Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Западная Европа >
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU
ЦЭТ НЕВА

Материал для публикации предоставлен редакцией сайта ЦЭТ "НЕВА"
Очерк подготовил:
Сергей Калмыков

Восхождение в Швейцарских Альпах
на вершину Айгер по северной стене


Фотография без маршрута
Общий вид северной
стены Айгера и поселка
Кляйне Шайдегг зимой.
(сделано с открытки фирмы
Foto Alex, CH-3818 Grindelwald).
Показан пройденный
в 1997 году маршрут.

Восхождение на северную стену Eiger'а по, так называемой, "американской диретиссиме" (маршрут John'а Harlin'а) было организовано Центром Экстремального Туризма "Нева" (С.- Петербург) в рамках участия в Зимнем Чемпионате России 1996-1997гг. Восхождение заняло 7 дней. 28 февраля 1997г. команда достигла вершины и в тот же день спустилась вниз.

Из писем Сергея Калмыкова
зарубежным друзьям.

В Бразилию:
"...Хочу объяснить тебе, что значит гора, на которую мы собрались, для альпинистов, вообще, и для меня, в частности.

Я начал заниматься альпинизмом в 1960г. Мне было только чуть больше 20 лет, и я был буквально заворожен единственной доступной тогда в СССР книгой о горовосхождениях в Альпах - "Альпинизм за рубежом" Б.Гарфа и Ф.Кропфа. Я читал ее и перечитывал, знал на память имена великих альпинистов: французов Лионеля Террая и Гидо Маньона, немцев Германа Буля и Куно Райнера, итальянца Вальтера Бонатти... Я мог цитировать наизусть целые страницы об их подвигах на знаменитых альпийских стенах. Но мои мечты об этих стенах были абсолютно безнадежны - ведь это были 60е годы в СССР! Это было... как влюбиться в Софи Лорен. И в этих своих мечтах я составил список стен, которые я хотел бы пройти.

Первое место в этом списке занимала Великая Стена - Северная Стена Айгера. Её 2км скал и льда имели мрачную славу "стены смерти", погубившей жизни десятков альпинистов. Четверо альпинистов из Австрии и Германии, впервые прошедшие ее в 1938г. по самому простому маршруту, получили награды из рук Гитлера.

Конечно, все нужно делать в свое время. Но когда мои молодые друзья предложили мне, в мои почти 60, осуществить мечту моей молодости, ... я не мог сопротивляться.

Состав команды:
Анатолий Мошников - капитан команды, засл. МС, 1953 г. рождения,
Владимир Высоцкий - КМС, 1950 г. рождения,
Сергей Калмыков - МС, 1939 г. рождения,
Василий Панасюк - МС, 1949 г. рождения,
Николай Тотмянин - МС, 1958 г. рождения.

По решению судейской коллегии Чемпионата наша команда заняла II место с отрывом всего в 0.05 балла от команды магнитогорских альпинистов, получивших чемпионский титул за восхождение на вершину Серро Фитц-Рой в Патагонских Андах. Мы сердечно поздравляем наших друзей-соперников с их уникальным восхождением на краю земли.

Из Петербурга мы выехали в 3 часа ночи 12го февраля на двух автомобилях через Финляндию, затем паромом из Хельсинки в Травемюнде, затем через Германию и Швейцарию в Альпы. Это заняло 4 дня. Вернулись домой 5го марта. Наша экспедиция была некоммерческим предприятием, у нас также не было спонсоров. Расходы были покрыты из личных средств участников и составили примерно по 650$ на человека.

В описании восхождения мы намеренно решили отказаться от спортивно-технических деталей. Человеческая, эмоциональная сторона нам кажется интереснее, и мы надеемся, что в выбранной, несколько нестандартной форме представления материала она "прозвучит" лучше.

Историческая справка

Николай Тотмянин:

Сравнительно невысокая вершина Айгер (3970м) в Бернских Альпах относится к числу известнейших в мире. Ее северная стена долгое время считалась совершенно неприступной и была даже прозвана "стеной смерти" за трагические события происшедшие на ней. Она начинается в 100 метрах ниже вершины и обрывается почти вертикально на 1800 м вниз.

Из писем Сергея Калмыкова
зарубежным друзьям.

В Калифорнию
"...Я вернулся вчера. Мы впятером пролезли северную стену Айгера по маршруту Джона Харлина за 7 дней. Погода была приличной только в первые 4 дня. Затем разразилась ночная пурга, которая длилась еще 2 дня. Пятый день мы провели, сидя на месте и периодически счищая снег с палатки. На 6-й день (27.02), несмотря на продолжающийся снегопад, мы возобновили движение и установили бивуак в верхней части "Паука". Т.к. наше восхождение было заявлено на Зимний Чемпионат России, нам следовало достичь вершины не позднее 28.02. Однако, состояние скал стало отвратительным, и дальнейшее следование по пути Харлина неизбежно дало бы нам еще один бивуак, поэтому мы решили на последних 200м свернуть налево, в расщелину классического маршрута. Около 3-х часов дня 28 февраля мы стояли на вершине под лучами уже заходящего солнца впервые за последнюю неделю. На спуске мы попали в объятия нашего молодого друга, альпиниста из Канады Conny Amelunxen`а, который вышел встретить нас, и в тот же вечер пили горячее вино и холодное пиво в ресторане Кляйне Шайдег.

В эти дни фразы из "Санкции Айгер" (известный детективный роман) согревали меня: "В твои 37 лет ты слишком стар для Айгера, дружище... Мне сейчас 42, и в случае успеха я стану самым пожилым альпинистом из тех, кто покорил Айгера..." Или что-то в этом роде. Во время нашего пребывания на стене другой наш друг, тоже альпинист, живущий неподалеку от Лозанны, запросил в штаб- квартире спасательной службы сведения о нашей группе (по пути к Айгеру мы оплатили страховку). Ответ был: "Месье, состояние погоды в районе Айгера исключает нахождение каких-либо групп на восхождениях. Можно с уверенностью считать, что на стене никого нет. - Да, я знаю погоду там, - настаивал наш друг - но, видите ли, это - русские. Это - не то же самое, что и другие. Попытайтесь узнать, как они." Однако, в те дни видимость была нулевая, и ни наблюдение, ни вертолет не могли помочь узнать что-либо о нас. Зато во время выхода на вершину и потом, на спуске, нас с почетом эскортировала красивая красная спасательная птичка до тех пор, пока они не убедились, что мы OK, хотя и спятили. Нам говорили, что вся долина следила за нашим восхождением. В первые три дня много вертолетов и маленьких самолетов кружило вокруг горы.

Великая стена!.. Но что странно и... как-то неприемлемо для нас, русских, с нашими почти еще девственными горами, это - туннель и железнодорожная станция Северная Стена Айгера. Наш первый бивуак был, примерно, в 100м правее ее окон, зрители наблюдали за нашим лазанием, а ночью мы могли видеть отблеск электрического света на снегу!

Привет Эриху Хоффманну. Он с его видеофильмом об одиночном восхождении Эрика Джонса на стену Айгера, несомненно, был одним из побудительных мотивов нашего предприятия...


Маршруты на стене (вид летом)
1) классический путь 1938г.,
2) маршрут Джона Харлина 1966г.,
3) японская диретиссима 1969г.,
4) чешская диретиссима 1976г.

Первая серьезная попытка ее прохождения была предпринята лишь в 1935 г. мюнхенскими альпинистами Максом Зейдльмаером и Карлом Мерингером. Они вышли на стену 21 августа и после трех дней борьбы попали в непогоду... Только три недели спустя их тела удалось обнаружить с самолета.

18 июля 1936 г. новый отчаянный штурм предпринимают Хинтерштойсер и Курц из Берхтесгадена, Райнер и Ангерер из Инсбрука. Но и на этот раз восхождение закончилось катастрофой: Райнер замерз, Хинтерштойсер сорвался и разбился, Ангерер был задушен веревкой при попытке спуска, а Курц, который при подходе спасательной группы был еще жив, умер от истощения.

Однако на следующий год две новые группы решили попытать удачи... Два итальянца, полностью потеряв все жизненные силы, были спущены вниз спасателями. Вторая двойка из Зальцбурга оказалась не столь счастливой: один из них умер от холода и истощения, а другой был спасен с обмороженными ногами. Стена приобретала все более мрачную славу. Местная ассоциация гидов объявила, что она не будет спасать тех безумцев, которые попытаются вновь штурмовать стену. Однако, запреты неэффективны в попытках остановить человеческое стремление к неизвестному, непознанному...


2-й день восхождения.
Под 2-м скальным поясом.

В 1938 г. в верхней части 3го ледового поля погибают двое итальянцев. Это место сейчас носит название "бивака смерти". Но уже в этом же году совместными усилиями немцев А.Хекмайера, Л.Фьерга и австрийцев Ф.Каспарека и Г.Харрера был достигнут успех (24.07.1938). За покорение "стены смерти" альпинисты были удостоены необычайной "чести": они получили награды из рук самого Гитлера.

Первое зимнее прохождение этого, классического маршрута было совершено в марте 1961 года.

В 1966, с 23.02 по 25.03, впервые зимой был пройден новый маршрут на стене - "зимняя диретиссима", или маршрут Джона Харлина. 13 альпинистов из двух объединившихся команд - англо-американской и немецкой - штурмовали гору в экспедиционном стиле, провешивая всю стену перильной веревкой и спускаясь на отдых в местечко Кляйне Шайдегг. Пять участников достигли вершины, но дорогой ценой: в ходе восхождения погиб руководитель экспедиции Джон Харлин - обрыв перильной веревки. Экспедиционный стиль вызвал бурную дискуссию.


Траверс направо-вверх
по 2-му ледовому полю.

Тем не менее, второе прохождение маршрута Харлина, совершенное в 1970 году японцами, осуществлялось также в экспедиционном стиле. Команда из 7 человек штурмовала стену почти 3 месяца - с 24.12.69 по 21.03.70. Было повешено 2355 м перил. Некоторые участники находились на стене 26 дней без спуска вниз.

Трагическая, мучительно трудная история освоения северной стены Айгера обусловлена ее природными характеристиками: средней крутизной около 70 градусов, уникальным для невысоких гор перепадом высот 1800м, плохими погодными условиями. Вследствие своей вогнутости и северной ориентации она сильно затенена и холодна даже летом, а зимой практически не освещается солнцем. Легендарная стена до сих пор продолжает манить альпинистов всего мира. В настоящее время на ней пройдено больше десятка различных маршрутов, четыре из них, проходящие через центр стены и выводящие на вершину или близко к ней, по семибалльной шкале трудности, принятой в Швейцарии, относятся к шестой категории - AS (ausserst schwierig - в высшей степени сложные). Маршрут Джона Харлина кажется наиболее логичным и красивым. Непроходимый в летних условиях из-за чрезвычайной камнепадной опасности, зимой он является интересным и трудным комбинированным маршрутом AS+, что соответствует 6Б категории сложности по русской классификации. По нашей информации за последние четыре года он никем не посещался.

Сергей Калмыков:


На "Биваке смерти",
это - наш 3-й бивак на стене.

В октябре 1997г., отвечая на мои вопросы, Жан Клод Мармье, президент Высокогорной Группы во Французской Федерации Альпинизма и Скалолазания (Шамони), писал (перевод мой, С.К.): "Я хорошо знаком с маршрутом Джона Харлина потому, что прошел его в феврале 1978г. с прямым выходом наверх через "Муху". Это заняло 18 дней, что не так плохо, т.к. мы были дважды во время восхождения блокированы непогодой: первый раз - на второй стене (неподалеку от станции Стена Айгера), а второй - на "Биваке смерти". На деле мало восхождений, в точности следующих первоначальному маршруту. Самое замечательное из них было совершено американцем Тобином Соренсеном осенью 1978г. за 4 дня. Это был выдающийся альпинист-одиночка, пастор евангелической церкви. Он сделал много блестящих восхождений на Дрю и Гран Жорасс. Он погиб несколько лет тому назад, как всегда один, в Скалистых горах."

Единственный "Русский маршрут" на Северной стене Айгера был проложен в августе 1994г. магнитогорскими альпинистами. Это - диретиссима далеко справа от центра стены с выходом на плечо сев.-зап. гребня, по которому проходит стандартный путь спуска. Вторым российским восхождением на этой стене было наше, группы ЦЭТ "Нева", восхождение, а третьим - восхождение Валерия Бабанова и Михаила Ярина по классическому пути в августе 1997г.

Дневник Анатолия Мошникова


Вид стены в профиль налево
от нашего маршрута между
3-м и 4-м биваками. Видна
верхняя часть места на
классическом маршруте,
называемого "Рампой".

22 февраля 1997
Стартовали в 7 утра в сумерках, но при полной луне из снежной пещеры. Высота по альтиметру - 2200м. По крутому фирновому склону, стараясь не смотреть вниз, подошли под первую ледовую стенку - 2400м. Коля начал, я на страховке, сзади Вася, Вова и Серега.

В основном, ледовая работа до окон ж.д. станции Eigernordwand. Людно, вертолеты, и нет уединения и чувства горы. Кроме этого, возникло некоторое беспокойство перед надвигающейся стеной.

У окон под скальным карнизом нашли здоровый снежный надув. Ребята остались делать площадку под палатку, а я полез обрабатывать стену. Лазание на пределе, и после длительного перерыва в восхождениях по технически сложным стенам некоторая неуверенность и медлительность. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Заканчивал уже в темноте и снаряжение развесил на стене, как попало. Если завтра будет снегопад, то придется откапывать.

Ночевка - класс, лежачая.


Обработка нависающих
скал над 4-м биваком
(на этом месте мы провели
4-ю и 5-ю ночи, пережидая
непогоду).

23 февраля 1997
Начали утром с Колей, и я продолжил. Скалы сложные, лазание, в основном, на искусственных точках опоры. Тяжело со страховкой, вокруг бараньи лбы, и выхода не видно. Раньше, видно, лед был - а сейчас только остатки поблескивают. Ушел маятником влево - ребята выгребут, и влез в кулуар с отвесной стеной и непонятными перспективами. Коля снизу подбадривает, а я балансирую на отвесе на передних зубьях кошек, перетекая с одного пятна льда на другое. Разговариваю вслух - дожил. Чуть левее зацепил "шакалом" перышко льда - устояло бы - и вылез в отвесный камин, но со льдом. Здесь попроще. Еще немного, и ночевка.


Непогода: засыпанный
снегом наш 4й (и 5й) бивак.

24 февраля 1997
С утра первым работает Коля, его страхует Серега, я стал третьим, чтобы поснимать на видео. Нормальная пятерочная работа, и Коля напирает. Выходим на, так называемый, "Бивуак смерти". Закрепились. Ребята начали рыть площадку, а мы с Колей пошли обрабатывать. Веревки две по ледовому кулуару, и последняя - крутая, градусов 80,- под основание скального бастиона. Коля на искусственных точках опоры трудится уже в темноте, и я буквально сдергиваю его вниз. Пора заканчивать.

Ночь прошла относительно неплохо. Скрючился в углу, чтобы хоть немного отдохнуть. Ребята дремлют сидя.

Чувствую нутром, погода портится, хотелось бы успеть выгрести на "Паука", а там - как Бог даст...


Непогода: маленькая
лавина падает прямо
на наш бивак (4-5й).

25 февраля 1997
С утра крутое лазанье. Продолжил работу Коля и выгребал по заглаженным бараньим лбам и по ледовому кулуарчику вверх под выкручивающиеся стены. Уперлись в карниз. Здесь и заночуем.

Ребята рубятся на ночевке, а я полез под карниз. Вовчик - подлец, забыл, как выдавать веревку. Я чуть не улетел вниз. Вот, что значит 3 года пешком на пик Коммунизма ходить. Погода испортилась, и начало метелить. Скала быстро покрывается снегом, и ноги скользят. Раза два обрывался и чуть не оставил пальцы в щели. Но чую, что выход уже близко. Расщелину уводит вверх, манит, но я не поддался соблазну, надел кошки, маятник вправо, и пошел, пошел, почти побежал вверх, в темнеющее никуда. "Паук". Точнее его начало, но зацепиться удалось, и это обнадеживает. Ныряем вниз уже в темноте.

Ночевка - швах, худший вариант сидячей.


К вечеру 6-го дня мы вышли на "Паук"
- небольшое крутое снежно-ледовое
поле, где установили наш
последний, 6-й, бивак.

26 февраля 1997
День отсидки. С утра метет, и настроение хуже некуда. Гора длинная и могучая. А люди такие маленькие и слабые. Сидим, откапываемся, варим, шутим, ждем погоды. Думать ни о чем серьезном не хочется. Иногда вспоминаю только верхние закрепления и думаю, выдержат ли... Мочи нет, так все отсидел. Поразмышлял о дальнейшем, хоть и не хочется, но похоже, надо сваливать на классику, иначе не вылезем. Даже не верится, что все это когда-нибудь кончится. Там, далеко внизу, за метелью и за туманом осталась жизнь, а здесь только шорох по коньку палатки, да где-то внутри горы движется что-то могучее и механическое. Люди все стремятся взять верх над природой, а она усмехается, дожидаясь своего часа, чтобы напомнить, кто хозяин и властелин мира.

Ночь. Опять долгие бессонные часы ожидания погоды, жизни, настроения.


Утро 28 февраля -
последнего, 7-го, дня
нашего восхождения.
Начинаем движение от
места бивака на "Пауке"
в направлении
"Выходной расщелины"
классического маршрута.

27 февраля 1997
Ужасная ночь. Спальные мешки промокли насквозь, и похолодало. Одна мысль, что надо выходить, приводит в ужас, двигаться не хочется - состояние сомнамбулы. Какого черта меня сюда поволокло, до сих пор не понимаю. Ведь уже 6 лет не ходил зимой на стены. Суставы ноют, правое колено вырубается, а пальцы отекли и немеют. Ночью несколько раз выбирался из- под Вовы и оттирал руки.

Утром метелит, но дискуссию, выходить или нет, прервал резко: если еще на один день останемся, то снимать будут вертолетом. Не вылезти будет на карниз, хоть веревки и висят. А вниз пути нет.


Подъем по закрепленной
веревке в верхней части
"Выходной расщелины".
Близок предвершинный гребень.

Стартанули. Впереди Коля. Карниз не шутит, и зажимы на заледенелой веревке проскальзывают. Серега намучился, лез, наверное, полтора часа одну веревку. Коля сломал клюв молотка, похоже здесь выдерживают только люди. Погода не улучшается, часто приходится отогревать руки и ноги. Застываешь под холодным душем из снега, лавинками обрушивающегося сверху, и вздрагиваешь от ударов по каске кусочков льда. Но лезем.

На "Пауке" крадемся осторожно, снегу навалило, и страховаться очень трудно. В темноте еле догребли до скал. Опять сидим.

28 февраля 1997
Гора!

Утром с "Паука" ушли на классику. Стена смотрится страшно: после снегопада и ветра образовались "снежные цветы" - кристаллы льда и твердого снега. Скалы скользкие и холодные. Иногда возникает ощущение, что отсюда не выбраться никогда, и ниточка, связывающая с теплом и живостью оставшегося внизу человеческого мира, становится все тоньше.

Но впереди работает Коля - супер, в кошках, с двумя "шакалами" он стремительно приближается к гребню.

На вершине были в час. Ясная прогода наградила нас удивительным зрелищем: знаменитые Мон-Блан, Маттерхорн салютовали нам.

А дальше спуск и радушие, казалось бы, чужих, но таких близких и гостеприимных швейцарцев, канадцев, французов...


Мошникова отделяют
от вершины 30 метров.


На предвершинном гребне.
Первая связка уже на вершине.


На вершине.


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100