Люди и горы > Полемика >

Автор: Юрий Кошеленко, Ростов-на-Дону

Альпинизм переднего края

Там где мало определенности и не все линии нанесены на карту. Рубеж познания. Нечеткий контур. Неприкосновенные вершины и стены.

Альпинизм развивается во многих направлениях, из которых больше других меня интересуют два: стиль и новые горы. Стиль, на мой взгляд, больше связан со спортивным наполнением восхождений, здесь также присутствует этика, мода и эксперимент, чем чище стиль, тем восхождение спортивнее по опредлению.

Новые горы - это изначальный мотив первопроходцев, который всегда действовал в альпинизме. И мне видится, совершенствование стиля, его чистота - тоже своего рода производная от этого первоначального вызова непознанного, новизны, улыбки запредельного.

Что же, нашему поколению альпинистов повезло, они пока есть… Новые горы, нетронутые и неописанные районы. Мы можем ощутить вкус непознанного самым простым, прямым и естественным способом.

Иногда приходится затрачивать огромные усилия (и немало страданий), которые непреложны для достижения цели, и что, как ты знаешь с самого начала, имеют лишь ограниченный шанс на успех.

Самая высокая энтропия в первовосхождениях и первопроходах, на технически сложные и очень сложные вершины и стены в стиле "новой простоты", это когда минимум снаряжения и оба партнера в связке (я сейчас не обсуждаю соло) лезут свободным лазанием.

Видимо двойка для такого подхода оптимальный вариант. Слишком большое количество людей вместе увеличивает вероятность неудобных бивуаков, длительного ожидания на станциях, большую степень риска от камнепадов и ледопадов, а также низкого темпа движения. Другим, почти неизбежным результатом является большое количество перильных веревок и жумаринга, а не лазания. И как результат, даже в случае успеха, неудовлетворенность собой на внутреннем плане (если конечно присутствует искренность), пусть даже если на внешнем все ок и ореол славы от выигрыша. Поэтому выбор красивой и максимально свободной от перил линии на вершину для меня является важным критерием. Я часто вспоминаю историю в которой много лет назад принял участие: проект "Русский путь-стены мира". Тезис наша линия должна быть самой прямой и бескомпромиссной на стене привела в 2000 году к травмам, отступлению и новым травмам на Латоке.

Когда-то я читал очерк о восхождении по С. стене Айламы, маршрут 50 х годов прошлого века, двойка лезла все свободным лазанием первопроход с большими и тяжелыми неудобными рюкзаками, в сложных местах они их вытягивали, из снаряжения только стальные крючья, карабины, обвязки и пара веревок. Альпинисты полагались в первую очередь на свое умение лазить, не ИТО не зажимов тогда не было. Святая простота.

Может стоит альпинистам из нашего бывшего СССР задуматься о "новой простоте"...

Катана Оккама

Видео номинантов премии Золотой ледоруб России 2023

Ровалинг Канг Шар. «Катана»

Long-list премии «Золотой ледоруб России – 2023»

Ролвалинг Канг Шар. Подробности восхождения

20 лет восхождению на Лхоцзе Среднюю

Первопроход по северо-западной стене Большого Транго.