|
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке
МКК
|
МКК горный туризм > Библиотека |
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU
Краткий дневник похода и техническое описание перевалов 1. Перевал Биджрав Западный (1Б, 4701) Перевал Биджрав Западный находится в водоразделе Язгулемского хребта восточнее пика Аргонавтов (5862) и соединяет ледники Рахзов и Рошт-дара Зап. От устья р.Биджрав Ю.(2280) по дороге левым берегом за два перехода доходим до кишлака Биджрав. В настоящее время этот заброшенный кишлак используется как летовка. По мосту переходим р.Кирц и поднимаемся похорошей тропе левым берегом в ущелье р.Биджрав. Три перехода и мы на поляне у летовки (3100). По снежному мосту переходим на правый берег. Тропа идет по террасам высоко над каньоном реки (до середины июля каньон проходится по снежным завалам). В конце перехода путь преграждает правый приток с мутной красной водой. Спускаемся по конгломератному склону и переходим приток вброд. В конце следующего перехода спускаемся в пойму реки на широкие поляны за большим камнем. Здесь удобное место для организации лагеря (3333), см. ф.3. От поляны (3333) продолжаем идти по правому берегу по моренным отложениям р.Рахзов. Тропа то появляется то исчезает. Ущелье поворачивает налево. За один час доходим до моренной гряды, справа по ходу от которой в кармане левого борта долины протекает поток с л.Рахзов. С вершины моренного холма (3550) просматривается дальнейший путь: сначала по гряде, затем по снежным завалам на реке, см. ф.5. Через 45 мин. выходим на широкую галечную пойму (3750), местами покрытую снегом. Далее поднимаемся по снегу вдоль ручья в кармане левого борта л.Рахзов. От галечной поймы за два перехода выходим в цирк л.Рахзов (4150), см.ф.8. Отсюда до перевала еще два перехода. Идти следует вдоль скал левого борта. На леднике попадаются трещины. Перевальный взлет представляет собой снежный склон (30 градусов ,150-200м.). Короткий и крутой (45-50 градусов, 60-80м.) спуск с перевала по глубокому снегу выводит на плоскую Зап. ветвь л.Роштдара Зап., см. ф.13. Крутой сброс можно обойти слева по более пологому но и более длительному пути в обход зоны трещин. По ровному плато, вдоль правого борта за два перехода подходим к ледопаду к спуску на центральную ветвь л.Роштдара, см. ф. 16. Здесь на центральной морене (4000) организовали склад топлива и продовольствия для прохождения перевалов Биджрав-4, Г.Романова, Рошт и Ладыгина на кольцевой части маршрута. Спускаясь вдоль центральной морены, затем по карману правого борта за два перехода выходим на морены, возвышающиеся справа над языком л.Роштдара, см. ф.18, 20. Еще через час выходим на поляну Немыцкого (3750), см. ф.19. Слева от поляны в глубоком каньоне бурлит р.Роштдара, см. ф.20. Поляна вся в цветах. Справа у склона - нагромождение крупных камней. Эта поляна - идеальное место для организации лагеря. График движения 1-й день. 02.07.- Радиальный выход
с грузом до летовки (3100). 2. Долина р.Роштдара, заброска на правый берег р.Рокзоу.
9-й. день. 10.07. Радиальный выход до р.Рокзоу, организация заброски топлива и продовольствия на правом берегу р.Рокзоу для прохождения завершающей линейной части маршрута. Левый край поляны Немыцкого обрывается 200-метровыми скалами в каньон р.Роштдара. Двигаясь вдоль склона по правому краю поляны, попадаем на 400-метровый травянистый склон, по которому нетрудно спустится к реке, см. ф.21,23. До широкой поймы, где сливаются Восточная и Западная Роштдара, двигаемся преимущественно по правому берегу или по снежным мостам, см. ф.22. В теснине перед поймой переходим на левый берег и, переваливая по простым скалам через 10-ти метровый контрфорс, спускаемся на левый берег р.Роштдара ниже слияния ее истоков. Проходимы оба берега реки. Можно идти вдоль воды или по террасам. До устья реки (3000) в начале июля мы насчитали 4 снежных моста. Перед устьем необходимо оказаться на правом берегу. Левый берег р.Рокзоу очень трудно проходим. По правому берегу идет древняя тропа. Двое участников без рюкзаков прошли вверх по левому берегу около 300 метров до снежного моста, который расположен выше “Скалы нарзанов” (удивительное место: прямо из скалы левого берега бьет множество водопадов минеральной воды). Скала обходится по трудному конгломератному склону. Переправившись по снежному мосту на правый берег, разведчики вернулись к устью р.Роштдара и помогли организовать навесную переправу через р.Рокзоу, см. ф.25. Закопав продукты на правом берегу, группа отправилась в обратный путь к поляне Немыцкого (3750). 10-й день. 11.07. За три перехода вернулись к заброске (4000) на ц.морене ц.ветви л.Роштдара Зап. Еще один переход потребовался, чтобы подняться над устьем Ю.В. истока ледника (4250), стекающего с перевалов Биджрав-3,4, см. ф.26-29.
3. Первопрохождение перевала Биджрав- 4 (2Б, 5050)
Перевал Биджрав-4 находится в водоразделе Язгулемского хребта в 200 метров Восточнее л.Рахзов. Этот безымянный ледник, раньше не посещавшийся туристами мы предлагаем называть в память известного туриста - исследователя Язгулемского хребта Германа Ивановича Романова. Ледник Г.Романова залегает в чаше между вершинами 5130, 5350, 4921 и обрывается непроходимым ледосбросом с 300-метрового скального пояса на л.Рахзов, см. ф.6, 7, 35. 11-й день. 12.07. Подъем на перевал Биджрав-4 с севера до выхода на гребень совпадает с подъемом на пер.Биджрав-3 по пути группы .Романова [5], см. ф.29. До бергшрунда шли одновременно. Выше - 4 перильных веревки до гребня. Путь проходит по сн.-лд. склону крутизной 45 вблизи скал левого борта ледника. На гребне маршруты через перевалы Биджрав-3 и 4 расходятся. Для прохождения перевала Биджрав-3 следует повернуть по ходу направо и войти в длинный крутой кулуар, спускающийся на ровную поверхность л.Рахзов, см. ф.7. Для прохождения пер.Биджрав-4 следует повернуть налево и траверсом широкого снежного гребня дойти до середины широкой перемычки между вершинами 4921 и 5350, см. ф.29. С юга к этой перемычке подходит отрог, отделяющий кулуар пер.Биджрав-3 от ледника Г.Романова. Хорошо заметен характерный острый жандарм на этом отроге, см. ф.30,31,32,35. За отрогом на л.Г.Романова спускаются несколько заснеженных кулуаров. По одному из них ( 35-40 градусов, 300м. ) мы спустились на ровное плато ледника (одна веревка перил в верхней части кулуара). Высота плато 4720 м. 4. Первопрохождение перевала Германа Романова (2А, 4850)
Как уже отмечалось, приемлемого спуска с л.Г.Романова на л.Рахзов не существует, см. ф.6, 7. Однако имеется несложный перевал, позволяющий спуститься на ледник с юга от перевала Рошт. Этот перевал, названный нами в честь Германа Ивановича Романова, расположен в южном отроге вершины 5350 севернее пика 5130, см. ф.35. Весь траверс южных склонов Язгулемского хребта, начиная со спуска с пер.Биджрав-4 и кончая прохождением пер. Г.Романова, был предложен московским туристом и исследователем Язгулемского хребта - Юрием Ивановичем Романовым. 12-й день. 13.07. Короткий подъем ( 45 градусов, 50м. ) по сн.-лд. склону выводит на седловину перевала Г.Романова, см. ф.35. Спуск с перевала представляет собой длинный заснеженный кулуар ( 35-40 градусов, 250-300м. ), см. ф.37-39. 5. Первопрохождение перевала Рошт (3А, 5180)
Перевал Рошт находится в водоразделе Язгулемского хребта между вершинами 5423 с севера и 5644 с юга и соединяет ледник Роштдара Востчный с безымянным ледником, дающим начало левому истоку р.Биджрав Ю. Известны радиальные восхождения на перевал с Запада (Дергалин 197..г.) и с Востока (группа Ю.Романова 197..г.). Насколько нам известно, сквозное прохождение перевала не осуществлялось. Самая низкая точка широкой перемычки между вершинами 5423 и 5644 расположена в ее северной части у основания ю.гребня пика 5423. В этой точке перемычка не проходима из за скального пояса на восточном склоне, см. ф.45. Перевал следует искать в 150-200 метрах южнее. Подъем на перемычку с запада производится по некрутому снежному склону, см. ф.40. Затем траверс по гребню в сторону пика 5644. Над лд.-сн. кулуарами восточного склона целесообразно остановиться на ночлег, чтобы с вечера прокопать дыры в мощном карнизе, см. ф.41. 13-й день. 14.07. Спуск с перевала начинается дюльфером с карниза. За перегибом оставили снежный якорь в виде треугольного капронового парашюта. Затем 6-веревок перил по крутому ледово-снежному склону ( 45-55 градусов, 270м) ( крепление веревки на ледобурах ). Спуск на ледник занял 2,5 часа. Высота 4780. Далее до поворота к перевалу Ладыгина спускались по пологому леднику В.Рошт-дара, придерживаясь его левого борта (2 перехода). 15 минут затратили на пересечение ледника. Высота 4150.
6. Перевал Ладыгина (1Б, 4587)
Подъем на перевал Ладыгина производится по осыпям и снегу вдоль правого борта, спускающегося с перевала ледника, см. ф.50. Весь подъем от основного русла л. В.Биджрав до перевала занял чуть менее 2-х переходов. Спуск с перевала происходит по простому снежному склону, см. ф. 54. До площадок под языком ледника Биджрав (3600) - 2 часа по пологому леднику и моренам левого борта. 14-й день. 15.07. Спуск по каньону р. С.Биджрав в июле не представляет труда, т.к. проходит по непрерывным снежным завалам. За каньоном следует выйти на правый берег. Значительное препятствие составляет последний правый приток с красной водой. В экспедиции 1991 г. [12] этот приток был преодолен вброд около минеральных источников. В 1992 г. мы воспользовались полуразрушенным снежным мостом в каньоне с конгломератными склонами ( в 150 метрах выше источников ). Ниже источников красный приток входит в узкий скальный каньон, который соединяется с непроходимым нижним каньоном р. С.Биджрав. Оба каньона обходятся по правому берегу высоко над рекой по старой тропе геологов. Через 30 минут тропа спускается к устью р. С.Биджрав. Здесь на террасе над слиянием р. С.Биджрав и р.Рокзоу сохранился сарай. Есть ведро для набора воды с моста через р.Рокзоу. Мост через р.С.Биджрав разрушен. После обеда мы ходили за заброской к устью р.Рошт-дара. Этот радиальный выход продлился 2,5 часа. 15-й день. 16.07. Дневка. Вокруг много дров. На костре раскалили камни и устроили баню с парилкой под полиэтиленовым навесом.
7. Первопрохождение перевала Марх (3А, 5036)
Перевал Марх находится в водоразделе р.Рокзоу и р.Мазардара восточнее пика 5115 и соединяет Ц.ветвь л.Марх ( р.Марх - это крупный правый приток р.Рокзоу ) и л.Дустичап. Перевал односторонний: южная сторона не сложнее 1Б, северная сторона представляет собой 300-метровую ледовую стену крутизной 55 градусов, см. ф.64, 67. 16-й день. 17.07. До поворота на Запад река Марх течет в узком труднопроходимом скальном каньоне. Этот каньон обходится высоко над правым берегом. Поднявшись на 300 метров на травянистый отрог, обрывающийся в каньон с запада, по козьим тропам мы обошли первый поворот реки на Запад и второй поворот реки на Север. После второго поворота каньон расширяется. Здесь его днище на половину покрыто снежными пробками. В 55 минутах ходьбы от устья реки мы спустились на дно каньона и продолжили путь по снежным пробкам или по камням вдоль воды. Через два перехода вышли из каньона и встали на ночлег на красивой луковой поляне на террасе левого берега (3630). 17-й день. 18.07. Путь к перевалу продолжается уже по моренным отложениям. Через 15 минут начинается крутой подъем по левому берегу потока, стекающего с западной ветви л.Марх. Через два перехода от ночевки мы поднялись на вершину морены (4170), откуда открывается широкая панорама на ледник, см. ф.58. Отсюда следует пройти вдоль скал в направлении ориентира 2, см.ф.58. Короткий (10 минут) переход по моренному гребню выводит в карман Ц.ветви л.Марх. Через час движения по карману правого борта Ц.ветви мы поднялись на высокую правобережную морену (4600), см. ф.59. Траверсируя обращенный к леднику склон этой морены в течении следующего перехода мы достигли основного тела ледника Ц.ветви (4720) под ледопадом, спускающимся с перевального цирка, см. ф.60. Ледопад легко преодолевается по диагонали от левого до правого борта (1 переход). В конце диагонали - выход на плато (4850), см. ф. 61. 35 минут движения по глубокому снегу и мы на ночевке (5010) под коротким (40 м.) взлетом на перевал, см. ф.61. Вечером (по мягкому снегу) прокопали дырку в карнизе на седловине перевала и вморозили снежный якорь - треугольный капроновый парашют. 18-й день. 19.07. Спуск с перевала до бергшрунда потребовал дюльфера с карниза, 4-е веревки перил на ледовых крючьях (продергивание сдвоенной веревки через петлю в проушине) и 2-е веревки на ледорубах. Средняя крутизна стены от 50 до 55 градусов. Ниже бергшрунда - спокойный спуск на ледник Дустичап. Возможно в августе перевал более камнеопасен. 8. Первопрохождение перевала Дустичап- Рокзоу Южный (3А, 5261)
Существуют два перевала через которые с л. Дустичап можно попасть на л.Рокзоу. Эти перевалы мы будем называть Дустичап-Рокзоу Северный и Южный, см.ф.68. Северный перевал (2Б-3А) расположен севернее пика 5450 и ведет на С.З. ветвь л.Рокзоу, по которой можно спокойно спуститься на центральное плато ледника. С вершины Рокзоу [11] видно, что начало пути по С.З. ветви л.Рокзоу проходит под опасными ледосбросами с пика 5450. Перевал Дустичап-Рокзоу Южный расположен южнее пика 5450 и севернее трехглавого массива 5721. Этот перевал выводит на западный приток л.Рокзоу, который после плато низвергается мощным ледопадом, зажатым между пиками 5674 и 5446, а затем обрывается с отвесных скал на язык л.Рокзоу. Перевал односторонний, если его идти до вышеупомянутого плато, см. ф.70,76,78. После обеда 19.07. за 2 перехода подошли под перевал и заночевали на плато л. Дустичап. В 23.30 с ледосбросов левее перевала сошла огромная лавина. Мы хотим предупредить туристов об одной типичной ошибке. Очень часто мы оцениваем безопасность склона или безопасность ночевки, рассматривая при этом обычные лавины или обвалы. На ф.70 видно, что ледовые блоки с ледосброса уходят влево под контрфорс. В сторону фотографа может сойти только снежная лавина по пути восхождения на перевал. Такая лавина будет маломощной и остановится рядом с подножием склона. Рассуждая подобным образом, мы не учли возможности отрыва от ледосброса крупного 100-200 метрового ледового блока. Такой блок в силу своей инерции не повернет под ребро, а покатится прямо в сторону фотографа. Именно такой обвал и произошел в 23.30. По счастливой случайности обломки льда остановились прямо перед лагерем. Обвал не захватил предполагаемый маршрут на перевал. Две веревки, повешенные вечером до конца ледовой грудки, нисколько не пострадали. 19-й день. 20.07. Подъем на перевал потребовал 10 веревок перил: 2 веревки по открытому льду (45 градусов) + 3 веревки 40 по снегу + 2 веревки (45 -50 ) по снегу + 2 веревки (50 -55 ) по льду + 1 веревка (45 -25 ) при выходе на перевал. Подъем длился с 8 до 13ч. На перевале обед. После обеда по глубокому снегу прошли не более километра и встали на ночлег на “Плато недоступности” (5130), см. ф.77.
9. Первопрохождение перевала Мембрана Рокзоу (2Б,5260) и перевал Выгодный (1Б, 4950)
Перевал Мембрана Рокзоу расположен в восточном отроге вершины 5450 и позволяет, минуя мощный ледопад, выйти с “Плато недоступности” на С.З. ветвь л.Рокзоу. Перевал односторонний: сложность представляет лишь северная сторона, см. ф. 76, 79.1, 80, 83. 20-й день. 21.07. Подъем на перевал по смерзшемуся снегу занял всего 30 минут. На спуске до ледовой полки, см. ф. 80, повесили 3 веревки перил (50-45 ). На полке повернули на право и с попеременной страховкой, местами одновременно, спустились в снежный желоб. По желобу в связках одновременно спустились на плато С.З. ветви л.Рокзоу (4900). За 2 ч. 15 мин. сначала по закрытому леднику, а затем по несложному ледопаду (2А) спустились на Центральное плато л.Рокзоу (4500), см. ф. 83. Обед. После обеда за 55 минут пересекли Ц. плато и начали подъем на пер. Выгодный. Открытый Нестеровым [9] обход ледопада С.В. ветви л.Рокзоу через перевал Выгодный потребовал от нас 2 ч. 45 мин. на подъем и 15 мин. на спуск с перевала. Фотографии перевала с обеих сторон представлены в [10]. Ночевали на плато С.В. ветви л.Рокзоу над ледопадом (4900).
10. Первопрохождение перевала 5921 (2Б, 5921) Перевал 5921 находится в куполе узловой вершины 5921 и проходится траверсом Южного и Восточного гребней этой вершины. Перевал позволяет обойти сложный пер.Рокзоу (5800,3Б), открывая прямое сообщение (2Б) между С.В. ветвью л.Рокзоу и Южным плато Язгулемского ледника или ледника Федченко. 21-й день. 22.07. Подъем от ночевки выше ледопада С.В. ветви л.Рокзоу до цирка (5500) между г.Рокзоу и пиком 5921 (ф.84,85,86) занял 3 перехода по закрытому леднику. Южнее купола 5921 заметна четко выраженная седловина, см.ф.85,87. Подъем на седловину требует перильной страховки - 5 веревок [10]. Лучшим вариантом является подъем левее седловины по склону за сн.-лд. контрфорсом, см. ф.87. В зависимости от сн.-лд. обстановки здесь могут понадобиться или не понадобиться перила. В этот сезон, аккуратно выбивая в фирне ступени, мы одновременно в связках за 2,5 часа поднялись на седловину (5730) Ю.гребня пика 5921. Крутизна склона от 30 до 45 градусов. Подъем по широкому Ю.гребню не сложен (1Б). Скалы обходятся справа по ходу. Физически трудны короткие взлеты с глубоким сыпучим снегом. В 1988 г. снега было значительно меньше. Путь до вершины занял 2 ч. Спуск по восточному гребню значительно сложнее. Этот гребень уже и имеет несколько жандармов, которые обходятся справа, см. ф.89. Здесь требуется аккуратная работа в связках. Обход жандармов занял 45 минут. Не доходя до плеча гребня над пер. Верхний Хурджин, мы обнаружили спокойный спуск (35-40 градусов, 20 мин.) на плато (5600), чуть ниже перевала. Еще 1 час потребовался на спуск к ночевке на огромном плато Язгулемского перевала (5200) (широкие трещины на повороте Язгулемского ледника мы обошли у склонов пика Парижской Коммуны). В целом этот перевал сложнее перевалов О.Хайяма или Зимовщиков. Несмотря на то, что мы ни разу не воспользовались перилами, сложность перевала мы оцениваем как 2Б . Прохождение жандармов Восточного гребня пика 5921 требует опыта аккуратной страховки в рыхлом снегу, правильной оценки лавинной опасности, возможности обвала карнизов - и все это на высоте около 6000 м. Поэтому мы не рекомендуем этот перевал для групп, впервые проходящих маршрут 4 к.с. 11. Перевал Абдукагор (2А, 5071)
22-й день. 23.07. Ночью погода испортилась. Утром в пургу по компасу вошли в ствол л.Федченко. 4 перехода шли до поворота к пер.Абдукагор. Погода чуть-чуть прояснилась, см. ф. 90, 91. На спуске с перевала воспользовались следами альпинистов, которые привели к правому борту л.Абдукагор. Впервые ( в 1988 г. [10], 1990 [11] гг. мы спускались левее нунатака к левому борту) нам довелось испытать на себе спуск вдоль правого борта ледника. Этот спуск нам показался чуть более безопасным, по крайней мере нет таких камнеопасных участков, какие встречаются под нунатаком при сходе с л.Абдукагор на морену левого борта. Очень красивы луковые поляны правого борта при повороте ледника на Северо-Запад. Очень живописен правый карман ледника сразу после поворота. В этом кармане мы остановились на ночлег. 23-й день. 24.07. Весь ледник прошли по тропе в кармане правого борта. К кишлаку Поймазар подошли поздно вечером, ночевали на окраине рядом с тополиной рощей. Поход завершен
Список использованной литературы
1.Ковалева Л.М. Отчет 1316 о пешеходном
походе 5 к.с., библ. МГЦТК, 1959.
2. Романов Г.И. Отчет 1475 о пешеходном
походе 5 к.с., библ. МГЦТК, 1967. |
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999- Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|