|
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке
МКК
|
МКК горный туризм > Библиотека |
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU
Справочные сведения о маршруте 1. Техническая характеристика маршрута
Вид туризма Горный Маршрут группы п. Ахсау – р. Билягидон – л-к Юж. Белаг – л-к Сев. Белаг - пер. Сев. Белаг (2А, 3650) – л-к Айхва – л-к Хазны – пер. Нахашбита (3А, 4000) - в. Нахашбита Главная (Сев. Башня) (3А альп.,4391, рад.) – л-к Цухгарты – р. Харес б/о “Таганрог” - л-к Вост. Цухбун – пер. Цухбун (2Б, 3550) – [пер Донбас Нижний (Оптимальный) (2Б, 3750, п/п) – пер. Донбас (2Б, 3800)](1Б-2А, рад., разведка первопрохождения) – л-к Зап. Зопхито – пер. Мосота (2А, 3450) –л-к Мосота - р. Харес - б/о “Таганрог” – т/б “Дзинага”- п. Дзинага – р. Караугомдон – л-к Караугом – л-к Гулар – пер. Воологата (2А, 4000) – л-к Сонгути –л-к Скатиком (рад.) – пер. Купол Воологаты (2Б, 4100) - в. Купол Воологаты (4130, рад.) – Караугомское плато -пер. Цей-Караугом (3А, 4200) – Сев. ветвь л-ка Цей –пер. Хицан (1Б, 3450) – Юж. ветвь л-ка Цей – л-к Цей – р. Цейдон – а/л “Торпедо” – п. Бурон. Пройдено категорийных перевалов 8, в том числе: 3А - 2 Нахашбита, Цей-Караугом Совершено восхождение на в. Нахашбита Главная (Сев. башня) 3А альп., разведка прохождения пер. Донбас (2Б, 3800) и пер. Донбас Нижний (Оптимальный) (2Б, 3750, п/п)1Б-2А (радиально). Состав группы - 5 человек (раздел 1.2.)
1. Смирнов Леонид Викторович, руководитель, Москва, ул. Саянская, 4-73, т.307-96-65, 5У 5Р(3 похода) 2. Демин Виктор Валентинович, снаряженец, фотограф, Москва, пр-т Маршала Жукова, 51/4-24, т.259-66-17, 6У 3Р 3. Мерзликин Роман Владимирович, финансист, реммастер, Москва, Ленинский проспект, 125-2-300, т.434-16-87, 5У 4. Клепец Ольга Юрьевна, медик, Москва, ул. Саянская, 10-144, т.307-11-67, 5У 5. Протасов Сергей Александрович, завхоз, снаряженец, Москва, ул. Декабристов, 4/3-158, т.907-53-19, 6У 3Р 3. Географический обзор района путешествия Горный район Сугана, Караугома, Дигории и Цея расположен в восточной части Центрального Кавказа, между долинами рек Карасу и Черека Балкарского – на западе, Риони и ее притока Чанчахи – на юге, Мамисона, Заромага и Ардона – на востоке, Цейдона, Сонгути, Уруха, Белягидона, Хазныдона, Псыгансу и Рцывашки – на севере. Западная часть района относится к Кабардино-Балкарии, восточная – к Северной Осетии, южная – к Грузии и Южной Осетии. В район на западе входят Главный Кавказский хребет (ГКХ) от в. Гезетау до в.Геби, который иногда называют Дигорскими альпами, и севернее его Суганский хребет (Суганские альпы). Иногда этот своеобразный горный район среди туристов и альпинистов именуют Сугано-Дигорским. Хребты соединяются между вершинами Гезетау и Сугантау Штульской перемычкой. На запад от перемычки уходит долина Каратау, на восток – долина Дигории, разделенная северо-восточным отрогом в. Лабода на ущелья Танадон и Харес. Долина Дигории начинается у места слияния р.Харес и р.Караугомдон и уходит на юго-запад. Недалеко за последним селением Куссу, где в р.Харес впадает р.Танадон, находится большая поляна Таймази, на которой стоят база отдыха “Россельмаш”, коттедж с зеленым теннисным кортом и злой собакой, погранзастава и ларек со сникерсами. От поляны Таймази Дигорское ущелье уходит узким каньоном на запад. За мостом перед входом в каньон, на поляне правого берега р.Харес расположен контрольно-спасательный пункт (КСП) Дигорского района (а/л “Дигория”). А чуть выше по склону база отдыха Таганрогского Государственного радиотехнического университета (ТРТУ) под названием “студенческий спортивно-оздоровительный альпинистский лагерь “Таймази” (видимо, бывший а/л “Таймази”, который обозначен на некоторых схемах), более известный в народе как “таганрог”. Дорога от моста продолжает подниматься по левой стороне каньона высоко над рекой Харес и выводит к удивительному по красоте водопаду левого притока. В выходные дни здесь много отдыхающих. Чуть выше водопада дорога переходит в тропу, которая разветвляется: одна идет вниз вдоль реки Харес, другая – вверх, на обширную травянистую поляну Нахашбита с огромными валунами, служащую базовым лагерем туристам и альпинистам. Недалеко от развилки троп (за т.н. “старым завалом” или “черным взлетом”) Дигорское ущелье переходит в широкую ровную долину. В верховьях долины сливаются река Мосота, текущая с юга от ледников на склоне ГКХ и река Орсдон, текущая с севера от ледника Доппах. Эти реки, сливаясь, образуют р.Харес. Восточнее Дигории расположено Караугомское ущелье, образованное северным отрогом в.Геби – на западе, ГКХ от в.Геби до в.Бубис – на юге, Цейским хребтом от в.Дубль-пик до в.Сонгути – на востоке и Саудорским хребтом – на севере. Караугомское ущелье отходит от места слияния р.Харес с р.Караугомдон на юго-восток. При входе в ущелье расположена турбаза “Дзинага” (в старых отчетах и схемах – “Гулар”), а чуть выше – селение Дзинага. Ущелье очень красивое: хвойный лес, зеленые травянистые поляны с ручейками, суровый Караугомский ледник, боковые юго-западные ущелья Фастаг (с остатками обрушившейся несколько лет назад “райской поляны”) и Бартуй. Замыкает ущелье грандиозное высокогорное Караугомское плато, с которого низвергается мощнейший Караугомский ледопад. Восточнее Караугомского плато расположено Цейское ущелье, также необычайно красивое, имеющее свой особый, отличный от других, сказочный, неповторимый облик. Оно образовано ГКХ с вершинами Бубис, Чанчахи, Мамисон (восточный отрог которого разделяет верховье Цейского ледника на Северную и Южную ветвь), Цейским хребтом – с многочисленными вершинами, спускающимися к Кионскому перевалу и Кальперским хребтом – юго-восточным отрогом в.Мамисон. В Центре Цейского ущелья, у места впадения в реку Цейдон реки Сказдон, под скалой Монах, находится а/л “Торпедо”. Также здесь находятся базы отдыха, турбаза и база МЧС. В 12-ти километрах ниже по дороге (от а/л “Торпедо”) находится поселок Бурон (Военно-Осетинская дорога). 4. Транспортная характеристика района путешествия. Стоимость проживания, питания и средств передвижения. Из Москвы в г.Владикавказ можно доехать поездом N34 “Осетия” (отправление с Казанского вокзала ежедневно в 21:12), который прибывает в г.Владикавказ в 9:25. Время в пути - 36 часов. Обратный поезд N33 отправляется ежедневно в 17:58, а прибывает в Москву в 6:11 Так как поезд стал фирменным, цены на билеты выросли в 2 раза (с 1 июля 2001г.) и составляет в настоящее время: плацкартный – 700руб, купе – 1500руб. Также, однако, существует вероятность попадания в “0”-й вагон (нефирменный плацкартный), который стоит около 400руб. Из Владикавказа в пос.Дзинага ходит автобус. Вечером (отправление в 15:50 от городского автовокзала). Он заезжает сначала в пос. Стур-Дигора, затем идет в поc.Дзинага (т.к. водитель живет в Дзинаге). Утром, около 6 часов, автобус выезжает из Дзинаги, заезжает в п.Стур-Дигора (6:20) и затем едет в г.Владикавказ. Стоимость проезда с багажом 32руб. Время в пути около 3 часов. Можно взять попутную машину (обычно микроавтобус). Но она обойдется недешево (1800-2000руб за машину). Так как нам нужно было заехать в погранотряд (2-й Редант, Военно-Грузинская дорога), завезти заброску в “Россельмаш”, а затем вернуться обратно в пос.Ахсау, пришлось платить 450руб с человека. Из пос. Бурон (со слов отдыхающих) ходит рейсовый автобус (отправление в 13:00) в г.Владикавказ. Можно поймать попутную машину на таможенном посту. Это обойдется в 50руб с человека. До Владикавказа 2-3 часа. Стоимость проживания на б/о “Таганрог” 50руб с человека в сутки, питания -100руб/день (завтрак, обед, ужин). Горячая вода в душе бывает с17:00 до 20:00, но нужно заранее позаботиться о ключе (в столовой у завхоза). Первая дневка в “Таганроге” (на 5 человек) нам обошлась в 1000руб: 4-х местный домик “на отшибе”, 2 завтрака, обед и 2 ужина; второе посещение – одна ночевка и ужин на 5 человек – в 350руб. На турбазе “Дзинага” сутки проживания с питанием (2 ужина , обед и завтрак) на 4 человека нам обошлись в 350руб. Жили мы в номере, за который с нас постеснялись взять плату. Горячая вода в душе появляется ближе к вечеру (когда нагреется), есть прачечная, в которой можно постирать белье (работает 3 дня в неделю), и сауна (не приценивались). За ужин в местном кафе на 4 человека: 1кг шашлыка, 4 салата и 3 осетинских пирога мы заплатили … правильно! – 350руб. Еду в кафе нужно заказывать заранее. Вообще, сутки пребывания на местных турбазах, в домах отдыха, альплагерях (без изысков) стоят 50-80руб с человека в сутки. В а/л “Торпедо” мы ночевать не стали, но сутки проживания и здесь стоят 50-70руб, а питание 90руб в день. Есть душ, в наличии горячей воды убедиться не успели. Сутки в вокзальной гостинице Владикавказа стоят 70 руб, проживание в гостинице “Кавказ” стоит 80руб с человека в сутки (расчетное время 12:00, поэтому нужно заранее настоять, чтобы вас не выселили из гостиницы до 17 часов). Горячая вода в “Кавказе” появляется утром, когда они подключаются к городской “системе” и ,соответственно, вечером отключается. Отправление телеграмм о начале и окончании маршрута здесь недорогое (10-15руб). Килограмм арбузов стоит 3руб (в Москве 5руб), остальные фрукты и овощи также дешевле. 5. График движения на маршруте
|
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999- Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|