Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Памир >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Юрий Круглов, г. Севастополь
Фото: Валерий Кудряшов

 

Путевые заметки об экспедиции “Три памирских семитысячника” ФА Республики Татарстан


Облако зацепилось за вершину пика Ленина. На переднем плане Лагерь 1

Успешно завершился второй этап проекта Федерации альпинизма Республики Татарстан под названием “Пять высочайших вершин Тань-Шаня и Памира”, рассчитанный на три года. Первый этап был выполнен в летнем сезоне 2003, когда команда совершила два восхождения на пик Хан-Тенгри с ледника Ю. Иныльчек по маршруту Погребецкого (5А) и Свириденко (6Б).

С 11 июля по 24 августа этого года за 26 дней непосредственной спортивной работы в горах (без дороги и переездов) команда совершила восхождения на три Памирских семитысячника: пик Ленина (через в. Раздельная), пик Корженевской (по Цетлину) и пик Коммунизма (по ребру Бородкина). За 10 дней, включая дни акклиматизации и спуск, было совершено восхождение на п. Ленина (на вершину поднялись 8 человек). За 4 дня, включая спуск, - восхождение на пик Корженевской (вершины достигли 8 человек). Восхождение на пик Коммунизма, включая спуск, было совершено за 5 дней, вершины достигли 5 человек). В составе команды было 10 человек. Совершили восхождение на все три семитысячника четверо- Айдар Ахмадиев, Нияз Хусаинов, Юрий Круглов, Расим Кашапов. На два семитысячника взошли трое – Анатолий Бредихин, Резеда Галимзянова (единственная девушка в команде и самая молодая, 27 июля ей исполнился 21 год), Константин Кабанов. Работали на команду и взошли на одну из трех вершин: Валерий Кудряшов, Евгений Рожнов и Тимур Демин .


Команда. Нижний ряд слева-направо: Костя Кабанов, Тимур Демин (врач экспедиции). Верхний ряд слева-направо: Айдар Ахмадиев (капитан команды), Юрий Круглов, Нияз Хусаинов, Расим Кашапов, Евгений Рожнов, Резеда Галимзянова, Валерий Кудряшов (руководитель экспедиции), Анатолий Бредихин (врач и камерамэн)

Команда

Прошлогодний “дуплет” на Хан-Тенгри для нашей команды стал первым высотным опытом. До того момента никто из нас не поднимался выше вершины Эльбруса, в отличие от наших старших коллег – руководителя экспедиции Валерия Кудряшова и других, не менее уважаемых, татарстанских альпинистов.

После Хан-Тенгри была зимняя экспедиция в Ала-Арчу, зимний Эльбрус, тренировки на скалах и не только ... Так что, встретившись в аэропорту Бишкека рано утром 15 июля, мы были настроены по-боевому.

День начался с того, что в орг. суматохе мы пропустили наш авиарейс в Ош, и теперь нам предстояло проделать весь путь до урочища Ачик-Таш (МАЛ под пиком Ленина) по автодорогам Киргизии. Причем до Оша единиц автотранспорта было две, а далее – одна. Было очень тесно.

В этом году в составе экспедиции сразу две татарстанские команды, наша, под предводительством Валерия Кудряшова, и команда “ветеранов” во главе с Эдуардом Мысловским. Всего 19 человек.

Часть 1. По ленинским местам


Непогода отсупила. Выход из Лагеря 1 после ночного снегопада.

Рано утром 17 июля, после двух бессонных ночей автопробега мы прибыли в МАЛ, расположенный на высоте 3700. По нашему плану мы должны были быть здесь сутки назад, поэтому решили сразу же наверстать упущенное. До обеда мы отдыхали, а потом выдвинулись в Лагерь 1 на леднике Ленина со всеми вещами, оставив команду наших ветеранов акклиматизироваться на Луковой поляне.

Изначально мы так и планировали использовать Лагерь 1 на 4300 в качестве нашего базового. Лишний раз убедились в правильности такого решения по дороге наверх – путь от Луковой поляны в Лагерь 1 занимает не менее 4 часов. Сначала нужно подняться на перевал Путешественников (4200), затем спуститься, перейти реку и дальше двигаться по леднику. Конечно, если закладывать на восхождение на пик Ленина три недели, тогда Луковая поляна – идеальный способ “растянуть удовольствие” и отдохнуть между выходами, но у нас на предстоящие три недели был другой план ...

К вечеру мы поднялись в Лагерь 1, где нас уже ждали. От Андрея Шевцова (коменданта лагеря киргизской фирмы “Тянь-Шань тревел”) за дружеской чашкой чая мы узнали о текущей обстановке: снега полно и прибавляется каждую ночь, людей еще больше - все обрабатывают маршрут через в. Раздельная. Выше Лагеря 2 на 5300 снега по грудь, и тропы нет, на вершину в этом сезоне поднялись французы (пару недель назад).


Вид на скалы Липкина и <Метлу>. Видны следы свежих лавин и наши. Кое-где они пересекаются.

Но мы пойдем другим путем

18 июля. Валера Кудряшов, Айдар Ахмадиев и Нияз Хусаинов ушли разведывать альтернативный маршрут на вершину – через скалы Липкина и “Метлу”.

Скалы Липкина называются так потому, что недалеко от них в 1937 году летчик-испытатель М. Липкин был вынужден совершить аварийную посадку. Люди остались живы, а вот самолет пришлось оставить. “Метлой” называется характерный по форме треугольный скальный массив выше 5800.

Остальные желающие решили сделать акклиматизационный выход по “проторенному” маршруту до высоты 4500. По возвращении было решено работать на “альтернативном” маршруте и не создавать нездоровую толчею по пути через Раздельную.

Рано утром 19 июля мы вышли из Лагеря 1 по разведанному вчера пути, чтобы установить Лагерь 2. Крутой кулуар, выводящий на ребро, был покрыт свежевыпавшим ночным снегом.

На выполаживании чуть выше скал Липкина из-под снега торчали какие-то металлические пластины. “Это самолет Липкина”, - сказал Айдар. На самолет это было не совсем похоже, но мы все согласились. На 5200, куда мы поднялись через несколько часов, нашлось удобное и ровное место для бивака (если не считать закрытых трещин, пересекающих площадку). Быстро поставили палатки, закинули в них то, что занесли с собой, и вниз – на обед в Лагерь 1.

В 14.00 мы уже сидели в палатке-столовой, смотрели на наши свежие следы и общались с нашими соседями по бивуаку – ребятами из Голландии, только что спустившимися из Лагеря 2 на маршруте через Раздельную.

По Великому Шелковому пути – на пик Ленина

Оказалось, что четверо голландских соседей вовсе не простые ребята. Вообще-то, они едут на велосипедах в Китай из Сирии, повторяя Великий Шелковый путь, а между делом решили сходить на пик Ленина – благо он оказался по дороге. Выехали они из Бейрута весной и планируют осенью завершить маршрут в Гонг-Конге (на момент написания статьи они “завернули” в Тибет). Подробности об их путешествии, кстати, можно посмотреть здесь : http://www.markopolobybike.com/ . Кроме того они опубликовали отличную фотогалерею с пика Ленина (тут - http://www.marcopolobybike.com/photos/Peak%20Lenin/index.html ).


Досуг в обществе со Снежной Бабой в Лагере 1

У ребят оказались отличные чувство юмора и способности к обучению. На следующий день, 20 июля, они уже свободно играли с нами в “дурака”. Для их и нашей команды это был день отдыха перед очередным выходом.

В нашем деле главное – вовремя смыться

Утром 21 июля, откопав наши “Гарвалы” и “Норд Пики” после ночного снегопада, мы вышли наверх. Путь к Лагерю 2 (5200) над скалами Липкина на этот раз был короче и легче, чем позавчера. После недолгой сиесты продолжили топтать тропу выше лагеря, по пояс в снегу.

Переночевали в Лагере 2 и утром 22 июля решили перенести его выше – на снежную полку чуть левее основания “Метлы”. Ночью опять выпал снег, и чем выше мы поднимались, тем глубже становилась наша траншея в снегу. Путь наверх оказался изнурителен для всех, но особенно для тех, кто шел впереди. Полка над ледопадом под “Метлой” не оправдала наши ожидания. Снега оказалось столько, что ставить тут лагерь было совсем не безопасно. После неудачной попытки откопать площадку и некоторых споров было решено валить вниз со всеми вещами. В самый низ – на 4300. Это было настоящее отступление. Тем временем опять пошел снег, и видимость упала до 30-50 метров. Наша траншея была почти не видна, а ниже Лагеря 2 ни видимости, ни следов не осталось совсем. Не сбиться в тумане помогало и то, что по пути наверх каждый из нас оставил по одной лыжной палке в качестве вешки. К ужину мы были в Лагере 1.

Идем тропой народной

Ночью опять шел снег, но утро 23 июля выдалось солнечным. Освещенный утренним солнцем, хорошо виднелся свежий след от лавины, которая сошла по пути нашего подъема и там, где мы вчера собирались устроить Лагерь 3.

Что мы имели на этот день? Надежды на восхождение через “Метлу” пришлось оставить на будущее. Оставался маршрут через “сковородку” и в. Раздельная, по которому, по крайней мере, до Лагеря 2 на 5300 каждый день туда-сюда сновал народ. Ни одного лагеря на этом маршруте у нас не имелось. Времени – не так много, ведь на 30 июля у нас был заказан вертолет из Джиргиталя (Таджикистан) на ледник Москвина. А туда еще надо было добраться!

Решаем набрать всего и побольше и идти завтра наверх – до вершины или до истечения контрольного срока, что раньше наступит. К 28 июля – крайний срок - мы должны спуститься в МАЛ.


Лавина пересекает <сковородку> чуть ниже Лагеря 2.

Ранним утром 24 июля наш боевой отряд зашагал по протоптанной на леднике тропе, петляющей через трещины и лавинные конусы. Пройдя “сковородку”, в Лагере 2 на 5300 мы были часов в 10 утра, где остановились передохнуть. Палаток тут много, они сгруппированы маленькими кучками, расположенными одна за другой вдоль скал. Раньше этот лагерь ставили немного ниже – на ровной поверхности ледника. Но летом 1990 года сошла огромная лавина и снесла Лагерь 2 вместе с теми, кто в нем находился. Официально – более 40 человек. А сколько реально – никто не знает, но больше.

Пока мы кипятили воду, природа для “наглядности” спустила лавину. Лавина прошла через то место, где раньше ставили Лагерь 2, и скрылась за перегибом скалы, задев “сковородку”, где мы шли полчаса назад.

Попив чайку, мы продолжили путь наверх. Сначала тропа в снегу еще была, но чем выше, тем она становилась хуже. Когда мы подошли к основанию подъема на Раздельную, то увидели, что ее нет совсем. Пришлось заняться уже привычным делом – рыть траншею собственными телами.


Вид на массив пика Ленина с в. Раздельная. Вершина пика Ленина - самая дальняя, слева (хотя кажется что она неск. ниже)

На Раздельную (6148) выползли “на бровях”: почти 2 километра по вертикали за день, да еще и с рытьем траншеи. Насколько можно быстро вырыли площадку, поставили палатки и попрятались в них от сильного ветра.

25 июля хорошей погодой нас не обрадовало. Ветер усилился, небо затянуло облаками, температура упала. План на сегодня, принятый накануне, реализовать на 100% не удалось. Вместо подъема на 6700 мы еле доползли до отметки 6400, где решили поставить лагерь до окончательного ухудшения погоды. Вчера, поднимаясь на Раздельную, нам приходилось рыть траншею в глубоком снегу, а сегодня, при подъеме на 6400 через перемычку (6100) между массивами пика Ленина и Раздельной, все было иначе. Скальные выступы торчали из жесткого фирна. Все остальное сдуло ветром.

10 день экспедиции . Мы на вершине пика Ленина

Ночью облака разогнало ветром и стали видны звезды – редко увидишь так много. Рано утром 26 июля наш передовой отряд из 6 человек двинулся к вершине по широкому гребню массива пика Ленина. Отсюда открывался прекрасный вид на два гигантских массива на горизонте – пики Коммунизма и Корженевской. Из местных достопримечательностей нам встретился старый кислородный баллон, поставленный вертикально вверх среди камней в районе отметки 6900. Это своеобразный памятник погибшим здесь в результате неудачного парашютного десанта в 1971 году.

Метрах в двухстах от вершины в снегу мы обнаружили вмерзший в лед массивный металлический предмет, напоминающий перевернутую монументальную доску.

На вершине были около часа дня. Вообще вершина пика Ленина на вершину не похожа. Это один из нескольких “холмов”, разбросанных недалеко друг от друга на огромном “футбольном поле”. В центре – небольшой тур с ленточками, стикерами и банка с запиской. Мне эта вершина чем-то напомнила наш Роман-Кош – высшую точку Крыма. Такой же неприметный холм в массиве яйлы. Я ожидал увидеть бюст Ленина и таблички “Вождю от благодарных пролетарских альпинистов”, но ничего этого не было вовсе. Не дали результатов поиски следов Вождя и на остальных “холмах”.

На вершине пика Ленина мы, за исключением Нияза Хусаинова, стояли впервые. А для 20-летней Резеды, самой младшей участницы нашей экспедиции, это был первый в ее жизни семитысячник.

Тем временем погода стала портиться, небо затянуло облаками, пошел снег. По пути с вершины встретили еще двоих наших – Костю Кабанова и Анатолия Бредихина. Они вышли с 6400 в 11 утра и еще шли на вершину.

Отряд не заметил потери бойца

Видимость упала до 20 метров, пошел снег и дул очень “странный” горизонтальный ветер. К палаткам на 6400 мы спустились с вершины “по приборам” (которых у нас не было).


Евгений Рожнов у бивака на 6400. Алайская долина покрыта облаками.

В этих тяжелых погодных условиях Валера Кудряшов и Женя Рожнов (группа подстраховки) вышли встречать Костю и Толика. Встретили их где-то на 6700 и сопроводили в лагерь на 6400. Вернулись уже ночью. После такой “прогулки” Валера с Женей подустали и решили отказаться от запланированного на 27 июля восхождения.

На следующее утро, 27 июля, переночевав на 6400, мы спустились вниз, в наш Лагерь 1, где были уже к обеду. К нашему удивлению мы не обнаружили здесь Костю, который ушел с 6400 гораздо раньше нас.

Чуть позже спустился Толик Бредихин. Волнение нарастало. Наконец к вечеру нашелся и Костя. Он спустился как раз к ужину вместе с группой москвичей. Теперь все были в сборе.

Рассказ Кости о его приключениях достоин отдельного внимания, но это уже совсем другая история...

Вниз, вниз


Cамая юная участница Резеда Галимзянова

По возвращении мы встретили в Лагере 1 наших “ветеранов”. В эти дни их команда работала на маршруте через “Метлу”.

Наше успешное восхождение и день рождения Резеды отметили совместно. Утром 28 июля мы попрощались с командой “ветеранов” и нашими соседями, которые оставались бороться с собой на склонах пика Ленина, и ушли вниз, на Луковую поляну и далее в МАЛ.

Кстати, почти без торга мы договорились с местными киргизскими предпринимателями о спуске нашего груза вниз на лошадях, с оплатой 0.5 $ за килограмм. Это в 2 раза ниже чем та цена, которую вам предложат, если договариваться в MAЛе. Секрет прост: грузы спустят на лошадях до выхода в долину (до первых юрт), так что менеджмент МАЛа об этом и не узнает... Такая система работает и для заброски наверх.

МАЛ напоминает о том, что в былые годы здесь было о-очень много народу. К такому выводу можно прийти, увидев размеры столовой или размер занимаемой территории.

Чуть выше МАЛа, на небольшом холме, находится памятник 8 участницам женской сборной СССР, погибшим 30 лет назад при восхождении на пик Ленина. Их могилы рядом. Некоторых из них уже перезахоронили, остальные остаются лежать здесь, под пиком Ленина. И тут не обошлось без вандализма: кто-то надругался над могилами, сбил почти все фотографии...

Посидев в местном баре и попарившись в баньке, мы подготовились морально и физически к завтрашнему дню – переезду в Таджикистан

Часть 2 >>


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100