Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Тянь-Шань >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Татьяна Кунаева, Екатеринбург
Фотографии: Леонид Александров, Сергей Батуев

Поход 2003 года по Центральному Тянь-Шаню

Россия - Казахстан - Киргизия - Казахстан - Россия
Помнится, еще в школе задание написать сочинение на тему "Как я провел свои летние каникулы" доводило меня до нервной дрожи. И даже не столько банальностью своей формулировки, сколько банальностью того, что я могла бы написать на эту тему в очередной раз. Однако с тех пор многое изменилось, и теперь мне есть, что рассказать. Поэтому позвольте поделиться впечатлениями о том, как я в компании пятерых друзей перезимовала это лето в горах Тянь-Шаня. Впечатления наплывают друг на друга и путаются, поэтому я не буду стараться передать их все в хронологическом порядке, а разделю по темам.
Горный туристский поход. Категория сложности - третья. Район похода - Тянь-Шань

Поезда
Начиналось все весело. Погрузились в вагон, поехали. Поезд на Бишкек, столицу Киргизии. Первое что поразило - так это то, что все наше купе (а мы ехали в плацкарте, но места были все рядом) было буквально завалено чужими вещами. Какие-то тюки, сумки, коробки лежали под сиденьями, на верхних багажных полках и даже под столом и на столе размещались чьи-то корзинка и ведро. В довершении картины на одном из наших мест сидели два очаровательных юных создания киргизской или казахской ли национальности и никак не хотели признаваться, кто их родители и где они. В конце концов, когда мы решились бороться за место под солнцем и начали выставлять все это имущество в коридор, у всех вещей нашлись хозяева, которые кто быстро и незаметно, а кто нехотя и ворча растащили все по своим купе, и даже у детей нашлась наконец-таки мама, которая со вздохом увела их к себе.


Дорога так длинна на перевал…

Ну вот, расселись посвободнее и оглянулись по сторонам. А посмотреть было на что. Вагон, в котором мы ехали, изнутри оказался полу разобранным. С потолка были отвинчены и сняты панели, стены ободраны, полы грязные. А в туалет, простите, который часто тоже является о многом говорящем показателем, лучше было бы и вовсе не заходить, но приходилось… Следующим шоком был хам-проводник, который, содрав с нас по 50 рублей за постельное, на резонный вопрос "Почему так дорого?" безапелляционно заявил "Поезд фирменный". (По достоверным данным цена эта должна была быть гораздо ниже, и, кстати, в поезде Алматы-2 - Екатеринбург с нас взяли меньше).

Зато, забегая вперед, скажу, приятным сюрпризом оказался в действительности "фирменный" упомянутый выше поезд Алматы-2 - Екатеринбург. Чистый, новый, с вежливыми и внимательными проводниками, он вознаградил нас за все предыдущие тяготы пути. Правда, изнуренные путешествием по горам и по незнакомой стране, мы жили последние дня два единственной мыслью - "Домой!", и даже закончившееся, наконец, бесприютное мотание по транспорту и приятное путешествие в течение последних суток не уменьшило нашего стремления как можно скорее возвратиться в родные пенаты.


Время принимать душ…

Горы
Наш маршрут в горах можно разделить на две части. Первая - кольцо по хребту Ак-Шийрак. Вторая, линейная, - по Терскей-Алатау. Надо сказать, что Ак-Шийрак, район более суровый, чем Терскей-Алатау, произвел на меня и большее впечатление. Прежде всего, как раз своей суровостью, безлюдностью и безмолвием. В этом районе в последние годы мало бывают туристы. И за все тринадцать дней, что мы ходили по нему, нам не встретилось ни одной группы. Впрочем, одну мы все-таки встретили, но уже когда вышли из этого района, на дневке у физико-географической станции. Долины Ак-Шийрака находятся на такой высоте, что и на самых низких из них не растет не только деревьев, но даже кустарников. Кругом - одна трава. Днем иногда разогревалось довольно сильно, но каждую ночь неизбежно ударяли сильные заморозки. Правда, с погодой нам повезло почти на все время похода. Пару раз налетала непогода на леднике, да внизу, в долине, накрыло мокрым снегом, но ни разу погода не заставила нас сидеть в лагере, не покидая палаток.


Скальная тренировка на высоте 4300 м

Из всех перевалов, что мы прошли на Ак-Шийраке, самым красивым и техничным единогласно был признан перевал Рокуэлла Кента. И еще одна достопримечательность, которая особенно запомнилась - ледник Безымянный. Опять же дружно мы сошлись во мнении, что он "остался безымянным" потому, что для такого безобразия просто не нашлось ни одного приличного названия. Этот ледник представляет собой фантастическое нагромождение причудливо разломанных ледяных глыб и обрывается отвесной стеной, которая, кажется, вот-вот рухнет на головы тех, кто не осторожно окажется в этот момент рядом.


Дневка. Починка гитары требует
специального инструмента

На Терскей-Алатау климат оказался помягче. Этот район пониже и более людный. Очень красиво в "долине пятитысячников". Здесь одновременно предстают взору и знаменитый Каракол, и красавец Джигит, и Слоненок. И мы, наверное, когда-нибудь туда вернемся…

Города
Бишкек
Столица Киргизии. Небольшой, но на редкость приятный город. Очень понравилось небольшое, но примечательное, здание вокзала. (Вокзалы вообще всегда заслуживают хотя бы отдельного упоминания, если не подробного рассказа, так как они, как правило, первое и последнее, что видит путешественник, приезжая в незнакомый город и покидая его). В Бишкеке (а мы оба раза видели его ночью) мне очень понравилось освещение. Например, городской парк, или сквер, в центре Бишкека, недалеко от главной площади, на которой, если не ошибаюсь, расположено здание правительства, освещен фонарями в виде звезд с разноцветными лучами. Подъезжая в первый раз к этому месту, я была твердо уверена, что здесь располагается какое-то модное казино.

Алма-Ата (Алматы)
Алматы - бывшая столица Казахстана. Это большой город, даже больше Екатеринбурга, и на первый взгляд в нем не было ничего примечательного. Но кое-что интересное мы там все-таки увидели. Естественно, железнодорожный вокзал Алматы 2, который удивил нас не только своим внешним видом (большое и красивое здание, впечатляет), но и порядками (на входе нас заставили взвесить рюкзаки на стоящих тут же весах и "сняли" 600 тенге, как нам объяснили, "за все": и перевес, и вообще…)
Единственной достопримечательностью, которую удалось увидеть, помимо вокзала, за те несколько часов, которые мы промотались по городу, закупая продукты в поезд, стал Зеленый базар, куда привел нас, как ясно из вышесказанного, вполне очевидный интерес. На Зеленом базаре, который объединяет в себе и промтоварный, и продуктовый, и фруктово-овощной рынки, я впервые лицезрела настоящий, южный базар со всеми его соблазнами.


Пик Джигит

Иссык-куль
Иссык-куль, между прочим, переводится с киргизского как "горячая вода" или "горячее озеро". Конечно, в середине сентября месяца оно не показалось нам особенно "горячим", но если учесть, что у нас на Среднем Урале и в июле вода не всегда теплее, то отдых на этом удивительном озере показался почти сказкой. Одно плохо: почти вся северная береговая линия занята домами отдыха и пансионатами, проживание в которых стоит очень не дешево. И отдохнуть дикарями, не "договорившись" с местными, вряд ли удастся. Главное - знать, с кем договариваться…

Люди
От Чолпон-Аты до Бишкека ехал с нами в автобусе замечательный молодой человек азиатской наружности, хорошо, по-спортивному, одетый, с двумя рюкзаками, большим за спиной и маленьким, который он носил впереди, где держал, видимо, вещи, которые должны быть всегда под рукой. Замечательный - потому что его трудно было не заметить. Выражение лица у него было довольно вызывающее, если не сказать надменное. Ни по-русски, ни по киргизски он не говорил, на все замечания показывал окружающим неприличные жесты и вообще вел себя так, что я просто удивляюсь долготерпению пассажиров автобуса. Судьба свела нас после высадки из автобуса в Бишкеке, у касс автовокзала. На этом замечательном вокзале, как, замечу, и по всему Бишкеку, все надписи и объявления присутствовали в двух вариантах: либо на киргизском, русском и английском, либо только на русском и киргизском.

И женщина в кассе в этом смысле не оказалась совсем уж безграмотной. Она знала несколько слов на международном языке. Только не могла связать их в предложения, да и запас слов был явно недостаточен. А самое главное - она не могла понять, чего же хочет этот китаец, как я мысленно окрестила его про себя, хотя для бедного Китая он выглядел слишком богато. Поработав переводчиком, правда тоже не слишком-то хорошим, но все же с большим успехом, между кассиром и модным азиатским путешественником, я в итоге выяснила, что гостя занесло из страны солнца.

Он, как и мы, направлялся дальше в Алматы, но в отличие от нас собирался уезжать не в тот же день, а дня через три и хотел купить заранее либо забронировать билет. Ему это нужно было еще и для того, чтобы оформить визу. На бишкекском автовокзале не продают билетов до Алматы заранее, так же как и не бронируют их. А причина в том, что рейсовые автобусы по маршруту Бишкек-Алматы не ходят. Есть только маршрутные такси и проходящие автобусы из других городов. Проходящих на тот день не было, а маршрутки отправляются по мере заполнения и купить на них билет можно только в день отправления. Нашему японцу удалось в итоге получить справку о том что четырнадцатого числа он собирается следовать из Бишкека в Алматы, и за эту справку он заплатил, точнее с него требовали четыре с половиной сома. Мне интересно, чем ему сдали сдачу? Спичками? Или же просто-напросто заплатил пять сомов?


Вид на Иссык-Куль с Терскея

Деньги
Киргизские
Называются они, как многие, наверное, знают, сомы, и существуют только в бумажном варианте. Железных денег нет. Самая мелкая купюра - один сом. На самом деле существует еще понятие о неких пятидесяти киргизских копейках, - будем называть их так, поскольку настоящее название я так и не запомнила - но существуют они только виртуально, и все, что стоит, например, 50 копеек, в действительности продается минимум по две штуки за один сом. Особо наблюдательные люди заметили, что некоторые купюры, в том числе по десять сом, встречаются в двух видах, на них, в частности, изображены разные портреты.

В Бишкеке мы получали за один рубль 1,37 сома, в Караколе - 1,33, а на Исыкуле (в пансионате Аврора) - только 1,3, как-никак курортная зона. Купюры по десять рублей в обменных пунктах обычно не принимают. Говорят, что они идут по курсу один к одному. Правда, на бишкекском автовокзале меняют все, даже железные рубли, но курс там еще ниже: 1 к 1,2.


Панорама пятитысячников Терскея…

Казахские
Называются тенге. Существуют в бумажном и железном эквиваленте. Лично я держала в руках монеты в одну (или один?), пять, десять, двадцать и пятьдесят тенге. Самая мелкая бумажная купюра, которая попалась мне в руки, была достоинством в сто тенге.
Средний курс рубля к тенге в Алмате во время нашей поездки был 1 к 4,77-4,78. Курс 4,2, а тем более 4,0 тенге за один рубль (а мы встретили и такое) - по нынешним временам просто грабеж.
Стаканчик мягкого мороженого стоит 20-25 тенге. Булка хлеба - 35-45, можно еще купить калач за 22 тенге. Килограмм винограда на Зеленом базаре стоит 90-110 тенге, персиков - 150. Бананы продаются поштучно по 35 тенге. Проезд в городском транспорте - 25 тенге.
И еще, никакие документы для обмена денег не потребовались ни в Киргизии, ни в Казахстане. Правда, в обменных пунктах в Алма-Ате дают кассовые чеки, а Бишкеке, как и в Караколе, не было и этого.
Вот, собственно, и все. Помнится еще, подъезжая к родному Уралу, мы безумно радовались и серой погоде, и холодному осеннему дождику, и до боли знакомым березкам, рябинка, соснам… Киргизия, хоть и не велика, да заграница, а дома все-таки лучше. Правда, возвращаясь, мы уже строили планы на будущее, на зимние каникулы и на следующее лето.


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100