Люди и горы > Полемика >

Автор: Руслан Колунин, Екатеринбург

Пик Ленина & Пик Евгении Корженевской

Сравнительная характеристика.
Какой семитысячник выбрать первым?

ПРЕДИСЛОВИЕ
Любой человек, начинающий заниматься КОММЕРЧЕСКИМ альпинизмом, в какой-то момент задумывается о серьезных, высоких горах. Ведь когда ты сходил несколько пятитысячников, затем 1-2 шеститысячника и успешно, у тебя возникает мысль: А не попробовать ли 7К?

Вообще, для «не очень смелых», я рекомендую все же начать с Охос Дель Саладо (6893м) или Аконкагуа (6962м). Хоть они и не дотягивают до семи тысяч, все же близкие к ним, и уж точно самые легкие в восхождении. Но эти горы далекие и бюджет такой «попытки восхождения» гораздо выше, чем у семитысячников бывшего СССР.

Поэтому о далеких горах как-нибудь в другой раз расскажу, а сейчас – о наших ближайших семитысячниках. Всего их пять: Пик Победы, Пик Коммунизма, Пик Хан-Тенгри, Пик Е. Корженевской и Пик Ленина.

Сходив каждый из них, и некоторые не по разу, у меня сложилось четкое впечатление от каждой горы. Причем впечатления не только как инструктора альпинизма, а через призму моих участников: то, как они переносят эти восхождения и каков результат их трудов.

Для себя я выделил две горы, которые считаю самыми простыми в восхождении по КЛАССИЧЕСКИМ МАРШРУТАМ – это Пик Ленина (7134м) и Пик Е.Корженевской (7105м).

Хотя хочу сразу сказать, что ЛЕГКИХ СЕМИТЫСЯЧНИКОВ НЕ БЫВАЕТ!

В последние годы Пик Ленина набрал невероятную популярность и позиционируется как самый легкий и доступный.

Пик Е.Корженевской напротив, утратил свою популярность из-за сложной логистики и перерывов в работе Базового Лагеря (БЛ). Но к моменту написания этой статьи все наладилось, поэтому давайте разберем по полочкам каждую их этих вершин.
ВЫСОТА и ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Высота горы, когда мы говорим о 7000+, имеет большое значение. 7000м и 7500м – это разные высоты, и переносимость на 7500м гораздо хуже, чем на 7000м.

Это связано с неравномерным уменьшением парциального давления воздуха при подъёме. Поэтому когда мы говорим о 8000м, каждые 100 метров высоты = серьезнейшее преодоление (без применения искусственного кислорода).

Высота вершины Пика Ленина – 7134 м, а Пика Е. Корженевской – 7105м. Расстояние между вершинами по прямой около 90 км, обе вершины расположены на Памире и здесь можно легко поставить знак «=».
ПОДХОДЫ/ПОДЪЕЗДЫ К ГОРЕ
Экспедиция на Пик Ленина обычно начинается с прилёта в город Ош (Киргизия), и далее – переезд из Оша в Базовый Лагерь Ачик-Таш. Переезд на машине занимает 4-5 часов и проходит по асфальтированной и грунтовой дорогам.

Экспедиция на Пик Е.Корженевской начинается из Душанбе (Таджикистан), и далее – на машине переезд в горный поселок Джиргиталь. В пути 6-8 часов по аналогичным дорогам, что и на Ленина, но из Джиргиталя еще предстоит 30-ти минутный перелёт на вертолёте в Базовый Лагерь на поляну Москвина.

В итоге: на Ленина в течение дня все спокойно добираются из Оша в БЛ, а вот из Душанбе за день добраться до Москвина не всегда удается, поскольку вертолёт зависит от хорошей погоды.
БАЗОВЫЙ ЛАГЕРЬ
Высота Базового Лагеря под Пиком Ленина 3600м.

Высота Базового Лагеря под Пиком Е. Корженевской 4200м, что значительно выше для неакклиматизированного организма. Оба лагеря стоят в «зеленой зоне» (есть трава и озера).

Сервис Базового Лагеря (а я буду всегда в дальнейшем говорить про МАКСИМАЛЬНЫЙ сервис) Пика Ленина включает в себя трехразовое питание по системе Шведский стол с большим разнообразием блюд, проживание в больших палатках-бочках (можно встать в полный рост) по 2 человека в каждой. Туалет на улице, электричество круглосуточно, душ в отдельном помещении.

Сервис Базового Лагеря на поляне Москвина также включает в себя трехразовое питание, но уже по недельному меню. Не такое разнообразное и напрямую зависит от того, как часто летает вертолёт. Проживание в ОТАПЛИВАЕМОМ доме с постельным бельем и двухъярусными кроватями (что дает возможность не таскать свой спальник и теплые вещи с горы в БЛ в процессе акклиматизации!). Душ, столовая и комнаты отдыха расположены в одном корпусе, что тоже очень удобно, т.к. не нужно тепло одеваться, чтобы сходить покушать. Электричество круглосуточно (хотя и от солнечных батарей). Отопление центральное, топится углем. Туалет на улице.

В итоге сервис двух лагерей сводится к компромиссу: спать в теплой постельке или вкусно кушать, что душе угодно.
ЛАГЕРЬ 1 (Л1)

• Высота Лагеря 1 на Пике Ленина 4400м, набор высоты из БЛ составляет 800 метров. Дойти из БЛ в Лагерь 1 можно налегке в кроссовках за 4 часа. Груз везут лошади, тропа несложная.
  • Высота Лагеря 1 Пика Е. Корженевской 5100м, набор высоты из БЛ составляет 900 метров. Дойти из БЛ в Лагерь 1 можно также в кроссовках за 6 часов. Груз несут портеры или сам на себе. Тропа местами крутая, есть камнеопасные участки.

• Сервис Лагеря 1 на Пике Ленина включает все те же большие палатки, трехразовое питание по системе Шведский стол, по вечерам есть электричество от генератора, душ.
  • Сервиса в Лагере 1 на Пике Е.Корженевской нет совсем, кроме установленных больших палаток, где живем уже по 4 человека – это полевой палаточный лагерь на краю морены.
  • ЛАГЕРЬ 2 (Л2)
    Оба лагеря расположены на закрытом леднике.

• Высота Лагеря 2 на Пике Ленина 5400м, переход из Лагеря 1 в Л2 занимает в среднем 8 часов. Перепад высоты 1000 метров. Сервиса в Лагере 2 нет, кроме установленных палаток и иногда продающейся кока-колы. Груз можно отправить портерами.
  • Высота Лагеря 2 на Пике Е. Корженевской 5700м. Переход из Лагеря 1 в Л2 занимает около 4 часов. Перепад высоты 600 метров.
  • Сервиса в Лагере 2 нет, кроме установленных палаток. Груз можно отправить портерами.
  • В переходах между Л1 и Л2 на обоих маршрутах есть участок (~100м) с преодолением фиксированных перил. На Пике Ленина с 2022 года участок сложнее и круче, чем на Е. Корженевской.
  • Переход из Л1 в Л2 на Пике Ленина гораздо сложнее, чем на Пике Е.Корженевской
  • ЛАГЕРЬ 3 (Л3)

• Лагеря 3 как на Пике Ленина, так и на Пике Е. Корженевской установлены на широком ветропродуваемом снежном гребне и являются штурмовыми.
  • Лагерь 3 на Пике Ленина установлен на высоте 6100м на снежном куполе вершины Раздельная. Переход из Л2 в Л3 занимает 5 часов. Перепад высот составляет 700м. Технических сложностей на этом отрезке пути нет, но последние 300м по высоте крутой подъем на вершину Раздельная.
  • Лагерь 3 на Пике Е.Корженевской установлен на высоте 6400м на снежном гребне. Переход из Л2 в Л3 занимает 6-7 часов, перепад высот составляет 700м. На отрезке из Л2 в Л3 есть участки с фиксированными перилами около 5-8 веревок.
  • В обоих Л3 есть услуга установленных палаток и портера для переноса груза из Л2 в Л3.
  • В итоге переход в Л3 на Пике Е.Корженевской сложнее, чем на Пике Ленина, но сложность добавляет лишь наличие перил, количество которых год от года меняется. Если участник имеет навык передвижения на жумаре по перилам, то подъём по сложности сопоставим с подъёмом в Л3 на Пике Ленина.
  • ВЕРШИНА
  • Вершина Пика Ленина из Л3 достигается за 10-12 часов, и около 5-6 часов уходит на спуск в Л3. Перепад высот на штурме 1100м, поскольку нужно спуститься вначале штурма 100м по высоте с вершины Раздельная, а затем набрать 1100м.
  • Технический участок на штурме находится на высоте 6600-6700 метров и представляет собой 100м участок перил на снежно-ледовом гребне. Всё остальное «ходится пешком».

• Вершина Пика Е.Корженевской из Л3 достигается за 6-8 часов, и около 3-4 часов уходит на спуск. Перепад высот составляет 600м. Есть несколько участков, где нужно двигаться по перилам. В общей сложности около 200м.
  • В итоге штурм Пика Е.Корженевской из Л3 значительно легче из-за более короткого расстояния до вершины и меньшего перепада высот.
  • За 10 лет работы на Пике Ленина у меня был лишь один человек и единичный случай, когда после штурма горы нашли в себе силы спуститься в Л2 и заночевать. На Пике Е. Корженевской после штурма горы в этот же день можно спокойно спуститься в Л2 и даже при желании в Л1 и БЛ.
    ФИНАНСЫ
    С хорошим сервисом восхождение на Пик Ленина обойдется от 2000$ из Оша в Ош.
    С подобным сервисом восхождение на Пик Е.Корженевской обойдется от 3300$ из Душанбе в Душанбе.

Конечно же, Пик Ленина гораздо менее затратный по финансам, чем пик Е.Корженевкой, поскольку для восхождения на последний нужен вертолёт.

СТАТИСТИКА
    Статистика восходителей на Пик Ленина (в целом по лагерям) колеблется год от года, но приблизительно она = 30 процентов от общего числа тех, кто приехал с целью подняться на вершину.

Статистика восходителей на Пик Е.Корженевской = примерно 70-80 процентов от общего числа. Здесь очень мощным фактором успешных восхождений является погода.

На Пике Е. Корженевской она гораздо стабильнее, поскольку эта гора находится в центре Памира, и циклоны туда доходят уже ослабевшими, а всю непогоду как раз принимает на себя Пик Ленина.

Еще одним фактором успеха является очень короткий маршрут на гору. В случае неудачи можно несколько раз пробовать выйти на штурм, не тратя лишние силы и время на переходы между лагерями.
    ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
    Если вы собираетесь на свой первый семитысячник и хотите максимального комфорта и безопасности, или поджимают финансы, то вам однозначно на Пик Ленина.

Если у Вас амбициозные планы, Вы не завязаны под точные даты и Вам не нужен экстра комфорт на восхождении, а денег хватает, то лучше начать с Пика Е. Корженевской.