|
"Горы в фотографиях"
- это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов.
Регулярное обновление.
|
Горы мира > Западная Европа > |
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU
Автор: Анатолий Булычов, г. Новосибирск
Супружеская пара на вершинах Альп
Семья Булычова Анатолия (47 лет) и Сорокиной Татьяны (39 лет) из Новосибирска была приглашена в июне коллегами-альпинистами из Цюриха и Шамони в горы Италии, Швейцарии и Франции. Супружеская пара взошла на пик Гран-Парадизо (Италия), затем в неустойчивую погоду за 4 дня осуществила полный траверс массива Монблан (Франция), высшей точки Западной Европы, 4808м, причём вершинный гребень преодолевался при штормовом ветре. Наконец, двойка в условиях плохой погоды взошла на знаменитый пик Гранжорас, 4208м, по престижному маршруту Линсэл (северная стена). Случилось так, что в начале июня меня пригласили делать научный доклад на крупной международной геофизической конференции в Париже, сразу после которой меня и мою супругу Таню ждали альпинисты в Шамони. Поэтому путь из Новосибирска лежал сначала в Париж (аэрофлот 19200 рублей билет в оба конца), а не в Женеву, через которую обычно добираются туристы из России в Шамони. В Париже мы с Таней ранее бывали, поэтому воспринимали мегаполис обыденно. Я был занят работой на конференции, а Таня посещала, в основном, пригород: Фонтенбло, Диснейлэнд, бот.сады, зоопарки, т.д. 10 июня загрузились в тесный европейский поезд с кучей снаряжения и рано утром 11-го прибыли в Шамони (130 евро билет в оба конца) в объятия Свена Фридэла. Со Свеном я познакомился в 2003 году в Норвегии во время Симпозиума в Ставангере, после которого мы ходили вместе в районе Лисеботн, в том числе на известный пик Кжераг. Он живёт в Цюрихе, хотя немец по происхождению. Свен высокий, очаровательный, худощавый брюнет, очень спортивен: кроме альпинизма занимается каратэ, имеет чёрный пояс. На его машине сразу поехали в Италию через знаменитый тоннель под Монбланом длиной 11,6 км. В полдень прибыли в заповедник Парадизо, в кафе отведали итальянские деликатесы и начали подъём в горы. Высоту набрали стремительно: через 2 часа были на хижине Имануэле, 2670м. Немного пообщались с итальянцами, в большом количестве обитавшими в хижине (в основном горнолыжниками – снегу полно), и двинулись в сторону пика Чиафорон, 3510м, 1Б. Типично акклиматизационная гора без технических сложностей. На спуске темнота нас накрыла на 3000м, там и установили палатку (Питерская “Нормал”). 12-го июня чуть свет продолжили спуск до перемычки с кулуаром, ведущим на пик Гран-Парадизо, 2А. Погода стояла отменная. Быстро выскочили на вершинный гребень и траверсировали его до шпиля, означающего отметку 4061м, высшую точку района. Лазание было в кулуаре 100 м по фирну 55 градусов, на гребешке траверс 50м над пропастью и на вершинном гребне 150м траверса по миксту 2-3 категории сложности. Подъём на вершину занял 4 часа. На спуске в хижине пьём вино и много общаемся с её обитателями. 13-го июня с раннего утра двинулись на машине обратно через тоннель во Францию (так дешевле) и сразу в Швейцарию, в Цермат. Подошли вплотную к пику Маттернхорн, но погоды не было: видимость ноль, ветрище. Мне дважды довелось бывать на его вершине в 1993 году, поэтому я представлял, какой кошмар может твориться на вершинной башне. Вернулись в Цермат, погуляли по улочкам среди туристов-миллионеров и уехали в городок Фисс, где можно пообедать недорого. Затем вдоль реки Рхона доехали до перевала Фурка, на котором посетили очень необычную ледовую пещеру. Пещера Фурка заложена вдоль вытекающего из огромного ледника ручья. Образованные природой полости доработаны человеком дополнительными проходами, в результате чего в леднике получился изумительный экскурсионный объект: ледяные сталактиты, анфилады, троны, водопады, разноцветные подсветки. Снаряжение для посещения не требуется. На спуске с перевала поразили изумительной красотой открывавшиеся пейзажи: горные теснины, величественные ледники, огромные водопады, луга, изумительные озёра, и среди этого - мощь и гениальность инженерных конструкций: высоченные мосты через каньоны, серпантины дорог блестящего качества, тоннели, добротные, богатые селения на крутых склонах горных долин. Словно, как во сне, побывали в сказке. Да, это неповторимая Швейцария, выдающаяся страна Европы! К ночи прибыли в сверкающий огнями Цюрих. Гостили у Свена основательно - культурная программа была насыщенной, - но недолго: во-первых, бывать в Цюрихе ранее приходилось (из-за спелеоконгресса в Ла-ша-де-фонде), во-вторых, в Шамони нас уже ждали. Поэтому 15-го июня к обеду поезд-экспресс домчал нас в объятия французов Жана и Гьёма (через Нешатель, Лозанну, Мартини, билет 105 франков). Кстати, отличную карту района купить (9 евро) и консультации (туристского плана) получить можно в любом альпинистском магазине в Шамони. Сложные восхождения настоятельно рекомендую согласовывать с местной спас.службой. Если деньги ограничены, ночевать можно в хостелах (12 евро) или кемпингах (7 евро). Альпы нас удивили резким превышением гор над долиной: прямо над Шамони, находящимся на 1000м, нависают ледники и вершины высотой почти 4000м, и чтобы их разглядеть, надо сильно задирать голову. Со стороны Италии превышение ещё внушительнее: нависает весь массив Монблана-Курмайер 4808м над долиной высотой 1000м огромными стенами и ледопадами. Любят сравнивать Альпы с Алтаем, но на Алтае ничего подобного нет: всегда подходы несколько дней и залегают долины не так глубоко. Доезжаем на электричке в Лез-Уш, далее на подъёмнике - в Белвю, 1801м (11,9 евро билет в оба конца) и пешком (4 часа не спеша) до хижины Тет-Русс, 3167м (ночёвки в хижинах 20 евро с человека, неподалёку можно ставить палатки). 16-го июня продолжили разведочный подъём на Монблан. Вышли предельно рано, так как наслышаны были о кулуаре смерти. То, как безалаберно ходят по нему европейские туристы, нас удивило: круглосуточно одни спускаются, другие поднимаются, причём нередко прямо по кулуару группа над группой. Неудивительно, что там бывают несчастные случаи. Кулуар прошли за 2,5 часа, везде стальные перила, но мы ими не пользовались. Мимо хижины Гуте, 3817м, проскочили до заброшенного домика Валлот, 4362м, 3 часа ходу, технических сложностей нет, и остановились для ночёвки. Внутри хижины жуткий свинарник. Швырять мусор французы горазды: после 7 посещений страны я в этом убедился – если бы не штрафы и другие драконовские меры, полагаю, было бы плачевное загрязнение всюду. Вечером в хижину вваливаются измученные англичане. Угощаем их нормальной едой и отменным чаем. Они восхищены нашим гостеприимством и русским рационом после своих порций в индивидуальных пакетиках. На следующий день за 2 часа поднимаемся на высшую точку Западной Европы, 4808м, всё идётся пешком как на прогулке, и - вниз, до Белвю (7 часов на спуске не торопясь). Доезжаем до Шамони. Стандартное восхождение на Монблан,2А, заняло два с половиной дня. Народу очень много со всего мира, но русской речи мы не слышали (видимо, июнь - не сезон русских туристов). Регулярно общаемся: спасибо английскому клубу Академгородка. Хотя французы презирают английский язык, узнав, что мы русские, прощают нам английскую речь. Их удивляло, что мы не только рядовые граждане России, но ещё в ней же живущие, и запросто разгуливаем по всей Европе, делаем восхождения в Альпах. Европейцы привыкли видеть у себя либо богатых новых русских, либо эмигрантов, преуспевших на новых родинах, но сохранивших гражданство России. Наш семейный доход скромный, а много путешествовать мы смогли, потому что любили альпинизм, спелеологию, геофизику; а также благодаря общительности и добротному английскому смогли найти друзей-единомышленников во многих уголках света. Частично они нас финансировали, что-то я зарабатывал, когда нередко водил их группы в горах СНГ. Немаловажно заметить, что наш семейный стаж почти 17 лет, и все эти годы мы с Таней ходили практически во всех горах вместе, и двоих наших детей старались брать с собой, поэтому они не были помехой для путешествий. Если в прошлом я был КМС по скалолазанию, мастером спорта СССР и по спелеотуризму, и по горному туризму, а в настоящем - КМС по альпинизму, то Таня - просто физически и функционально подготовленная спортсменка, достаточно далёкая от крутого альпинизма. В детстве серьёзно занималась плаванием (КМС), в университете и по сей день – лыжными гонками (тоже КМС). Этой подготовки ей вполне хватает, чтобы быть напарницей в горах даже на серьёзных маршрутах. 18 июня отправляемся на траверс массива Монблан.
Подъёмник на Гюи-дю-Миди не работает (временно на ремонте), так что горным поездом поднимаемся в Монтенвер, 1914м (11 евро билет в одну строну) и далее пешком по леднику Мер-де-Гласе. Любопытно отметить, что в поезде ехала сотня-другая альпинистов, увешенных снаряжением: сразу надеты беседки, каски, прикреплены крючья, карабины, верёвки. Разве что кошки не надеты сразу, но уж напоказ как минимум выставлены. Рюкзачки малюсенькие, всё фирменное, крутое. Мы выглядели среди них затрапезной деревенщиной, но публику однако смущал бицепс, ненароком выглядывавший из-под моей футболки. Публика спустилась по вмонтированным в скалы лестницам на ледник и …далее не пошла. Отделились малочисленные группки, но и они дошли только до очередных лестниц, поднимающихся к хижинам. В этом тоже особенности Альп: кондовые лестницы, всё оборудовано перилами, тросами, даже на сложных маршрутах в ключевых местах вбиты надёжные крючья, а хижины - это не пристанища, а чудо техники, они сравнимы с отелями. Погода меняется быстро и чаще в худшую сторону. Все прислушиваются к прогнозу, и если он хотя бы сомнительный, то дальше хижин не идут. Так и произошло на этот раз, поэтому дальше мы движемся только вдвоём. Усиливается ветер, становимся на ночлег в 16.00 перед трещинами ледника Гиант в палатке на 2700м. Ранним утром проскакиваем по снежным мостикам ледопад и движемся далее по леднику до плато Кол-дю-Миди, 3532м, 8 часов ходу. Напротив - знаменитый шпиль Гюи-дю-Миди, но пошёл снег и усилился ветер, поэтому решили с палаткой закопаться в сугроб, что оказалось вовремя, так как к вечеру разыгралась пурга и стало совсем не до романтики. В ночь на 20 июня снег и ветер стихли и позволили прорваться рядом с пиками Такул, 4248м, и Маудит, 4465м, до плато Кол-де-ла-Бренва, 4300м (двигались с 3 до 11.30 утра). Подъём на Такул не сложен, 40 градусов, снег, фирн, постепенный набор высоты 400м. Спуск в сторону Маудита плавный, а вот подъём на его плечо - 400м по вертикали по жёсткому фирну 45-55 градусов. На вершину с плеча- радиальный выход по скалам 2-3 категории, 1,5 часа туда и обратно. С плеча до плато - траверс по склону Маудита, сложностей нет.
Дальше плато двинуться не смогли: нас накрыли снегопад и плохая видимость, что заставило вновь закапываться и пережидать непогоду в мульде перед взлётом на Монблан. Мы ощутили себя в ловушке: в случае обильного снегопада склоны Маудита и Такуля становятся явно лавиноопасными, поэтому путь назад оказывался отрезан. Опять ночь дала нам шанс: снег прекратился и в 3.00 мы рванули на вершину Монблана. Технических сложностей нет: по склону постепенный набор высоты 500м. По мере приближения к гребню стал сильно хлестать ветер, бить по лицу поднятой со склонов снежной крупой. На вершину мы выползали, и там стало сомнительным, что мы вообще сможем перевалить гребень в сторону стандартного спуска. Но надо было спасаться: в итоге 200м вершинного гребня мы преодолевали по-пластунски с попеременной страховкой. Ветер был такой силы, что стоило хотя бы приподнять туловище от фирна, как ощущался риск быть опрокинутым и сброшенным в пропасть. И всё же в 8 утра, перевалив через вершину, мы были уже на первых скальных выходах на 4750м на спуске в сторону куполов Босс. Далее технических и иных сложностей не было. Навстречу шли восходители и удивлялись, что мы с траверса. В этот день многие не дошли до вершины 150-200м, так как именно в вершинной части свирепствовал ветер особенно сильно. Спуск был знаком, видимость отличная: быстро удираем до Белвю за 7 часов, по пути недолго останавливаясь в хижинах пообщаться с европейскими восходителями. Траверс Монблана (примерно 3Б) занял 4 дня. Утром спускаемся на канатке в Лез-Уш (9,4 евро билет в одну сторону), приезжаем в Шамони к Гьёму Берноле (горная жандармерия), обедаем в ресторанчике, закупаем продукты, получаем информацию о плохом прогнозе погоды и предостережения о выходе на восхождения. Но мы здесь, в Альпах! Когда ещё такая возможность представится, поэтому решили действовать по обстоятельствам на месте. Горный поезд до Монтенвера (14 евро билет в оба конца), и к вечеру по хорошей погоде подходим под северную стену Гранжораса. Спать в палатке легли рано в надежде ночью начать восхождение по ледовому галстуку Линсэл (5Б категории). После полуночи 23 июня налегке быстро подходим под стену: высота 3300м. Погода пока благоприятствует, но чувствуется, ненадолго: падает давление. В 1.00 начато движение по стене: верёвки Тех+, кошки, жумары и налобники 5-диодные Альтурса, фифы и кайман Манараги, беседки Венты, карабины ирбис и иремель, ледобуры Альво и т.д. - принципиально всё Российского производства.
Проскакиваем бергшрунд самого правого ледового галстука, крутизна сразу и далее 70-80 градусов: стена “стоит”. Через 3 верёвки (верёвка=50м) - сложный участок: 100м скал, покрытых тонким льдом. Ещё через 1 верёвку стена “ложится” до 55-60 градусов, но зато окончательно портится погода: пошёл снег, поэтому резко взвинчиваю темп подъёма. Хотя видимость плохая, ориентироваться легко: движение вдоль скального бастиона вверх. “Пробежали” 8 верёвок относительно “некрутого” льда, но дальше предстоял участок сложнейшего микста (50м 70 градусов). И без того напряжённое лазание, да ещё сверху из-за гребня доносятся раскаты грома и треск молний. Наконец, в 8.30 мы выползли на гребень. Грозовой фронт, к счастью, “умчался”, а до вершины Вокер, 4208м (высшей точки массива Гранжорас) недалеко. Быстро лезем, только чтоб там отметиться - и сразу вниз: усиливается ветер. Однако это оказалось к лучшему, так как снеговые тучи “унесло”, заменив их просто густой облачностью. В сплошном “молоке” монотонно спускаемся до перевала по гребню в среднем 45 градусов крутизной, затем 200м (55 градусов) с перевала по льду в цирк (весь спуск 6 часов). В спусковом кулуаре опять повалил снег, полностью оправдав плохой прогноз погоды. Восхождение от палатки до вершины и обратно заняло 15 часов. Эмоций никаких, только смертельная усталость и желание спать. С утра пораньше спустились в Монтенвер к первому поезду. По дороге встречали стада непуганых горных козлов. Они подпускали так близко, что фотографировать можно было с 3-5 метров. К животным здесь очень трогательное отношение. В наших горах это практически невозможно. Прощальный взгляд на знаменитый пик Ле-Дрю. Приятно было слышать, что французы знают про русский маршрут “Лена”, проложенный на нём. Отдохнувшие в хижинах восходители с удивлением взирают на нас, потрёпанных и изнурённых. Никто из них не пытался пойти на восхождения. Но это, на мой взгляд, не потому, что никто бы не смог взойти: европейцы ходят по-иному. У нас в стране восхождение – это обязательно трудности, преодоление, терпение, мужество, нас так воспитывали. Может, это сопряжено с нашим бытием в России, где даже, чтобы просто жить, надо терпеть, что-то преодолевать, одним словом, выживать. Европейцы, напротив, расслаблены и живут, чтобы наслаждаться жизнью. Шамони наполнен туристами-бабульками и дедульками-одуванчиками лет по 70, они статны, благородны и горды. Отлично одеты, ухожены, богаты. О них заботится государство. В молодёжи и пожилых нет и тени напряжения. Они крепко стоят на ногах и уверены в будущем. Почти все они ходят в горы: альпинизм в Европе чрезвычайно моден. Тысячи пацанов и девчонок, дедов и бабушек имеют самое дорогое снаряжение, они поднимаются в высокогорные хижины, любуются горами и наслаждаются жизнью. От удовольствия при движении по льду, скалам от них излучается счастье. Подвиги им не нужны. Хотя, похоже, 95% из них не имеют подготовки даже уровня нашего 2 разряда по альпинизму. Но те немногие из тысяч, кто ходит сложные маршруты, всё равно относятся к восхождениям иначе. Ежегодно с 1992 года мне довелось восходить со спортсменами из Венгрии, Словении, Австрии, Норвегии, Англии. Их отличало индивидуальное мастерство, отточенная техника, при этом спортивная подготовка явно превосходила сложность восхождения, иначе на маршрут они бы попросту не вышли. Выжидалась хорошая погода, маршрут проходился элегантно, красиво, как будто бы лезущие позировали перед телекамерой. Одним словом, даже на сложных стенах всё происходит для удовольствия и наслаждения жизнью. Может, так и надо ходить в горы? Кто знает, насколько это приемлемо для россиян. Перед отъездом домой решили мы подняться сначала на обзорную площадку Бревент, затем посетить деревушку Аржентьер и одноимённый ледник, везде воспользовавшись канатной дорогой (11,5 евро 1 билет в оба конца). Заодно посетили цирк вершин Дроит-Верте-Долент (кстати, на пике Долент граничат Франция, Италия и Швейцария). После приятного отдыха с коллегами перебрались на поезде из Шамони в Сен-Жэрвэ. Там нас торжественно проводили наши друзья и отправили в Париж. После Альп и высокогорных городков Париж воспринимался никак. Зашли лишь перекусить в ресторанчик и уехали в аэропорт Шарль-де-Голь. Мы возвращались на Родину, в нашу обыденную жизнь: в суету, толкотню и полную непредсказуемость будущего. |
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999- Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|