|
"Горы в фотографиях"
- это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов.
Регулярное обновление.
|
Горы мира > Тянь-Шань > |
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU Автор: Дмитрий Супонников, г. Алматы Ат-Баши - 2003
Нитка маршрута ущ. Таш-Рабат – пер. Таш-Рабат (3964) – оз. Чатыр-Коль – пер. Кок-Айгыр (3600) – ущ. Ак-Сай – пер. Кынды (3400) – ущ. Ат-Баши – пер. Кызыл-Бель (2284) – г. Нарын – ущ. Кара-Ункур – пер. Долон (3038) – г. Балыкчи Общая протяженность маршрута
– 520 км Период проведения путешествия – 20 августа – 27 августа 2003 г Состав группы – Супонников Дмитрий, Нестеров Денис Таблица 1. Пройденные перевалы
Таблица 2. График движения
Мотив "А мне б дороги далекие…" - в таком ключе проходит львиная доля путешествий в спортивном туризме. И дело здесь не только в естественном отличии таких маршрутов от походов выходного дня – набрать необходимые сотни километров можно и путешествуя вокруг родного города, не покидая шумных оживленных пригородных трасс. Тут человеком движет еще и врожденное стремление к познанию нового, неизвестного. И появляются год от года все новые нитки маршрутов на туристских картах, все дальше уводит нас желание узнать – "а что там, за поворотом?". Один из популярнейших туристических районов на территории бывшего СССР – Киргизская Республика. Более 80% территории страны занимают горные хребты и долины, привлекающие к себе каждый год тысячи туристов и альпинистов со многих стран. Обстановка в республике не вызывает опасений, в большинстве крупных городов имеются турфирмы, услугами которых можно воспользоваться для решения формальных вопросов и текущих задач. Кроме того, близость Киргизии к Алма-Ате – стартовой точке нашего планируемого маршрута, во многом предрешило выбор района путшествия. Несмотря на относительно небольшие размеры республики и достаточно массовый "наплыв" туристов в летний сезон, многие уголки страны остаются практически непосещаемыми в силу относительной удаленности и режима государственной границы с Китаем. На одно из таких мест и останавливается взгляд, когда глаз даже мельком пробегает вдоль голубого лабиринта ледников а карте Кыргызстана. Нарынская область, Ат-Башинский район. Дорога на карте уходит к перевалу Торугарт на китайской границе. 180 километров от города Балыкчи на побережье Иссык-Куля до лежащего в горной долине Нарына и еще столько же до рубежа с Китаем. Четыре перевала и два мощных хребта отделили долину, лежащую у самой границы, где проходит контрольно-следовая полоса и начинается зона отчуждения. И, практически отсутствующая информация об этих местах – карандаш уже будто сам бежит вдоль рек и хребтов, едва заметным пунктиром намечая путь, становясь нашим первым проводником в не проложенном еще маршруте. Показательно, что за два месяца подготовки
мероприятия нам не удалось найти достаточной информации по предполагаемому
району путешествия. И в библиотеке МГЦТК, и в сети общего пользования
«Интернет» - почти полное отсутствие материалов об Аксайской долине, а
значит, нам предстояло восполнить и этот информационный пробел. Краткая характеристика района путешествия Населенные пункты. Дорожная сеть Рельеф и грунты Гидрография Растительность Животный мир Климатические условия
Подготовка После трех месяцев неторопливых сборов, подготовки документов, карт и добычи по крупицам скудной информации о районе путешествия, мы выезжаем в Тамгу – поселок на южном берегу Иссык-Куля. Здесь, остановившись на сутки в санатории Министерства Обороны Киргизии, оставляем в номере вещи и отправляемся на рейсовом автобусе в Каракол, чтобы получить заказанные заранее пропуска в пограничную зону. Игорь, руководитель турфирмы "Альп-Тур-Иссык-Куль", в которой мы заказывали пропуска, приглашает нас за стол, где мы пробуем замечательное варенье из иссык-кульских абрикосов. Не затянись дегустация варенья – и мы бы засветло успели вернуться в Тамгу на автобусе. Увы, за шестичасовой границей город стал стремительно вымирать вместе с прохожими и водитеями. Только с большими потерями вемени и денег нам удалось добраться до санатория к десяти часам. Конечным пунктом следующего дня должен был быть Нарын. Проехав 30 километров в направлени Балыкчи до поселка Каджи-Сай, останавливаемся на обед в придорожном кафе, после чего, оценив силы и время, решаем воспользоваться автобусом. Поездка в переполненном ПАЗике имеет свой колорит, заключающийся в непринужденном общении с местными аксакалами, разъезжающими от поселка к поселку и ненапряженном разглядывании местных красот через окно. Благо, в прошлом году мы проехали этот участок на велосипедах и сейчас уже ничего не теряли во впечатлениях. Балыкчи встретил нас угрюмой серой обстановкой. С запада надвигались тяжелые серые тучи, а прохладный влажный ветер вкупе с наступающими сумерками усугублял атмосферу. Пол часа упорных торгов с таксистами – и мы сбрасываем цену с двух до одной тысячи сом. От Балыкчи до Нарына. Хотя и это, как выяснилось позже, дороговато..
Первый день. ущелье Таш-Рабат Ранним утром двадцатого августа мы просыпаемся в тихом и уютом уголке Нарына. Марима - хозяйка дома, приютившего нас, накрывает стол, а за калиткой уже урчит мотор 412-го "Москвича". Водитель, подвезший нас вчера до Нарына, теперь вызвался подбросить и до ущелья Таш-Рабат. Почему "Таш-Рабат"? У Коли – так представился наш автопроводник – нет пропуска в погранзону, чтобы ехать до Торугарта – КПП на китайской границе, а на поиски "подходящего" водителя времени маловато. По утверждениям же и Маримы и, также, Коли – через это ущлье мы "запросто" проедем в Чатыр-Кольскую котловину, заодно срезав семидясети-километровый участок с перевалами Ак-Беит и Туз-Бель. Если бы знать, насколько далеки от реальности были их слова. 120-ти километровый путь от Нарына до поворота в ущелье проходит, большей частью, по безжизненной Ат-Башинской котловие – сухой долине в окружении вереницы синеющих на горизонте гор. В двадцати километрах после поворота к районному центру асфальтовая дорога превращается в широченную взлетную полосу запасного аэродрома и, вскоре, уступает место разбитой гравийке. Три часа в пути, столбы пыли, поднимаемые встречными "фурами", мелкий дождик, сулящий удачу в странствии – и вот мы около ущелья. Навстречу идет, широко улыбаясь, девченка. Средних размеров рюзак, неброская аккуратная одежда, огромные глаза – нет, она не из местных. Разговорившись, узнаем, что Есико из Токио, а сюда пришла пешком из Китая, через КПП Торугарт. Коля повезет ее в Нарын – прощаемся и собираем велосипеды, а усиливающийся дождь не дает нам возможности расслабляться. Пятнадцати-километровая дорога по ущелью с первых метров нагоняет уныние. Окружающие склоны покрыты лишь полувысохшей травой, а из долины дует настолько сильный западный ветер, что ехать становится практически невозможно. Только через пару километров, поглубже в отрогах хребта, ветер стихает и мы понемногу входим в темп, держа скорость около 8 км/ч. Дорога имеет небольшой уклон, порядка 6%, но крупный и острый щебень – следы разрушения скальных выходов на склонах – изрядно уменьшает кпд и явно угрожает покрышкам велосипедов. Впереди виднеются несколько юрт, на одной из них, диссонансом в киргзской глубинке, здоровенная надпись "Shepherd's Life" - швейцарская фирма, поддерживаемая местным правительством, "учит" здешнее население зарабатывать деньги на услугах иностранным туристам. Собственно говоря, ущелье Таш-Рабат было бы не особо привлекательно, если бы не древнее здание, гостиного двора, построенное несколько веков назад на Шелковом пути. Сюда, с интервалом в два-три дня, приезжают небольшие группы иностранных туристов, заодно им предлагается конный маршрут через "четырехтысячный" перевал к высокогорному озеру Чатыр-Коль. Поравнявшись с юртами, имеем интересный диалог с одним из местных "туроператоров": средних лет мужчина, киргиз, на ломаном английском предлагает чай, коней и "показать здание Таш-Рабат". На середине предложения спотыкается, внятно по русски спрашивает – Вы по русски говорите? – и, получив утвердительный ответ, продолжает заученную тираду по английски.
В пятистах метрах за зданием древней крепости дорога сходит "на нет" и проевращается в заболоченное русло реки, окруженное крутыми травянистыми склонами. Кое-где имеются относительно сухие участки с выраженной конной тропой, уходящей к перевалу. Последнего, впрочем, не видно – извилистая долина скрывает его за тремя поворотами ущелья. Крутых подъемов нет, но характер тропы не оставляет возможности ехать, или же катить груженый велосипед – одеваем рюкзаки на плечи и плетемся вверх. Примерно через восемь километров становится ясно, что нашей пяти-километровки маловато – едва не проскакиваем нужный поворот направо. Вернувшись, переходим на левый берег ручья и сворачиваем в долину, ведущую на юго-запад.
Тропа идет по пологой терассе южного склона, через три километра сворачивая на юг. До перевала, по нашим оценкам, еще часа три, но начинается дождь и, несмотря на раннее время – пять вечера - ставим палатку и устраиваемся на ночлег. Выбор места для бивака не вызвал особых вопросов – долина ущелья на его изгибе расположена далеко от восточного отрога, закрывающего утреннее солнце, а ровные травянистые площадки рядом с ручьем попадаются повсеместно. Вокруг – множество норок сурков и горностаев. Один, прямо прямо в нашем присутствии поймав мышь, долго играл с ней буквально в пятнадцати метрах от палатки. Вряд ли какой кошке даже снились такие па, что выделывал этот маленький симпатичный зверек.
Второй день. Перевал Таш-Рабат, оз. Чатыр-Коль В шесть утра холод выгоняет нас из палатки. Еще темно, ведь светать начинает ближе к семи. Готовим завтрак и неспеша собираем вещи – хорошо бы дождаться восхода, идти будет веселее. На небе ни облачка, палатка и трава покрыты инеем. Около восьми появляются первые солнечные лучи, а с ними и первые облака. Вспоминая вчерашний день, также начинавшийся с чистого неба, понимаем, что хорошо бы поторопиться, чтобы пройти перевал "всухую". Неудобный для переноски велорюкзак опять перебирается на спину, а велосипеды продолжают играть роль санок, которые надо возить. Довольно быстро небо затягивается тучами. Радует только то, что облачность высокая, более пяти тысяч метров, и перевал открыт. Скальные склоны почти смыкаются, огромные каменные карнизы нависают над головой, а многократное эхо, провожает каждый шаг. Эти отрывистые отзвуки усиливают и без того острое ощущение затерянного мира.
Последний поворот ущелья – на восток – и перед нами открывается вид на перевал Таш-Рабат (3964 м). До середины перевального взлета еще удается сочетать преноску рюкзака и "перекатку" велосипеда, но затем высота и усталость берут верх над нашими силами. Да и тропа не настолько хороша, чтобы катить байк не напрягаясь , поэтому приходиться "челночить". К двенадцати часам я уже разгребаю тур на перевале в поисках записки и ставлю фотокамеру на штатив. Далеко внизу виднеется долина реки Кок-Айгыр, поблескивающей в лучах солнца. Здесь же идет снег и холодный колючий ветер режет лицо. Начинаем спускаться. Через три километра, потеряв около двухсот метров по высоте, мы с удовольствием отмечаем, что долина становится пригодной для передвижения "верхом" и, с этого момента, начинается уже по-настоящему велосипедный этап нашего маршрута. Выраженной тропы не видно, но отсутствие суриных нор и крупных камней позволяет держать скорость до 15 км/ч. Десять минут спуска и, из-за отрога, испугавшись нас, движется большое стадо огромных лохматых животных. Это яки – их пригоняют сюда из Ат-Баши на летние пастбища. Появившийся вслед за яками парень-чабан, удивлен, увидев двух велосипедистов, знаками и по киргизски поясняя, что "таких" видит тут впервые. Мы выезжаем из отрогов Ат-Баши и попадаем на типичные сырты – растрескавшаяся глинистая почва с редкими пучками травы. Езда по прямой практически невозможна и это сильно снижает скорость – до 8-9 км/ч. Однако, оказывается достаточно удобным ехать по высхшему руслу. Реки, стекающие с южных склонов хребта, попадая в долину, уходят под грунт, но следы весене-летних паводков выражены очень сильно. И русло того небольшого ручья, что стекает с перевала Таш-Рабат, достигает в устье сотни метров в ширину, при этом дно настолько плоское, что можно устраивать настоящие гонки. Так, проехав пять километров, мы с Денисом подобрались к берегу озера. В пятидесяти метрах от берега пришлось оставить велосипеды – берега заболочены и колеса стали попросту вязнуть в глине – прыгая по клочкам травы, подбираемся к самому берегу, спугнув целую стаю диких гусей. Черный индийский гусь гнездится на берегах Чатыр-Коля, тысячи этих птиц буквально оккупировали озеро, находящееся на высоте более 3500 м. В меньших количествах здесь встречаются различные утки и другие птицы. У берега нас догнали два швейцарца на
лошадях с проводником-киргизом. Выехав сегодня из юрты «Shepherd's Life»
в Таш-Рабате и, перевалив к озеру, они направились на запад к стоянке
чабанов-ячников. Если бы нам нужно было тепло, улыбаюсь я. Думая, что в крайнем случае можно будет проехать по сыртам вдоль Ат-Баши до водораздела между котловиной Чатыр-Коль и Аксайской долиной. Итак, решаем с Денисом огибать озеро с востока и катим вдоль берега, в сторону триангуляционного знака, распугивая диких гусей и уток. Надо сказать, что, несмотря на неустойчивость погоды, с ней нам все же везет. Дождевые тучи висят толко над хребтами, а в долине светит ослепительно яркое, режущее глаза, солнце, почва под колесами сухая – и наши 7-12 км/ч все отдаляют полоску берега, блестящую в вечерних лучах. Во время дождя сырты представляют для велосипеда, да и для автомобиля или пешего путника, настоящую катастрофу – глина легко раскисает и, налипая на ноги и колеса, просто лишает возможности передвигаться. Даже ночные заморозки не схватывают крепкой коркой поверхность почвы, пропитанной солями. На этой высоте грунт даже на небольшой глубине схвачен вечной мерзлотой. Это приводит к тому, что здесь образуются множественные термокарстовые воронки - вода на отдельных участках растапливает лед, образуя провалы в почве. Первое впечатление о предстоящей переправе
через Кок-Айгыр было не очень сладким – "Придется вплавь", сказал я, оценив
глубину в полтора метра, а течение в 8-10 сантиметров в секунду. Через километр действительно река действительо помельчала и мы перешли русло, лишь сняв кроссовки – глубина была 15-30 см, а скорость течения не более 0,5 м/с. В сотне метров от реки нам попалась небольшая ложбинка, образовавшаяся в результате проседания почвы в вечной мерзлоте. Тут же и останавливаемся - среди выразительно плоской поверхности окружающих сыртов это место лучше всего подходило по организацию бивака, хоть немного закрывая палатку от неутихающего ветра. Оставшийся час до заката немного разнообразили гадания – дойдет ли до нас град, сплошная стена которого медленно двигалась на восток, вдоль хребта Ат-Баши. В конце концов, стихия ушла в сторону Аксая и далее в Китай, а до нас долетели только отдельные, крупные капли. Под гоготание диких гусей, бродящих у реки, натягиваем на себя все имеющиеся теплые вещи и забираемся в спальные мешки.
Третий день. Пограничный пост Уселек, перевал Кок-Айгыр, река Терек
Чертовы гуси... Нет.. бедные гуси! Им ведь еще хуже, чем нам – мы то в палатке сидим, я еще примус нет-нет поджигаю, а гуси.. Гуси орут всю ночь. И, вместе с холодом, не дают заснуть нам. Опять шесть утра, подъем, рассвет. Хорошо, хоть солнце раньше встает – в семь уже первые лучи, хребты не закрывают солнце. Замерзшая во флягах вода, насквозь. Поход к реке с булыжником в руках - чтобы раздолбить ледяную корку… В половине восьмого потихоньку начинаем крутить педали, заодно пытаясь поближе подъехать к еще дремлющим гусям, стаи которых встречаются буквально на каждой сотне метров вблизи озера. Однако, осторожная птица не подпускает к себе человека – громким кряканьем одна предупреждает других и, с шумом, стая поднимается в небо. Впереди уже видна дорога и контрольно-следовая полоса. Ближе к нам, перед дорогой, юрта – едем к ней, местные жители очень гостеприимны, а нам, кроме того, нужна информация о дороге в Аксай. У юрты на нас набрасывается здоровенный пес, а вслед выходит хозяин – настоящий аксакал. Разбегаются в стороны куры. Куры на высоте 3600 метров! Интересно, где же курятник – в юрте? Ни аксакал, ни его жена по русски не говорят – тем не менее, нашего скромного словарного запаса хватает, чтобы проприветствовать хозяев, поблагодарить за кумыс и поделиться нашими "шоколадными" запасами. Внезапно, мирное распитие кумыса прерывает рычание "Нивы" с пограничниками. Прапорщик, в сопровождении двух солдат, предлагает нам показать документы, по ходу дела спрашивая, что же делаем мы в пограничной зоне. С документами, собственно, проблем никаких, но начальник, узнав куда мы едем, предлагает подождать немного его на посту, в двух километрах отсюда. Шероховатая насыпная "грунтовка" показалась нам чуть ли не автобаном после нескольких километров бугристых сыртов. Быстро доезжаем до пограничного поста, а через пять минут появляется и наш прапорщик, единственной целью которого было напоить нас чаем.
Пост "Уселек" находится в 10 километрах от КПП Торугарт. В другую же сторону, как "говорил" километровый столбик, было не менее 210 километров. "Другой стороной", как выяснилось два дня спустя, был дорожно-эксплуатационный участок на развилке дорог "Нарын - Ат-Баши - Ак-Муз". Последующие двадцать километров катимся вдоль "контрольки", периодически съезжая с дороги, чтобы обогнуть участки, размытые паводками. Сама грунтовка представляет собой насыпь из глины, песка и щебня и, несмотря на прошедшие вчера осадки, нисколько не раскисла, чего нельзя сказать об окружающей почве. Погода сегодня замечательная, хоть и холодная – около восьми градусов тепла. Безоблачный день обострят впечатления: справа от нас медленно удаляются сухие отроги хребта Кок-Шаал-Тоо, за спиной – сверкающий белизной Ферганский хребет, а слева – острые пики массива Ат-Баши. На двадцать пятом километре от Торугарта плавный поъем сменяется таким же плавным спуском - перевал Кок-Айгыр, разделяющий долину озера Чатыр-Коль и Аксайское ущелье практически не заметен. На склоне слева видны старые доты, а на вершине холма – разрушенный фундамент РЛС, стоявшей здесь в советское время. Теперь ПВО-шников здесь нет, но одноименная с перевалом пограничная застава здравствует, являясь следующим пунктом на нашем пути. После того, как чуть ли не весь личный состав части рассмотрел наши документы, пьем кумыс, говорим "за жись" и осваиваем управление средством передвижения типа "конь", которое как выясняется, также имеет рычаг переключения скоростей (кнут), руль (вожжи) и педали (стремена). Вот, пятью километрами ниже заставы, контрольно-следовая полоса свернула на юг, а перед нами развернулась огромная Аксайская долина – дикая и безжизненная. Теперь ничего не напоминало о цивилизации – даже дорога скрылась в русле весенних паводков. Ни птиц, ни людей, ни остатков зданий. Кое где в тени обрывов - толстый слой слипшихся градин, напоминающий о вчерашней непогоде. По руслу местами прослеживаются следы от автошин – изредка тут проезжают пограничники и охотники. Но большей частью, следуя логике и карте, мы держимся отрогов Кок-Шаала, надеясь на то, что что не придется поворачивать назад. Наконец, на семидесятом километре от Торугарта, дорога появляется вновь, причем настолько отличная, что мы разгоняемся до "тридцатника" - прямо роскошь против двенадцати-пятнадцати по "руслу". Хорошая дорога закончилась также неожиданно, как и началась – перед нами река Терек с широким, полукилометровым руслом, разбитым на несколько рукавов. Большой бетонный остов давно смытого моста наводит на мысль, что течение здесь бывает совсем неслабым. Как бы сейчас нам не пришлось потрудиться с поиском подходящего места для переправы! В километре выше по течению от моста виднеется большой дом, дорога идет к нему. Может там есть переправа? Несколько пар детских глаз выглянули
из-за занавески и исчезли. Стучу в дверь – тишина. Постучал в окошко –
минутой позже выглядывает девочка лет шести. Я пытаюсь спросить по киргизски,
есть ли дома кто из взрослых – девочка убегает, а через пару минут появляется
молодая женщина. Переправа оказалась более чем проста – три русла шириной по три метра, глубиной тридцать сантиметров и соростью течения около метра в секунду. От юрты на противоположном берегу отделился всадник – парень подъехал к нам и предложил зайти на чай. С радостью принимаем предложение и целый час проводим в гостях у доброжелательной семьи из Ат-Баши, выезжающей сюда на лето пасти лошадей. Заодно узнаем у Джанибека, паренька, пригласившего нас на чай, что долина очищается от снега к началу июня и именно в мае-июне здесь максимальный уровень воды в реках. Бросив последний взгляд в сторону реки, с трудом взбираемся на свои транспортные средства – упитие кумысом и чаем не проходит даром. Не успели мы проехать и нескольких метров, как нас догоняет Джанибек на коне, протягивая пакет со свежим куртом – сушеным творогом из кобыльего молока. Что ж, это нам кстати! Теперь, дорога, прямая как стрела, вновь берет нас в свои объятия и мы готовы ехать и ехать. Но надвигающаяся темнота – уже семь вечера
– и приближающиеся с запада свинцовые тучи заставляют свернуть на обочину
в поисках подходящего места для ночевки. Десятиминутная прогулка вдоль русла реки Аксай заканчивается успешным выбором места бивака. И вот, как только установлена палатка, начинается дождь, который прекратится только под утро. Похоже, с погодой, даже плохой, нам опять повезло.
|
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999- Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|