Фото: Островский Яков, Шалов
Андрей, г. Москва
Горный клуб МИИТ
Внутренний
Тянь-Шань
Фотоочерк о походе
Июль-Август 2001 Года
...
пятеро туристов Горного Клуба МИИТ прошли поход 4 категории
сложности через хребты Кок-Шал-Тоо и Борколдой, совершив 4
первопрохождения перевалов и 1 первопроход траверса хребта
...
Часть 1
1. Вид из поезда: закат над степью
Казахстана
|
Три дня дороги от Москвы до
Бишкека. Первый день по России: леса, поля, цивильные
города и деревни. Проводник-киргиз пытается выведать у
нас, зачем мы едем в горы, и сколько нам за это платят.
И не как не может понять, что едем мы не ради денег. Второй
день по Казахстану: пустыня, верблюды, заброшенные деревни.
Вагон забивается казахами, люди едут в тамбурах и проходах.
На станциях Джамбул, Туркистан и Арысь самые дешевые фрукты
и дыни. Третий день - Казахстан и Киргизия: конец пустыни
и начало гор. Рано утром приезжаем в Бишкек, где нас должны
встретить остальные члены команды, прилетевшие на самолете.
И хотя мы в Средней Азии погода совсем не жаркая. За нами
приезжает микроавтобус от фирмы "Горы Азии" и мы уезжаем
к озеру Иссык-Куль, где нас ждет машина ГАЗ-66, на которой
поедем в горы. |
2. Наша первая машина - ГАЗ 66
|
На озере Иссык-Куль
загружаемся в машину, и отправляемся в горы. Поначалу
едем по грунтовой дороге, которая ведет в город Ком-Тор,
где находится золотой рудник. Периодически встречаем машины
с золотом. Затем сворачиваем в сторону. И отъехав километров
десять от комторовской дороги, ГАЗ 66 ломается. Попытки
починить не привели к успеху. На высоте 3800 метров, нам
пришлось заночевать. Подъем на такую высоту без акклиматизации
привел к началу горной болезни, почти, у всех участников
команды. И только к вечеру следующего дня за нами приехал
"уазик", который и отвез нас к погранзаставе, через второй
перевал и долину реки Нарын. |
3. Наша вторая машина и два руководителя
(в синем и красном)
|
На следующий день нас приехал
выручать водитель на другой машине. Она несколько меньше,
но показала себя отлично. Да и водитель был не из "робкого
десятка". "Машина - зверь, водитель - киргиз" -
такая есть поговорка у киргизских шоферов. Он отвез нас
на погранзаставу Карасай. На заставе мы переночевали.
Пограничники были гостеприимны: выделили комнату, угостили
мясом горного козла - архара. Оно немного жестковато,
но ведь не часто в походе ешь свежее натуральное мясо.
Переночевав, поехали к заставе Каракоз, откуда начинался
пеший маршрут, где нас ждали горы... |
4. Долина Чон-Турасу
|
Покинув заставу Каракоз, мы
двинулись по маршруту вдоль реки Чон-Турасу в одноименную
долину. В трех километрах от заставы нашли охотничью стоянку
с домиком-землянкой и большим количеством рогов архаров.
Здесь и заночевали. Отсюда началось первое кольцо нашего
маршрута по хребту Кок-Шал-Тоо... |
5. Перевал Латавета. Высота 4500
метров. Категория сложности 2А. Первопрохождение.
|
По ущелью, вдоль безымянной
реки поднимаемся к первому нашему перевалу, который тоже
еще не имеет названия. До нас здесь никого не было. Огромный
массив пика Королева (~ 5800 метров) затянут туманом.
Подъем на перевал занял 7 часов. Склон снежно-ледовый,
провесили 4 или 5 веревок. На седловине перевала сильный
ветер, но погода ясная и вид отличный. Спуск по сыпухе,
крутизна 30-35 °. Спускаемся на правую ветвь ледника
Чон-Туюкуйрук. Здесь ночуем и обдумываем, как идти к следующему
перевалу. |
7. Перевал Железнодорожник. Высота
4800 метров. Категория сложности 2Б. Первопрохождение.
|
5 августа - День Железнодорожника.
Выходим на штурм перевала. Погода отличная. Подход по
снежному цирку занял 1 час. Перед склоном место схода
маленьких лавин. Проваливаемся в снег по грудь. Преодолев
заснеженный бергшрунд, начинаем подъем по склону. Склон
ледовый, местами присыпан снегом, крутизна 40°. Крутим
буры, вешаем перила. Подниматься тяжело, поэтому первый
идет без рюкзака. Веревка за веревкой мы поднимаемся к
седловине перевала, но время летит. И вот уже темнеет,
а до конца еще пара веревок. Все жутко устали и замерзли,
но никто не хочет "схватить холодную ночевку". Около полуночи,
первый выходит на две веревки вперед и он на седловине.
По цепочке радостная, для измученных членов команды, весть
спускается до нижнего. К часу ночи все поднимаются на
перевал. 18 часов беспрерывной работы. С перевала сказочный
вид на горные хребты, освещенные лунным светом. Ночуем
на седловине. К счастью ветра не было.
На следующий день спускаемся и подходим к перевалу Китайский.
Ночуем на морене около него, а с утра на штурм перевала. |
8. Перевал Китайский.Высота 4650
метров. Категория сложности 2А. Первопрохождение.
Ледник Чон-Турасу
|
Склон перевала Китайский -
крупная сыпуха. Лезть очень неприятно, все камни "живые".
Верхний постоянно что-нибудь сбрасывает вниз. Страховать
приходится с рук. Но перевал сделали быстро - к обеду
уже были наверху, а к часам 5 вечера спустились к леднику
Чон-Турасу.
Чон-Турасу очень красивый ледник. Вокруг одни пятитысячники:
пик Альпинист, пик Зинаида, пик Королева (~ 5800 м), пик
Идеал и другие. Сам ледник моренно-ледовый, протяженность
20 с лишним километров.
Спускаемся по леднику в долину, откуда начали маршрут.
Тут на стоянке с охотничьей землянкой завершается первая
часть маршрута. Мы покидаем хребет Кок-Шал-Тоо... |
|