Люди и горы > Люди >

Автор: Руфина Арефьева, Мастер Спорта по альпинизму, Судья Всесоюзной категории, Руководитель МАТЦ "Вертикаль-Алаудин", Фаны

Фанское лето – 2007
Статья в память о Лене Наговициной

Читайте статью Лены Наговициной:

Женская двойка на Бодхоне

Фанские горы удивительно, фантастически пленяют сердца, вызывая в воспоминаниях восторженные вздохи, поскольку для описания их красоты одних слов не хватает. Не имеет значения, сколько раз ты здесь был, всё равно тянет вернуться. В прошедшее лето не впервые проводили спортивные мероприятия и участие в Чемпионате команды С-Петербурга, Зеленограда, Владивостока, Москвы ( клуб им. Демченко, клуб "Алатырь" ), Латвии, Украины, Белоруссии, Екатеринбурга, Удмуртии, Тюмени и др.

Мы познакомились с замечательными участниками команды Чехии, которую возглавляла известная альпинистка Ярмила Куберкова. Она в прежние годы побывала на пиках Корженевской, Ленина и трижды на пике Коммунизма, Очень сожалеет, что ей не удалось сделать восхождение на пик Победы. Наше общение было тёплым, интересным. Очень приятное впечатление оставили испанцы, их было трое во главе с Дереком Ватсоном. Ребята приехали с солидным грузом снаряжения и видео-кино-фотоаппаратуры. Планировалось сделать восхождение на вершину Замок по маршруту левее маршрута Венцковского. Съёмки отнимали много времени, поэтому программа была выполнена не до конца. Мы им очень благодарны, т.к. Дерек полностью отснял концерт Визборовского фестиваля, который мы проводили второй раз в Фанских горах. Погода в это лето не особенно огорчала, было много жарких дней, на маршрутах обнажились ледники. Слышали разговоры о маршруте Гульнёва на Бодхону: "Как можно называть этот маршрут скальным, если в любую погоду и при любом состоянии маршрута каждый несёт и использует снежно- ледовое снаряжение, без него маршрут не пройти". Я согласна с теми, кто возмущается. Конечно, возмущает по-прежнему игнорирование просьб и предложений, связанных с классификацией некоторых маршрутов в Фанских горах, в частности маршрута Архипова на Парандас. Уважаемые и опытнейшие первопроходители - красноярцы и последующие восходители написали в классификационную комиссию, что стена Парандаса ( не маршрут на Замок через Парандас), именно стена Парандаса , - есть 6А кат.сл. Комиссия чаще всего засчитывает отдельным группам это восхождение как 6а, но публично уж сколько лет никак не хочет отдать должное ни горе , ни восходителям. Мы желаем вернуться к рассмотрению этого вопроса. Общий итог летнего сезона 2007: Технический класс Чемпионата СНГ по альпинизму состоялся. Второй Визборовский Фестиваль в Фанских горах тоже состоялся. Мы пели вместе с внуками Юрия Визбора,- Варварой и Юрием, вместе с Алексеем Бруновым и Ириной Алексеевой. На концерты (их было 2) приходили альпинисты с Куликолонских озёр. Конечно, все прочувствовали, где оставил своё сердце Юрий Визбор.

Дорогие Фанские люди! Альпинисты и Туристы из разных городов и государств! Мы вернулись из любимых Фанских гор, которые, действительно, стали без нас одинокими. Благодарим всех, кто приезжал летом 2007 года в Международный альпинистско-туристский центр «Вертикаль-Алаудин», всех, с кем мы разделяли и радости и горести. Мы уверены, что возникшие между нами дружеские отношения останутся навсегда. Благодарим Посольство Российской Федерации в республике Таджикистан за поддержку проводимого нами Чемпионата СНГ в течение многих лет.

ЛЕНА НАГОВИЦИНА

Случилась у нас и беда. 20 июля, в 10 утра при восхождении на вершину Бодхона по маршруту Сенчины, 6А категории сложности погибла от удара камнем по голове выдающаяся российская альпинистка Елена Наговицина, член сборной команды России. Лена на маршруте работала первой, вышла на всю верёвку, подала сигнал «самостраховка». Участница восхождения Аблиева Л.В. начала готовиться к подъёму по перилам. Через несколько минут после этого Лиля услышала «грохот и тупой звук и увидела, как пролетел один большой и несколько маленьких камней и, в это же время, услышала стук металла о камни». Лена получила удар камнем по голове. Судмедэксперт в дальнейшем установил, что в результате удара камнем у Лены был открытый линейный перелом лобной кости с переходом на основание черепа, кровоизлияния под мягкие мозговые оболочки. Смерть наступила мгновенно. Тело Лены участники восхождения Аблиева Л. и Аистов Е. спустили на полку, проверили пульс, дыхание. Трагедия случилась в 300 метрах от начала маршрута. В 12 часов по рации сообщили о случившемся. В 15 часов группа общественного спасательного отряда в количестве 6 человек, руководитель Э.Рубцов (С-Петербург), вышла из МАТЦ "Вертикаль- Алаудин", имея всё необходимое для спасательных работ на маршруте 6 к.т. Пострадавшая группа до прихода передового отряда начала приспускать Лену самостоятельно, затем действия координировали спасатели. Аистов и Аблиева спустились под маршрут, спасатели поднялись к Лене, спустили её и передали в руки транспортировочного отряда (рук.Мещеряков .В.Е.), который вышел из лагеря вслед за головным. Лену принесли в лагерь, простились с ней, положили в машину и в сопровождении Арефьевой Р.Г., Аистова Е. и Романова Ю. выехали в Душанбе. Мы благодарим весь коллектив лагеря за искреннюю и горячую готовность помочь, за слаженные действия, за заботу друг о друге, мы превратились как бы в единый организм, который действовал чётко, зная и помня, что и родные хотят проститься с Леной, обнять её. Мы благодарим отряд специального назначения "Центроспас" МЧС РТ и лично полковника Пилькевича А.В. за помощь, участие и оказанное внимание.

Формальности заняли несколько дней. Гроб с телом Лены отправили в Челябинск, где живёт её папа, ветеран войны, и сестра, мама у Лены умерла.

Лена была сильная и смелая, Лена была принципиальная, умная, добрая с нежной душой и чутким сердцем. Никто и не подозревал, что её очень легко обидеть. Кто-нибудь может представить плачущую от обиды Лену Наговицину? Я видела её такой. Мы относились друг к другу с огромным уважением и доверием. Мне понятна была её обида, когда оказалось, что человек, попросивший Лену записать его тренером при оформлении ею Мастера и пообещавший включить её в команду, в результате тренерство себе записал, в команду не взял, значит обманул. Ей очень хотелось поработать на маршруте в сильной команде, в мастерской команде. Она расстраивалась, когда кто-либо из дорогих сердцу людей поступал ниже её моральной и нравственной планки. На днях услышала: "вот что значит женский альпинизм". Ну при чём тут это? Камень шальной отнял жизнь у Лены. А была она, действительно, выдающейся альпинисткой, нет ей равных ни в России, ни в бывшем Союзе. Столько и таких маршрутов не прошла ни одна женщина -альпинистка, да и среди мужчин в Сборной России она не в конце списка. ЛЕНА НАГОВИЦИНА, - СВЕТЛАЯ ТЕБЕ ПАМЯТЬ!

Есть у Марины Цветаевой ПОЭМА ГОРЫ, прочтите немного:

Вздрогнешь - и горы с плеч,
И душа - горе,
Дай мне о горе спеть:
О моей горе!

Красной ни днесь, ни впредь
Не заткну дыры.
Дай мне о горе спеть
Наверху горы.

Та гора была, как грудь
Рекрута, снарядом сваленного.
Та гора хотела губ

Девственных, обряда свадебного ...
Та гора была - миры!
Бог за мир взымает дорого!

...................................

Горе началось с горы.
Та гора была над городом.
Та гора была - миры!
Боги мстят своим подобиям!

.....................................

Горе началось с горы.
Та гора на мне - надгробием.

Mountain.Ru благодарит Тюменскую Региональную Федерацию Альпинизма за предоставленный материал

!

Светлая память...

До сих пор не верю.

С Леной кто то знаком, кто то слышал о ней. Она не такая как все, что то всегда выделяло ее от других, в хорошем смысле. Кто с ней общался знает. Простая и в тоже время какая то недосягаемая, сильная личность. Поверить не могу в случившееся. Я знакома с ней 1987года с тех же Безенгов. Светлая память, память....