Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Западная Европа >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Читайте на Mountain.RU:
Путешествие во Внутреннюю Шотландию, Альберт Ефимов, г. Москва

Автор: Альберт Ефимов,
родился в 1970г. в Москве, где и проживает по настоящее время

 


Шотландия. Маленькое приключение


Портрет автора


Виды гребня хребта Аонах Еанах. Сложнейший маршрут в долине Гленко и один из самых сложных во всей Шотландии

Чертополох. Национальный символ Шотландии

Вид на озеро Лох Ломонд с горы Бен Ломонд. Одна из самых живописных мест горной Шотландии

Водопад в "Затерянной Долине" Гленко

Одинокая сосна по дороге в Калландэр

Вид на гору Кобблер и вид с ее вершины. Зима в Шотландии.

Солнце, лед и снег на вершине Кобблера

Закат и горное озеро

Белое солнце снежной вершины

"Хвост серой кобылы". Вид на горное озеро Лох Скин и на окружающие горы.

Вид на "потолок" Британии, гору Бен Невис со стороны Гленко

Настоящая жизнь началась, после того как я вышел из автобуса Глазго-Форт Вильям ровно в сердце Гленко. Путь в горы оказалось найти не так легко. Я провел 10 минут в придорожных кустах в поисках тропы, ведущей в холмы – “хороший путь” - как его назвала моя библия. Когда, в конце концов, я его обнаружил, оказалось, что он начинался от другой парковки – метров на 300 находящейся от того места, где я высадился.

Тропа, действительно, оказалась хорошей – прямо каменная лестница – путеводитель не соврал. Поэтому, зная, что маршрут находится в самой сложной категории, я здраво предположил, что основная сложность лежит впереди.

Через 10 первых минут восхождения я обернулся и увидел еще трех Мунро-Бэггеров. “Ха-ха” - сказал я сам себе, - “шотландские тихоходы, сейчас я вам покажу, как надо ходить по горам!” И я прибавил ходу – тем более что это было не сложно- ясный путь, довольно крутой подъем, но, тем не менее, без всяких сложностей.

Я прошел мимо стада овец, поприветствовав этих тупых созданий, радостными русскими словами. Они даже удостоили меня своим вниманием, но с места не тронулись. Я продолжил восхождение. Однако, туман начал сгущаться. Если некоторое время назад, когда я только начал путь, это был всего лишь туман, то теперь я был в зоне низкой облачности. И мой путь лежал прямо в облака.

Через четверть часа пути я решил проверить - как там мои попутчики. Обернулся и стал ждать. Через 10 минут никто так и не появился. Я почувствовал, что что-то не так. Тропа все еще была хорошо заметна. Но я хорошо знал, как обманчивы эти шотландские тропы – идешь, идешь и вдруг тебе ни тропы, ничего. Нипочем не определишь куда дальше. Поэтому, я решил, что спущусь немного назад и посмотрю, где мои попутчики. Я обошел огромную скалу, которая загораживала мне обзор и всмотрелся в туман – никого. Даже призраков нет. Никакого движения, только птицы. Видимость порядка 40 метров. “Глупец!” - сказал я себе, -“Еще глупее, чем тем овцы!” Ну, почему бы мне не подождать шотландцев и не присоединится к ним. Однако, я помчался вперед, ни о чем не думая. Fucking proud! Мысль о том, что они могли просто повернуть назад не пришла мне в мою бедную голову.

Когда ты знаешь путь и все равно спрашиваешь
о дороге, это называется предусмотрительность.
Когда ты не знаешь дороги и спрашиваешь о ней,
это здравый смысл.
Конфуций

“Ну и что дальше?”- спросил я себя и овец, которые вопросительно смотрели на меня. Я обратился к библии. Указания библии были предельно ясными – “идите вдоль ручья по любой из его сторон”. После того, как я утешил себя “Тик-Таком” и апельсином, я решил, что еще не вечер, что тропа вполне ясна – по крайней мере, в пределах тех сорока метров, которые составляли мой горизонт. Я продолжил путь в надежде, что тропа выведет меня к гребню.

Мой путь лежал именно к гребню- основной прикол маршрута - пройти по узкому гребню, с обеих сторон которого - пропасти.

Гребень - так звали мой рюкзак, который я купил накануне в “Невиспорт” за 60 паундов. Так, по крайней мере, было написано на нем.

Посовещавшись с библией и Гребнем, я решил продолжать восхождение –мы не привыкли отступать - и двинулся вдоль ручья, переходя с одной его стороны на другую, там где тропа была всего видней. Видимость ухудшилась, а влажность увеличилась. К счастью, к Гребню прилагалась дождевая накидка, на ней было написано Карримор – видимо, так ее и звали. Поэту Гребень был надежно защищен от дождя Карримор, а я сделан не из сахара – мне дождь ни почем. Бедные Гребень и Карримор –их испытания лежали впереди!

После приблизительно часа пути, тропа исчезла, туман сгустился до состояния сгущенки и я находился в полной растерянности – куда идти? При ясной погоде, ориентирование не состояло труда - по моим подсчетам, я был где-то близко от первой вершины. Общее направление итак было понятно – вверх! Но все, что я мог видеть – 20-30 метров травы и камней перед собой.

После долгого и тяжелого раздумья, я решил, что поскольку я не герой, то ничего нет плохого в том, чтобы отступить – ничего не поделать, плохая погода. Библия стояла на своем – тропа вдоль ручья должна вывести к первой вершине. Ручей разделился на три рукава, тропа исчезла. Где же она, эта тропа?! Пять минут я всматривался в склоны, пытаясь обнаружить хотя бы малейшие признаки пути – ничего. Увы, неудача. Назад, кретин, назад!

Урок номер Один.
Если решил повернуть назад, поворачивай и не думай

Расстроенный, я стал спускаться вниз. И хотя я ушел немного в сторону от ручья – я не видел его, но все еще слышал. Ориентирование не составляло проблемы.

Внезапно из тумана выплыли две человеческие фигуры, карабкающиеся по склону. Теперь я понимаю, что мог чувствовать Робинзон Крузо в ту пятницу, когда он увидел отпечаток босой ноги на пляже! Я был готов бежать вниз к ним навстречу, но терпеливо дождался, пока они подошли поближе. И был вознагражден!

Эти люди были - Пророк и его Дева!

Имя Пророка было Эндрю (может мне стоило называть его Св. Андреем, но я был все еще не уверен, настоящий ли он пророк), его Деву звали Сара. Они сказали, что они знают путь и, что если я хочу, то могу присоединится - если потеряемся, то вместе. С радостью я согласился. Вместе, мы продолжили путь вдоль видимой части тропы. И вскоре достигли первой вершины.

Эндрю был настоящим Пророком! У него не было никаких библий, а направление он определял с помощью магического устройства – круглой коробочки с иглой внутри, которая все время сохраняла одно и то же направление! Правда, у него также была карта, но если бы и карты у него не было, то он был бы тогда уже не Пророком, а Мессией!

Мы начали приближаться к первой сложной части маршрута – первому гребню. Нужно пройти вдоль крутого склона, с одной стороны которого пропасть. Никакой тропы уже и в помине не было, но Эндрю сказал, что он вполне уверен, так как уже был здесь. Я верил ему, так как знал, что если Эндрю действительно заботился о Саре, то он не даст ей свалится в пропасть. После получаса карабканья по склону, о котором Сара скромно высказалась, как о приключении, о котором “можно рассказать друзьям”, началось настоящее приключение.

В условиях плохой видимости даже пророки могут заблудится. Волшебное устройство давало нам совет продолжать идти в том же направлении, но для того, чтобы продолжит движение мы должны были спуститься вниз по практически отвесной стене, высотой порядка 15 метров, причем с одной стороны, она нависала над пропастью. Если бы мы смогли это сделать, то та часть пути, которую указывал Эндрю, и мы могли видеть, не составляла бы проблемы, конечно, в сравнении с тем, где мы находились сейчас.

Я сказал, что путь не выглядит безопасным – мокрые камни и скалы делали проблематичным поддержание баланса даже на ровной поверхности, карабканье по скале выглядело ненужным риском. Но Эндрю сказал, что может это и не верная тропа, но направление правильное и стоит попробовать. Я – последний, который отступит, поэтому согласился. Эндрю начал спуск, он был довольно высокий. Но после первого шага, он застрял, мокрая трава и камни делали спуск в этом месте невозможным. Ледяной ветер в мокром облаке делал руки практически нечувствительными. Я сказал, что пойду вдоль склона и посмотрю на обходной маршрут.

После внимательного обследования стены, я решил попробовать спустится в другом месте. Мне казалось, что у меня есть план. Я видел ряд уступов в стене, на которых я мог балансировать, до тех пор, пока не спущусь до высоты 2-х метров от склона, на который я мог бы спрыгнуть. Подумав, что я справлюсь и, перекрестившись, я начал спуск. Первый шаг занял у меня 2-3 минуты. Затем, продвинувшись еще немного вниз, я понял, что дальнейший шаг и прыжок я смогу сделать только, если повернусь спиной к стене. Я посмотрел вверх и понял, что назад я вернуться уже не смогу. Однако повернуться я не мог, за спиной у меня Гребень. Я принял решение, аккуратно спущу Гребня вниз и затем спрыгну сам, когда позволит высота. Потом подберу его. Я отстегнул рюкзак, вынул камеру, сказал ему и Карримор “прости” и отпустил его.

Рюкзак упал на склон, перекувырнулся несколько раз, затем упал в расщелину и исчез из поля зрения…

Я закричал –“Нет!!!” Слезы чуть не брызнули из моих глаз. Стоя на краю камня, шириной не более 5 см, не имея шанса подняться наверх, я осознал, что вступил в Местность Смерти.

В своем “Искусстве Войны”, Сунь-цзы говорит о девяти видах местности. Последним, девятым видом является Местность Смерти, когда “котлы разбивают, а лодки и мосты сжигают, поэтому солдаты сражаются чтобы выжить, иначе, они умрут как свиньи”.

Стоя на Местности Смерти, я почувствовал, что все это происходит не со мной, я отделился от самого себя и видел все как бы со стороны. Я был холоден и спокоен, как и камни вокруг меня. И также мокр от пота.

Обычно, когда я дерусь, то специально вызываю в себе гнев, помогает в самоконтроле, не ненависть, но гнев. Здесь, в Местности Смерти, я не чувствовал ничего, только видел себя со стороны.

Я не знаю, как я преодолел последнюю часть стены, это заняло у меня секунды. Я забыл обо всем. Просто прыгнул и затем скакал по камням, как горный козел. Мой рюкзак, о боже!

Он лежал на спине(?), в ручье на камнях – брошенный, мой бедный Гребень. Я подобрал его и сказал: “Больше никогда, никогда!”

Урок номер Два.
Если ты чувствуешь, что для того, чтобы сделать следующий шаг, тебе надо избавится от рюкзака, никогда не делай этот шаг, он не безопасен

Я перевел дыхание, чтобы осознать все полноту моего положения, точнее нищету! Я действительно находился в Местности Смерти – я ничего не видел ни вверху, где приблизительно в ста метрах от меня, остались Эндрю и Сара, ни внизу. Я затерян in the middle of nowhere. Я проверил боковой карман Гребня – там лежала моя Нокиа. К моему изумлению, моя бедная серая Нокиа 3330 все еще работала – она пережила падение и радостно показывала мой любимый BT Cellnet и одну палочку приема с левой стороны. Я пообещал, что если раньше я планировал поменять ее на более новую модель, то теперь никогда с ней не расстанусь. Что ж, еще не вечер.

К несчастью, облака обладают одной странной особенностью, о которой я раньше не подозревал. В них не только ничего не видно, но также и ничего не слышно. Я кричал Эндрю и Саре, но ответа не было, расстояние и густой туман поглощали мои истошные вопли.

Я начал карабкаться вверх по склону, в надежде, что мои спутники услышат меня. И был по-настоящему счастлив, когда я услышал ясный голос Сары. Я прокричал что-то в ответ, она что-то закричала мне. Но я не разобрал ни единого слова! Я не знал, что мне делать: ждать их внизу или попытаться подняться наверх.

В конце концов, я подошел к стене настолько близко, что смог различить очертания моих спутников. Языком мимики и жеста мы договорились, что я поднимусь к ним наверх. Казалось, что они решили повернуть назад.

Спуск по мокрой стене и камням был очень опасной игрой. Но восхождение по мокрой отвесной скале высотой в десять метров было просто невозможным. Руки ничего не чувствовали, каждый кусок камня и травы казался живым и так и норовил ускользнуть.

После тщательного осмотра скалы, я понял, что единственно возможный маршрут, это та вертикальная стена, по которой я карабкался четверть часа назад!

Нет ни мыслей, ни чувств. Просто нет выбора. Я начал карабкаться вверх. После двух-трех шагов, я снова попал в трудное положение, казалось, что просто нет места, куда можно поставить ногу, или ухватится за камень. Эта часть стены была обращена к пропасти, если бы я сорвался, ничто не остановило бы мое падение. Время остановилось. Этот шаг занял у меня века. Только одна часть моего мозга работала, та, которая принимает интуитивные решения.

Я чувствовал, что стою перед выбором, можно выбрать смерть, а можно жизнь. Я полон жизни, поэтому я посмотрел на камень сверху и справа и понял, что могу попытаться. Справа и сверху – “Вперед!”.

У меня довольно гибкое тело, однако, я не ожидал, что настолько гибкое. Сначала я подумал, что это неверный шаг, но затем я убедился, что это единственный шанс к спасению. Отступать было некуда. Поэтому я использовал это шанс.

Некоторые люди верят, что Смерть всегда стоит за нашим левым плечом. Возможно, в этом есть доля истины, я не мог заставить себя обернуться влево. Мне показалось, что я видел тень, мелькнувшую слева, но, возможно, это было просто облако.

Я выдохнул, сделал шаг, подтянулся на руках и через 20 секунд стоял рядом с Эндрю.

Урок номер Три.
В горах нет пророков

Первое слово, которое я сказал, было – ‘shit!’

После того, я спросил у Эндрю, почему они решили повернуть. Он ответил, что Сара замерзла и дальнейший путь в условиях плохой видимости представляется небезопасным. Небезопасным. Shit. This is fuckingly dangerous! – подумал я про себя. Оки-доки, поворачиваем назад.

Остаток пути до парковки был вполне спокойным и без приключений. Я думал, о том, что со мной произошло. Много лет назад я сказал себе: “Больше никогда таких приключений”. Я знаю, что моя “крыша” не на месте. Но иногда она совсем “съезжает”. Я бы плохо кончил, если бы продолжил в том же духе. Поэтому, как сказал Сандзюро, долго есть кашу, лучше, чем быстрая смерть. Я прекратил рискованные предприятия.

Но теперь я вспомнил, зачем они мне были нужны. Это воспоминание оказалось похороненным где-то в самой глубине моего подсознания. Именно этот момент, когда ты смотришь на себя со стороны и есть Момент Истины. Это Испытание и, наверное, поэтому некоторых людей тянет в горы, в море. Или куда-то еще.

Это снова случилось со мной. И снова я цел и невредим. Сидя в своей квартире в Говане и потягивая грузинский бренди, я спрашиваю себя – почему? Почему я выжил? Почему что-то защищает меня? Чувствую себя жалким и нищим.

Урок номер Четыре.
Не важно “Почему”. Важно “Как”

Эндрю любезно согласился меня подвезти до ближайшей деревни. Когда в машине он сказал мне, что труднейшая часть маршрута, пройти сто метров по гребню, с обеих сторон которого пропасти, я рассмеялся, после того, как я балансировал на камнях, не шире пяти сантиметров, этот гребень показался мне шириной с Сахихолл стрит.

В следующий раз!

Самое странное во всей этой истории то, что мне она понравилась!

P.S. Возможно подлинного шотландского пророка можно найти в магазине альпинистского снаряжения. Когда я покупал моего Гребня, продавец – маленький толстый человечек в очках на испитом лице, сказал мне, что в Гленко по-настоящему прекрасно, когда идет дождь, и на небе низкие облака.

Гован, Глазго, Шотландия


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100