Люди и горы > Е.В.Буянов >

Автор: Евгений Буянов, С-Пб

Как и почему погибла группа Орлова.
И в чём сходство её трагедии с гибелью группы Дятлова

Эта статья – ответ на сюжет видеорассказа Владимира Чайкина – см. – Владимир Чайкин. Случай с группой Орлова, (18.09.2023). Ранее я не знал об этой катастрофе, - во многом потому, что она – не «туристская», но очень сходная с туристскими холодными трагедиями. Она произошла с работниками заповедника на их переходах между зимовьями и кордонами. И во многом потому, что люди попали из таёжной зовы в высокогорную и в условия жёсткой метели с сильным ветром. А в высокогорье условия – уже совсем не такие, как в тайге, где привыкли жить члены группы Орлова. Рассказ о трагедии я сопроводил небольшим описанием района, красота которого покорила сердца «орловцев», связавших с ним свою работу, жизнь и смерть.

В самом начале должен сказать, что приведённая в конце краткая версия местного следопыта Анатолия Сокияева гибели работников заповедника от истощения сил и замерзания мне кажется верной практически во всех приведённых деталях, но к ним я добавлю и видимые мной свои составляющие для дополнения и усиления её тезисов.

Здесь я не буду повторять всё это сообщение, - его можно просмотреть. Отмечу только наиболее важные его моменты. Группа Михаила Орлова из 4-х человек включала Сергея Конкина (25 лет, напарника Орлова в качестве наблюдателя Сохондинского природного биосферного заповедника в Читинской области Забайкалья – см. сохондинский заповедник на карте). А также супружескую пару из местного лесника Игоря Бахолдина (28 лет) и Татьяны Тереховой (27 лет). Группа погибла и пропала на маршруте кордон Ингода – зимовье Быркыкта – кордон Агуца 25 декабря 1981 года (судя по последним записям в дневниках её наблюдений следов и миграций животных). Останки людей и вещи нашли вблизи вершины гольца Быхтынгин-Яр или наиболее употребительное название Сохондо (2500 м, 51°4902 с.ш., 112°3136 в. д.–на языке тунгусов: «Голова») в центре заповедника её имени. Гольцами в тех местах называют вершины, лишённой сверху лесного покрова, а вершину, покрытую лесом, там называют «Белок» – потому, что он зимой весь белый от снега на деревьях. Заповедник организован в 1973 г. в Кыринском районе Читинской области на стыке с Красночикойском и Улётовском районами. Площадь – 210 986 гектар или 2109, 86 кв км (примерно равна квадрату 46 на 46 км). Сравнение широты расположения Сохондо с широтой горы Эльбрус (43°2045 с. ш. 42°2655 в. д.) показывает, что эта гора находится на 809 км севернее Эльбруса (1 градус по меридиану Земли соответствует 111,133 км). И с учётом общей суровости района Сибири можно видеть, насколько суровость вершины Сохондо превышала характеристику такой же вершины на широте и в условиях Кавказа. Ясно, что эти условия реально поднимали высоту Сохондо на уровень вершин Кавказа высотой 3 - 4 тыс. м в зимних условиях Забайкалья. Т.е. до условий зимнего высокогорья, а это – весьма суровые и опасные условия.

Последние записи Конкина о наблюдении следов животных в 15.45 25.12.81 и показания нескольких механических часов погибших – 18.27 (у Конкина), 17.25 (у Т.Тереховой), 17.27 (у И.Бахолдина) и 19.29 у Орлова указывали на примерное время гибели группы. Поскольку после оттаивания часы пошли (их завод не кончился). По опыту спасательных работ (свидетельство мастера спорта Владимира Борзенкова, МАИ, Москва) часы на руках погибших туристов замерзают и останавливаются обычно через час-полтора после их гибели, Хотя это происходит не всегда, но с достаточно большой вероятностью. Многое зависит от условий замерзания и, прежде всего – от внешней температуры и влажности воздуха, скорости ветра, положения часов на руках, и от окружения среды (в снегу, на открытом воздухе, вне или под одеждой и т.п.). При этом часы не на руке человека, а, например, просто висящие на ветке дерева или положенные на лёд на открытом воздухе обычно не останавливаются до исчерпания завода, возможно, из-за меньшей влажности или испарения влаги внутри часов через не контактирующую с рукой крышку (поэтому опыты «простого» замораживания в холодильнике могут дать неверный результат). Конкин и Терехова лежали в полутора метрах друг от друга рядом с раскрытыми рюкзаками. А Игоря Бахолдина - неподалёку в 26 м от Конкина и Тереховой.

Михаила Орлова нашли отдельно от трёх погибших – в 700 м всего в 80 м от границы леса, и на пути между ними находились вещи из рюкзака Орлова. На теле погибших – на пальцах нашли следы линейных повреждений кожи в виде царапин. И нашли множество разбросанных пережжённых спичек рядом и на телах погибших. Лица погибших имели покраснения, - такие, которых не было на других частях их тела.

Сохондо (2500) на карте заповедника (в центре)

Для понимания возникшей аварийной ситуации я приведу примеры отдельных холодных трагедий, которые объясняют отдельные видимые факты трагедии группы Орлова. Но вначале предлагаю избавиться от нескольких ложных, на мой взгляд, представлений.

Во-первых, вся группа выглядит если и подготовленной для простого перехода между знакомыми зимовьями в обычных погодных условиях, то для тяжёлых погодных условий вне леса она была подготовлена плохо или «никак». Похоже, её туристская подготовка «оставляла желать лучшего». Да, у них было «умение жить в тайге, но вот приёмами выживания в экстремальных условиях высокогорья, метели и предотвращения опасных ситуаций на лыжном маршруте молодёжная группа, похоже, не владела. Особенно вне тайги. Видеосюжет здесь несколько вводит зрителей в заблуждение, поскольку он даёт «картинки тайги», а не открытой ветрам местности на вершине гольца, где ветра, туманы и метели «гуляют, как хотят» и где произошла трагедия. В общем, группа умела «жить в тайге», но не выживать в экстремальных условиях безлесной местности высокогорья. А они в таких условиях оказались на вершине гольца – примерно так же, как и туристы группы Дятлова на открытой части гор. А там – условия и опасности другие, специфические. Мы, городские жители, - вроде, умеем жить в городе, полном опасностей, но разве в городе не погибает множество людей просто по неосторожности? Например, на дорогах, на воде, во взрывах газа, в пожарах, при падениях с высоты, падений снега и предметов из домов и т.п. Ну, а в условиях ненаселённой местности, – в тайге и в горах опасностей не меньше, чем в городах, – их там больше. Потому и погибают, попав в тяжёлые условия – особенно в непогоду…

Голец Сохондо (2500)

На открытой местности очень непросто ориентироваться при потере видимости в метель или в тумане. Поэтому второе неверное представление – в том, что группа не могла потерять ориентировку в метели на открытой части горы. Имея карту и компас, достаточно опытный турист даже при потере видимости мог вывести группу на перпендикулярный (ортогональный) выбранному направлением движению «линейный ориентир» (ручей, дорогу, просеку и т.п.) – в данном случае это была граница леса. Леса, в котором можно было укрыться от ветра в углублениях склона и развести там костёр для согревания. Похоже, группа не имела палатки (шла с ночлегами в избушках зимовий), а это снижало её сопротивляемость холоду. Но в условиях леса можно было соорудить чум, шалаш или снежную яму с костром, прикрытую стволами и лапником. Лес не только существенно снижает силу ветра, но и даёт топливо для костра и согревания. И даёт возможность возвести жилище-укрытие от ветра. На открытых частях гор опытная группа нередко может для защиты от ветра построить снежную хижину иглу, если можно вырезать кирпичи из снега (для этого надо иметь крупный нож, широкую плоскую лопату-лист для снега или пилу-ножовку. Но для этого требуется не менее 2 часов, - под сильным ветром при низких температурах за такое время даже одетые люди могут погибнуть. Неопытные туристы не понимают, что для гибели достаточно, чтобы у людей отказали руки на морозе, - после этого они катастрофически потеряют дееспособность.

Возможно, так издали видны с Сохондо горы Монголии

Так что по всем признакам группа потеряла ориентировку в метель при сильном ветре на вершине гольца. Судя по фото гольца Сохондо (Быхтынгин-Яр), - он имеет вид «столовой горы» с плоской вершиной – с большим плато наверху и крутые скальные сбросы на отдельных участках склона. На его верхнем плато в метель можно было заблудиться, а попытки выхода с плато могли вывести на крутые сбросы. Группа заблудилась в метели под сильным ветром, потеряла силы и замёрзла на вершине. Там, на вершинном плато никакой путеводной «лыжни» не было: ветер на открытых частях гор уплотняет снег в твёрдые наст и «снежные доски». А отличия между этими образованиями – только по толщине и слоистости снега: для «наста» характерны небольшая полная или верхняя толщина и один поверхностный слой. На этом «насте» лыжи и даже ноги не оставляют видимых следов.

Поверить ты уже готов в их дружелюбный твёрдый наст, -
Не доверяй спокойствию снегов: здесь даже наст тебя предаст!..
(Валентин Вихорев, песня «Не доверяй спокойствию снегов!»)
Предательство «наста» состоит и в опасности снежных досок, – особенно при сходе их по склонам небольшой крутизны (как в случае гибели группы Дятлова), и в отсутствии следов прошедшей по нему группы, затрудняющем её обнаружение. И в определённом «запутывании» причин следов, которые могли сохраниться в отдельных местах. «Непосвящённым» в процессы изменения снежного покрова непонятен механизм их возникновения, например, в виде «столбиков» - застругов на поверхности твёрдого снега (как в случае группы Дятлова). Но для знающих людей подобные следы – совсем не «редкость», и совсем не «загадка» процесс их образования из уплотнённого подошвой свежего снега на плотной поверхности снежной доски Снег, - образование не только кристаллическое и пористое, но и характерно «слоистое» от выпадающих снегопадов. Причём эти слои имеют происхождение при разных условиях и могут иметь разные свойства на разной глубине.

Так что утверждение, будто: «Группа Орлова не могла заблудиться и потерять ориентировку на знакомом и простом маршруте» является неверным. Такой вывод делают для «обычных» погодных условий, но в условиях плохой погоды и метели потеря ориентирования – «обычное дело».

Неясно, был ли у группы компас, - скорее всего, он был, и была карта, но вот каким навыком их использования владели молодые люди и как они их использовали – не совсем понятно. В этом плане очень похож случай гибели тройки спелеологов у горы Фишт – тоже в 1981 году, близко - в ноябре и на примерно такой де высоте – около 2350 м). О ней упомянуто в нашей книге о группе Дятлова в связи с объяснением пропажи губ и языка у Л.Дубининой – в случае со спелеологами у погибшей девушки (Ирины Воротниковой), найденной уже летом: мышь свила гнездо в волосах и обкусала ей лицо. Они заблудились в пурге, замёрзли на открытой части горы и их замело снегом всего в одном километре от домика приюта (и спасатели их долго не могли найти).

• Смотрите
  • Сравните: группа Орлова погибла в 80-700 м от границы леса, в котором при правильных действиях по утеплению она наверняка могла спастись и дойти до зимовья.

На открытых частях гор очень важен фактор ветра, - причём встречный и боковой ветра способны при значительной скорости и просто останавливать, и поворачивать движения людей так, что группа начинает блуждать в метели, ходить кругами и выходить на опасные места, где можно просто сорваться с обрыва (на фото видно, что такие места на гольце есть). Ветра в горах не только порывистые – они ещё способны резко менять направления, - поэтому ориентироваться, исходя из направления ветра, как на Эльбрусе, - нельзя (направление ветра может обмануть). При достаточно сильном ветре выше 20 - 25 м/с тургруппа может идти только спиной к ветру, - такие случаи в практике туризма известны. А ветер со скоростью 30-32 м/с – это уже ураган, в котором даже хорошо одетые люди при сильном морозе могут погибнуть очень быстро, если до замерзания конечностей не выйдут в более безопасную зону вне сильного ветра. Или не укроются от ветра в каком-нибудь убежище (пещере, яме, чуме, зимовье, иглу…), - но вот найти в метель такое убежище весьма проблематично и рассчитывать на него можно только, если можно возвести его быстро своими силами. Группа Орлова могла попасть в «белую мглу» - в состояние метели и облаков, когда из-за искажения света люди теряют способность адекватной оценки видимых вещей. Когда камень на снегу кажется отдалённой скалой, а отдалённая скала – камнем на снегу. И когда можно не увидеть обрыв склона под ногами. Передвижение в такой белой мгле очень небезопасно и в ней очень трудно сохранять выбранное направление движения. А потеря времени, замедление скорости движения, усталость и замерзание группы ставят её в критическую ситуацию с опасностью гибели от холода. И группа погибает, если не находит способа быстрого выхода из опасной ситуации. Главное предательства ветра состоят в его сильном охлаждающем конвективном воздействии, в переменах направления и ухудшения видимости. Ветер даже при отсутствии снежных осадков вызывает низовую метель из сдуваемого снега, которая резко ухудшает условия видимости. Очень опасно разделение группы в метель: обычно потерявшиеся одиночки обречены на гибель, поскольку они не защищены снаряжением и коллективными действиями, как вся группа. А поиск пропавших одиночек в метель опасно лишает группу сил и времени на собственное спасение.

В частности, такой случай воздействия сильного ветра мне описал опытный турист Александр Архипов, и я этот пример приводил в редакциях своей книги. Случай имел место как раз на северном отроге горы Холатчахль (где погибла группа Дятлова), когда на группу Архипова налетел заряд сильного ветра с пургой. Ветер был настолько сильным, что группа смогла двигаться только спиной к ветру вниз по склону, плотной колонной друг за другом, - прикрывая друг друга и себя рюкзаком от ветра и так, чтобы никто не потерялся в пурге. Когда уже в трёх-четырёх метрах от группы человек мог пропасть. Вот так туристы быстро сошли к лесу, где чуть ниже и у леса ветер и пурга значительно ослабли, и в лесу уже опасности не представляли. Вот таковы они «горы среднегорья», - весьма опасные на своих участках «гольцов» вроде Холатчахля или Сохиндо. Ветер на вершине гольца мог быть таким сильным, что просто остановил группу и не давать им возможности спускаться, если дул снизу вверх. А на подъёме тот же ветер, переваливающий через вершину, мог резко замедлить движение группы. Тезис Петра Ивановича Лукоянова: «В Среднегорье безопасных от лавин гор нет!», - можно дополнить и тезисом: «Нет гор, в которых отсутствует опасность гибели людей от переохлаждения и замерзания от метели, ветра, мороза и дождя, причём во все времена года».

Надо также учитывать, что сильными защитными факторами подготовленных туристских и альпинистских групп от аварий является их спортивная и техническая подготовка. В данном случае свидетели отмечают, что физическая подготовка Конкина и Орлова была неважной, - они сильно уставали на переходах (особенно Конкин). На переходах, когда они ещё шли до зимовья, у них от пота намокли телогрейки. Намокание одежды резко снижает её теплозащитные свойства и может быть причиной опасного переохлаждения. Я это отмечал в статье «Эта непонятная авария на Эльбрусе». Замерзание могло произойти и в условиях сильного ветра и «сухой» метели при низких температурах, и в условиях «мокрой» метели, от которой быстро намокла одежда.

«Тревожным звонком» - т.е. предупреждением для погибшей группы явилось откровенное уклонение от перехода пятого участника группы – лесника Шеломейцева ещё на подъезде к кордону. Он резко отказался идти в группе Орлова. Уговоры чуть не дошли до драки, - тогда Шеломейцев просто сбежал. Подобные поступки должны настораживать, - человек почувствовал опасность. Надо было серьёзно разобраться в ситуации – почему это случилось., но это сделано не было. Если человек чувствует приближение опасности или гибели, - его поступки нельзя объяснять поверхностными оценками (вроде «трусости»). Надо почувствовать опасность вместе с ним, если она действительно есть.

Тем более, что переход на участке гольца и предыдущей проходившей его группы, и группы Орлова не был им знаком. И предыдущая группа из Петра Баранова и Сергея Васильченко попала на вершине гольца в метель, но быстро пробежала 3 км на лыжах, а на спуске метель закончилась. Группе Орлова проскочить не удалось.

В недавнем выступлении мастера спорта и в недавнем прошлом – председателя ФАСЛ (Фелерации альпинизма, скалолазания и ледолазания С-Пб) Олега Капитанова, он отметил, что после обретения определённого опыта (в том числе начуча альплагеря), он каким-то внутренним «чутьём» научился определять, с какими альпинистами в группе происходили несчастные случаи после того, как эти случаи произошли. Просто по поведению и характерам этих людей – источников повышенной опасности и для себя, и для других. Обычно это были люди с пониженным чувством ответственности, дисциплины, товарищества, с видимыми изъянами подготовки, с проявлениями авантюризма и т..п. Это были люди, о которых складывалось мнение, что они обладают «общей пониженной надёжностью», - поэтому они и попадали в аварии. В первую очередь сами, но в отдельных случаях и втягивая в них других.
    Теперь – объяснение отдельных фактов трагедии группы Орлова
    Отчего были разбросаны вещи? В частности, и вещи из рюкзака Орлова. А объяснение, будто он делал это для того, чтобы пометить ими путь движения, - кажется не совсем достоверным. Может быть, дело и обстояло так. Но вещи мог разбросать или разнести ветер. Сильный ветер запросто может вынуть вещи из открытого рюкзака.

То, что часть тёплых вещей не была использована – видится, похоже, просто от незнания, неумения пользоваться вещами для утепления. И в, похоже, медленных действиях и отсидке на месте в ожидании «лучшей погоды» видится наивное непонимание опасности замерзания. А когда такое понимание пришло, - уже было поздно, и авария перешла в режим агонии, - в режим вялых, неэффективных действий, которые не могли предотвратить трагическую развязку. Привела и к действиям с разобщением группы. И к засыпанию участников на морозе, возможно, без понимания, что проснуться уже не удастся. Ну. а вот позы при замерзания могут быть разными, а то, что замерзание обязательно должно быть в «позе эмбриона», - это миф, который практика анализа трагедий не подтверждает. Скорее во многих случаях погибшие лежат в позе «спящих людей». Достаточно, чтобы сильно замёрзли руки – и человек практически теряет дееспособность и возможность спастись.

Так же, как и распространённая мифология, будто цвет кожи погибших должен быть «одинаковым» на разных частях тела или что он непременно объясняется какими-то «отравлениями» или воздействиями химических веществ. Цвет этот может быть разным в зависимости от процесса замораживания, выдержки на морозе и размораживания погибших (на цвет участков кожи влияет даже поза при размораживании). А сами свидетельства о «цвете кожи» погибших – очень субъективны и различаются у разных людей в зависимости от их восприятия цветов, настроения и желания видеть то, чего нет. Поэтому придавать им значение не стоит (на примере той же группы Дятлова, когда распространяемые слухи о цвете кожи явно расходились с данными судмедэкспертизы), если нет прямых медицинских признаков какого-то воздействия или отравления, установленных судмедэкспертами. Отчего лица туристов группы Орлова были красными? На сей счёт сразу вспоминается объяснение профессора ВМА Корнева М.А., имевшего практику судмедэксперта в таёжных условиях Хабаровского края. Он объяснил такое обстоятельство при анализе дятловской трагедии и небольших травм на лицах растиранием замерзающих лиц, как открытых частей тела, на морозе. И действие ветра на открытые лица было обжигающим – отсюда и «эффект ожога» на поверхности кожи при быстром замерзании. Вообще на определённом этапе замерзания кровь на какое-то время приливает к наружным слоям кожи. С этим, в частности, связан и эффект «парадоксального раздевания» людей на морозе, когда снимают одежду из-за ложной реакции и кажется, что она не согревает, а охлаждает на морозе. Раздевание это бывает частичным и может быть вызвано разными причинами и последними действиями погибших до их полного обездвиживания.

Озёрное приволье заповедника для водоплавающих птиц

Корнев также отметил, что обязательное «замерзание в позе эмбриона» - это миф. Замерзают в той позе, когда наступило обездвиживание человека. И многочисленные примеры холодных трагедий (и личный опыт Корнева, как СМЭ), - это подтверждают, а «поза эмбриона» встречается, но далеко не всегда.

Длинные царапины на коже пальцев могли быть следствием заготовки топлива для костра из скудной растительности вершины гольца, - там могли быть небольшие деревья и кедровый стланик (как пихты и кедры на склонах горы Холатчахль). Отсюда – и ветки кедра, обнаруженные под Орловым вблизи границы леса. Царапины получали при потере чувствительности пальцев от замерзания при ломании веточек для костра. Могли быть и неумелые действия по оттиранию замёрзших и потерявших чувствительность рук жёстким снегом.

Множество жжёных спичек рядом с погибшими сразу вызвали воспоминание о туристе, который замёрз на Эльбрусе, - его нашла группа спасателей, в составе которой был мастер спорта Виктор Алексеевич Сергеев – многолетний председатель Областной МКК Федерации туризма Ленинграда. Он мне рассказал, что рядом с замёрзшим туристом нашли множество жжёных спичек, - тот пытался разжечь примус, чтобы согреть им замерзающие руки. Но ветер сразу гасил пламя спичек. Похоже, то же происходило и с группой Орлова. Надо понимать, что действия людей в состоянии сильного замерзания – уже плохо продуманы, хаотичны и неэффективны. Холод нарушает рассудок. Люди «хватаются» за первую «соломинку», которая кажется спасительной для согревания рук и ног. Таков и костёр дятловцев под кедром. Но, конечно, эти действия – уже агония трагедии, и они не ведут к спасению. Сергеев не помнил фамилию и имя погибшего туриста, но запомнил, что этот турист был племянником известного композитора Исаака Шварца (музей-дача композитора находится у нас в Сиверской под Петербургом – примерно в 70 км по Лужской ветке). Остатки затравок костра «орловцев», видимо, занесло снегом, либо их унёс ветер.

В целом, конечно, большинство обстоятельств гибели группы Орлова перекликаются по отдельным признакам с другими «холодными трагедиями» - с чивруайской, с дятловской, с Фиштом, с описанными нами катастрофами на Эльбрусе, на пиках Победы (команда Шипилова, 1955), на пике Ленина (группа Шатаевой, 1974) и другими. Беспорядочно разбросанные люди, вещи, следы и признаки неадекватных действий плохо, частично одетых и полураздетых одетых людей с мелкими травмами, ожогами и определёнными медицинскими признаками гибели от замерзания. С отсутствием видимых других причин гибели.

Участок Хэнтей-Чикойского нагорья и заповедника в окрестностях гольца Сохондо

В этой трагедии определённо просматриваются такие её существенные факторы, как навал фронта непогоды с метелью, сильным ветром и потерей видимости. По всем признакам, с навалом фронта циклона, вызвавшем метель с осадками или низовую (из сдуваемого снега). А также по ряду признаков с холодной усталостью группы и от подъёма, и от замерзания, - с резким снижением сопротивляемости, с потерей ориентировки, с затухающими действиями на морозе. С действиями, которые не вызвали резкой реакции сопротивления с использованием всех средств и факторов спасения. Эти действия в данной ситуации, если бы были эффективно использованы, могли спасти группу от гибели.

Видимо «роднит» этот случай с дятловской трагедией и с трагедией на Фиште та глубинная аномальная причина, что они произошли на мощных пиках солнечной активности, - на таких пиках, которые вызывали сильные всплески аварийности в туризме и альпинизме из-за резких и сильных перемен погоды в ходе походов и восхождений. От этих факторов погибает немало людей, причём по разным видимым другим причинам, кроме самой погоды: от лавин, камнепадов, срывов (падений) и т.п. Поскольку плохая погода вызывает у людей надлом физических, моральных сил, вызывающих ошибки и нарушения точности их действий. Она резко усложняет условия рельефа и обостряет опасности движения. Поэтому в периоды непогоды туристы и альпинисты предпочитают не выходить на сложные вершины, перевалы и на большую высоту. В периоды непогоды легко ошибиться в выборе маршрута, легко попасть на опасные участки склонов, под камнепад или лавину. Эти всплески аварийности в определённые годы вызывали даже «неполадки» с организационными мерами в самодеятельном туризме в 1961-1962 и 1981-1983 годах с ограничениями и даже запрещениями походов. В 1981 году всего погибло 33 альпиниста и 73 туриста (максимум пика). Больше всего по достоверной статистике и массовости видов спорта тех лет погибло в 1990 году, – 65 альпинистов и 77 туристов. В отношении к средним цифрам аварийности за год в 28,7 в альпинизме и 47,4 в туризме повышение максимальной аварийности на 21-м пике СА составило в альпинизме 33/28,7=1,15 и 73/47,4=1,54 – в туризме. Это – умеренные цифры повышения аварийности на пиках СА по сравнению, например, с пиком 22 цикла, когда эти цифры были близки к 2. Но особенности пика и 21 цикла СА был и достаточно высокий уровень аварийности во все годы и длительность цикла СА и большой уровень аварийности в течение трёх лет. Например, в 1980 и 1982 годах на максимумах погибло по 39 альпинистов (в 1981 – 33), а туристов: 53 и 36. Так что «по аварийности» 1981 год был центральным годом пика максимума 21-го цикла СА и для альпинистов, и для туристов.

Цепочка событий трагедии, похоже, была именно такой: изматывающее движение группы на подъёме, попадание в непогоду с сильным ветром и метелью уже на подходе к вершине гольца, потеря ориентировки на вершине. Могли быть блуждания группы в метели. Далее: попытка переждать непогоду с медленным замерзанием, безнадёжные попытки разжечь костёр и согреть руки хотя бы от небольшого костра, выходы на разведку и трагическая развязка. Здесь могли быть какие-то дополнительные и действия, и обстоятельства, которые можно увидеть, если учесть все известные факты. В состоянии агонии группа теряла вещи и разделилась на части. Возможно, Орлов, погибший последним (по показаниям его часов), пытался разведать путь или спастись, когда его товарищи уже заснули на морозе под сильным ветром. Не исключено, что группа, пытаясь спуститься вниз, выходила на край опасных сбросов скал и была вынуждена отступать назад, теряя время и силы. Свой же след для отступления назад она могла потерять, или этот след вообще не был виден на твёрдом снегу.

С трагедией группы Дятлова сходных моментов по фактам достаточно много, но много и отличий: дятловская трагедия лавинно-холодная, а «орловская» - просто «холодная». Но в обеих роковую роль сыграл сильный ветер на открытых частях гор, - т.е. не ослабленный лесом. Глубинная аномальная причина обеих трагедий сходная: обострение силы и резкие изменения погоды в годы мощных пиков активности 19-го и 21-го циклов солнечной активности. Конечно, эти обострения погодных явлений не были главными причинами трагедий, но они внесли в них свою долю роковых воздействий в виде низких температур, усиления ветров и резких изменениях погоды при прохождении циклонических фронтов. Надо учитывать, что в годы солнечной активности общая вероятность попадания групп в критические и аварийные ситуации повышается обычно в полтора-два раза. Катастрофа на маршруте – всегда событие случайное, не предсказуемое и зависящее от множества причин, среди которых действия людей и природные условия имеют первостепенное значение.

Можно указать на ошибки в части проведения спасательных работ (если они были): весной сразу после схода снега на гольце надо было продолжить поиск следов и вещей на месте трагедии хотя бы небольшой группой поиска, - поскольку часть вещей могла находиться под снегом и их спасатели не нашли. Эта ошибка, похоже, была допущена и в случае группы Дятлова, и в случае группы Орлова. Дополнительные артефакты могли бы уточнить события трагедии. Их следовало искать не только в зоне катастрофы, но и в ближайших окрестностях после таяния снега – до того, как возникнет высокий травяной покров (он тоже скрывает потерянные вещи). Место трагедий надо отмечать чёткими метками или марками. Например, турами-пирамидками из камней, заметными марками из краски, флажками, металлическими штырями с основаниями, закреплёнными камнями. Расследование обстоятельств надо временно прерывать и продолжать после обнаружения дополнительных улик.

Ясно, что подобные работники заповедников и лесники должны и сами, и их процесс обучения озаботиться своей и спортивной, и туристской подготовкой с прохождением курсов выживания в экстремальных ситуациях. Этим они во многом предохранят себя от подобных трагедий.

Таковы кратко, уроки этих катастроф.

Конечно, если бы я знал больше фактов Орловской трагедии по «Делу» расследования, я мог бы и уточнить сделанные выводы, и, может, добавить к ним дополнительные штрихи. Но ясно, что в этом «Деле» по всем признакам не было никакой «чернухи» криминала, конспирологии или бытового конфликта между участниками группы. Трагедия произошли и из-за удара природной стихии, и из-за неправильных действий группы в условиях опасных воздействий, т.е. в критической погодной ситуации на открытой ветрам вершине столовой горы с потерей ориентировки в метель (и возможно, в тумане облаков). Из которой группа Орлова не смогла найти выход.

Один из главных выводов этой трагедии, как и на основе других похожих трагедий, - недооценка опасности переохлаждения при воздействии сильного ветра ведёт к быстрой гибели людей из-за замерзания. Причём воздействие мороза здесь, конечно, усиливает тепловой эффект и снижает ветрохолодовый индекс эквивалентной температуры до опасных значений ниже минус 40-45 °С. Но возможна и гибель от переохлаждения после потери дееспособности и в условиях положительных температур, т.к. теплоотдача и в этом случае может быть очень опасной, - особенно, в условиях сильного намокания людей под дождём.

Мне очень понравились снимки заповедника – с первозданной красотой природы и трудовыми буднями людей. Посмотрите – это замечательный заповедный район для осторожных путешествий по разрешенным маршрутам. Какие красивые места, люди и животные! Деревья, цветы, горы, дороги и Всё! Но и вблизи заповедника, видимо, места не хуже – по крайней мере там, где люди относятся к ним бережно, по-человечески.

• фото: См. 2 тыс. фото
  • Михаил Орлов

Владимиру Чайкину:

\Ваш видеосюжет о группе Дятлова можно назвать «условно» достоверным. «Условно» потому, что развитая нами до описания событий «версия Аксельрода» в книге «Тайна гибели группы Дятлова» в нём изложена не в полной мере (особенно в части событий вокруг трагедии, которые явились источником всяких слухов и ложных фантазий, - их распространяют до сих пор клнспирологи, которые ничего не поняли) и с рядом неточностей по фактам. А ряд важных фактов и выводов в коротком рассказе не приводится. Но я в этом не обвиняю, - Вы кратко изложили своё мнение на своём уровне знаний, понимания событий и фактов. Но вот в части использования наших рисунков из книги я считаю, что Вы должны были дать ссылки на источник. Иначе получается, что Вы как-бы присваиваете себе авторство. В этой части надо быть корректным. Ссылка необходима и потому, чтобы читатели могли проверить, с каким внутренним контекстом созданы рисунки. А без ссылки они вырваны из контекста и не совсем и не до конца понятен их смысл. При этом в укороченном видео сообщении на новостную ленту достаточно дать ссылку только один раз, указав, откуда взяты рисунки, если их «несколько». Ссылка также полезна в части указания на источник, где даются объяснения другим фактам трагедии и в части подкрепления Ваших выводов. Ссылка конкретна и желательна, но считаю не обязательной, если она дана в контексте файла на сайте.

Сюжет Чайкина называется «Перевал Дятлова был не один». И в нашей книге «Тайна гибели группы Дятлова» о сходных с дятловской трагедиях написано немало, - по разным и внешним, и главным в части причин признакам сходства. Но против этой нашей книги практически всеми конспирологами дятловской трагедии сложился некий «заговор молчания». О ней стараются просто не вспоминать просто потому, что она показывает, - чего стоит всякая эта конспирология. И пытаются дискредитировать меня, как автора всякими ложными наветами и блокированием информации, которую я передаю. Причём главной ложной «версией» дятловской трагедии, как оказалось, является техногенно-конспирологическая версия с некоей «ракетой». Эта версия сложилась в среде некоторой части бывших участников поиска на основе наблюдения «огненных шаров», факта обнаружения радиации на одежде погибших и на основе того, что прокуратура не смогла до конца разобраться в причинах дятловской трагедии. Отсюда и возникло утверждение, будто прокуратура что-то «недоговорила» и что-то «скрыла от народа». Но сейчас, когда всё прекращённое уголовное дело рассекречено – однозначно видно, что никаких фактов криминала, никаких следов «падения ракеты» или радиоактивных материалов (кроме ничтожной доли радиоактивной пыли от испытаний на Новой Земле) в зоне трагедии не обнаружено. Так что вся конспирология (теория заговора) – провалилась вместе со всеми «огненными шарами» и радиацией на одежде после того, как мы дали научно подтверждённое объяснение этим явлениям. Но конспирологи нас тупо и не слышали, и не слушают до сих пор. Они негласно создали свою конспирологию заговора в виде замалчивания и фактов, и объяснений этих фактов с научных позиций. Так что, коллеги, - не надо верить всякой криминальной «чернухе» о событиях дятловской трагедии. Как её аура сложилась в Екатеринбурге, и кто она жила и живёт «проповедями» отдельных «авторитетов» - я сообщу. Утверждение же, будто причины и события дятловской трагедии до сих пор неясны» - неверное. Ясны они и понятны – читайте нашу книгу. А конспирологи всегда сами становятся лживыми заговорщиками, когда пытаются продвинуть свою конспирологию тогда, когда она ни на чём не основана и не доказана. Конспирология без доказательств – это «охота на ведьм» на основе слепой веры. Это ложь и клевета на недостоверной основе подозрений, обвинений и слухов. А «чертями» и «ведьмами» объявляют всех «несогласных» с ней. Когда некий «клир святош» берёт на себя право утверждать святость недоказанных истин на основе права говорить от имени «всех» - фактически, от некоего непросвещённого в факты трагедии «большинства». Я этими манипуляциями не занимаюсь, - я говорю от себя и от имени тех специалистов, которые мне помогали. И я проверяю свои выводы и привожу доказательства, почему они правильны.

Об этой трагедии в статье (1 часть) рассказала и корреспондент КП Наталья Варсегова: Забайкальский перевал Дятлова: Странные позы и спички на груди. Загадка гибели сотрудников заповедника - KP.RU (из её статьи я взял фото Орлова)

Всем: с уважением, - Евгений Буянов, С-Пб, мастер спорта СССР. 08.10.1923 г.

• Авторская страница Евгения Буянова

• Отзывы (оставить отзыв)

Извиняюсь

Вероятно, сообщение Чайкина основано на статье Виктории Михайлюк на сайте Забайкальского краевого суда здесь: https://vk.com/@-217481818-zloi-duh-byrkyhtyn-yanga Злой дух Быркыхтын-Янга По сообщению на форуме "Перевал" - я мог ошибиться в названии вершины, на которой произошла трагедия группы Орлова - там указали, что этот голец Быркыхтын-Янг имел высоту с высотой 2244, причём, якобы, гибель группы произошла даже не на вершине, но на открытой части горы. Но эта ошибка сути событий не изменяет - разница высот - небольшая, и условия похода она изменяет незначительно. В сюжете Чайкина, вроде, дано фото именно Сохондо, но название он приводил Быркыхтын-Янг - я его указал. За эту ошибку - извините. В остальном я от выводов не отказываюсь. В статье Варсеговой приведены некоторые факты, которые я привёл в статье, но новая редакция не успела (добавлено фото Орлова). Эти факты Вы можете узнать из статьи по ссылке. Редакцию м.ру благодарю за быструю публикацию статьи.

субъективное мнение - от читателя

Статья любопытная, познавательно-практичная, прочитал с интересом. По контексту написанного! логика и выводы автора понятны, последовательны, естественны, я их полностью разделяю. Только обратил внимание на момент смерти: действительно люди замерзают в разных позах (не только в эмбриональной, хотя чаще всего в ней - что связано с безусловным!! рефлексом организма на минимизацию потерь тепла), но в оригинальной статье Варсеговой со слов поисковика-свидетеля - "Позы неестественные. Все на спине, с задранными вверх руками и ногами." Почему-то автор Е.В. об этом умолчал (только скромно написав, что "позы при замерзании могут быть разными"), у четырех-то человек _одномоментно_!, хотя всегда акцентирует внимание на работу с первоисточниками. Интересно, что напишет Варсеева дальше. Далее - про "тревожный звоночек" в аргументации автора, ну, негоже, уважаемый Евгений Вадимович, Вы так, батенька, сами конспирологом становитесь, коих постоянно гвоздите и нещадно критикуете. Хотелось бы услышать от вас более естественно-научную трактовку сего аргумента. Спасибо. Дополнение: после прочтения второй части статьи Варсеевой - послевкусие у нее приятнее (хотя Буянов Е.В. вроде свой "брат-турист" и фото к своей статье он раскопал и приложил классные!!!, как и описание заповедника, которое вызывает желание там побывать): Варсеева прямо говорит, что из-за халатности проведенного следствия ответить на все вопросы трагедии в настоящее время нельзя. Понятно, что люди погибли из-за замерзания, но конкретно! что способствовало и вызвало гибель четырех человек установить _по имеющимся данным_ невозможно (как и в трагедии дятловцев). А имеющиеся данные и вопросы хода следствия можно трактовать по-всякому.

Хороший разбор

Спасибо! Хороший разбор. Может быть кого-то спасет в аналогичной ситуации.

Автор неутомим

Дык у Чайкина много сюжетов похожих про такие группы, не только про Орлова, сходите на его канал. Этот сюжет просто на м.ру выложен. Сколько можно искусственно подогревать тему дятловцев? Автор, не пиши больше!