Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Тянь-Шань >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Михаил Дэви, г. Екатеринбург

 

 

 

Впечатления о восхождении на Хан-Тенгри

 


Базовый лагерь Хан-1

2 июля бОльшая часть команды “Русский путь – стены мира” прибыла на жаркую землю Киргизии. К этому времени я уже провел на этой гостеприимной земле три дня, успел встретить в Бишкеке многочисленные екатеринбургские сборы под отважным руководством Светы Останиной, проехать ночь мимо Иссык-Куля до Каракола, посетить там музей Пржевальского и попарится в бане в доме у Агафоновых. В общем, все начиналось довольно спокойно, но после встречи с питерским десантом жизнь резко ускорилась.

Этим же вечером мы выдвинулись на базу в Майда-Адыр, приехав туда глубоко заполночь, а уже рано утром разглядывали из вертолета пролетающие мимо умопомрачительные пейзажи. Не прошло и получаса, как показались красивые ряды палаток на морене на слиянии ледников, текущих мимо пиков Победы и Хан-Тенгри, и вертолет пошел на посадку, только как-то далековато от палаток. Оказалось, что на морене стоит не один лагерь, а целых три, а то и больше, и почти у каждого своя вертолетная площадка. Наш лагерь – принимающей нас фирмы “Тянь-Шань Трэвэл” оказался самым верхним. Размах сервиса на морене превосходил все мои ожидания. Яркие удобные палатки, установленные на ровных дощатых щитах, светлые просторные столовые с фарфоровой посудой, телефон, интернет, сауна, бар с напитками… Хотя все эти блага цивилизации наблюдались в каждом из лагерей, однако наш лагерь производил впечатление самого заполненного клиентами. Возможно, причина была в лучшей организации, а может, в веселых и отлично готовящих девушках, работающих на кухне :-)

В первый же день пребывания в БЛ мы с Мишкой Першиным решили прогуляться вверх по ущелью, чтобы набрать и потом сбросить метров 200 высоты для лучшего самочувствия. Для этого пришлось идти вверх часа два и почти столько же вниз, т.к. ледник оказался почти ровным. Пришли мы в лагерь совершенно вымотанные и завалились спать на 12 часов. Однако на следующий день уже стало полегче. Погода первые дни стояла нестабильная, вернее стабильно каждый вечер шел снег, который днем на морене таял, а выше нет, и повышал и без того высокую лавинную опасность на леднике Семеновского, по которому идет классический путь подъема на Хан-Тенгри с юга. Однако снег снегом, а выходить на акклиматизацию все-таки надо.

Выдвинулись вечером на поворот, куда мы с Мишкой добежали в первый день, и в три часа ночи под начавшимся уже снегом пошли на ночевки на 5300. Попали в несколько маленьких лавинок, но все обошлось благополучно. Уже в 9 утра поставили палатки и завалились туда больше, чем на сутки. Это принципиальное отличие пешеходного высотного альпинизма от технического просто выводило из себя почти всех членов нашей команды. Времени полно, а ничего делать нельзя, наверх не пойдешь, иначе загнешься от горной болезни, вниз тоже нельзя, надо тупо ждать, пока организм адаптируется к высоте.

На следующий день медленно и печально, с варкой чая по дороге, поднялись в пещеру под перемычкой на 5800. Она оказалась “трехкомнатной” и там разместилось аж 7 человек. Переночевали комфортно, но не со слишком хорошим самочувствием, и выйдя в ночь, уже к завтраку пришли в базовый лагерь. Там нереально безоблачное небо, вкусная еда и хороший сон быстро выбили воспоминания о всех неприятностях недавнего подъема. Несколько дней в БЛ пролетели как один и вот уже надо выходить на гору. На этот раз, по советам опытных товарищей, решили идти прямо из БЛ за один день до перемычки, т.е. набирать за день 1700 метров. После акклиматизации это оказалось не таким уж и сложным делом.

В принципе, большинство подготовленных восходителей ходит с перемычки уже до вершины и обратно, но нашей целью была не столько вершина, сколько хорошая акклиматизация перед Жанну, поэтому мы решили подняться повыше, на высоту 6400, и, переночевав там, выходить на вершину. 15 августа настал ключевой день восхождения. Погода как встала в день нашего возвращения с акклиматизации, так и стояла практически безоблачной, поэтому восхождение было не слишком сложным. Поразило то, что, несмотря на довольно высокую среднюю крутизну восточного ребра Хан-Тенгри, там практически отсутствуют участки 5-6 категории сложности. Весь маршрут провешен перилами, правда, местами это скорее путеводная нить, чем реальная страховка, т.к. часть веревок очень сильно потерта, оплетка содрана, узел на узле и пр. Также неприятно, что на маршруте оказываются откровенно неподготовленные технически или физически люди, вынужденно тормозящие остальных. Один из таких вклинился на подъеме между Мишкой Михайловым и остальными нашими участниками, в результате Мишке пришлось добрых два часа слоняться на вершине, чтобы произвести ритуальное фотографирование с флагам наших любимых спонсоров.


Любимые спонсоры

Поднявшись к треноге, я выставил альтиметр своих часов на 6995 м. и отправился прогуляться по снежному куполу. Оказалось, что на высшей точке купола, откуда можно обозревать все окрестные ущелья, часы показывают целых 7030 м, т.е. восхождение на Хан-Тенгри можно вполне законно считать восхождением на семитысячник, если, конечно, не ленится подняться на купол.

Спуск с вершины также доставил новые впечатления. Сначала движение вниз по символическим перилам, еще одна ночевка на 6400, на следующее утро запоздали с выходом и проходили злополучную “трубу” ледника Семеновского уже под лучами солнца. Трещины на леднике к тому времени уже расширились и было очень неприятно перепрыгивать их с тяжелыми рюкзаками, отталкиваясь от тонких снежных мостиков. Просто удивительно, что туда до сих пор никто не свалился, подумал я, и эта мысль материализовалась спустя несколько дней. Виталий Акимов, работавший в нашем лагере, провалился в последнюю трещину на спуске, когда ходил в одиночку снимать высотные лагеря. К счастью, он сумел самостоятельно выбраться и прийти в БЛ, но, тем не менее, угодил в больницу с травмами.

После восхождения меня преследовали двойственные ощущения: с одной стороны, я сходил всего лишь на второй свой пик из пяти высочайших вершин бывшего СССР (первым был пик Ленина в девятнадцатилетнем возрасте), но продолжать восхождения на семитысячники в таком стиле как то желания не возникло. Как то уж очень остро ощущалось на этом восхождении, может быть кроме нескольких десятков минут на вершине, ощущение “гармоничного сочетания неприятного с безполезным”, как шутит Одинцов про альпинизм вообще.

Однако первая часть нашей экспедиции успешно завершилась, и вчера весь наш спортивный состав, включая Николая Тотмянина, приехавшего из под пика Коммунизма, и Алексея Болотова, сходившего на пик Ленина и после этого еще успевшего сходить на две 3Б в Караколе, собрался в Бишкеке, откуда 22 августа мы вылетаем в Непал через Дели.

Спасибо всем, кто помогал и помогает нам и кто за нас болеет!

 


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100