Автор: Константин Голубев, г. Санк-Петербург
Описание перевалов Седло Сугана (3А), Санкт-Петербург (3А), Коштан-крест (3Б*)
Паспорт перевала
Санкт-Петербург, 3А, 4150
Первое прохождение перевала туристской группой, в августе 2004
года, в походе пятой категории, направление прохождения север – юг.
Район
|
Хребет, массив
|
Название
|
Высота
(м)
|
Категория трудности
|
лето
|
зима
|
межсезонье
|
Ц.Кавказ
|
Суганский хребет
Массив Нахашбита
|
Санкт-Петербург
|
4150
|
3А
|
-
|
-
|
Перевал расположен между вершинами Нахашбита и малая Нахашбита,
ФОТО 1 ориентация север-юг, ведет с ледника южный Нахашбита на ледник Нахашбита,
соединяет долину реки Урух и долину реки Псыгансу.
Впервые пройден туристами Санкт-Петербургского Спортивного Клуба
“СТРЕЛЕЦ”, назван “Санкт-Петербург” в честь юбилея города.
Общее время прохож- дения
|
Время подъема
|
Время спуска
|
Время движе- ния со страховкой
|
Кол-во пунктов стра- ховки
|
Частота прохождения
|
Преимущест- венное направ- ление прохож- дения
|
попере- менной
|
одновре- менной
|
15,5
|
10,5
|
5
|
2
|
12,5
|
в ледопаде 16,
перила 20х50
|
первое прохождение в данном направлении
|
любое
|
Описание дано орографически.
От левобережной морены ледника Нахашбита в направлении верхнего
плато и ледопадов стекающих с северных склонов вершины Нахашбита. ФОТО 2,40.
Ледник, в крутой его части, разделен скалой-хицаном 3495 на два ледопада.
Подъем возможен по любому ледопаду или в обход левого ледопада справа (по ходу),
с дальнейшим выходом на верхнее плато ледника.
Подъем на перевал предпочтительно начинать, установив лагерь на
верхнем плато. Это даст возможность более тщательно просмотреть перевальный
взлет, и если есть время, то вполне логично провести предварительную обработку
маршрута. Выполнив эти условия, и рано начав движение на следующий день можно
спуститься до травы.
У нас тоже была запланирована ночевка на плато, предварительная
обработка маршрута, в наши планы не входило сквозное прохождение перевала за
один день, мы собирались ночевать на перевале. После прохождения самого сложного
перевал нашего похода – СЕДЛО СУГАНА, в предыдущий день, мы решили полудневку
растянуть до полноценной дневки и ночевать внизу, а на перевал выходить пораньше,
что бы с предрассветными сумерками оказаться уже у подножия ледопада. Путь подъема
в верхней части и по перевальному взлету ФОТО 3.
Выход с правобережной морены ледника в 3.40. ФОТО 4. Движение
по леднику с фонариками, плотной группой, придерживаясь слабо выраженной, серединной
морены. В 4.20 подошли под нижнюю ступень левой ветви ледопада, посидели на
рюкзаках, подождали рассвета. В 5.00 начали подъем по ледопаду в связках с одновременной
страховкой. ФОТО 5-7.
В наиболее сложных местах для ускорения движения
идем, связка по связке, в одном месте навешиваем горизонтальные перила и, преодолев
ряд разломов, выходим на скальную гряду южнее скалы-хицана 3720, движение в
ледопаде проходило по траектории между серединой ледопада и скалой, и заняло
два часа. Обход ледопада справа по ходу проще, но менее интересен. ФОТО 8-10.
Далее преодолевая разломы и лавируя между трещин, продвигаемся
на плато ледника по направлению перевального взлета. ФОТО 11-15.
После
выхода на плато короткий отдых ФОТО 16-17.
И дальше движение в связках
под перевальную седловину ФОТО 18-21. В 10.30 подходим под бергшрунд.
ФОТО 22-23.
Берг преодолеваем с правой (п.х.д.) стороны, под прикрытием
скал. Первый без рюкзака вылезает, навешивает две параллельные веревки
перил, для ускорения движения. Рюкзаки по первой веревке поднимаем отдельно.
Погода начинает портиться, с перевала дует сильный ветер. ФОТО 24.
Мы
идем не рано, но северный склон в тени, одиночные камни идут левее нашего движения,
но довольно регулярно. Кулуар не широкий и надо быть внимательным, куски льда
и фирна подхваченные ветром летят по непредсказуемой траектории. Одна веревка
до входа в кулуар. Затем по левому краю ледового склона 40-80° градусов
вверх до седловины 250 метров перил, пять веревок на ледобурах. ФОТО 25-28.
Погода резко ухудшилась, из-за гребня перевалили черные тучи,
посыпалась снежная крупа, видимость ухудшилась, ветер и так дувший как в аэродинамической
трубе усилился до ураганного. В плохих погодных условиях выходим на перевал,
ураганный ветер, снег, метель, видимость 5-10 метров. Зарыться в снег не удалось,
на седловине фирн и лед. Строим большую стенку, таская кирпичи из всевозможных
мест. Попытка дежурных поставить палатку и начать готовить не увенчалась успехом
до тех пор, пока не возвели половину снежной стенки. ФОТО 29-30. Палатки
удается поставить только внутри снежной крепости.
К вечеру ветер стихает, снег
прекратился, погода улучшается, холодно. ФОТО 31.
Утром с перевала открывается замечательный вид ФОТО 32-33 на
массив Суган, Доппах, Лабоду и долину реки Псыгансу. Тур на скально-осыпном
острове посреди перевала, с северной стороны.
С седловины 13 веревок на ледорубах и ледобурах по снежно-ледовому
склону, последня на ледобуре через бергшрунд средних размеров. ФОТО 34-37.
Спуск возможен и в связках с применением одновременной и попеременной страховки.
Но, учитывая большое количество участников и свежий не слежавшийся снег, мы
выбрали перила. Далее по заснеженному плато и небольшому, крутому ледопаду,
спуск на морену (одна перильная веревка) проходил, прижимаясь к левому по ходу
движения борту ледника, лавируя между трещин. ФОТО 38-39. Далее на поляну
Нахашбита. С 6утра до 11дня.
К описанию прилагаются 40 уменьшенных копии фотографий. Оригиналы
фотографий выполнены в формате JPEG 2560х1920 авторские права принадлежат Константину
Голубеву ©GolubevKonstantin@gmail.com
Участники первопрохождения перевалов: Санкт-Петербург 3А 4150
и Седло Сугана 3А 4350
фамилия имя отчество
|
год рождения
|
туристский опыт
|
обязанности
в группе
|
Голубев Константин Александрович
|
1963
|
МС, Кавказ 6 – р
|
Руководитель
|
Голубева Валентина Константиновна
|
1988
|
II р, Кавказ 4 – у
|
Фото
|
Покровский Петр Васильевич
|
1984
|
I р, Кавказ 4 – у
|
Примуса
|
Захарова Екатерина Сергеевна
|
1980
|
I р, Кавказ 6 – у
|
Медицина
|
Кузьмин Александр Витальевич
|
1983
|
II р, Кавказ 4 – у
|
Ремонтник
|
Блиндеров Сергей Викторович
|
1977
|
II р, Кавказ 5 – у
|
Транспорт
|
Яковлев Георгий Александрович
|
1980
|
КМС, Кавказ 6 – у
|
Снаряжение
|
Черкашина Екатерина Игоревна
|
1981
|
МС, Кавказ 6 - у
|
Хронометраж
|
Плотников Иван Юрьевич
|
1984
|
II р, Кавказ 4 – у
|
Фото
|
Аграновский Антон Германович
|
1977
|
II р, Кавказ 5 – у
|
Завхоз
|
Потапов Андрей Николаевич
|
1979
|
КМС, Кавказ 6 – у
|
Спец. снаряжение
|
Данные на момент похода
Далее: паспорт перевала Коштан-крест, 3Б*, 5152, через вершину Коштантау >>
Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
|
| |