Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Содержание отчета:
1 Введение
2

Справочные данные о походе

3 Историко-географический обзор
4

Дневник похода и техническое описание перевалов

5 Материальное обеспечение похода: снаряжение, медицина, питание, смета похода
6

Список использованной литературы

Федерация туризма г.Москвы

Московский Авиационный Институт

ОТЧЕТ
о горном туристском путешествии шестой категории сложности в районе Конгура и Музтаг Аты (Китай), совершенном с 05.08 по 02.09.2000.

Маршрутная книжка - РГ-609/00-6
Руководитель группы - Лебедев Андрей Александрович.
Зам. руководителя – Чхетиани Отто Гурамович
Адрес руководителя - 125080, Москва, ул.Врубеля, д.13, кв.26.

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть оценено как маршрут шестой категории сложности и зачтено трём участникам, руководителю и зам. руководителя.

КРАТКИЙ ДНЕВНИК ПОХОДА И ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ

(А.А. Лебедев и О.Г.Чхетиани)

3.1. Заезд

01.08. Около 10ч. утра мы погрузились в микроавтобус и выехали из Бишкека в сторону Рыбачьего. По пути тормозили около


Кашгар, старый город

всех аптек, пополняя нашу походную аптечку. Рейсы Бишкек-Торугарт 01.08-02.08 и Торугарт-Бишкек 05.09 в сумме нам обошлись в 700$. Ночевали в Нарыне в построенном специально для туристов юртовом лагере.

02.08. Подъехали к границе, успешно прошли таможню и к полудню разгрузились около арки на границе СНГ и Китая. Через два часа подъехал наш китайский туроператор Джан Хонг или Саша, как его звали по роли на уроках русского языка. На китайской стороне в 6-ти км от границы предварительный досмотр на заставе. Таможенный терминал находится в 120 км ниже при въезде в горы. Вечером прибыли в Кашгар. Ели в китайском ресторане, ночевали в гостинице.


Кашгарская лавка

03.08. Выяснилось, что дорогу впереди размыло. Поэтому весь день провели в Кашгаре. В отделении Китайского банка обналичили дорожные чеки Visa. Потом гуляли по городу и покупали необходимые для путешествия мелочи, см. ф. 1-3.

04.08. Утром Саша объявил, что дорогу будут чинить ещё неделю. Решили выехать и разобраться на месте. Обвал произошёл в предгорьях до входа в ущелье Гёздарьи. Местные уже успели пробить в конгломерате обходную тропу, см. ф. 5. Носильщикам, которым здесь нет числа, поручили перетащить мешки с заброской. Рюкзаки перенесли сами. За обвалом сели в другую машину и выехали вверх по ущелью. Вечером миновали оз. Каракёль, свернули с Каракорумского шоссе на грунтовую дорогу, проехали кишлак Субаши и поднялись к летовке Кочукалач.

.3.2. Караван


Первый переход

05.08. В 10ч. вышли на восток с караваном из трёх верблюдов. Тропа практически отсутствует, местность слабопересечённая, под ногами низкая трава среди мелких камней, см. ф. 9. Через час подошли к притоку, стекающему с ледника Olimde. Погонщик плохо знал местность и привёл караван к крутому осыпному спуску в пойму реки. Пришлось повернуть на север и по краю обрыва спуститься к летовке на берегу реки. Здесь перебродили и начали подъём по верховой тропе. Это было ошибкой. На самом деле надо было спуститься в пойму Кенгшиберсу, чтобы идти низом по гальке, см. ф. 11. Погонщик вёл караван к каким-то юртам, чтобы поскорее смотаться вниз и перепоручить нас местным киргизам с ослами и лошадьми. Когда его план нам стал очевиден, он развьючил верблюдов и объявил, что они устали, хотят пить и дальше не пойдут. К вечеру мы спустили экспедиционный груз к устью второго левого притока Кенгшиберсу. Вода в нём чистая.

06.08. Джанг Хонг ушёл вниз, забыв в лагере портмоне с паспортом, разрешениями и деньгами. Его попытался догнать Малахов. Ничего не вышло.

07.08. Малахов и Чхетиани совершили 36-километровый радиальный выход к озеру Каракёль, чтобы передать документы и деньги Джан Хонга его партнёру. Геров и Рыкалов отнесли заброску к устью Игебельсу. Лебедев сторожил лагерь.

3.3. Перевал Карадаван (5290, 2А, первопрохождение)

Ледово-скальный перевал Карадаван расположен в водоразделе Кашгарского хребта между пиком Кала 5643 на северо-западе и пиком 5557 на юго-востоке. Перевал (не отмеченный на топокартах) соединяет долины рек Караджилга (левый приток Торбулунга) на северо-востоке и Тегерменсу на юго-западе, впадающую в крупный левый приток Яркенддарьи - Тагармасу в районе пос. Бешкурган. Долина последней представляет естественную границу между Кашгарским хребтом (Памиром) и Каракорумом. Основную сложность составляет юго-западный склон перевала. Перевал проходился чисто по карте без описаний и фотографий.


Хребет Каракорум на китайском Памире

08.08. Вышли в 8ч. Двигаясь в пойме Кенгшиберсу по её левому берегу, см. ф. 38. За 2.5 перехода подошли к устью Игебельсу. Во второй половине этого отрезка пути попадаются прижимы, которые легко проходятся вдоль воды. Выше устья Игебельсу река Кенгшиберсу разливается на множество рукавов, см. ф. 39. Самые серьёзные – первый и последний рукав, но даже их мы перебродили ниже колена. По правому берегу идёт мощная тропа. К концу второго перехода после брода тропа постепенно поднимается над долиной, чтобы войти в долину Торбулунга, см. ф. 37 и 39. Здесь она пересекает несколько чистых ручьёв. Около одного из них мы расположились на обед.

Тропа продолжает набирать высоту, проходит сквозь пояс скал и поворачивает на юго-восток. Справа (по ходу) виден ледник Коксель, высшая точка хребта Каракорум - пик 6355 и спуск с нашей будущей “двойки-Б”, см. ф. 13. К концу перехода перед нами открылась долина Торбулунга. Сама река Торбулунг течёт справа (по ходу) от тропы в глубоком каньоне с водопадами. Ещё через переход мы остановились лагерем на травянистой лужайке у небольшого ручейка – правого притока Торбулунга. Вечером пережили несколько визитов местных жителей. Они, впрочем, не назойливы. Посидев, немного у палаток и перебросившись с нами парой общедоступных фраз, уходят.

09.08. Выход в 8ч 30м. Пасмурно. За 3 перехода мы подошли к устью левого притока Торбулунга - Караджилги. Торбулунг перебродили чуть ниже устья Караджилги, где он тихо течет по плоскому пастбищу. Плоскодонная долина Караджилги тоже в густой траве и слегка заболочена. Повсюду палатки пастухов - подростков. “Для стариков слишком высоко – 4500”, шутили мы. Погода портилась. Дул южный ветер. Попеременно шли то дождь, то снег. За 2 перехода по левому берегу Караджилги дошли до конца зеленки и начали подъем к моренам основного ледника этой долины. Пообедали и поставили палатки. Дальше, только камни и снег. Высота 4715. В 21ч. начался сильный снегопад. Уже к полуночи выпало около 30 см. снега. Ночью задыхались, пару раз отряхивали палатки и разгребали снег около входа.


Вдали Коскулак 7028

10.08. С утра видимости нет, поэтому вышли позже, чем обычно – в 10ч.30 мин. Снег скрыл все неровности и детали, поэтому движение по моренам вызвало известные затруднения. Перепрыгнув ручей, текущий в кармане, вышли на поверхность ледника. Вся долина сзади нас засыпана снегом. По леднику шли со сменой ведущего. Слева открылась логичная и простая седловина перевала в долину Тегерменсу (5305, ок.1Б), см. ф. 20. Это седловина находится в центре ледника Караджилги. К северо-западу от перевала расположена двуглавая скальная вершина с юго-восточной (5557) и северо-западной (5459) главами. Седловина между ними подпёрта скальной стеной 100–150м. Наш перевал находится северо-западнее двуглавой вершины. Здесь имеются две седловины, позволяющие спуститься в долину Тегерменсу. Ближняя – сразу за скальной главой 5459. Дальняя – перед узловым пиком Кала (5643), см. ф. 14. Выбрали ближнюю, к её основанию от языка ледника три перехода.

Подъем короткий (до 100 м) и не крутой (до 30 град. в верхней части). В 15-ти метрах ниже седловины обошли мульду. Выше неё снег особенно глубок и крут. По мере подъема несколько раз раздавались характерные звуки: склон проседал. На последних метрах подъёма при переходе засыпанного бергшрунда под ведущим раздался очередной “ух”, и оконтурились края доски. Однако внизу было коротко и полого - доска не сошла. В заключение, с правого по ходу от седловины крутого склона сорвалась доска, рассыпалась и ушла вниз.

За час поднялись на перевал. Высота – 5290. Вправо на север в сторону второй седловины и пика Кала уходит простой гребень, см. ф. 19. Слева к седловине примыкает скальная стена, вниз круто спускается кулуар с двумя скальными сбросами, см. ф. 17-19. Напротив открываются впечатляющие альпийские виды хребта Каракуньлунь или Каракорум (не путать с горной системой Каракорум), см. ф. 16. Естественный (по карте) перевал, ведущий через отрог в верховья ледника правого истока Тегерменсу, подпоясан полосой черных скал. Речь идёт о седловине между пиками 5543 и 5450, см. ф. 16.

На спуске 1–я веревка прошла через 1–й скальный сброс. 2–я кончилась перед 2–м сбросом. Через него была брошена 3–я веревка. Крутизна между сбросами 40-45 град. Все 3 веревки крепились на ледобурах с продергиванием через проушины. Далее следует затяжной спуск по 40 градусному склону по заснеженной осыпи с выходами плит к ручью в кармане ледника. Высота нижней точки спуска 5050. От седловины 1ч 30 мин.

В кармане мы пообедали и освещенные закатным солнцем отправились вниз к виднеющейся траве. Спуск оказался не очень удобным. Вначале склон с камнями и снегом, затем протяженные курумники. Через два перехода после обеда все собрались на травянистой площадке с ручьем. Ночлег. Высота 4650.

3.4. Перевал 70-летия МАИ (5160, 2Б, первопрохождение)

Ледовый перевал 70-летия МАИ расположен в водоразделе Кашгарского хребта между вершинами 5875 на западе и 5496 на востоке. Перевал ориентирован с юга на север и соединяет центральную ветвь ледника Тегермен с цирком ледника Коксель (с “кратером” Музтаг Аты). Основную сложность составляет ледовая стена северного склона.

Перевал планировался чисто по карте без описаний и фотографий. Однако в походе, а именно 08.08, нам удалось рассмотреть издали северную (обратную для нас) сторону перевала, см. ф. 13, и наметить ориентиры в скальном гребне, которые помогли выбрать кулуар с южной стороны.

11.08. Вышли в 9ч. Ясно. Пересекли левый исток Тегерменсу по снежным мостам и поднялись на зеленые террасы в основании отрога, разделяющего истоки Тегерменсу, см. ф. 20-21. Через небольшую седловину перевалили на левый склон правого истока Тегерменсу. Сзади стая из 8 архаров, впереди стадо кииков – зоопарк какой-то!

Путь без тропы траверсирует травянистые террасы, см. ф.22. Идти удобно. Высоту стараемся не набирать, поэтому постепенно поравнялись с рекой. К концу третьего перехода подошли к последней зелёнке у основания моренного вала. Далее шли по моренам левого борта. Через два перехода подошли к основанию хорошо заметной издали острой и высокой рыжей серповидной морены, см. ф.22. Здесь на берегу маленького озерка расположились на обед. Высота 4790. Между камней попадаются последние цветы.

После обеда взгромоздились на высокую рыжую серповидную морену левого борта. К концу часового перехода морена закончилась плавным выходом на закрытый ледник, который проходили вдоль левого борта. Трещин почти не было, однако снег сильно раскис. Мы начали глубоко проваливаться. 50-минутный переход закончили у основания кулуара, ведущего на перевал. Ночевали на леднике на безопасном расстоянии от склона. Высота 5100.

Отметим, что от места ночевки просматривается простой и короткий подъем на другую (более восточную) седловину, отделенную от нами выбранной седловины небольшой вершиной. Ее северный склон оказался более протяженный. От нашей ночёвки начинается также подъем на техничный перевал 5741 (~3А), ведущий на ледник Кокосель на южных склонах подковы Музтаг Аты.

12.08. Вышли в 9ч. 10мин. и сразу начали подъём по кулуару к намеченной седловине, см. ф. 24. На юге висели плотные облака. Сначала шли по крутой осыпи, потом по снегу. В верхней части кулуара обледенелый фирн (40 градусов, 50м). На перевал поднялись за 40 минут. Седловина снежная. На ней можно поставить палатку. Карниза нет, хотя, при большем количестве снега он здесь не исключен. Северный склон перевала – крутая ледовая стена, см. ф. 26 и 28. Всего провесили 5 верёвок перил. Первая 60 град, вторая 50 град., ниже – 45. Конец 4-й верёвки спустился за бергшрунд, а 5-я легла по глубокому снегу. Далее склон быстро выполаживается, переходя в плато открытого ледника. Спуск с перевала занял 3 часа. Ледник, на который мы спустились оказался южной ветвью ледника Коксель. Чтобы попасть в створ основного ледника можно повернуть на северо-восток, пытаясь спуститься через ледопад южной ветви. Другой путь ведёт на север через низкую и очень широкую перемычку между северо-восточным ребром пика 5801 и нунатаком 4976, см. ф. 27. Этот путь показался нам предпочтительнее.

3.5. Перевал Связной (4820, 1Б, первопрохождение) и ледник Коксель

Ледово-осыпной перевал Связной находится между северо-восточным ребром пика 5801 и нунатаком 4976 и соединяет цирк южной ветви ледника Коксель с его центральной ветвью. Перевал ориентирован с юго-востока на северо-запад.

После обеда на морене левого борта южной ветви ледника Коксель мы двинулись на северо-запад в сторону перевала Связного. Путь проходил по осыпным завалам. Чтобы не спускаться в глубокий осыпной котлован, мы прижались к скальной стене северо-восточного ребра пика 5801. С этой части седловины на северо-запад спускался снежный кулуар (100м, 30 град.). Ниже кулуара имелась цепочка снежников, которая облегчала движение по осыпи. Обогнув (слева по ходу) небольшое озеро в кармане правого борта центральной ветви ледника Коксель, мы вышли на ледник и повернули на север. Ледник здесь также открыт. Перед впадением центральной ветви в более низкую северную ветвь мы преодолели несложный ледопад, лавируя между трещинами. У правого борта северной ветви встали на ночлег. Путь от южной ветви через перевал связной занял три перехода. Вечером пошёл снег, см. ф.31.

13.08. За ночь навалило 15 см. снега. Пасмурно. Низкие облака ограничивают видимость. Наш следующий перевал (~3А) расположен между Северной Музтаг Атой (пиком Куксай, 7184) и пиком Туюк (6161), см. ф. 30. Чтобы подойти к перевалу, необходимо правильно войти в створ северо-восточной ветви ледника Коксель. Ледник не прост, правильный путь мешает выбрать плохая видимость. Значит надо стоять. По нашему опыту непогода в этом районе Памира чаще всего держится 2-3 дня. Это значит, что после подъёма в цирк перевала или на его седловину, нам предстоит ждать окончания непогоды и ещё, по крайней мере, один день, пока не очистится крутой северный склон. Один день мы уже потеряли в Кашгаре из-за обвала дороги, ещё два дня бездарно потеряли в заморочках с паспортом нашего гида. С этой непогодой перед “тройкой-А” мы окончательно выбиваемся из графика и срываем финал маршрута. В тоже время непогожие дни можно эффективно использовать для спуска по леднику Коксель до заброски. Получается так, что это есть единственное правильное решение.

Вышли под снегопадом в 10ч.30 мин. Один переход прошли вниз вдоль ручья между моренными грядами. Путь преградили трещины. Повернули налево и к концу перехода пересекли ледник. На левый борт попали около южного отрога пика Туюк. Здесь ледник плавно изменяет направление с восточного на северо-восточное, см. ф. 27. В кармане левой морены трава, идти очень удобно, периодически попадаются ручьи и маленькие чистые озёра, см. ф.32. На песке рядом с руслами ручьёв много следов, в основном кииков и архаров, но попадаются и следы большой кошки, возможно барса. Снег перешел в мелкий прерывающийся дождь.

Наконец, мы вышли из зоны осадков. Затянутые облаками верховья Кокселя остались сзади. Справа знакомая картина нижнего течения крупных ледников – каменно–ледовые холмы и разломы. В конце 3-го перехода по карману мы упёрлись в нагромождения морен левого притока. Посмотрели карту, до языка ледника Коксель осталось не более двух километров. У ручья пообедали, низом пересекли завалы и снова поднялись в карман. Через пару переходов сошли с языка ледника в направлении зеленого распадка с прозрачным ручьем. Распадок зарос зарослями замечательной карликовой акации, здесь встали на ночлег, см. ф. 33-35. Весь вечер и всю ночь шел дождь.

14.08. Утром шёл сильный дождь. Мы подождали, пока он не прекратился. Вышли в 9ч.10 мин. За 2 перехода по террасам левого борта долины и дну поймы реки подошли к заброске около брода через Кенгшиберсу. Повторный брод через Кенгшиберсу также прошел без проблем. Воды, похоже, прибавилось (на 5–7 см). Более серьезным оказался брод через Игебельсу, см. ф. 36. Река узкая, но течение мощное. Страховались верёвкой. На правом берегу этой реки расположились на обед и занялись переучётом и распределением продуктов на вторую часть похода, см. ф 37.

3.6. Долина Игебельсу и перевал Южный Чат (4920, 1Б, туристское первопрохождение)

Ледово-осыпной перевал Южный Чат расположен в водоразделе Кашгарского хребта между восточным плечом (5124) пика 5808 (на западе) и вершиной 5359 (на востоке). Перевал ориентирован с юга на север и соединяет долину Тошканджилги (правый приток Игебельсу) с ледником Южный Чат. Перевал проходился чисто по карте без описаний и фотографий. На седловине перевала имеется типичный киргизский тур. Однако экспедициями этот перевал до нас не посещался. Надо особо отметить, что прохождение этого простого перевала (не отмеченного ни на одной из топокарт), правда недоступного вьючному транспорту, за исключением быть может яков, позволяет сократить переход из района озера Каракуль (р.Кенгшиберсу) в долину р.Чимген на 35 км! Это второй принципиальный и доступный перевал на восток через Кашгарский хребет после Караташдавана (Сугетдаван практически параллелен последнему).

Устьевой каньон Игебельсу обходится по тропе правого берега на неимоверной (300-метровой) высоте. Заход на эту тропу обнаружить трудно. От устья Игебельсу следует около километра пройти вниз по долине до каньона следующего правого притока Кенгшиберсу. Плохо заметная тропа начинает подниматься по скалам контрфорса, который ограничивает каньон слева (т.е. справа по ходу). Тропа теряется в скалах. В какой-то момент мы сообразили, что вверх идётся труднее, чем вправо (по ходу) по скальным полкам. Тогда мы по полкам пересекли скальный контрфорс и вышли на склон выше протянувшегося вдоль долины пояса скальных сбросов. На склоне тут же нашли тропу. Сначала она круто набирала высоту, затем вышла на траверс и приобрела вид магистральной тропы. Подъём до этого места занял один переход. К концу следующего перехода мы вошли в долину Игебельсу и около её первого правого притока встали на ночлег. Вечером в гости приходили пастухи.

15.08. Выход в 8ч. 20 мин. Ясное утро. Тропа идет высоко над рекой. В начале 3-го перехода долина расширяется, река разливается на несколько рукавов, см. ф. 40 и 41. Впереди виден район перевала Караташ. Тропа спустилась в пойму реки. В долине много яков. К концу третьего перехода достигли устья Тошканджилги. К нам подошли несколько пастухов. Перевал им известен, но его названия вытянуть не удалось – просто перевал. Неподалеку небольшое киргизское селение. Мы перешли на левый берег Тошканджилги и завернули в её долину на север. Далее шли по террасам в 50-ти метрах над рекой, см. ф. 42 и 43. Тропы в обычном понимании нет. Лишь иногда нам попадались куски ячьих троп. В концу второго перехода долина расширяется, впереди видны моренные валы. На зеленой лужайке встали на обед. До перевала по карте 4 км. Высота 4650.

Было очень жарко, поэтому с обеда вышли в 16ч. Сначала поднимались вдоль воды. Затем река прижалась вплотную к правому склону, её русло стало узким. Мы вышли на пологие моренные поля, оставленные ледником, стекающим с пика 5808. Ручьи стали редкостью, поэтому мы встали лагерем в 18ч. у последнего, как нам показалось, ручья. Высота 4795.

16.08. Выход в 8 ч.20 мин. Ясное утро. По моренным полям подошли к распадку, за противоположным склоном которого виднеется ледниковое плато, см. ф 44. Спустились в распадок и поднялись на плато. Ещё 300 метров по плато вдоль левого (по ходу) борта и мы на седловине перевала (1ч. от лагеря), см. ф. 45. Слева на камнях сложен киргизский тур. Справа короткий снежный взлет седловины к левым истокам реки Караташ, см. ф. 44. Переметный ледник круто загибается на северо-запад, поэтому пути спуска с перевала не видно.


Конгур (7719)

Перед спуском связались. Затем пересекли ледник к правому борту. По пути пересекли несколько трещин. Отсюда открылся потрясающий вид на массив Конгура, см. ф. 46, и на хребет, разделяющий долины рек Чимген и Тересазсу. Через пол часа мы спустились по жесткому утреннему фирну по 25-градусному склону на морены ледника Южный Чат, см. ф. 47. Здесь развязались и перекусили.

На противоположном (левом) борту ледника Южный Чат на зелёных террасах паслись стада, см. 51. Мы попытались туда пройти, но скоро поняли, что проще идти вдоль правого борта, см. ф. 52. Довольно скоро в кармане начались участки с травой, пошла тропа. За 2.5 перехода спустились к киргизскому стойбищу (12 юрт), расположенному прямо на моренах, см. ф. 54.


В летовке Чат

Нас тут же обступила толпа детей и взрослых. Девушки, забежали в юрты и уже вернулись с золотыми браслетами и сережками, см. ф. 55. Мы посидели полчаса, рассказали им, что пришли с Игебельсу через перевал. Они спросили, как много снега. По их мнению, его должно было быть по пояс. Айрана и лепешек нам не предложили, немного расстроенные мы двинулись вниз по хорошей тропе к обеду. Кишлак у слияния потоков с ледников Северный и Южный Чат оказался пуст. К концу получасового перехода перебродили северный поток и остановились на обед. Высота 3650.

3.7. Долины Тересазсу и Чимгена

После обеда шли по мощной тропе левого берега Тересазсу. Вся долина перегорожена каменными заборами, идущими от скал над долиной и до воды, см. ф. 56 и 57. Через некоторые заборы пришлось перелезть. Повсюду отдельно стоящие киргизские домики с плоской крышей. Трава все выше и выше. В проулке между заборами прошли через заросли трёхметрового конского щавеля. В начале первого перехода мы миновали устье значительного левого притока. К концу второго перехода спустились к реке Тересазсу на ночёвку. Палатки поставили на песке, см. ф. 58. Вскоре пожаловала делегация: один киргиз на лошади и два молодых уйгура с приятными чертами лица (отдыхающие горожане?). Спросили, не из Пакистана ли мы? Потребовали паспорта и разрешение на трекинг. Киргиз, по-видимому, представитель местной власти, и вид у него соответствующий. Удовлетворившись, пожали руки и ушли. Вода в Тересазсу прозрачная. Высоко на склоне противоположного берега мирно паслись козы. Высота 3405.

17.08. Вышли в 9ч.15 мин. Ясное утро. Сначала шли по тропе вдоль реки. Слева заборы. Долина сужается, и тропа поднимается на склон. Здесь встретили стадо из 30 верблюдов, возглавляемое гордым самцом, см. ф. 59-61. Он не желал уступать дорогу. Лишь в последний момент перед столкновением он нехотя спустился на шаг ниже тропы. За такое поведение его тут же наказали: погонщица запустила в строптивца камнем. Внизу изумрудные участки, засеянные ячменём.

Запахло сероводородом. За складкой склона открылся мазар. Конические башни из мягких скальных пород были украшены рогами и шестами. Внизу сложены гряды рогов. На высохших ветках - цветные лоскутки материи, см. ф. 63 и 64. На противоположном берегу реки парил серный источник. Мы привязали к веткам свои тесемки и кусочки стропы.

Каньон Тересазсу

За мазаром река вошла в узкий каньон, см. ф. 65 и 66. По мостику перешли левый приток, а через 200 метров по большому мосту на правый берег реки. За мостом - брод через правый приток. Затем еще 4 моста. Вода с гулом перекатывает камни, прыгает по уступам. Хорошая тропа идет то у воды, то поднимается выше, то проходит под низко нависающими скалами. Мосты укреплены бетоном. Неожиданно каньон распахнулся и мы вывалились в широкую долину Чимгена. Здесь последний шестой мост на левый берег Тересазсу. Тропы на перевал Тересаздаван (через отрог в долину Чимгена) мы так и не обнаружили. Скорее всего, после обработки каньона он потерял хозяйственное значение. Его забыли, тропа обвалилась.

Рядом с мостом видны остатки малой электростанции (ее строительство упоминается в отчете шотландской экспедиции 1988 г.). Вверх по долине проложена линия электропередачи. Высота 2860. От места ночёвки мы шли с перерывами 4 часа.

После перекуса повернули на запад и пошли на запад по песчаному дну долины Чимген. По пути попадается облепиха. Тёплый ветер несёт песок. Горы затянуты облаками. Наш правый берег по сравнению с левым более сух и незаселён. На противоположном берегу в многочисленных оазисах Агалистанских притоков Чимгена прятались киргизские домики. Людей мало. В конце часового перехода подошли к первому ручью и встали на обед. Чуть впереди и справа (по ходу) виднелось устье реки Кунгей, а впереди - язык ледника Чимген.

Напротив крупного кишлака в устье Кунгея мост. Сюда сползают мощные конечные морены ледника Чимген. Река отходит от склона к центру долины, а тропа идет по распадку размытому парой ручьев. После моста тропа становится особенно мощной. Здесь нас догнала всадница. Сначала она остановилась, поправила шапку и только потом подъехала к нам. Она была одета в зеленое полупальто, на ногах были сапоги, на голове папаха, из-под которой торчали множество кос с монистами. По всему было видно, что эта женщина – Председатель! Она проследовала рядом, немного пообщалась, затем ударила лошадь камчой и быстро скрылась за поворотом тропы.

Справа от тропы (по ходу) бурлил грязный исток Чимгена, берущий начало с ледника Согато. За ним тянулись высокие моренные валы. Вскоре появилась стелющаяся арча, облепихи и много другой зелени. Основная тропа перешла по мосту на левый берег. В конце второго послеобеденного перехода, мы свернули с тропы в облепиховые заросли, нашли там ручей, маленькую полянку и встали на ночлег. Облепиха здесь очень сочная! Высота 3215. Пасмурно.

18.08. Ночью и утром шёл дождь. Мы решили немного отдохнуть перед рывком через Кашгарский хребет с шеститысячным перевалом и дождаться прояснения. К обеду тучи растянуло. Выход в 14 ч. 40 мин.

Хорошая тропа. Арча. Много красивых урочищ. Всё время идём по левому берегу потока с ледника Согато. По пути миновали цирк с интересной (~3А) снежно–ледовой седловиной через отрог, разделяющий долины Тересаз и Чимген, см. ф. 68. Прошли, по крайней мере, мимо двух мостов: первый ниже цирка с перевалами, а второй – ниже крутого поворота реки на юг в плоскую зеленую долину, разработанную ледником Согато. В правом борту долины видны седловины перевалов с ледника Северный Чат. У поворота на зеленой поляне среди холмов – большое киргизское стойбище. Нас обступила толпа взрослых и детей. После короткого привала мы пересекли поляну и поднялись в карман высокой правой морены ледника Чимген (4 перехода от места ночёвки). Сзади и слева (по ходу) осталась долина ледника Согато. Выше по карману красивое бирюзовое озеро, но рядом с ним нет мест под палатки. С гребня морены видны все 3 ветви ледника Чимген: южная, центральная и северная, см. ф. 73. Ночлег.

3.8. Ледник Чимген и его перевалы (обзор)


л. Южный Чимген и пик Кызылсель 6525

Ледник Чимген расположен к югу и к востоку от Конгура (7719) в углу между мощным восточным отрогом Кашгарского хребта с массивом Конгура и вершинами Агалистана и самим Кашгарским хребтом с вершинами Коксель (6715) и Кызылсель (6525). Ледник имеет три мощных и одинаково длинных ветви: северную, центральную и южную, соответственно, ледники Северный, Центральный и Южный Чимген, см. ф. 73. Это классический памирский ледник с фирновыми плато, с мощными ледопадами, с чистым языком в его верхней части и с заморененным языком в его нижней части, см. ф. 70, 74, 79 и 84. На протяжении 21 км он спускается с 7200 до 3000м. На северной ветви в 1988г. побывала экспедиция Шотландского клуба горовосходителей под руководством Д. Мак-Грегора, см. подраздел 2.6. На центральной и южной ветвях до 2000г., скорее всего, никого не было.

Сфотографировать или подробно разглядеть северную ветвь нам не удалось. Она зажата между юго-восточным ребром Конгура и южным отрогом гор Агалистан с вершинами Шивактэ (5910), Шивактэ-II (5967) и Шивактэ-III (5981). Принципиальную седловину в северо-восточном гребне Конгура юго-западнее узловой вершины 5975, “ведущую” на ледник Караялак, по причине плохой погоды нам так же не удалось увидеть. Возможно, она не проходима. Зато мы сфотографировали перевалы через горы Агалистан. Один - восточнее пика 5630 (~3А), а другой – западнее двурогой вершины 5859 (~3А). Оба перевала ведут на ледник Tugralkuluxi, см ф. 73 и 78. Ещё одна очень сложная седловина имеется западнее вершины Шивактэ-III (5981), см. ф. 73. Наконец, седловина между Шивактэ-II (5967) и Шивактэ-III (5981) ведёт на ледник Кунгей (Kumutor), см.ф.88.

Центральная ветвь ледника Чимген ограничена с севера южной стеной Конгура и его юго-восточным ребром. Южным бортом центральной ветви является восточный отрог пика Коксель (6715). Этот ледник проходим без особых осложнений, см. ф. 81 и 92. Перевал Коксель (5820,3Б) ведёт в цирк ледника Яманджар, см. ф. 81, 87 и 112. Ещё две седловины, одна восточнее, а другая западнее ледово-снежного купола 5217, соединяют центральную ветвь с плато южной ветви, см. ф. 86, 87 и 92. Северные склоны этих седловин могут быть очень круты. С ледника Центральный Чимген имеется два маршрута на Конгур (7719), см. ф. 73, 87 и 116. Один маршрут идёт по южному ребру, затем по леднику восточнее скальных сбросов башни Конгура и выводит сразу на главную вершину. Другой маршрут идёт по юго-восточному ребру и выводит на купол Донгбея (7625) – восточной главы Конгура.

Пройденная нами южная ветвь зажата между восточными отрогами пиков Коксель (6715) и Кызылсель (6525). С плато этой ветви имеются шесть маршрутов. Два из них уже упомянуты, они ведут на центральную ветвь через седловины к западу и востоку от ледово-снежного купола 5217. Третий маршрут ведёт в долину озера Каракёль траверсом восточного и западного гребней пика Коксель (6715), см. ф. 87 и 115. Этот очень красивый маршрут (3Б*) нами полностью сфотографирован. Он особенно удачно связывается с последующим выходом на плато ледника Яманджар по полке левого борта этого ледника, см. ф. 113 и 115. Спуск с пика Коксель на перевал Коксель – проблематичен, см. ф.115. Четвёртый маршрут ведёт в долину озера Каракёль через перевал Кызылсель (6059, 3Б или 3Б*). Это очень опасный маршрут. Восточный склон перевала представляет собой последовательность крутых сбросов, в промежутках, между которыми, лавинные желоба. Следы больших лавин видны прямо у подножия взлета, см. ф. 85 и 87. Пройденный нами четырёхдневный пятый маршрут (3Б) траверсом восточного и западного гребней пика Кызылсель выводит в долину Кенгшиберсу и далее к озеру Каракёль. Мы его подробно опишем. Наконец самый простой шестой маршрут ведет через перевал 5460 (3А) на ледник Согато. Путь на седловину 5460 нами пройден, спуск на ледник Согато проще (2А-2Б).

Подъём к плато южной ветви ледника Чимген осложняется протяжённым и сложным ледопадом, см. ф. 74-79, 84 и 86. Нижняя часть ледопада не обходится, поскольку поджата камнеопасным скальным склоном, см. ф. 74. Верхняя часть ледопада, см. ф. 84, обходится по осыпным склонам левого борта. На этом пути имеется формальный перевал 4810, см. ф. 86, который мы назвали Ледопадным. На прохождение этого перевала (3А) от подножия ледопада до плато ледника Южный Чимген требуется два дня.

3.9. Перевал Ледопадный (4810, 3А, первопрохождение)

Ледовый перевал Ледопадный расположен в отроге левого борта ледника Южный Чимген южнее восточного плеча пика 5301. Перевал соединяет нижнюю часть ледника Ю. Чимген с его левым притоком, который стекает с седловины между вершинами 5217 и 5301. Перевал позволяет попасть в цирк ледника Ю. Чимген в обход протяженной верхней части ледопада. Сложность перевала определяется нижней частью ледопада ледника Ю. Чимген.

19.08. Выход в 8ч. 20 мин. Ясное утро. Впереди мощный ледопад ледника Южный Чимген, см. ф. 73 и 74. Сначала шли по гребню правой морены. К концу перехода спустились на открытый ледник. Сначала он ровный, но вскоре становится холмистым. Через полперехода холмы стали совсем крутыми, поэтому мы надели кошки и связались. Высота 4065. Ледопад решили проходить по центру: левее (по ходу) крутого взлёта под ледосбросами левого борта ледника, см. ф. 74. Здесь ещё сохраняются наклонные плоскости. Ближе к правому борту – ледовые нагромождения, см. ф. 75 и 80.

В течение 3.5 ч. до обеда шли в основном связках, то одновременно, то с попеременной страховкой. Короткие крутые участки перемежаются с полками. На двух крутых и особенно протяжённых участках провесили перила. В 14 ч., выбрав безопасную площадку перед большим разломом, мы остановились на обед, см. ф. 76. Высота 4420, впереди угадывался перегиб ледника, см. ф. 77.

В ледопаде Чимгена

С обеда вышли в 16 ч. 20 мин. Характер ледопада изменился. Начались котлы – широкие разломы, заваленные ледовыми обломками – гиблое место! Все здесь сложено из неустойчивых ледовых заснеженных блоков с глубокими дырами между ними, см. ф. 78. Шли, в основном с попеременной страховкой. На отдельных 20-метровых участках ведущий порой застревал на полчаса. Миновав три котла, по дну очередного разлома мы устремились к левому борту. Здесь над скальным поясом поднимались удобные осыпные склоны. Путь к ним преграждал рантклюфт, по которому периодически летели камни и ледовые обломки, см. ф. 78. В этом месте пришлось поспешить. На осыпной склон вышли к 19ч 45 мин. Ещё 15 мин. подъёма и мы рядом с ручьём на осыпном плече, где можно выложить площадки для палаток, см. ф. 79. Ночлег. Высота 4520.

20.08. Выход в 9ч. 05 мин. Переменная облачность. Шли по осыпям и снежным галстукам в распадке между осыпями и скалами. К концу второго перехода свернули налево (по ходу) и вышли на боковой закрытый и ровный ледник, который стекает с седловины между вершинами 5217 и 5301. По леднику в связках за 10 мин. поднялись на седловину перевала, см. ф. 86. Перед нами открылся вид на верхнюю часть ледопада и цирк ледника Южный Чимген, см. ф. 84 и 85.

С перевала за один переход, практически не теряя высоты, спустились косым траверсом на ледник Южный Чимген выше ледопада и поднялись вдоль ручья, который течёт под скалами правого борта ледника, см. ф. 86. Решили, что пересекать ледник в этот день бессмысленно. Во-первых, какой бы мы путь через хребет не выбрали, через час начнётся длительная техническая работа. Во-вторых, плато ледника рассечено многочисленными крестообразными разломами, снег раскис, мосты очень опасны, см. ф. 86. И, в третьих, если мы пересечём ледник, то очевидно там уже не будет воды. Поэтому встали лагерем у ручья на полуднёвку. Высота 4815.

21.08. Ночью шёл снег, который не прекращался весь день. Туман, тепло, и мы вынуждены отсиживаться. Вечером мороз, погода стала улучшаться.

3.10. Траверс пика Кызылсель (6525, 3Б, первопрохождение)


Восточный гребень пика Кызылсель

Пик Кызылсель находится в водоразделе Кашгарского хребта, который имеет в районе этой вершины меридианальную направленность. К северу от пика за седловиной 6059 возвышается вершина Коксель (6715). К югу за седловиной 5608 стоит гора Саракиякуджи (6220). Пик Кызылсель имеет протяженные восточный и западный гребни. Ледово-снежный траверс этих гребней является самым простым и безопасным маршрутом из цирка ледника Южный Чимген к озеру Каракёль.

Маршрут подъёма планировался чисто по карте без описаний и фотографий. На спуске предполагалось идти ледопад, стекающий с седловины 6059 и зажатый между западными гребнями пиков Кызылсель и Коксель, см. ф.89. На этот ледопад у нас имелась фотография. Однако уже в походе нам удалось издали (со склона Музтаг Аты) разглядеть профиль западного ребра пика Кызылсель, см. ф. 10, 12 и 89. Стало очевидным, что это более простой, и главное, значительно более безопасный путь спуска, по сравнению с маршрутом по ледопаду.

Согласно данным из базы Английского альпинистского клуба первовосхождение на пик Кызылсель было совершено по западному (нашему спусковому) гребню в 1982 году. К сожалению, данные об этой экспедиции, судя по всему ставившей главной, но не достигнутой, целью Конгур, в России и СНГ недоступны.


Пики Коксель и Кызылсель

22.08. С утра вершины открыты, хотя небо затянуто облаками зимнего типа. Перед нами две альтернативы: седло 6059 между пиками Кызылсель и Коксель, которое мы называли перевалом Кызылсель, и траверс восточного гребня пика Кызылсель, см. ф. 85. Подъём на седловину 6059 очень опасен. Перевальный склон представляет собой последовательность крутых сбросов, в промежутках, между которыми, лавинные желоба. Следы больших лавин видны прямо у подножия взлета, см. ф. 85 и 87. Остаётся траверс восточного гребня пика Кызылсель, который естественно начинать с седловины 5460, см. ф.85. Эта седловина является также перевалом (3А) на ледник Согато, см. ф.93.

Выход в 8 ч. 20 мин. Снегу выпало 20 см. Наст слабо подморозило, и мы периодически проваливались. Плато ледника сильно разорвано, снежные мосты над разломами ненадёжны, поэтому переход через плато во второй половине дня – большая проблема, см. ф. 86. За два перехода подошли к основанию перевального взлёта, см. ф. 85. В нижней части взлёта имеется крупноблочный ледопад, который издали выглядит серьёзным препятствием. Выше ледопада – короткие наклонные снежные поля, ещё выше – увенчанный карнизами крутой снежно-ледовый склон.

В центре ледопада оказался сравнительно несложный проход. Шли в основном одновременно, лишь единожды провесив верёвку перил (глубокий сыпучий снег, 50 град., 15 м., затем лёд, сначала 60 град., 6 м., затем 45-50 град., 20 м.).

Выше сброса были короткие участки с лазанием и засыпанная трещина. Ледопад прошли за два часа. Со снежного поля перешли на неявный контрфорс. Уклон сначала 35–40 градусов, выше 45. В течение 40 мин. шли одновременно по хорошим ступеням. Когда последствия возможного срыва стали вызывать опасения, перешли на перильную технику. Верёвки крепили на ледорубах, а в верхней части склона (присыпанный снегом лёд, 55–60 градусов) - на ледобурах, см. ф. 86. До карниза провесили 7 верёвок перил. Последняя 8-я переброшена через двухметровый карниз, который проходили с лопатой. Подъём по перилам занял 4ч 30 мин. Последние два часа шли в пургу, поэтому все в той или иной степени вымокли.


На гребне пика Кызылсель

Гребень острый с карнизами на север. Южная сторона – снежный склон крутизной 40 градусов, см. ф. 86 и 93. Следуя контрфорсу, мы вышли на гребень немного восточнее седловины 5460. Пройдя 200 метров по гребню и, минуя седловину перевала (площадки нет) за 20 мин. поднялись в удобную для стоянки мульду на высоте 5470. Ночью открылись звезды.

23.08. Вышли в 09.20. Глубокий снег, фирна практически нет. Шли 4 часа до 13ч. 35 мин., постоянно меняя ведущего. По пути преодолели несколько 50-метровых участков крутизной до 40 градусов. С восточного гребня Кызылселя открывается замечательный вид на Кашгарские горы. Особенно хорошо смотрятся альпийские пики Агалистана, см. ф. 88. Вдали видны вершины Каракорума. Сквозь Кашгарский хребет выглядывает Музтаг Ата, см. ф. 93. Но над всем этим доминирует мощный южный склон Конгура, см. ф. 87 и 92. Погода постепенно портилась. Мы остановились на обед и на всякий случай поставили одну палатку.


Путь к вершине

После обеда выйти не удалось. Начался сильный ветер, видимость пропала. Мы находились на ровном плече в очень хорошем месте для лагеря. Впереди нас ожидали протяженные и, возможно, лавиноопасные предвершинные снежные поля. Поэтому мы решили не испытывать судьбу и переночевать на месте обеда. Высота 5870.

24.08. Ясное утро, видимость потрясающая. Кажется, что на юго-востоке виднеются вершины тибетского узла Аксай-Чин. Выход в 7 ч.20 мин. Немного приспустились на седловину. За ней гребень переходит в предвершинный склон, см. ф. 91. Крутизна 20 градусов, рыхлый и глубокий снег. Идти очень трудно. Ведущий выдерживал не более 30-ти шагов – и в сторону! В 12 ч.15 мин. вылезли на серак на высоте 6200, см. ф. 91. Обед. Пока готовили еду, Илья и Боря пробили тропу на участке длиною около 200 м.


На пике Кызылсель (6525) Первый траверс

С обеда вышли в 14 ч.15 мин. Крутизна - 30 градусов. Здесь уже не так глубоко, иногда встречается лед. Последний участок пути перед выходом на северный гребень Кызылселя – лёдовый склон крутизной 45 градусов, в нижней части которого и в центре имеются неширокие бергшрунды (одна верёвка перил). На северный гребень поднялись в 15 ч. 40 мин. Дул сильный юго-западный ветер. По пологому и широкому гребню за час поднялись на вершину Кызылселя (6525), см. ф. 95-97.

С вершины Кызылселя за 10 мин. спустились на перемычку перед западной предвершиной. Здесь в скрытой от ветра мульде встали на ночлег. Высота 6490 м. Кое-кто “для профилактики” выпил цитрамона. Спали все хорошо.


Спуск в долину Каракёль

25.08. Ясное утро. Спуск по западному гребню начали в 9 ч. 20 мин. Снега здесь значительно меньше, чем на восточном гребне. По-видимому, он переносится на противоположную сторону горы по преимуществу юго-западными ветрами. Открытого льда практически не было. Идем одновременно, изредка с попеременной страховкой, см. ф. 99. На сбросе гребня провесили одну веревку перил (лёд, 45 градусов, внизу неширокий бергшрунд). Далее, обходя ледовые сбросы и карнизы гребня, двигались то по северной, то по южной его стороне, см. ф. 98. Иногда преодолевали открытые и полузасыпанные трещины, выходы открытого льда, небольшие сбросы. В 12ч.35 мин. мы достигли осыпной седловины 5400. Это первое приемлемое место для схода с гребня, см. ф. 101. Более предпочтительным выглядел спуск на юг. На седловине мы сняли страховочные системы и перекусили. Часовой спуск по мелкой осыпи с седловины 5400 на юг вывел нас в карман ледника. Здесь на высоте 4725 встали на обед.

В течение всего спуска мы просматривали также и западный склон перевала Кызылсель. Он смотрится безопаснее восточного, однако снизу подпирается довольно мощным и протяженным ледопадом. То же можно сказать и о седловине Кашгарского хребта непосредственно к югу от пика Кызылсель.

После обеда мы повернули на запад и пошли вдоль ручья в кармане ледника. К концу часового перехода ручей ушёл в каньон, поэтому мы поднялись на морены слева от ручья. Здесь множество бирюзовых озер. Одно из них даёт начало реке, которая пятью параллельными потоками стекает с морен в правый карман. 20-ти минутный спуск вдоль реки привёл нас к броду через её правый приток, берущий начало с ледника перевала Кызылсель.

Путь за бродом проходит по сухим увалам, плавно спускающимся к основной долине Кенгшиберсу. Через полчаса открылся необычайно приятный зеленый распадок. Здесь среди камней течет маленький чистый ручей. Наверху стоят остатки киргизской летовки с монументальными каменными цилиндрическими хранилищами для кизяка диаметром и высотой около полутора метров. Тихо, сухо и очень здорово, однако погода портится. Высота 4160 м.

26.08. Ночью шел дождь. Под утро высыпал снег. Все вокруг было скрыто в тумане. Буйство стихий прекратилось лишь, когда мы окончательно собрали рюкзаки. За полчаса по распадкам и кускам троп подошли к кишлаку Шивахода. Здесь вышли на мощную тропу, по которой за 2 ч. 30 мин. добрались до моста через Кенгшиберсу. На противоположном левом берегу в 100 метрах выше моста имеется родник. Здесь мы разбили лагерь, см. ф.102-104. Высота 3670. После обеда радиалка к озеру Каракёль за заброской. Там мы встретили нашего гида – Сашу, который привёз нам из Кашгара фрукты, а заодно и проконтролировал, всё ли с нами в порядке. Ночевали вместе.

3.11. Перевал Бонингтона (5465,2Б)


Моренное озеро

Ледовый перевал Бонингтона расположен в южном отроге пика Яманджар (7229) между вершиной 6012 на севере и нунатаком 5780 на юге. Перевал ориентирован с запада на восток и соединяет небольшой ледник Хамуръялак (Коридорный – по Бонингтону [6]) с верхним плато ледника Яманджар. Он открывает самый простой путь из долины оз. Каракёль на плато ледника Яманджар в обход ледопада последнего. Перевал односторонний, его ключевое место – крупноблочный ледопад на спуске к плато. Перевал изобретён и впервые пройден командой Бонингтона в разведке подходов к Конгуру в 1980г.

27.08. Ясное утро. Выход в 8 ч. 40 мин. От моста через Кенгшиберсу на север отходит мощная тропа. Кишлак Сальячи остаётся справа. Среди невысоких холмов – остатков древнейших морен плавно поднялись к каньону р. Яманджар, перешли по мосту реку и взобрались на её правый берег. Тропа продолжает следовать на север. К концу второго перехода спустились к руслу пересохшего сая. На востоке хорошо заметен высокий чёрный моренный вал. Кротчайший путь к базовому лагерю Бонингтона поднимается вдоль каньона Яманджара к южной оконечности этого вала. Но мы пропустили поворот тропы и продолжили движение по магистрали. С пригорка за сухим саем хорошо видно как тропа пересекает ручей Каратанган и заворачивает на восток в обход чёрного моренного вала, который остаётся по ходу справа. Здесь она круто набирает высоту. К концу третьего перехода подошли к пустой летовке у подножия взлёта. За следующий переход преодолели взлёт. Морены чёрного вала справа (по ходу) за ручьём оказались концевыми моренами ледника Конгуртюбе. Тропа уходила на север либо на джайляу, либо в базовый лагерь Конгуртюбе. А мы спустились в широкую пойму ручья и после пятого перехода остановились на обед на зелёной лужайке, по существу, в кармане морены. Высота 4300.

После обеда пошли по карману на восток. Вскоре карман закончился и начались сплошные моренные поля. Мы поднялись на правую морену ледника Конгуртюбе, пересекли её и привалили перед спуском на ледник. За следующие два перехода мы пересекли заваленные камнями ледники Конгуртюбе, Конгур и к 18 ч. спустились в замечательную зеленую долину с прозрачным ручьем, см. ф. 105. Этот ручей стекает с ледника Конгур, расположенного между ледниками Конгуртюбе и Коридорным. Высота 4605.

28.08. Выход в 8 ч.10 мин. Ясное утро. Ночью был мороз -10 градусов. В течение двух переходов пересекли концевые морены Коридорного ледника, вошли в карман его левого борта и поднялись на свободную от камней и снега поверхность ледника, см. ф. 108-110. К концу третьего перехода подошли к фирновой линии, перекусили и связались. Через полтора перехода по закрытому леднику поднялись на северный край седловины, см. ф. 130. С её южной части на восток сползает мощный и трудный ледопад. У северного края ледник пологий, ледопад здесь крупноблочный, по блокам имеются проходы, см. ф.111.

Стоя на седловине, наметили путь в лабиринте трещин: сначала чуть влево по ходу, затем вперёд по длинному блоку между разломами, затем чуть вправо со спуском на плато ледника Яманджар. Ледопад прошли за один переход. Ещё переход потребовался для того, чтобы подойти по плато к взлёту у основания южного ребра пика 6982, см. ф. 123. Здесь пообедали, снег совсем раскис, идти невозможно. Высота 5435.

3.12. Первовосхождения на пик 70-летия МАИ (6982) и на восточную вершину Яманджара (7100, 3Б)

Гора Яманджар (7229) находится на водоразделе Кашгарского хребта между вершинами Конгуртюбе (7595) на западе и Конгур (7719) на востоке. Длинный четырёхкилометровый гребень вершины медленно спускается от главной западной вершины (7229) к средней вершине (~7160) затем к находящейся в центре массива восточной вершине (7100) и далее вплоть до восточного плеча - пика 6982, см. ф. 10 и 133. Гребень широк и заснежен, колебания высоты на гребне незначительны. К востоку от пика 6982 находится глубокая седловина Конгур (6750). Далее гребень взмывает к вершине Конгур Узловой (7245), за которым скрывается скальная башня Конгура (7719), см. ф.10. Маршрут Бонингтона на Конгур начинается от места нашей ночёвки на плато ледника Яманджар (5435), поднимается по южному гребню пика 6982, затем траверсом юго-восточного склона этого пика выходит на седловину Конгур (6750). Здесь маршрут Бонингтона поворачивает на восток и через Узловой Конгур приводит к основанию скальной башни главного. На запад от седловины Конгур к пику 6982 и далее к вершине Яманджар по нашим сведениям никто не поднимался. Дойти по этому пути до Конгуртюбе у нас практически не было шансов: для этого необходимы идеальная погода и спортивный подвиг – подъём на седловину Конгур за один день (перепад 5435–6750).

Поэтому мы ограничили свои планы задачей восхождения на Яманджар. Кстати, эта задача тоже не из лёгких - на наших глазах 25-дневная венгерская экспедиция отступила с южного склона Конгуртюбе с высоты 6500. А в 1998г. экспедиция Федерации альпинизма и скалолазания Москвы почти за месяц поднялась лишь на седловину Конгур (6750). Здесь слишком переменчива погода, слишком глубокий снег!


На пути к седлу Конгур 6750

29.08. Выход в 8 ч. 20 мин. Ясное утро. В кошках по жесткому насту за 15 минут подошли к основанию южного ребра пика 6982, см. ф. 123, обогнули его и за 20 минут поднялись на него по ледовой стене его восточного склона (30м, 45 град., перила). На ребре снег с крепким настом. Крутизна ребра небольшая – 20, см. ф. 122, местами 30 град. Шли одновременно. К концу второго перехода по ребру наст начал проваливаться и чем выше, тем глубже. Следующие три перехода провели в утомительной тропёжке. Обессиленные, мы остановились в мульде – в засыпанной снегом большой трещине на склоне, см. ф. 117. Выкопали площадки под палатки, пообедали. Вечером отдыхали. Высота 6240.


Конгур 7719, вид с гребня Яманджара

30.08. Выход в 9 ч. 20 мин. На юге надвигающийся вал облаков. Сразу началась тропежка. Наше ребро впереди усложняется серией разломов и сбросов. Выше ледопада ребро становится заметно круче, см. ф. 122. Вправо по ходу и вверх уходит полка – начало траверса к седловине Конгур (6750), см. ф.117. Мы медленно обошли разрывы ледопада. К 12 часам поднялись до 6480. Ещё один переход, и полка закончилась – впереди неприятный ледопад, см. ф.118. Приближался туман. Место, где мы сидели, безопасное, поставили палатку, развели примуса – пора обедать. В это время Илья и Пётр ушли на разведку склона, который спускается к полке слева (по ходу). На фоне тёмного неба в разрывах тумана виден как будто гребень ребра. Мы решили, что это не гребень, а край параллельной полки. Возможно, она поможет обойти ледопад.

В тумане мы даже не разобрали, какой крутой и высокий склон нам пришлось преодолеть (50-60 град., снег, бывает же такое!). На обратном пути мы шли его по перилам. Никакой верхней полки не существовало, просто начались снежные поля крутизной 30-35 град. В разрывах тумана мы увидели справа от себя седловину Конгур (6750). Мы уже достигли её высоты. А впереди на склоне восточного гребня пика 6982 мы обнаружили ледовый разлом – теперь уже излюбленное место для установки лагеря. После обеда мы прошли 1 ч. 15 мин. Высота 6750. Вечером погода немного улучшилась.

31.08. Выход налегке (без бивуачного снаряжения) в 7 ч.20 мин. Наша задача – первовосхождение на пик Яманджар (7229). Ясное утро, сильный ветер. Обошли разлом слева (по ходу) и поднялись на восточный гребень пика 6982. Затем повернули на запад и поднялись к предвершинному ледосбросу, см. ф. 122, который обошли с севера (35-40 град.). Немного лазания по крутому льду (50 град., 5м) и мы на плоской вершине пика 6982 (два часа от лагеря). Пусть это будет пиком 70-летия МАИ!

Пик 6982 заметно отделён от поднимающегося на Яманджар гребня: при спуске на седловину мы сбросили не менее 50 метров, см. ф. 121. Гребень широкий, с карнизами на север, см. ф. 119 и 120, поэтому мы шли по его южному краю. Мест для ночёвки предостаточно. В лицо с юго-запада дул сильный ветер. В 11ч. 20 мин. мы поднялись на восточную вершину Яманджара (7100), которая находится в центре “утюга” – массива этой горы, см. ф. 97, 119, 123, 133, и является доминирующей над верхним плато ледника Коксель. Это хорошо видно снизу. До главной вершины нам осталось набрать около 130м., наверное, это два часа. Однако ветер усиливался, видимость исчезла, сквозь клочья мчащихся облаков в последний раз увидели скальную башню Конгура (7719).

Мы допустили ошибку! Наши палатки поставлены на склоне, в тумане их не найти. Совсем забыли мы этим ясным утром о переменчивости погоды в Кашгарских горах и не отметили поворот на гребне к палаткам воткнутой снежной палкой. Теперь нам страшно: ветер мгновенно заметает следы, найдем ли мы в тумане наш лагерь?


На спуске с пика 70-летия МАИ

Обидно, но надо поворачивать назад. На гребне Яманджара следы еще кое-где сохранились, и мы, несмотря на плотный туман, легко дошли до пика 70-летия МАИ (6982). Ниже - хуже. Следов нет, пришлось напрягаться, чтобы отыскать хоть какие-нибудь косвенные признаки нашего пребывания здесь 3 часа назад. Иногда мы останавливались и подолгу всматривались в белую мглу, в надежде, что откроется какая-нибудь скала или знакомый участок ледопада. Однажды мы ждали разрыва в облаках около 15-ти минут. Спуск занял два часа. В лагере относительно спокойно. Видимости нет. На обеде решили, что ночевать лучше на нижнем разломе (6240).

В 17 ч. начали спуск. Быстро оказались ниже облаков. Несколько трещин на склоне стали открытыми, и непонятно, как нам удалось давеча не проломить все эти снежные мосты! Над площадкой 6480 с изумлением обнаружили 200-метровый 50-градусный снежный склон с цепочкой наших следов. Даже по хорошим смёрзшимся следам идти было страшно. Спускались по перилам, последний – аккуратно по следам, но в три такта (с нижней страховкой). Нижняя часть склона оказалась откровенно 60-градусной.

Через 1 ч. 20 мин. после выхода из лагеря спустились к месту вчерашнего обеда (6480). Ещё полчаса и мы у мульды 6240. Здесь мало что изменилось.

01.09. Выход в 9ч. Утро превосходное. Шли в кошках, хотя в начале спуска они не очень нужны. Поверхность фирна покрыта застывшей ветровой рябью. В самом конце, при спуске с ребра на ледник опять провесили веревку. От лагеря до плато ледника полтора часа. До ледопада перевала Бонингтона ещё полчаса. Наши следы в ледопаде превосходно сохранились. Ледопад преодолели за 1 ч. 40 мин. На этот раз пришлось поработать. Снег сильно протаял, мосты стали ненадежными, многие из них пришлось переползти, см. ф.126. Ведущий пару раз провалился в “абсолютно безобидных” местах, см. ф.127.

С седловины пер. Бонингтона за полчаса спустились до места обеда (28.08). Ниже – пологий открытый ледник, см. ф. 130. Спуск по леднику и моренам до места ночёвки с 27.08 по 28.08 (4605) занял 1ч. 20 мин.

3.13. Возвращение на озеро Каракёль, отъезд

02.09. Утро ясное, морозное, -10 градусов. Над гребнем висят небольшие облачка. Выход в 8 ч. Сначала шли по террасам правого борта л. Яманджар, затем перешли ручей в кармане ледника и вышли на моренные поля ниже языка ледника. Отсюда начинается хорошо маркированная тропа, которая привела нас к месту впадения “карманного” ручья в реку Яманджар. После брода через ручей мы вышли на хорошую тропу правого берега Яманджара. Река течёт в глубоком конгломератном каньоне, см. ф. 132, а тропа вьется среди невысоких холмов вдоль обрыва. Путь от лагеря до моста через Яманджар занял три с половиной часа. За мостом по знакомой тропе за час с небольшим спустились к Кенгшиберсу. Лагерь разбили на старом месте у родника.

После обеда ходили в посёлок на Каракёль, искали нашего гида. Оказалось, что два часа назад он уехал в Кашгар. Встреча по плану должна состояться утром 04.09. Значит завтра – день отдыха около моста через Кенгшиберсу.

03.09. Днёвка. Видимости нет. В воздухе стоит мелкая пыль, которую ветер пригнал из пустыни Такла-Макан. Вечером к нам пришел Джан Хонг. Праздничный ужин.

04.09. Снова всё в пыли. Вышли в 9 ч. По грунтовой дороге за 20 мин. поднялись на невысокую гряду, которая отделяет озеро Каракёль от долины Кенгшиберсу. На вершине гряды дорога свернула налево на восточный берег Каракёля, а мы пошли по тропе, которая через 20 мин. спускается на северный берег озера и вдоль воды выводит на шоссе (ещё 15 мин.).

Через 2 часа подошла наша машина. На пути в Кашгар миновали бесчисленные стада. Конец сезона. Великое сошествие овец в долину. Вечером прощальный ужин в китайском ресторане.


До границы 50 км.

05.09. Из Кашгара выехали примерно в 11 ч. В 14 ч. мы прибыли к арке на перевале Торугарт. Тепло распрощались с Сашей и загрузились в уже ожидающий нас автобус. Ехали весь день и весь вечер с единственной остановкой на ужин после Нарына. В 2 часа ночи 06.09 прибыли в Бишкек.

06.09. Весь день провели в Бишкеке в офисе турагенства “Горы Азии”. Изучали рекламные материалы и карты. Выходили лишь на базар и на почту.

07.09. Утром переехали в аэропорт Манас. В 18 ч. 40 мин. вылетели в Москву. Вечером все были дома.

<< Назад Далее>>


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100