль реки Пасруд проходит настоящая горная дорога, где может пройти только полноприводный транспорт из-за нескольких крутых участков, 30 км, и дорога приводит непосредственно к МАТЦ "Алаудин", где группу ждет чай-лепешка. Общее "ходовое" время Самарканд - Алаудин примерно 8-9 часов, но нужно закладывать целый день в пути, так как реальное время зависит от быстроты прохождения границы, времени на базаре, состояния дороги, транспорта и т.д. Да и просто "азиатский" фактор – "в жару НЕ торопись" – играет немаловажную роль. 2.2. Через Ходжент Вариант доставки через Ходжент (Худжант, Худжент, бывший Ленинабад) удобен тем, что не приходится пересекать Узбекско - Таджикскую границу. Однако,… 2.2.1. Добирательство до Ходжента Раньше ходил поезд Волгоград-Андижан, проходящий через станцию Ленинабад. К сожалению, сейчас этого поезда нет и "по земле" добираться из Москвы достаточно трудно. В 2004 был поезд из Саратова… Но каждый раз нужно уточнять. Поэтому единственный вариант – на самолете Таджикских авиалиний Москва - Ходжент - Москва. Летом рейсы производятся три-четыре раза в неделю, но всегда надо уточнять расписание на конкретные даты, так как оно "оперативно" может меняться. Стоимость перелета 340долл в обе стороны (на лето 2004 год), скидок групповых не предусмотрено. 2.2.2. Доставка в горы из Ходжента. Транспорт встречает группу в аэропорту после прохождения паспортных и таможенных формальностей. Возможно остановиться в Ходжанте или Ура-Тюпе. С утра – посещение базара в Ура-Тюпе, покупка продуктов и прожолжение поездки через перевал Шахристан к городу Айни с продолжением к МАТЦ "Алаудин", как было описано выше. Время в пути практически такое же, как и из Самарканда, и зависит дополнительно еще и от состояния дороги на перевале Шахристан. Но так как эта дорога почти официально считается "дорогой жизни", то ее поддерживают в достаточно нормальном состоянии. 2.3. Другие варианты Долгое время мы не могли рекомендовать добираться в Фаны через Душанбе в связи с несколько нестабильной политической, военной ситуацией как в Душанбе, так и по дороге на север через Варзоб и перевал Анзоб. Сейчас этот вариант можно рассматривать. Выше я рассматривал варианты добирательства в район из Москвы. Если группы едут из других городов, нужно уточнять, куда удобнее лететь или ехать, есть ли поездное сообщение с Ходжентом, например, или прямое самолетное с Самаркандом, Ташкентом, Ходжентом и т.д. В любом случае мы можем встречать группы в Самарканде, Ташкенте, Ходженте, Душанбе. 3.1. Формальности пребывания граждан РФ в Узбекистане и Таджикистане Главное – нам все еще НЕ нужна виза для посещения этих государств. Надо иметь в виду следующее:
3.2. Пересечение границы Узбекистан-Таджикистан До сих пор процедура (ее длительность и сложность) пересечения границы во многом зависит от настроения пограничников и таможенников, здоровья их детей и родственников, перспектив замужества или женитьбы или поступления в вуз их детей и т.д. Процедура может занять несколько минут (проверка документов, заполнение декларации и все), или пару часов с полным досмотром багажа, нахождения ошибок в паспортах, "запрещенных" к провозу продуктов, лекарств, веществ "похожих" на наркотики, немытые колеса у транспорта и т.д. Поэтому мы настоятельно рекомендуем пересекать границу с нашим представителем, иметь все документы в порядке, а также иметь как можно больше разных и хороших бумаг. Примером таких бумаг могут быть: солидные командировочные удостоверения, направления от альпклубов и турклубов, учебного учреждения, со списками (ФИО, номер паспорта, дата рождения, должность в группе), подписями и печатями, подтверждение участия в каком-либо мероприятии, например, в спортивных сборах, в Чемпионате по альпинизму и других спортивных мероприятиях. Варианты возможны. Причем все бумаги должны быть в нескольких экземплярах, так как по дороге, возможно, придется их показывать и даже оставлять несколько раз. Наличие соответствующих документов значительно упрощает процедуру пересечения границы и передвижения по Таджикистану. Кроме этого нужно аккуратно отнестись к аптеке, которую любая группа должна иметь при себе в горах. ВСЕ лекарства должны быть в фабричной ненарушенной упаковке, чтобы не могло возникнуть даже малейших подозрений в провозе наркотических средств. На провоз радиостанций требуется специальное разрешение. 3.3. Местное население Тут все просто – как любой простой человек, а в Азии особенно, местные жители очень общительны, гостеприимны, добры и улыбаются. Если вы заходите к ним в гости, вам всегда обеспечен чай и лепешка, как минимум. Хотя живут предельно бедно. С ними можно и нужно дружить. Мы призываем всех, кто едет в Фаны, помочь им кто чем может. Мы каждый год собираем по своим шкафам-антресолям одежду, обувь, из которых выросли мы сами и наши дети, лекарства, книги и другие вещи. Особенно местные нуждаются в теплой одежде и резиновой обуви, в которой ходят практически круглый год. В 1995 году база приняла первых клиентов – японских альпинистов, которые с удовольствием провели на ней 20 дней, сходя три вместо десяти запланированных вершин. На вопрос – "Почему?" они резонно отвечали: "А зачем? Нам здесь тааак хорошо!" На данный момент на базе, которую мы называем Международный Альпинистско-Туристский Центр "Вертикаль-Алаудин", имеется:
В спортивном центре находится наш представитель Руфина Григорьевна Арефьева, мастер спорта по альпинизму, прошедшая в Фанах много маршрутов, любящая и знающая Фаны. Она имеет право на выпуск спортивных групп на маршруты. Она же может дать любые консультации по маршрутам. На базе собрана вполне приличная библиотека описаний альпинистских маршрутов, которой вы можете пользоваться. К сожалению, мы не имеем возможности организовать полноценную структуру альп лагеря с соответствующим штатом и снаряжением. Просим вас иметь это в виду при организации своего путешествия в Фаны.
Мы каждый год за свой счет помогаем местному колхозу (здесь еще существуют колхозы!) чистить дорогу и ремонтировать мосты, которые всегда сносит при паводках. МАТЦ "Вертикаль-Алаудин" расположен очень удобно как для совершения восхождений, так и для проведения походов. не более 4-4,5 часов до верховьев долины р. Чапдара с Мутными озерами (3200м) (после 3-4 дней акклиматизации это расстояние проходится за 2,5-3 часа),
Так что, базируясь в нашем спортивном центре, вы можете сходить практически 70% маршрутов района. Базовые лагеря организуются обычно:
Экология. Фанские горы были супер популярным
районом для восхождений, проведения походов, также здесь пролегали два
профсоюзных "матрасных" маршрута. Я помню времена, когда записки на перевалах
передавались из рук в руки, а не прятались в тур! За все эти годы в горах
скопились горы консервных банок. Эти горы банок не просто портят вид,
не просто неприятны – они как немой укор, они как позор нам всем!
Каждый сезон мы просим альпинистов при спуске вниз к МАТЦ собирать некое кол-во банок, которое может поместится в рюкзак и приносить в лагерь, помочь очистить эти прекрасные горы. Мы затем сами отвозим эти банки вниз, где их могут утилизировать. К сожалению, местные власти этим заниматься не хотят, и в ближайшем будущем не будут. Мы призываем всех, кто приедет в Фаны (собственно, это может относится не только к Фанам), посильно помочь в уборке многолетних куч консервных банок. А о том, чтоб не оставлять мусор после себя, в настоящее время говорить и предупреждать как-то неприлично, настолько это стало нормальным для нашего поколения альпинистов и туристов, путешествующих в Альпах, Гималаях, Пиренеях а также Андах и Кордильерах и видящих отношение к своей природе в этих районах. 5. Вершины, перевалы, маршруты в Фанах К сожалению, описаний всех маршрутов, как альпинистских так и туристских в оцифрованном виде практически нет. Для ознакомления с подробными описаниями необходимо обращаться в библиотеки ФАР, местных федераций, в библиотеку МГЦТК (пока она еще доступна). Здесь же я дам краткую информацию о возможностях района, несколько фотографий и ссылки в интернете, где вы сможете найти некоторые описания маршрутов восхождений и походов. 5.1. Вершины На Чимтаргу есть классический простой маршрут (2А), который идется от Мутных озер через перевал Авлодон (категория 3Б*, но он односторонний и подъем по простой стороне, ногами), далее по гребню Куликалонской стены через в. Мирали и по снежному куполу на вершину. Маршрут отлично виден на фото. На этом же фото видны и другие маршруты на восточных склонах Чимтарги.
5.1.2 Чапдара (5050м) Простых маршрутов не имеется. Самый простой маршрут проходит по Северному гребню от перевала Талбас. Благодаря характерному жандарму в профиль напоминающему Сфинкса, этот маршрут так и назвали "Сфинкс", 5А. А если смотреть в анфас, то верхняя часть очень напоминает лягушку. Северо-западная стена знаменита одним из самых сложных маршрутов в районе – Солоникова, 6Б, через "книжку". Северо-Восточная стена Чапдары представляет собой 1500м вертикали, тут проложены маршруты 5б-6а.
Опять же, простых маршрутов не имеется. Наиболее интересна и привлекательна Западная стена – бастион высотой более 1300м, взметнувшийся над ледником Бодхона. Именно здесь проложены шестерочные маршруты. Для восхождения по Западной стене необходимо заранее подойти от МАТЦ на ледник (около 4 часов с грузом) и организовать базовый лагерь на леднике в безопасном месте. По северной стене есть два маршрута 6й категории сложности маошруты Кудинова и Богданова.
5.1.4. Замок (5070м) Одна из немногих вершин, имеющих простой маршрут восхождения, прекрасный вариант для акклиматизации. Подход под маршрут начинается от Мутных озер по осыпи и конгломерату под ледник, затем по леднику с преодолением простого бергшрунда перед выход на вершинный гребень. Гребень так широк, и длинен, что напоминает футбольное поле. Северные и северо-восточные склоны образуют ущелье совместно с западной стеной Бодхоны. Здесь проложены пятерочные маршруты, поднимающиеся по дирретиссиме. Самый сложный маршрут 5Б проходит по стене Парандаса. Посмотрите на фото слева на все три самые сложные пятитысячники Фанских гор вместе Это именно Стена с Большой буквы. Северная ориентация определила ее характер. Она всегда холодная, ее пересекают висячие ледники, увеличивая сложность прохождения маршрутов, поднимающихся к в. Мирали практически вертикально. А маршрут по левому краю был пройден американцем Лоу и является маршрутом подъема на перевал Авлодон 3Б*, пройденным туристами лишь единожды. Самый простой маршрут начинается с перевала Чимтарга и проходит по северному гребню, 2Б.
5.1.7. Адамташ (4700м) Скальная башня Адамташа постоянно видна из МАТЦ "Вертикаль-Алаудин" и становится привычным видом за время проживания здесь. Классичесский маршрут (4Б) начинается от перевала Адамташ, на который поднимаются от маленько озерца Пиала за полтора часа и проходит по Северному гребню. Больший интерес представляет собой Северо-Западная стена вершины, километровая вертикаль, где проходит два шестерочных маршрута. Это далеко не полный список вершин и маршрутов. Более двухсот маршрутов пройдено, и наверное не меньше ждут своих первопроходчиков. Панорама пятитысячников, снятая с вершины Чимтарги: 5.2. Перевалы Здесь у меня нет возможности описывать все перевалы, которые пройдены в Фанских горах. Их очень много – от н/к до сложнейших 3Б. Соответственно, в Фанах можно построить маршруты спортивных турпоходов любой сложности. Наиболее популярные перевалы: Соединяют Алаудины с Куликалонами: Лаудан (нк), Алаудин (1А), Шогун-Ага и Адамташ (1Б). Приятное колечко – Алаудины – пер Лаудан – Куликалоны (отдых, дневка, прогулки) – пер Алаудин или Шогун-Ага. Соединяет Алаудины-Мутные озера с долиной реки Зиндон, озера Алло: перевал Чимтарга (4600м, 1Б), пер Мирали (3А). С перевала Мирали можно радиально сходить на вершину Чимтарги. От Алло по р. Зиндом спускаются к Арчимайдану. Колечко для пятерки: Алаудины-Мутные-пер Чимтарга-Алло (отдых, дневка, прогулки)-пер Мирали – в. Чимтарга радиально-спуски через пер Авлодон к Мутным озерам. Соединяет Алаудины-Мутные озера с рекой Арг и далее к Искандеркулю: перевалы Казнок (1Б), ВАА (1Б). Хороший вариант окончания похода с выходом к Искандеркулю и отъезду. Соединяет Алаудины с р. Сурхоб (течет с ледника на северном склоне Бодхоны) – пер Талбас и Чапдара (нк) Далее можно продолжить через пер Сурхоб 1А в долину реки Имат (очень к стати красивая долина с березовыми рощами. Надо отметить троешные перевалы, такие как Олимпийский (3Б), Блок (3А), Куйбышевский (3А), Жигули (3А), Мария (3Б), Енисей (3Б), Адиджи (3А), Имат (3А) и Седло Чапдары (3Б), и упоминавшийся уже Авлодон (3Б*). Все перевалы комбинированные и дают возможность поработать как на скалах, так и на льду. И много-много других вариантов, невозможно здесь все перечислить. Правда компактность района заставляет для набора необходимого километража иногда искусственно удлинять маршрут похода. Однако, если не ставить целью километраж, а уделять внимание технической сложности перевалов, то Фаны в этом смысле просто идеальный район для совершения походов всех категорий. К сожалению, в Интернете мало отчетов о походах в Фанских горах. Все, что я нашел, представлено в ссылках. Но и они дают достаточное впечатление и информацию о туристических возможностях района. Приезжайте в Фаны! Они ждут вас! Приезжайте:
|
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999- Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|