Люди и горы > Люди >

Начало читайте здесь

Фото: Tyler Stableford
climbing.com
Мы с Тоддом уже несколько часов брели по темноте под дождем. В те выходные нам опять не удалось совершить восхождение на пустынную стену в районе Wind River Mountains и поздно вечером в воскресенье мы оказались очень далеко от всяких транспортных магистралей. Батарейки в моем фонарике почти кончились, а фонарик Тодда светил так слабо, что, для того, что бы видеть землю под ногами, ему приходилось держать его в руке. Мы ненадолго остановились около группы деревьев, которые можно было условно назвать сухими, и Тодд сказал: «И все-таки мы везучие люди».
«В данный момент что-то не чувствую, что нам сильно повезло», - ответил я.
«По крайней мере, мы не бухгалтеры». - завершил Тодд, улыбаясь своей классической Скиннеровской улыбкой.

Тодд Скиннер вырос в Pinedale, штат Вайоминг и уже в раннем возрасте вдохнул дух приключений в Wind River Mountains. Именно там его отец и 4 дядюшки устраивали Лагеря Братьев Скиннер, в которых Тодд приобщился к спорту. Тем не менее, Тодд не особенно интересовался тяжелым лазанием, пока, в 1977 году, не поступил в Вайомингский Университет, где он встретил своего постоянного партнера Поль Пиана, которая показала ему, что есть настоящее лазание.

Тодд окончил университет в 1982 году с дипломом по банковскому делу и решил «устроить себе скалолазные каникулы» прежде чем заняться трудовой деятельностью по специальности. Эти каникулы затянулись на всю его оставшуюся жизнь. Он начал путешествовать по Европе и Америке, пролезая самые сложные трассы современности, такие как Shawangunks’ Supercrack (5.12c), Buoux’s Chouca (5.13c), Grand Illusion (5.13b) в Калифорнии, и создавая свои собственные, например, Yosemite’s The Stigma (5.13b). Тодд первым из американцев пролез «флэш» трассу 5.13 (силовую трассу по щели, Fallen Arches, штат Юта) и утвердил категорию трассы Throwin’ the Houlihan (5.14a) в Wild Iris, Вайоминг, в 1991 году – это была первая согласованная 5.14a, повторенная американцем.

В 1988, после трех лет бесплодных попыток, Тодд и Поль Пиана совершили свое первое революционное восхождение свободным лазанием на El Capitan’s Salathé Wall (VI 5.13b), расширив представления о том, что можно сделать на больших стенах. Примечательно, что пара не распалась после своего эпического 9-дневного натиска, после аварии на пике их совместного лазания, 16 июня 1988, когда каменная глыба, за которую они были пристрахованы, заскользила вниз, увлекая их за собой в результате Поль Пиана получила перелом ноги, а Тодд – нескольких ребер. Позже Тодд продолжил записывать себе в список покоренных такие большие стены, как мастерски сделанная Great Canadian Knife (VI 5.13b 1992) на Mount Proboscis, в Канаде, снова с Поль Пиана, и направление Cowboy Шведско-Польской трассы на восточной стене Nameless Tower (20,623 фута) в Пакистане - VII 5.13a полностью свободным лазанием в 1995.

Фото: Paul Piana
climbing.com
Мне посчастливилось стать напарником Тодда в четырех его больших путешествиях. Его телефонный звонок из Йосемити в 1993 году, где он работал над маршрутом Direct Northwest Face (VI 5.13d позднее 5.10 A3), навсегда изменил мою жизнь. «Привет, Стив, это Тодд. Это мой тебе вызов», - сказал он, заставив меня заволноваться. Его энтузиазм побудил меня немедленно бросить мою работу и отправиться в Калифорнию. От противных пологих участков 5.13 в начале трассы до восхитительных двугранных углов в верхней части, этот маршрут продемонстрировал мне все прелести и сложности свободного лазания по большим стенам. В 1990 году Тодд нашел то, что он считал лучшей тренировочной базой – доломитовый обрыв в Lander, штат Вайоминг, и решил создать свой дом там. Тем не менее, этот массив – не просто замечательные скалы и коллекция трасс высокой категории сложности, благодаря которым районы Wild Iris и Lander отмечены на картах скалолазного мира, заразительный энтузиазм Тодда превратил этот маленький городок в живое энергичное скалолазное сообщество. Он приглашал туда известных скалолазов, основал специализированный магазин (Wild Iris), и открыл двери своего дома для всех друзей и путешественников. Тодд одинаково тщательно прорабатывал как самые тяжелые маршруты, так и трассы для самых маленьких. Он с равным уважением относился к новичкам и профессиональным скалолазом. Результатом всего этого стало появление дружной сильной компании опытных скалолазов.

В 1994 году в Hueco Tanks Тодд открыл тренировочный лагерь «Hacienda del Fuerza», закрытую площадку для тренировок самых сильных, целеустремленных боулдерингистов, которые предпочитали бы лазать днями напролет, а не изредка по вечерам посещать тренировки. Оставаясь верным национальному парку Йосемити, с которым у него завязались теплые отношения ещё в 1982 году, следующее десятилетие Тодд сосредоточился на другом. На дворе был 1984 год, когда Тодд совершил первое восхождение в стиле «йо-йо», маршрут The Gunfighter (5.13b), обработка которого заняла 13 дней, растянувшихся на 6 недель, включая сюда обустройство лагеря под маршрутом и переговоры с местными властями (в данном случае двумя подростками, бросившими учебу в университете) по поводу страховки. Такой была преданность Тодда. Достигнув сорокалетия, Тодд продолжал лазать на очень хорошем уровне, несмотря на увеличивающий объем работы (он сделал неплохую карьеру агитатора) и семью. Он свободно лазал на доломитах и через несколько лет вернулся к граниту. В первую очередь он хотел побывать в Sweetwater Rocks, малоизвестном районе в 60 милях от Lander, в котором, надеялся одно время Тодд, могло быть пробито около 10000 трасс. Там он проложил десятки новых тяжелых трасс, некоторые из них он считал самыми сложными из тех, что ему довелось пролезать. Кроме того, у него вернулся интерес к району Wind River Mountains, как из-за большого количества нелазанных щелей, так и из-за близости к его дому и семье.

Тодд погиб в Йосемити, прорабатывая с напарником Джимом Хьюитом новый маршрут для свободного лазания на Leaning Tower. Он говорил мне, что «Этим маршрутом я завершу свой Йосемити». В нашем последнем телефонном разговоре он вспоминал одно из наших недавних совместных путешествий. Он успел только сказать, «Воткнутые в ледяной склон… сорвались кошки… передать Pop Tarts.» Я потерял его голос на том конце телефонного провода.