Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Западная Европа >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Сергей Веденин, г. Москва

 

Испания El Chorro, май 2003

Сначала захотелось полазить. Полазить не по присыпанным снегом скалам и не по льду, а по теплым и ухоженным скалам. В Крым не хотелось категорически, ну не хотелось и все. Друзья советовали Францию или Италию, Интернет показал еще и Испанию, увидел фото из El Chorro и загорелся. Загорелся на столько, что ни отсутствие билетов (билеты перебронировали 5 раз), ни очередь в посольстве за визой (всего 8 часов), ни деньги (встало все это очень по дорого) не остановили нас.
Если коротко - оно того стоило. Страна, скалы, природа - фантастические, хочется возвращаться и возвращаться.

Дальнейшее повествование состоит из трех частей: первая - для скалолазов (как добраться, где жить, где есть, скалы и т.д.), вторая - для тех, кому интересно, как это было у нас - путевые заметки и впечатления, третья - фотографии (сняли почти 700 кадров тремя фотоаппаратами - любуйтесь).

Часть первая. Для скалолазов.


Нижний каньон и Королевская дорога.

Где? - Испания, Андалузия, каньон El Chorro


Сектор Makinodromo.

Зачем? - Лазить, лазить и еще раз лазить. В пределах 50 минут пешего хода от станции El Chorro доступны более 1500 маршрутов сложностью от 3 до 8С и длинной от 7 метров до 7 веревок (схема El Chorro и секторов). Среди названий секторов встречаются и знаменитые типа Makinodromo , в котором несколько маршрутов 8а-8с, а маршруты 7в считаются простыми. Стены, сложенные из известняка, поросшие кактусами и пальмами.

Когда? - Лучшее время для лазания осенью, зимой и весной, летом там слишком жарко. Сезон длится с октября по май, температура в декабре составляет около +10С, а на солнце еще теплее.

Как добраться? - До Малаги самолетом, далее электричкой до станции El Chorro (ехать около 1,5 часов), или можно взять в прокате машину (в Испании работают все крупные мировые агентства по прокату автомобилей и множество местных фирм) и направиться по указателям на Alora, далее от города Alora на El Chorro, всего около 70 км. Дороги хорошие, но быстро ехать не получится - движение оживленное, а дороги узкие и по настоящему горные.

Где жить?

1.В Refigio El Chorro, это 50 метров от станции вниз к озеру, комнаты на 2-4 человека, душ, бар, магазин. Обращаться к Toni 0034 952 49 5101,


Cектор Cotos Medios.

2. В кемпинге, 300 метров от станции в сторону горы вдоль озера, здесь есть несколько домиков, аналогично Refugio, и места для установки палаток, душ, бар. Телефон/факс 952495265.
3. Если у вас есть машина, то лучшим местом будет Finca la Campana http://www.el-chorro.com/ - апартаменты на 2-4-8 человек, открытый бассейн, магазин, в том числе и скалолазного снаряжения, клуб.
4. Можно жить дорого в пафосной гостинице La Carganta в 20 метрах от станции.

Поесть? - Во всех местах проживания, кроме гостиницы, есть кухни, чтобы готовить самим, как все и делают. Очень приятное место - кафе прямо около станции. Здесь хорошо готовят, внушительные порции и не дорого, работают до глубокой ночи. Ресторан в гостинице отличается ценами как в Москве в не самом дешевом месте.


Так в Андалузии строят заборы.

Купить?- Продукты покупают в магазинчике прямо около станции или в "супермаркете" по пути к кемпингу - цены средне Московские. Снаряжение покупают в магазине Aventur рядом с Refugio- хороший выбор: железо, веревки, тапочки, одежда, газ и т.д. Очень приятные люди, говорят на немецком и английском, знают район, могут посоветовать маршруты. Цены ниже Московских розничных на 10-15%.

Почитать? - Гайдбук http://www.rockfax.com/publications/books/item.php?id=63 Costa Blanca, Mallorca, El Chorro - толстенная книга с описаниями и схемами маршрутов, под стеной у каждого второго такая в руках. В скалолазном магазине продается свежий гайдбук, написанный местными скалолазами, это издание печатается на копире, но содержит самую последнюю информацию, и еще все деньги, полученные от его продажи, идут на обновление маршрутов и пробивку новых.

Снаряжение?- В El Chorro много маршрутов по 30-35 метров, веревка длинной 70 метров будет полезна. Маршруты пробиты не часто, и 15 оттяжек хватает везде. На некоторых маршрутах в "простых" местах (я бы этим лосям руки бы поотрывал) от шлямбура до шлямбура по 5-7 метров и рекомендуется использование мелких и средних закладок. Большинство маршрутов оборудовано нормальными спусковыми кольцами или карабинами.

Бюджет? - билеты (если заранее, а не как мы) -350 Euro, жить от 1,5 до 20 Euro в день, есть от 3 до 20 Euro в день в зависимости от места и аппетита (скалолаз должен быть худым и легким), итого минимум 650 евро - не даром, но оно того стоит.

Фотографии?- смотреть здесь, лазательных фото не много, так как лазание вдвоем не располагает к съемке.
В перерывах? - к морю, к Атлантическому океану, на бой быков, вверх по каньону и т.д. - об этом во второй части - Делай, как мы!

Часть вторая. Как делать не надо или делай, как мы!

Хотелось в Испанию, хотелось очень, и мы собрались.

Билеты. Сначала выяснилось, что дешевых билетов нет, потом выяснилось, что нет и дорогих, то есть в Малагу нет вообще. И мы собрались лететь в Барселону, потом выяснилось, что и в Барселону нет, и мы полетим в Мадрид, а обратно из Барселоны. Планы менялись много раз и, в конце концов, мы летели туда и обратно из Мадрида, оно и к лучшему.


Мадрид "боулинг" на улице.

Виза. Разные турагентства отказались продать визу без проживания, хотели минимум 120 евро, а нас душила жаба, пока побеждали жабу вышли все сроки и, получив факсом от Finca la Campana подтверждение бронирования апартаментов, мы отправились в посольство за визой. Люди в посольстве работают хорошие, только их мало, а желающих получит визу много и процесс растянулся на два дня и занял в сумме восемь часов. Билеты у нас уже были, поэтому виза нужна была обязательно, как ни странно нас поняли и визу сделали очень быстро, хотя нервов это стоило.

Весь этот праздник с нами пережили замечательные девушки их туристического агентства Арабеска XXI, за что им и особенно Светлане Тищенко огромное спасибо.

Мадрид. В Мадрид прибыли ночью. В город не заезжали, так как было желание поскорее отправиться в путь. Таким образом, мы очень удачно разминулись с Папой Римским (он приезжал утром), мест в гостиницах в Мадриде все равно не было - паломники заняли все.


Город Cordoba.

Дорога. К моменту получения ключей от прокатной машины я уже пару лет не сидел за рулем и, глядя на бешеный водоворот машин в аэропорту, я в ужасе легко заплатил лишние 100 евро за кондиционер и дизельный двигатель к Ситроену Saxo, как потом оказалось, это была большая удача. С большим трудом, привыкая к новой машине и рулю, проехали 100 км от Мадрида на юг и заночевали в придорожной гостинице. Гостиниц там много, через каждые 5-10 км. От Мадрида до Малаги почти 600 км очень приличной и красивой дороги. Из интересного на пути был город Cordoba, в него и завернули.


Дом, в котором мы жили.

Cordoba. Город, небольшой, старый, красивый, необычный, интересный, в общем, смотрите фотографии. Мы бросили машину около исторического центра и часа три гуляли по городу пешком, что оказалось очень правильно, на машине по тем улочкам ездить невозможно.

El Chorro. Вечером в сумерках добрались до места, нашли Finca la Campana и завалились спать. Утром начали обозревать окрестности. Виды и природа поражали воображение - красота необычайная. Из плоской степи распаханной до последнего клочка поднимаются сначала холмы, заросшие лимонами и апельсинами, а за ними и южная стена Sierra de Hama. Огромная стена шириной 5 километров и высотой отвесной части до 300 метров, разрубленная каньоном реки Guadalhorce. Ширина каньона местами не достигает 20 метров при глубине в 300, солнце заглядывает на несколько минут в день - идеальное место для скалолазания в жару. Каньон и стены поражают воображение, описать это невозможно, лучше смотрите фотографии. Следующие несколько дней лазили, лазили и лазили, вечерами ездили по окрестностям, ели и спали. Лазили каждый день в новом месте, чтобы посмотреть весь район, почти не фотографировали - огромное количество впечатлений, хочется снимать все подряд, держал себя за руку, чтобы не наснимать банальностей.


Королевская дорога.

Район El Chorro подразделяется на несколько подрайонов, а те в свою очередь на сектора (схема El Chorro и секторов). Южная стена называется Frontales, каньон делится на нижний, средний и верхний, добраться до каньонов можно либо через туннели, по которым ходят поезда (туннели довольно широкие и это не опасно) или по Королевской дороге.

Camino del Rey (королевская дорога) это тропа построенная более 100 лет назад вдоль всего каньона из бетонных плит и рельсов, вбитых в скалы, и с тех пор видимо не ремонтировавшаяся. Ограждений практически не осталось, плиты местами обвалились, и ржавые рельсы, связанные не менее ржавой проволокой не добавляют уверенности при виде пропасти в 150 метров глубиной. Ходить по этой тропинке нельзя, об этом написано крупными буквами на множестве табличек в El Chorro, но скалолазы по ней ходят, а что поделаешь, если это единственный путь ко многим маршрутам. Маршруты пробиты вверх и вниз от Camino del Rey, к началу тех, что вниз принято дюльферять, поэтому в гайдбуке специально отмечено, что вы должны быть уверенны в том, что вылезете наверх, вниз бывает еще до 100 метров, да и вода в каньоне мокрая и холодная.

Окрестности. В пределах 30 минут на машине от El Chorro довольно много интересного. Вечерами, когда лазить уже нет сил, мы обозревали окрестности. Из El Chorro выходит всего три дороги, поэтому описание окрестностей привязано к направлениям этих дорог.


Водохранилище.

На Север от El Chorro. Юг Испании это пустыня, если ее не поливать, поэтому испанцы трепетно относятся к воде - каждая речка перекрыта плотиной и создано хоть небольшое, но водохранилище. В этой борьбе за воду испанцы совершили преступление против скалолазания и затопили несколько десятков километров сказочных каньонов. Стоишь на берегу водохранилища с чистейшей голубой водой и видишь уходящую вниз вертикальную стену, глубина этих водохранилищ до 360 метров- какие были каньоны! Но озера получились тоже очень ничего, от El Chorro ехать до них всего 10 километров вверх по долине, дорога шириной от 3 до 4 метров с поворотами на 180 градусов не может не радовать водителя, а окрестные пейзажи провоцируют ДТП.


Стены из песка.

По пути к водохранилищам была обнаружена еще одна достопримечательность - отвесная стена длинной несколько километров и высотой до 30 метров, мы тут же вылезли посмотреть, и были потрясены до глубины души - лазить нельзя, эта стена вся сложена из песка, плотного шершавого песка и даже местами нависает. Красиво и страшно. Поражает объем проделанной работы - горы изрезаны тоннелями и пешеходными дорожками, которые иногда переходят в тоннели. Мы видели маленький придорожный ресторанчик с собственным небольшим туннелем, его используют, как гараж и для хранения пустых бутылок.


Тунель под горой.

Машину нам было не жалко- прокатная, и мы зажигали по местным проселкам, чем уже дорога, тем меньше людей, а чем меньше людей, тем больше шансов найти что-нибудь необычное. Ну, мы и нашли.Узкий проселок закончился у норы, то есть это была просто дырка внутрь горы. У Испанцев все нормально с паранойей, все значимые объекты охраняются, и туда, куда не надо не пройдешь, а тут сам по себе туннель. Оказалось, что это недостроенное боковое ответвление туннеля, по которому ходят поезда из Малаги на север, фотография получилась занятная. Мимо промчался поезд, как только мы из него вышли.

На восток от El Chorro. Здесь находится селение Valle de Abdalajis, к нему ведет 7-8 километров настоящей горной дороги: зеркала на поворотах, головокружительные спуски, подъемы и даже приличный кусок настоящей, родной грунтовки. Это довольно крупный населенный пункт, прилепившийся к почти отвесному склону одноименной горы. Высоко над селением в скалы врезан белый монастырь, к которому ведет бесконечная лестница, довольно популярное среди пережаренных на пляжах туристов место. Еще это маленькое провинциальное горное селение поразило меня автотранспортом.


Cектор Vale de Abdalajis.

У каждого дома стоит джип и не какой-нибудь, а Лендровер Дефендер, представьте длинная деревенская улица, а вдоль заборов Дефендеры стоят, судя по виду некоторые джипы используется для перевозки навоза. Если, не доезжая метров 500 до Valle de Abdalajis, свернуть с дороги к горе, то попадешь в скалолазный сектор Valle de Abdalajis. 30 маршрутов невысокой сложности, идеальное место, чтобы разлазиться, единственный минус - сложность маршрутов не указана ни в гайдбуке, ни не стене.

На юг от El Chorro. 25 километров до города Alora. Классический Андалузский город: белые домики, узкие кривые улочки, старый замок на холме над городом.


Alora-замок над городом. Ночь.

Замки в Испании остались от мавров и имеют соответствующую архитектуру, интересны издалека, а вблизи впечатления не производят. Движение транспорта не радует - улицы узкие и местами очень круто поднимаются в гору, круто на столько, что на асфальте сделаны насечки, чтобы колеса не проскальзывали, плюс к этому довольно часто переулок заканчивается лестницей. У каждого местного водителя есть колодка, которую он подкладывает под колесо, когда паркуется на крутом склоне. В городе есть нормальный супермаркет и масса натуральных испанских баров, натуральных - это тех в которые ходят испанцы, а не туристы.Как выяснилось, мы почти ничего не знали об Испании кроме стандартных штампов - мельницы, коррида, фламенко. Все оказалось сложнее - мельниц не видели, фламенко тоже, по корриду чуть ниже, а нового узнали массу.


Город Alora.

Что Испания горная страна, по гористости она уступает в Европе только Швейцарии. Что в Андалузии не пьют вина, практически только пиво 5-6 местных марок. Что в местных барах на столах не ставят пепельниц - пепел, окурки, салфетки и т.д. принято кидать на пол. В барах нет меню, поэтому объяснится довольно сложно, испанцы не говорят ни на каком языке, кроме испанского. Спасают прозрачные витрины с закусками тапас - в них можно просто тыкать пальцем, цены в местных барах более чем умеренные, и на 3-4 евро можно нормально поесть.

Море и коррида. Через неделю, когда лазить уже достало, да и подустали, захотелось моря и экзотики. Несколько дней назад вечером была предпринята поездка в Малагу к Средиземному морю, выяснилось следующее - делать в Малаге нечего. Обычный современный портовый город с населением больше миллиона человек, панельные девяти и двенадцати-этажки, бешеное движение, а самое грустное, что пляжи наполнены толпами озверевших соотечественников, которые прогуливаются вдоль совсем холодного моря. Моя сестра, которая была в этих местах несколько лет назад, рассказывала, что в похожей ситуации они ездили купаться в Атлантический океан на пляжи Тарифы, всего 150 километров, еще сестра советовала посетить город Ронда - старый, красивый городок с ареной для корриды, ну мы и поехали, благо по пути.

Ронда и коррида. После пары часов пути по очень извилистой горной дорожке мы въехали в Ронду. Рассказывать про этот городок можно много, но лучше увидеть, место конечно истоптано толпами туристов, но не лишено очарования, если не пытаться протолкаться через толпу на центральных улицах, а идти небольшими переулками и дворами, то получается совсем здорово. В Ронду въезжаешь по равнине и поэтому, когда выходишь, ну куда деться, на главную площадь к арене для корриды, поражает фантастический простор на той стороне площади, подходишь ближе и видишь, что город стоит на краю 300 метрового обрыва, и каньон шириной в 30 метров делит его на две части. Зрелище фантастическое.


Ронда- город над обрывом.

Для скалолазов - скалы мягкие песчаниковые, по ним не лазают. Сезон для корриды начинается в Андалузии в сентябре, поэтому нам и не досталось, ну и ладно, не очень-то и хотелось. В перерывах между боями стадион для корриды прикидывается музеем, надо сказать очень занятным и познавательным, а уж сувениров в лавочке на выходе покупается просто море, мы тоже купили быков и керамики, надо же подарки привозить. В сувенирных магазинах Ронды огромный выбор быков в любых формах, от статуэток в рост человека до галстуков с быками, изразцов и рогаток. Рогатки меня потрясли до глубины души. Обычные наши рогатки, я такие в детстве делал, но по 3 евро за штуку. Продуктовые магазины поражают обилием и запахом традиционной Испанской еды Jamon - копченого окорока.


Окорока в местном магазине.

В каждом уважающем себя магазине висит сортов 10-15 по цене от 5 до 50 евро, надо сказать, что, как мне показалось, они пахнут лучше, чем на вкус - пресноваты.

К морю. От Ронды к морю идет отличная дорога, основной достопримечательностью которой является вид на Гибралтар. Из морской дымки, практически в воздухе, поднимается огромная черная скала. Вдоль побережья проходит платный автобан, проезд 150 километров обошелся в 5 евро, полицейских не видели, зато спортивных машин проносящихся мимо на 250 км/ч масса, в отличие от горной части, где больше джипы и Рено 19 с кузовами типа "каблук". Мы тоже ехали на всю катушку и до Тарифы добрались меньше, чем за час.


Скала Гибралтар.

В районе Гибралтара поразило огромное количество ветряков, которые заменили в этих местах мельницы. Тарифа - обычный современный, небольшой рыбацкий городок, достопримечательностями является порт с паромами в Африку и дом на самом берегу в окружении ДОТов (не Dotов, а долговременных огневых точек). Вода в Атлантике и правда оказалась градусов на 10 теплее, и мы с удовольствием искупались.


Тарифа и кайтеры.

Тарифа, по рассказам наших друзей - это Европейская Мекка для серферов и кайтеров, и мы поехали их искать, благо дуло метров 12. Нашли мы их быстро в 2 километрах от города на север, в сторону города Кадиз, начинается стандартный пейзаж: широкий пляж, кемпинг и огромные флаги с логотипами кайт - и серффирм. Народу каталось не много, и мы поехали дальше, в нескольких километрах было видно что-то необычное.


Песчанная дюна около Тарифы.

Издалека это выглядело, как пляж поставленный вертикально. Так и оказалось - это была огромная песчаная дюна высотой около 60 метров, которую постоянно переметает южным ветром и она медленно, но неуклонно наползает на сосновый лес, так, что местами из песка торчат только верхушки сосен. В океане около дюны катались несколько десятков человек, и выглядело это очень здорово, прыгали кайтеры метров на 15 в высоту и делали это легко и массово. Обратная дорога заняла два часа 150 км автобана и 70 км дороги в горы.

В Мадрид и домой. Обратно мы летели опять из Мадрида, рано утром выехали и к часу дня были в столице Испании. Первое впечатление - машину припарковать негде, но с этим мы справились и приткнули наш Ситроен не где-то, а между музеем Прадо и отелем Риц. Как впоследствии выяснилось, стоянка была платная, и платить нужно было каждые 3 часа в специальный автомат, чего мы не сделали, соответственно прокатная компания попала на 70 евро штрафа.


Ветряки у Гибралтара.

Времени у нас было не много, поэтому мы оббежали центральную часть города и покатались на туристическом автобусе. Туристический автобус это великое изобретение, когда у тебя уже нет сил ходить, покупаешь билет и в твоем распоряжении на целый день несколько десятков двухэтажных открытых автобусов, которые ходят по 4 маршрутам, охватывающим весь центр города. При этом из наушников тебе рассказывают о местных достопримечательностях, как не странно и на русском тоже. Город занятный, как мне рассказывали друзья и, правда чем-то похож на Москву, наверное, высотками и длинными рядами домов середины 20 века, которые очень похожи на "сталинскую" архитектуру. Потом аэропорт, Шереметьево и домой.

Итого. Понравилось очень. Денег стало немеренно, т.е. дорого. Лазили не так эффективно, как могли - не все дни: два дня ушло на дорогу, день гуляли по окрестностям и день потратили на поездку к океану, но не жалею. Посмотрели приличный кусок страны, в основном из окна машины, но это лучше, чем через иллюминатор самолета. Испания и испанцы оставили только самые приятные впечатления, как я уже написал в самом начале - туда хочется возвращаться.

Карта El Chorro.

Карта Valle de Abdalajis.

Схема El Chorro и секторов.

 


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100