Люди и горы > Люди >

Автор: Степан Сущенко, Киев, Украина

Альплагерь "Талгар".
Часть 2

Вершины Северный , Главный и Южный Талгар (справа налево)- вид из ущелья Средний Талгар. Из материалов экспедиции А.Распопова
Менжулин Юрий Николаевич…
8 марта 1943 года Правительство (Совнарком) СССР приняло постановление о создании в горах Заилийского Алатау Всесоюзной школы инструкторов горнострелковой подготовки. Первым начальником учебной части школы стал 20-летний инструктор горной подготовки сержант Юрий Николаевич Менжулин. Он родился в Алма-Ате в 1923 году, с 12 лет ходил в горы и к окончанию средней школы покорил несколько вершин Заилийского Алатау. С боями он прошел всю Европу, войну закончил в Праге, был дважды ранен и удостоен ордена Красной Звезды и трех орденов Отечественной войны. Демобилизовавшись в 1947 году в звании капитана, успешно окончил Уральский политехнический институт в Свердловске и свыше 30 лет работал в лаборатории редких металлов Института металлургии и обогащения АН КазССР, где защитил кандидатскую диссертацию и создал более 85 научных работ. А еще на счету мастера спорта СССР по альпинизму, заслуженного тренера Ю.Н. Менжулина 104 покоренных им вершины и сотни учеников, 28 из которых сами стали мастерами спорта.

Семенюк Валерий Данилович.
Валерий Данилович начал заниматься альпинизмом в 1962 году. Сначала был рядовым членом ДСО "Спартак", затем председателем альпсекции, старшим тренером сборной "Спартака", старшим тренером сборной Красноярского края по альпинизму, председателем тренерского совета, руководителем многих экспедиций. Целая плеяда известных альпинистов воспитана под его непосредственным руководством. Судья по альпинизму первой категории. Руководил методсборами по подготовке альпинистов на жетон спасателя, член президиума ФА Красноярского края, председатель квалификационной комиссии, ответственный за подготовку инструкторов альпинизма, председатель аттестационной комиссии по присвоению инструкторских званий второй и третьей категорий.

Из архива С. Сущенко. Отделение Ивана Гордеева готовиться к восхождению на вершину Таганай. Иван - первый слева, стоит. Семенюк В.Д. стоит, в пуховке - к сожалению, повернулся к фотографу спиной.

Заслуженный тренер КазССР, мастер спорта Урал Усенович Усенов - единственный выживший из погибшей экспедиции на Победу 1955 года. Но уже в 1956 казахстанцы У.Усенов и С.Мусаев в составе объединенной команды Московского ДСО «Спартак» и Казахского клуба альпинистов, возглавляемой В.Абалаковым, поднялись на п. Победы. Он один из тех, кто проложил путь советскому высотному альпинизму.

Бессменный начальник контрольно-спасательной службы лагеря Вододохов А.А. - автор ряда книг, по которым училось не одно поколение альпинистов и горных туристов. Наибольшим спросом и поныне пользуется его книга "Горный туризм".

Начальник лагеря Токмаков В.С. запомнился мне чуткостью и отзывчивостью. Много лет бессменно руководил альплагерем, решая непростые вопросы обеспечения его жизнедеятельности в условиях отсутствия подъездных путей и полнейшей оторванности лагеря от цивилизации. Отличный организатор, создал прекрасный коллектив работников лагеря. Но он был не только администратором, но и высококлассным спортсменом. Вместе с Вододоховым А.А. много лет входил в основной состав команды Казахского альпинистского клуба. На их счету много совместных, сложнейших восхождений в составе этой команды. Например, на северную вершину массива Талгар по западной стене.

Из архива С. Сущенко. П.С. Попков - в центре. Слева от него - Г.К. Свинтицкая. Первый справа - Кельберг А.В.

Ну и Петр Семенович Попков, который стоял у истоков развития казахстанского альпинизма. Совершив в 30-40 годы ряд первопрохождений на вершины Заилийского Ала-Тау он был одним из тех, кто присваивал названия маршрутам и покоренным вершинам в этой горном районе.
Например, 30 июля 1939 года вместе с Д. Салановым совершил первопрохождение северной стены вершины «Пик Амангельды» (3 999 м.) по маршруту, который занесен в современный классификатор маршрутов как соответствующий 3Б категории трудности.
Зимой 1942 года группа альпинистов в составе Ю. Менжулина, М. Плющева, П. Попкова под руководством А. Малеинова совершила восхождение на безымянную вершину, посвятив свое восхождение подвигу казахстанцев в боях за Москву и назвала покоренную вершину именем 28 гвардейцев-панфиловцев.

Кельберг Анатолий Витальевич - кладезь интересных историй… Многим запомнился его авторский цикл радиопередач "Музыка для всех", c рассказами о Бетховене, Глинке, Шопене, Чайковском, Галиче, Высоцком. Свои устные зарисовки он сопровождал редкими музыкальными записями из собственной коллекции, точно дозируя выразительное слово и вечную музыку.
В 70-80 годы интересными были телевизионные встречи в музыкальной гостиной, в которых Анатолий Кельберг представлял казахстанских и российских музыкантов. В 2000 году на телеканале "Хабар" он выступал со вступительным словом в передачах "Великая музыка и великие исполнители", там же маэстро осуществил красивейший выездной проект о древней и современной культуре Израиля.
Обладая сильной энергетикой, Анатолий Кельберг спал по 3-4 часа в сутки, работал много, в разъездах по республике и Союзу прочел более 15 тысяч лекций. В них он со всей щедростью неуемной натуры делился со слушателями своим восторгом той красотой, которую несет в себе не только музыка, но и другое искусство. А шедевры, представленные в Эрмитаже, Ватикане, Лувре, Дрездене, были изучены им на конкретных картинах.
Яркой стороной жизни Анатолия стало увлечение альпинизмом. Мастер спорта, он покорил немало горных вершин, среди них Эльбрус, пик Жамбыла, пик 28 гвардейцев-панфиловцев… Очень жаль, что Анатолия Васильевича уже нет среди нас.

Из архива С. Сущенко. 1978 год. Верховья ущелья Средний Талгар. Замыкает ущелье вершина Чокана-Валиханова с характерным белым пятном справа. Слева - Караульчи-Тау. Вверху висячего ледника вообще-то видно две вершины: левая это Караульча. А правая, сразу над перемычкой, Чекист.

Особо мне повезло на инструкторов.

Одно из своих первых восхождений, на вершину Динамовец с юго-запада по маршруту 1-Б категории сложности, я совершил 12 июля 1975 года в составе отделения под руководством Г. К. Свинтицкой. Мне понравилось с ней ходить – она умела задавать правильный темп движения. Он был вроде и не быстрый – но, в конце концов, мы с ней всегда оказывались впереди всех других отделений в отряде.
Наш момент выхода на эту вершину и был по счастливой случайности запечатлен неизвестным мне фотографом, который в том далеком 1975 году сделал серию превосходных панорамных фотографий верховий ущелья «Средний Талгар». Они стали украшением и отличным наглядным пособием учебного класса лагеря.

Я нашел этот почти безвозвратно испорченный бумажный обрывок фотопанорамы в грязи на следующий день после схода на лагерь селевого потока в 1979 году, во время аварийно-спасательных работ. И хранил его как память о лагере до настоящего времени. Освоив фотошоп, первым делом сделал попытку восстановить именно эту фотографию. Добившись более-менее приличного качества, с изумлением обнаружил, что на ней запечатлено восхождение нашего отделения, которым руководила Галина Константиновна Свинтицкая.

На первом панорамном снимке она запечатлена в правом нижнем углу – в пуховке, с ледорубом, на фоне вершины имени Чокана-Валиханова. На него ведет длиннющая гребневая 3Б. Эти вершины приблизительно одной высоты, в районе 4 200 метров.

Из архива С. Сущенко.

На втором снимке – отроги вершины Каратас.

Очень интересный третий снимок. Именно на нем я и обнаружил себя – сидящим на камнях в сдвинутой каске и гетрах, второй слева. Первый справа, стоящий к фотографу спиной – Петр Семенович Попков. Самый крайний пик справа вверху – Джамбул, точнее его небольшой белый кусочек. К сожалению, не помню фамилий остальных сидящих и стоящих участников восхождения. Буду рад, если кто отзовется и подскажет.

Мастер спорта СССР Шабруков Виктор Иванович работал с разрядниками.
Он был не просто «старожилом» альплагеря, но и с энтузиазмом покорял в этом районе маршруты высшей категории сложности. Например, в составе команды, куда входил также Мурзаханов З. З., он взошел на вершину Южный Талгар, высотой около пяти тысяч метров, по Юго-Западной стене, 5Б категории трудности. Этот подъем считается самым сложным из всех путей на вершины Заилийского Алатау. Поднялся на Главный Талгар по пути Пелевина, по СЗ стене, тоже по "пятерке" Б. Ну и на его счету уже упоминавшийся траверс «талгарской подковы». Отличался принципиальностью и требовательностью на «разборах полетов», т.е. при анализе совершенных его отделением восхождений.
При этом был одним из немногих инструкторов, которые не занимались воспитательной работой, а без всякого снисхождения и сожаления списывали из отделений «отличившихся» участников. Т.е. допустивших ошибки при работе с веревкой, с организацией страховки, или грубость и невнимательность по отношению к товарищам, слабых физически. Наверное, именно в этом он видел свой самый действенный воспитательный эффект. Типа «шоковая терапия». Ну и чтоб не увеличивать из-за этого при восхождении фактор риска для других участников.

Из архива С. Сущенко. Шабруков В.И. после траверса "Талгарской подковы". 1975 год.

* * *

С особой теплотой вспоминаю Гульнева Георгия Леонидовича. Он не «инструкторил», хотя имел удостоверение. Его страстью были сложнейшие спортивные восхождения. Точнее первопрохождения. В «Талгар» в 1978 году он приехал просто немного отдохнуть. Это был замечательный во всех отношениях не только спортсмен, капитан команд высшего спортивного мастерства, проложивших множество новых маршрутов, названых его именем, восхождения по которым и сегодня гарантирует призовые места в чемпионатах России. Но и Человек.

Он с легкостью мог вместо отдыха посвятить свое время работе с неперспективными спортсменами, списанными из отделений по причине слабой физической подготовки, скверного характера или еще каких-то других физических или моральных изъянов. Собрав их в отделение и продолжив обучение, вместо того, чтобы молча смотреть, как администрация лагеря отправит их вниз. Бывало и такое.

Или вылечить внезапно заболевшего на высоте участника какими-то одними ему ведомыми снадобьями на основе мумиё.
Поделиться интересной идеей по поводу совершенствования спортивного снаряжения.
А главное – он щедро передавал другим свой уникальный альпинистский опыт. Георгий – вечно живая душа, вписанная в нетленные страницы истории альпинизма. Например, в составе команды Среднеазиатского военного округа он совершил первое зимнее восхождение на пик Победы. Эта победа досталась ему дорогой ценой – ампутацией почти всех пальцев на обеих руках. За исключением одной фаланги большого пальца на правой руке. Несмотря на это он продолжал совершать сложные восхождения, с том числе стенные, скальные. Писал очень красивым почерком и делам культями множество других вещей, которые не под силу многим людям с 10 пальцами.

Как странно… Его уже давно нет среди нас, живых. Он навсегда остался в горах, которым посвящал всю свою жизнь, без остатка. А в моей «Книжке альпиниста» живут записи, сделанные его рукой. Красивые, округлые, уверенные буквы... Живет память о нем – среди всех тех, кто ходил с ним вместе или имел счастье хотя бы кратковременного общения. И среди молодых, идущих по маршрутах, названых его именем…

Я вырос без отца. Благодаря Талгару я нашел Георгия. Который для меня стал одновременно отцом, братом и другом. И многих других, которые щедро разделили со мной пусть не годы, но очень непростые месяцы моей молодости, наполненные неизгладимыми впечатлениями, риском, потерями и приобретениями.
Под его руководством я выполнял программу подготовки альпинистов 4 этапа в 1978 году, совершив 5 зачетных восхождений. Восхождения были довольно непростые. Например, 3А – на вершину Талгар главный, через южную вершину, с ледника Корженевского. 3Б – траверс вершин Саланова - Чекист. Маршрут был интересен с самого начала – своим подъемом по снежно – ледовой северной стене Саланова. В ее верхней части для выхода на гребень нужно было траверсировать на высоте метров 400 ледовый кулуар, крутизной градусов семьдесят… Еще одна 3А – Чекист с перемычки между вершинами Чекист и Караульчи-Тау. Там «ключ» маршрута – подъем по ледовой стене верхней части висячего ледника, стекающего с этой перемычки, которая хорошо видна из лагеря.
К огромному сожалению, фотографий Георгия у меня нет.

Юрий Яковлевич Якушев был старожил альплагеря. Он неоднократно проезжал сюда поработать инструктором в 70-х годах.

В 1964 году он стал жителем города Бийска. В 1965 году первый раз попал в альплагерь. Через 3 года возглавил городскую секцию альпинизма, которой руководил около 10 лет. На протяжении этого срока был летописцем всех мероприятий секции. Вот к нему в отделение и определил меня Токмаков В.С. в июле 1975 года, на 2 этап лагерной подготовки. С Юрием Яковлевичем я сходил несколько вершин второй категории сложности: ТЭУ с перевала ТЭУ, пик Колокольникова с ледника Озерный, Каратас по северо-восточному гребню. Он был очень спокойный, рассудительный и немногословный. Не напрягал, не отдергивал, а очень тактично учил и внушал нам уверенность в своих силах, прививая необходимые навыки передвижения по различному рельефу, страховки и тактики. В неизменной фетровой шляпе он напоминал мне Саида из «Белого солнца пустыни», который появлялся всегда вовремя возле Сухова с неизменным ответом на его немой вопрос: «Стреляли…». Так и Юрий вовремя отслеживал все наши действия, успевал то к одному, то к другому, чтобы помочь в случае необходимости, разъяснить и подсказать. Восхождения с ним доставляли удовольствие. И это, наверное, было главным, в том, что любовь к альпинизму, к горам успешно прививать им своим ученикам на всю их жизнь.
Ну и что еще немаловажно – он был объективен в оценке своих подопечных. Если участник заслуживал оценки «отлично» - то он ее от Юрия и получал. Без попыток занизить оценку, мотивируя это тем, что на «отлично» все делает только инструктор. А остальным, мол, до этого уровня еще ходить и ходить, набивая шишки.

Из архива С. Сущенко.
На вершине пика Колокольникова. Якушев Ю.Я. в фетровой шляпе. Автор – с ледорубом и в «пуховке» в самом верху.

Кого еще хочется, и могу вспомнить? Прежде всего, тех, с кем ходил в те далекие годы в одном отделении – Юру Сретенского из г. Балаково Саратовской области, Анатолия Таланова из Куйбышева, Дунаеву Любовь из Уфы, Самойленко Тамару из Алма-Аты…

В Талгаре часто можно было встретить Антонину Сон. Она работала и жила на метеостанции, расположенной чуть выше лагеря. Была очень внимательной и тактичной в общении.
В июле 1972 года четверка альпинисток в составе Антонины Сон, Эльвиры Шатаевой и Ильсиар Мухамедовой под руководством Галины Рожальской покорила пик Евгении Корженевской (7105) – это было первое в мире успешное женское восхождение на семитысячник. За это уникальное восхождение женщины удостоились медалей Спорткомитета СССР «За выдающееся спортивное достижение».

Из архива Г. Старикова. Сразу после спуска с Корженевы - А. Сон первая слева. За ней Шатаэва Э., Мухамедова И. и Рожальская Г.

1974 год. Трагедия на пике Ленина (7134м) с женской группой Э.Шатаевой – инициатора восхождения. Они мечтали пройти обязательно траверс массива со спуском не по пути подъема – впервые в мире на такой высоте женской группой. Благополучно взойдя на вершину, при начавшейся непогоде пережидали, поставили палатки, но непогода ужесточалась, быстро проявилось заболевание двух участниц. При вынужденном спуске на высоте порядка 7000м умерли все 8 женщин - Бардашева Т., Васильева Н., Любимцева И., Манжарова Л., Мухамедова И., Переходюк Г., Фатеева В. и Шатаева Э.. Все закончилось 7 августа 1974 года… Мало кто знает, что Антонина тоже входила в состав траверсантов. И осталась в живых только из-за того, что перед самым выходом почувствовала себя настолько плохо, что вынуждена была отказаться от восхождения…

* * *

«Талгарскую школу» прошли многие известные альпинисты. Самойлов Сергей, Букреев Анатолий, Юрий Моисеев, Сергей Богомолов, Юрий Горбачев – можете дальше сами продолжить список…

В «Талгаре» в общей сложности я провел 5 смен. Что равносильно пяти годам. Хотя на самом деле это были три смены в 1975 году и по одной в 1978 и 1979 годах.
Но так уж случалось, что именно в эти годы в жизни лагеря произошел ряд трагических и фатальных событий, невольным свидетелем и непосредственным участником которых мне пришлось побывать.
О чем собственно и пойдет речь ниже.

К предыдущей части ___________ Продолжение следует....

спасибо

Что это за фигня в комментариях? спасибо за интересный материал!