Люди и горы > Люди >

Автор: М.Ситник, Украина

Горная школа «Категория трудности» им. А.М.Ставницера
Светлой памяти Алексея Михайловича

Наша школа добавила к своему названию имя Алексея Михайловича Ставницера – мастера спорта по альпинизму, создателя и первого руководителя «Учебно – методического центра «Эльбрус» (УМЦ «Эльбрус»).

Альплагерь «Эльбрус» до прихода Алексея Михайловича был, в общем-то, рядовой альпинистской базой, особо не выделявшейся среди других многочисленных альплагерей СССР. Работой альплагерей тогда руководило «Управление альпинизма» ВС ДСО профсоюзов. Управлением было принято решение о создании «Учебно- методического центра» – специализированной базы для подготовки и переподготовки инструкторов альпинизма, тренеров, альпинистов- спортсменов, промальпинистов (новая зарождавшаяся в то время специальность), пограничников, военных и др. Создание УМЦ было поручено А.М.Станицеру на базе альплагеря «Эльбрус».

Соревнования по спасработам. В центре А.Ставницер

За короткое время Алексей Михайлович собрал уникальный по тому времени коллектив, который под его руководством обобщил и выработал передовые методики обучения и подготовки специалистов в альпинизме, рекомендации по обеспечению безопасности и пр. УМЦ «Эльбрус» стал действительно Горной школой, сравнимой с лучшими национальными горными школами западных стран. На базе УМЦ не только готовились специалисты для альпинизма, но и проводились различные семинары, совещания, велись исследования в области альпинизма. Хотелось бы, чтобы соратники Алексея Михайловича поделились воспоминаниями и фотографиями этого периода, уносимого историей все дальше в прошлое, в небытие.

А.Пархоменко,Д.Ибрагим-заде,А.Ставницер,В.Томчик

После распада СССР жизнь на постсоветском пространстве и наш альпинизм как её составная часть впали в коллапс, граничащий со смертью. Алексей Михайлович вернулся на родину – в Одессу, где занялся другими делами. Результатом этих дел стало строительство по его инициативе и при его руководстве практически «с ноля» нового современного морского порта, ставшего одним из крупнейших портов Украины. Но все эти годы Алексей Михайлович всемерно и постоянно помогал нашему альпинизму, спонсируя альпинистские клубы, экспедиции, команды и отдельных спортсменов, помогая семьям погибших альпинистов и ветеранам альпинизма. В том числе – и нашей Горной Школе.

Однажды при встрече я сказал: «Леша, я очень благодарен тебе. Ты позволяешь за твои деньги делать то, что мне хочется: создавать Горную школу, готовить инструкторов, альпинистов, скалолазов… ».
На что он ответил: «А почему ты решил, что я не хочу того же?».

Год назад Леши не стало. Но человек остается с нами своими творениями- делами. У Леши их было много, всех не перечислишь. Продолжая его не оконченные дела, мы сохраняем память о нем и передаем её новым поколениям.

Наша Горная школа делает начатое в УМЦ «Эльбрус» А.М. Ставницером: готовит инструкторов альпинизма и скалолазания, просто альпинистов и скалолазов, промышленных альпинистов, бойцов спецподразделений и других специалистов. Свои мероприятия Школа проводит там, где это соответствует целям и задачам проводимого курса: в Крыму, Карпатах, на Кавказе и других горных и скальных районах.

Сююрюкая, Орлиный Залет,Седамкая…

Основная база школы находится во внутреннем Крыму – в с.Богатырь на северных склонах Ай-Петри. Рядом с забытыми, но сложными и красивыми стенами гор Бойка, Сююрюкая, Седамкая, Орлиный залет, утес Сторожевой. Выездная (временная) база школы – под скалою Хергиани (р-н Чертовой лестницы, скалодрома Уарчкая). Благодаря Алексею Михайловичу и его детям Егору и Андрею наша Школа обеспечена современнейшим снаряжением лучших мировых и отечественных производителей для sport- и trad- скалолазания, драйтуллинга и ледолазания, скального альпинизма и пр., а стоимость обучения сведена к минимуму. Мобильность проведения занятий и восхождений обеспечивается микроавтобусом Школы.