Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Тянь-Шань ВМК МГУ 2001

СПОРТИВНЫЙ ТУРИСТСКИЙ КЛУБ “МИИТ”

ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
о горном путешествии IV-ой к. с., совершенном в июле-августе 2001 г. в районе Внутреннего Тянь-Шаня по хребтам Борколдой и Западному Кок-Шаал-Тоо

Руководитель: Шалов А.А ,тел. (8-253) 7-65-69
Маршрутная книжка № 1/3-403

Смотрите Фотоочерк этого похода на нашем сайте

Справочные сведения

1.История освоения района

На территории Средней Азии горные хребты Тянь-Шаня занимают огромные пространства. Поэтому долгое время ни в государствах Средней Азии, ни в Европе ничего не знали о природе высокогорных районов. Первые достоверные описания Тянь-Шаня появляются в Китае. Еще в VII веке китайский путешественник Соань-Цзянь прошел из Кашгара к озеру Иссык-Куль, перевалив через хребет Кок-Шаал-Тоо. Начиная, с XVIII века в Европе все чаще появляются описания районов Средней и Центральной Азии, написанные очевидцами, случайно попавшими в эти районы. И лишь в XIX веке, в связи с присоединением Средней Азии к Российской империи появляются первые исследователи на Тянь-Шане.

Первым ученым, проникшим в глубь хребтов Тянь-Шаня, был П.П.Семенов, который в 1856-57г.г. предпринял большое путешествие по Алтаю и Тянь-Шаню. Семенов прошел и исследовал ущелье Барскаун, перевал Джуука и вышел к сыртам верховьев Нарына. Вслед за ним на Тянь-Шань устремились новые исследователи.

В 1867 году выдающийся русский ученый И.А.Северцев организует большую экспедицию в глубь Тянь-Шаня. Он проходит ущелье Барскаун и перевалом Джуука достигает верховьев Нарына, посещает хребет Акшийрак и спускается к озеру Чатыр-Кель и реке Аксай.

В 1869 году русский географ А.В.Каульбарс поднялся на перевал Кубергенты, спустился на запад по р.Мюдурум и нанес на карту неизвестный дотоле хребты Кок-Шаал-Тоо и Борколдой. Последний представился географу боковым ответвлением Кок-Шаал-Тоо.

В 1906, 1909 годах район посещался венгерским географом Г.Принцем. Он проник в район с нарынских сыртов по старой пастушьей тропы через перевалы Ашу-Су и Каракоз. Им была открыта р.Узенгикууш, он поднимался вверх по долине р.Чон-Турасу и нанес на карту основные ледники и вершины района. Он же оказался и первым восходителем, поднявшись для обзора на в.Кызыл-Омпол.

Тем не менее, представление об этой части Тянь-Шаня долго оставалось весьма смутным. “Ярким выразителем такого представления служит сорокаверстная карта Туркестана изд. 1913 г... верховья р.Каракола, показанные в направлении его притока Джагаламая, вытянуты пунктиром в вглубь хребта Борколдой почти до перевала Беделя. Реки Чон-Узунгуша нет совершенно - она была неизвестна. Все пространство на ее месте считалось занятым сплошным горным массивом.” (Н.Пальгов) Первая качественная съемка была проведена военными топографами в 1910-1911 гг.

В 1913 г. ур.Кагалячап посетил известный путешественник В.Сапожников. В 1914 году Российское переселенческое управление уже упоминало о больших ледниках на Аксайских сыртах и предлагала рассмотреть вопрос о повороте вод р.Аксай с плато Кагалячап на север к Нарыну.

В 1929 году советский географ Н.Пальгов провел первые гляциологические изыскания, обнаружил и назвал крупные долинные ледники в честь известных русских ученых-географов - Комарова, Ототаш (Мушкетова), Наливкина, Маллицкого, Ферсмана.

В этом же году в этом районе работает геологическая и геохимическая экспедиция, руководимая Н.Прокопенко. Большое значение для исследования высокогорья Тянь-Шаня имело создание геофизической обсерватории, расположенной в верховьях реки Нарын на плато у подножия хр.Акшийрак.

В 1932, 1933 г. на базе обсерватории работает большая экспедиция по программе 2-го Международного Полярного Года под руководством профессора Калесника. Район работ экспедиции – хр. Акшийрак, северо-восточные склоны хр. Борколдой, Чакыркорум, хр. Кок-Шаал-Тау (район пер. Бедель).

В 1933, 1934 г. по следам Пальгова прошла группа Московского Дома ученых под руководством А.Летавета. Им удалось пройти дальше на восток и посетить впервые помимо л.Комарова ледники Пальгова, Григорьева, и Чон-Турасу (Корженевского), в окрестностях которого было совершено восхождение на одну из вершин.

В 1938 г. группа альпинистов под руководством Б.Симагина предприняла неудачную попытку восхождения на п.Крылья Советов в верховьях л.Пальгова. В 1935 и 1937 гг. Управлением по охране недр Киргизской ССР проводилась геологическая съемка района расположения ледника Комарова (ледники №78(Комарова)-81).

Первые известные в литературе послевоенные посещения района относятся к 1956 и 1957 году (Е.Казакова, Б.Рукавишников). Они первыми прошли к прорыву Узенгикууша через Кок-Шаал-Тоо. Это было желанной целью довоенных туристских групп. В 1957-1959 гг. проводилась фототеодолитная съемка ледников Чон-Турасу (Корженевского), Комарова, Маллицкого, Мушкетова.

В 1958-1960 в районе побывали экспедиции московских и ленинградских туристов - руководители А.Берлянд, П.Зарубин, Ю.Соколов, О.Цейс, Л.Васильев, И.Остроухов, Э.Часов, А.Васильев, Е.Иванов. Основной упор в этих экспедициях делался на активное изучение перевалов в локальном узле оледенения междуречья Чон-Турасу и Кичине-Турасу. Были совершены радиальные выходы на основные ледники района с подъемом на некоторые перевальные седловины и доступные вершины. К сожалению, материалы экспедиций, разбросанные между 2-мя столицами, постепенно рассеялись и все доступные общественности в Москве материалы сконцентрированы в 3-х отчетах №№№816,1063,1751 хранящихся в библиотеке МГЦТК.

В 1967-1968 гг. Тянь-Шаньская высокогорная физико-географическая станция АН Киргизской ССР в связи со сбором материалов для “Каталога ледников СССР” провела маршрутное исследование ледников в верховьях рр.Айталы, Чаканташ, Чаты-Терек (северный склон Кок-Шаал-Тоо), Чолок-Капчигай, Кайнар, Кичи-Теректы и Чон-Теректы (южные склоны Борколдоя).

Альпинисты вернулись в район лишь к концу 60-х годов. Были совершены первовосхождения на пик Королева 5816, его соседи пики Подмосковный и Зинаида, обрывающиеся стенами на ледник в верховьях Чон-Тю-Куйрука, пик Альпинист (1993,1996) - г.Калининград Моск.обл., высшую точку района п.Данкова 5982 - (1971, Алма-Ата) и п.Кызыл-Аскер 5842 (1986, Алма-Ата). Вторая по высоте вершина района пик Шмидта (Космос) 5954, так и осталась непокоренной, хотя и была занесена в классификатор вершин. Невзятыми оказались п.Чон-Турасу (5780, неудачное восхождение 1996 г.) и целый ряд вершин главного хребта (п.Крылья Советов 5480 (неудачное восхождение 1938) , п.5697 и др.

В те же годы в период охлаждения отношений с Китаем в районе появились регулярные пограничные посты. Проблема состояла в том, что линия границы на этом участке строго была определена дореволюционными договорами к востоку от перевала Бедель. Статус значительной более западной части хребта был неопределен и вызывал споры и претензии. Во второй половине 80-х годов была построена автодорога по Чон-Узенгикуушу и к началу 90-х годов бетонное здание заставы Каракоз. Застава на Аксайских сыртах стояла только летом и в настоящее время пост там снят.

Обилие нетронутых вершин по-прежнему привлекает в район альпинистов. Пограничный режим вдоль линии китайской границы стал мягче и исчезли неразрешимые в прежнее время транспортные проблемы. Район заставы Каракоз посещался сборной командой Московской области в 1993, 1996 и 1998 гг.. В экспедиции 1998 г. были совершены первовосхождения на п.Чон-Турасу (Джолдаш), п.Данкова по ССВ гребню, п.Крылья Советов и несколько второстепенных вершин в верховьях л-ка Григорьева. Восхождение на п.Шмидта (Космос) было прервано после гибели одного участника под ледовым обвалом.

Район п.Кызыл-Аскер посещался американскими альпинистами в 1997 и 1998 г. Здесь они взошли на несколько безымянных пяти-тысячников. Попытке восхождения на п.Кызыл-Аскер воспрепятствовала плохая погода.

Из одиночных туристских прорывов в район уже в наше время нам известна экспедиция Ташоблсовета по туризму и экскурсиям под руководством Б.П.Крахмального (г.Ташкент) 1988 г. и путешествие Ю.Н.Браткова (г.Москва) 1993 г.

В 1995 г. и 1997 г. Московские туристские группы под руководством О. Г.Чхетиани и А.О.Новика прошли интересные маршруты в хр. Борколдой и Кок-Шаал-Тоо и совершили ряд первопрохождений.

При подготовке путешествия в 2001 году большую помощь нам оказали фотоматериалы и информация, полученные от О.Г.Чхетиани, А.О.Новика и Ю.Н.Браткова. Хочется выразить благодарность фирмам “Горы Азии” и “Туркестан” за помощь в получении пограничных пропусков и обеспечением транспортом. Особо хочется отметить гостеприимство и помощь российских пограничников на заставах Каракоз и Карасай.

2. Краткий очерк района путешествия

Пограничный с Китаем район - западная часть хребта Кок-Шаал-Тоо, является южной границей Внутреннего Тянь-Шаня. Наиболее высокий участок хребта протяженностью 70 км расположен между сквозными долинами рек Кок-Шаал и Чон-Узенгикууш, пропиливающими хребет и уносящими свои воды в бассейн Тарима. Здесь расположены пики Данкова (5982), Шмидта (5954), Королева (5816) и Кызыл-Аскер (5842). Характерным для хребта является сочетание альпийских форм (множество отвесных стен с перепадами 1500-2000 м) с большой заснеженностью и мощным оледенением. Аксайский узел оледенения (153 ледника общей площадью 443 кв.км) - один из крупнейших на Тянь-Шане.

Снеговая линия расположена на высотах 4000-4500 м. Долины рек имеют большую абсолютную высоту 3000-3500 м. Часто встречаются заболоченные участки вплоть до высот 4000 м. Климат суровый. Среднемесячная летняя температура 5-8° , среднемесячное количество осадков - 20-30 мм. Погода неустойчивая.

К северу от Кок-Шаал-Тоо, отделенный Аксайскими сыртами (высота 3900-3800) и долиной Чон-Узенгикууша, тянется с юго-запада на северо-восток хребет Борколдой (высшая точка п.5170) - сложная, глубоко расчлененная система горных цепей длиной около 100 км (оледенение 250 кв.км.). Здесь нельзя сказать об едином горном хребте, в него Борколдой превращается уже восточней перевала Ашу-Су (3841) в своей более низкой части. Его строение отчасти напоминает то гипотетическое представление о Тянь-Шане (Гумбольдт), бытовавшее в прошлом веке, как о горных хребтах, расходящихся из одного центра. Так и в Борколдое, практически из одного места — района концентрации основных вершин 5-тысячников (с точностью до 3-5 км) расходятся во все стороны света долины рек Кайнар, Туюк, Чакыркорум, Джагалмай, Караджилга, Эмеген, Джарыктал и Туюк.

Растительность очень скудная. Отдельные кустарники попадаются в глубоких узких ущельях южного склона хребта Борколдой. Из животных обитателей множество зайцев, сурков, архаров и горных козлов, встречаются волки, лисы и медведи.

Постоянным населением являются пограничники - заставы Каракоз и Узенгикууш, комендатура Карасай. Хотя в прежние годы сюда и пригоняли в конце лета скот из Нарына, но относительно недавний развал колхозов в Киргизии резко сократил число чабанов и они не решаются кочевать на удаленные от основных магистралей пастбища. Оптимальное время для пребывания в районе - конец июля - первая половина августа.

Ранее, наиболее традиционный путь заезда в район проходил через перевал Кубергенты, из долины р.Нарын на плато Кагалячап. Этот путь требовал организации вьючного каравана. Построенная в 80-х годах пограничная дорога через перевал Ашу-Су значительно упростила заезд, хотя и требует наличие определенного опыта у водителя.

3. Справочные данные о походе

1. Вид туризма - горный
2. Категория сложности - четвертая
3. Район - Внутренний Тянь-Шань - хр.Борколдой и Зап.Кок-Шаал-Тоо
4. Время проведения - с 24 июля по 26 августа 2001 г.
5. Пройденное расстояние - 152 км
6. Нитка маршрута:
застава Каракоз - р.Чон-Турасу - л.№200 - пер.Летавета (4500,2А,первопрохождение) – л.Чон-Туюкуйрук - пер.Железнодорожник (4800,2Б,первопрохождение) - л.Меркесу (КНР) - пер.Китайский (К-2) (4650,2А,первопрохождение) - л.Чон-Турасу - р.Узенгикууш - пер.Каракоз (3804,н\к) - р.Чолок-Капчигай – траверс южного отрога хребта Борколдой (4840,2Б,первопрохождение) от пер. Снесарева(4760,3А) до пер. Снесарева Западный (4720, 2А, первопрохождение) - р. Кайнар - оз. Кайнар - пер. Красная клякса (4400,1Б) - р.Джагалмай - р.Кичи-Узенгикууш - пер. Ашу-Су(3842,н\к) - р.Карасай - застава Карасай

ИТОГО: пройдено 7 перевалов и траверс хребта Борколдой от п.Снесарева до пер Снесарева Западный (2Б, первопрохождение), в том числе: н\к - 2, 1Б - 1 , 2А - 3 (п\п), 2Б -1 ( п\п)

7. Продолжительность активной части - 21 день
8. Снаряжение - СТАНДАРТНОЕ
9. Продуктовая раскладка - общественная 650 г/чел*день

4. Список группы

Фамилия, Имя
Отчество

Туристский
Опыт

Обязанности
в группе

Домашний
телефон

1

Шалов
Андрей Анатольевич

4У Памиро-Алай,
3Р Северный Тянь-Шань

Руководитель

(8-253) 7-65-69

2

Евтушенко
Игорь Анатольевич

3У Северный Тянь-Шань

Снаряженец

470-46-23

3

Евтушенко
Ольга Викторовна

3У Северный Тянь-Шань

Фотограф

470-46-23

4

Островский
Яков Николаевич

3У Северный Тянь-Шань

Завхоз

162-30-02

5

Танхилевич
Евгений Борисович

3У Северный Тянь-Шань

Медик

110-39-41

5. График движения

День
пути

Дата

Участок

Характер местности

КМ

0

24.07–28.07

г.Москва – г.Бишкек

приезд, оформление,

-

0

28.07-29.07

г.Бишкек - Барскаун - пер.Барскаун (3816) – пер.Суек (4021) -заст.Карасай (3400)

выезд, дорога

400

0

30.07

- пер.Ашу-Су (3842) - р.Кичи-Узенгикууш - р.Узенгикууш - заст.Каракоз (3000)

дорога

90

1

30.07

Заст.Каракоз (3000) - р.Чон-Турасу (3200)

дорога,травянистый склон

7,5

2

31.07

р.Чон-Турасу – ручей Безымянный – л. №200

долина реки, осыпи, морены

9,5

3

01.08

л. №200 - пер.Летавета. (4500,2А,п/п) – правый карман л.Чон-Туюкуйрук

осыпи, закрытый ледник, снежно-ледовый склон на подъем крутизной 30-35° и с снежно-осыпной склон на спуск крутизной 30-35°

 

 

4,8

4

02.08

Правый карман л. Чон-Туюкуйрук - л. Чон-Туюкуйрук

осыпи, морены

1,6

5

03.08

л. Чон-Туюкуйрук – подъем по ледопаду – верхний цирк пер. Железнодорожник (4800)

закрытый ледник, ледопад

3,6

6

04.08

Дневка

цирк перевала

----

7

05.08

Верхний цирк пер. Железнодорожник (4800) – пер. Железнодорожник (4800,2Б,п/п)

снежно-ледовый склон на подъем крутизной 35-45°

1,5

8

06.08

Пер. Железнодорожник (4800,2Б,п/п)- л.Меркесу (КНР)

снежно-ледовый склон на спуск крутизной 30° , закрытый ледник

1,8

9

07.08

л.Меркесу (КНР) - пер. Китайский (К-2) (4650,2А, п/п) –л.Чон-Турасу

закрытый ледник, снежно-ледово-скальный склон на подъем крутизной 30-40° и снежный склон на спуск крутизной 20-30° , открытый ледник, морены

12

10

08.08

л.Чон-Турасу - ручей Безымянный

морены

 

 

12

11

09.08

Ручей Безымянный - р.Узенгикууш -заст.Каракоз (3000) – цирк пер.Каракоз (3804)

тропа,травянистый склон

9,6

12

10.08

Цирк пер.Каракоз (3804) - пер.Каракоз (3804, н/к) - р.Чолок-Капчигай

осыпи

6

13

11.08

р.Чолок-Капчигай – левый берег реки

долина реки, тропа, брод

12

14

12.08

Левый берег р.Чолок-Капчигай – южный цирк пер. Снесарева (4760)

каньон, морены

4,8

15

13.08

Дневка

цирк перевала

----

16

14.08

Южный цирк пер. Снесарева (4760) – пер. Снесарева (4760,3А)

скально-осыпной склон

на подъем крутизной 25°

2,5

17

15.08

Дневка

седловина перевала

----

18

16.08

Траверс южного отрога хребта Борколдой (4840,2Б, п/п ) от пер. Снесарева (4760,3А) до пер. Снесарева Западный (4720, 2А, п/п)

скально-снежно-ледовый склон

1,5

19

17.08

Пер. Снесарева Западный (4720, 2А, п/п) - морены л.Кайнар Восточный - р.Кайнар

снежно-ледовый склон на спуск крутизной 35° , открытый ледник, морены

4,8

20

18.08

р.Кайнар – цирк пер.Красная Клякса (4400)

травянистые склоны, осыпи

14,5

21

19.08

Цирк пер.Красная Клякса (4400) - пер.Красная Клякса (4400,1Б) - р.Джагалмай -р.Кичи-Узенгикууш - пер.Ашу-Су (3842,н/к) – р. Карасай - заст.Карасай

скально-осыпной склон

на подъем крутизной 20°

и снежно-ледовый склон на спуск крутизной 20° ,

травянистые склоны, дорога

 

42

22

20.08

Заст.Карасай - Барскаун –г. Каракол

дорога

350

6. Подъезды и подходы

На Центральный Тянь-Шань можно попасть через Бишкек (с юга, из Кыргызстана) или через Алма-Ату (с севера, из Казахстана).

Основной транспортной артерией, связывающей Бишкек с городами Европы и Азии является железная дорога. Поезда из Москвы в Бишкек отправляются 2 раза в неделю по четным дням. Стоимость билетов этим летом 85$ США.

Аэропорт “Манас” в Бишкеке принимает дальние пассажирские самолеты. Ежедневно в Бишкек прибывает как минимум один самолет фирмы ”Аэрофлот” и один самолет фирмы “Кыргызстан Аба Жолдору”. Цена билетов колеблется от 180$ до 300$. До Алма-Аты также добираются самолетом или поездом.

Наш маршрут начался с города Бишкек. Фирменный поезд Москва – Бишкек прибыл в конечный пункт в 6ч. 00мин. утра (4ч. по московскому времени) по местному времени. Разница во времени составляет 2 часа. Наша группа разделилась: часть людей полетела самолетом до Бишкека - вылет 27.07 в 20.25 из аэропорта Шереметьево, а другая часть группы поездом – отъезд 24.07. Самолет прилетает в Бишкек в 3.40 по местному времени.

В аэропорту нас встретил представитель фирмы “Горы Азии” и отвез в свой офис, чтобы оформить документы. По дороге мы заехали на железнодорожный вокзал за остальными участниками экспедиции. Оформив визы и пропуска в погранзону, мы погрузили вещи в “Рафик” и отправились в путь.

Местная валюта - сом. В обменных пунктах, которые здесь на каждом шагу, за 1$ давали 47 сомов, а за 1 рубль 1.5 сома.

Наш путь пролегает на восток к озеру Иссык-Куль, а потом по его южному берегу к поселку Тамга. Около него мы пересели на другую машину – “Газ-66” (фото1), т.к дорога в этом месте поворачивает на юг в сторону гор. В поселке есть песчаный пляж, где нам удалось искупаться.

Дорога к первой заставе Карасай проходит через два перевала Барскаун (3816) и Суек (4021). Через перевал Барскаун идет довольно оживленное движение в сторону Кум-Тора, где построен золотодобывающий рудник. После поворота на Кум-Тор кончается хорошая дорога. А впереди еще перевал Суек. Не доезжая немного до него у нас ломается машина, и все попытки ее починить ни к чему не приводят. Встаем на ночевку и отправляем “гонцов” вниз, чтобы позвонили в фирму. Погода портиться – наползает туман, идет мелкий дождь.

На следующий день вечером приехал маленький “Уазик” и мы наконец , пересекая широкие равнины верховьев Нарына добрались до заставы Карасай. Переночевав у пограничников 30.08.01 рано утром мы выехали к заставе Каракоз.

 


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100