Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Тибет >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Авторы текста и фотографий: Александр Сельвачев (Долгопрудный, МО), Алексей Акользин (Москва),
Роман Железов (Долгопрудный, МО), Тихон Ермаков (Электросталь, МО)
Russian Adventure Team (RAT)

 

Отчет о пеше-водном путешествии по Тибету
(провинция Цинхай, Тибетский автономный округ, Китай)
команды спелеоклуба «Барьер»
в составе 4 человек с 15 июля по 21 сентября 2003г.


 Содержание

Идея путешествия
Справочные данные о путешествии
Состав группы
Описание района путешествия
Нитка маршрута, сроки путешествия
Техническое описание
Общий график движения
Активная часть маршрута
Подъезд к маршруту. Город Москва – город Голмуд
Пересечение пустыни около города Голмуд. Обход поста китайской полиции
Сплав по реке Янцзы
Пеший переход с реки Янцзы на реку Дзечу
Первопрохождение реки Дзечу. Сплав по реке Дзачу до города Чамдо
Участок №1. Исток Дзечу – мост трассы Юшу-Цзадо
Участок №2. Мост трассы Юшу-Цзадо – начало каньона «Прыжок в Дзоу».
Участок №3. Каньон «Прыжок в Дзоу»
Участок №4. Каньон «Готика»
Участок №5. «Каньон Торреса»
Участок №6. Конец «каньона Торреса» - слияние с Дзачу.
Участок №7. Сплав по Дзачу до Чамдо
Автопробег из города Чамдо до Ласы, столицы Тибета
Отъезд из Тибета. Ласа – Москва.
Самые интересные объекты на маршруте
Итоги и рекомендации

Информационные приложения
Общественное снаряжение
Карты, средства навигации и прочие документы
Продуктовая раскладка
Аптека и косметика
Ремнаборы
Особенности личного снаряжения

Литературные приложения
Москва – Голмуд
Обход поста
Партизанскими тропами Янцзы
Как мы Янцзы потеряли
Как мы тибетца учили расстояние мерить

Руководитель: Сельвачев Александр
E-mail:
iscander@tesis.com.ru
Тел:
487-85-72
 Адрес с/к ”Барьер”:
г.Долгопрудный, МФТИ-8.
Тел:
576-34-63

Автопробег из города Чамдо до Ласы, столицы Тибета.

Город Чамдо, где мы закончили сплав по Меконгу, является одним из самых закрытых городов Тибета. Для его официального посещения нужно аж 4 разрешения (пермита) от разных организаций. В то время, как для посещения Ласы достаточно одного. Тем не менее, PSB [4] в Чамдо проявляет преступную халатность и даже не шерстит гостиницы в поисках нелегалов. Иностранцев ловят на автовокзале при попытке купить билет на автобус. Так поймали и нас. До поимки мы , не скрываясь, полтора дня бродили по городу и сидели в интернет-кафе.

После поимки нас привели в офис Отдела по борьба с иностранцами и допросили. По пути мы смогли смастерить стройную версию:

1. по-английски говорит только руководитель, Шура Сельвачев
2. мы приехали из Ласы (в Lonely Planet было сказано, что PSB пытается отослать нелегалов в тот пункт, откуда они приехали; и что некоторые так достигали Ласы)
3. приехали мы на попутных грузовиках
4. держим путь на юг Тибета

Офицер, забравший нас, говорил по-английски, больше в офисе Отдела никто по-английски не говорил.


Наша колонна

По нашей англо-китайской карте Шура подробно разъяснил ему, как мы ехали и сколько времени. Офицер принял решение выслать нас за границу Тибета, что и проделал следующим утром, посадив нас на автобус до Жомды.

На наше счастье, пошел дождь. Автобус не смог преодолеть перевал и вынужден был вернуться в Чамдо. Мы с максимальной скоростью одели рюкзаки, поймали такси и уехали из города на 20 км по южной трассе на Ласу. Таким образом, мы сбежали от полиции. Приставленный к нам человек оказался нерасторопным и не успел нас остановить.

Вывод один – надо внимательно читать Lonely Planet. Там написано, что на автовокзале в Чамдо стучат в PSB.

Из Чамдо в Ласу есть 2 трассы – южная и северная. Расстояние по обоим одинаковое – около 1000 км. По южной мы ехали до Ласы 6 дней – 1 на разных попутках, 5 на колонне лесовозов. Дорога очень плохая первые 650 км, потом начинается хороший асфальт. Но и очень красивая [5]. Она постоянно идет серпантинами по крутым склонам гор и пересекает хребты пятитысячными перевалами. По дороге достаточно населенных пунктов, где можно поесть и переночевать.

От поселка Сундзом на дороге с разными интервалами стоят посты PSB. В Тибете есть закон, запрещающий грузовикам подвозить иностранцев. Водители, пойманные на этом, платят штраф 1000 юаней – огромные деньги. Кроме того, нам самим не хотелось лишний раз встречаться с представителями полиции. Поэтому все посты мы старались обходить вне зоны видимости людей на посту. Иногда это было очень непросто – китайцы грамотно их размещают между горой и рекой. Последние 350 км перед Ласой дорога становится асфальтированной, количество полицейских увеличивается. Последние 90 км мы проделали в кузове грузовика, укрытые тентом от недобрых глаз.

8 сентября в 19-50 мы прибыли в Ласу. Нас выпустили из-под тента в самом ее центре. На такси доехали до Поталы. После двухмесячного ожидания чуда дыхание дружно перехватило у всех. Чуда не произошло. Ласа – город, переполненный иностранными туристами. Очень много показухи и хорошо чувствуется тяжелая рука Китая, сделавшая из буддистских святынь ярмарочных матрешек. Тем не менее, побывать в Ласе стоит. Во всем городе царит своеобразная, неповторимая атмосфера ярмарки, праздника удачной покупки. Из-за обилия иностранцев PSB не проверяет никого из них. 4 дня мы прожили в Ласе в недорогом отеле Slowland в центре города (25 юаней с человека в день). К нашим услугам был горячий душ и интернет. Посетили все основные достопримечательности – Поталу, Джоканг, монастырь Дрепунг. Но больше всего времени мы проводили на базаре, болтая с продавцами и обзаводясь подарками всем знакомым. Утром 12 сентября мы покинули Ласу на автобусе Ласа-Голмуд. При покупке билетов и посадке в автобус проблем не возникло.

31.08   Вплываем в город Чамдо. Роман идет искать и находит гостиницу. Мы селимся в ней. (Такси 5 юаней. Гостиница - 100 юаней за четверых)

01.09   Пытаемся уехать на автобусах. Автобусы до Ласы отсутствуют. Потом пробуем уехать на попутках по северной дороге, потом по южной. Не удается, возвращается в гостиницу.

02.09   Утром хотим купить билеты в город Поми, находящийся на четверти дороги до Ласы. В автовокзале нас берет полиция. Штраф по 200 юаней за нелегальное нахождение в Тибете. Забирают паспорта и насильно селят в Bus station hotel, чтобы на следующий день отправить из Тибета. Осматриваем главный монастырь Чамдо.

03.09   В восемь утра полиция сажает нас в автобус Chamdo-Jomda. Из-за плохой погоды автобус не может пройти перевал и возвращается в город. Мы сбегаем на такси и оказываемся на южной дороге в 20 км от Чамдо. Роман отделяется, решив покинуть Тибет и отправиться в Китай. Тихон, Леша и Шура направляются в Ласу. За день пойманы три попутки, преодолены два перевала. Ночевка после второго перевала около аэропорта в строящемся бараке. В общей сложности за день проехали около 150 км.

04.09   Останавливаем колонну лесовозов, едущую в Ласу. С ними мы и будем ехать до конца. Первые 40 км – хорошая асфальтовая дорога, до пос.Помда. В поселке дорога вливается в трассу Ченду-Ласа. Из Помды до перевала Зарчама-Ла (4839м) хорошая дорога. Перевал ведет из долины притока Салуина Ю-чу в долину Салуина. После перевала проезжаем 10 км по прямой за 8 часов – самый плохой участок дороги. Горный серпантин, частично обвалившийся. Внизу мятыми комочками лежат разбитые машины. От перевала проехали 30 км и в 12 ночи заночевали в г.Баши.


Тибетская деревня. Вид с трассы

05.09   Выехали в 4-00 и через несколько часов проехали перевал Анжу-Ла (4618м). Телепортация – туннель в горе, но только пешеходный. Мы проходим за 15 минут километр по тоннелю, грузовики едут 4 часа 50 километров в объезд. Сразу за тоннелем город Равок. Прошли его пешком, повстречали несколько полицейских. Те не пробовали завязать разговор. Около города красивейшие озера Rawok-tso, похожие на Шавлинские. За Равоком из озера вытекает приток Брахмапутры, Парлунг Цангпо. Хорошая дорога вдоль Парлунг Цангпо. Перекусили на берегу реки. Стемнело. При луне обошли первый пост PSB перед поселком Сундзом слева по берегу реки [6]. Остановились в 22-00 в нескольких километрах перед г.Поми, 2 часа перекусывали. Оказалось, перед Поми следующий пост PSB, шлагбаум которого после полуночи открыт. Пронеслись мимо поста на бешеной скорости. Проехали Поми (треть дороги от Чамдо до Ласы) и заночевали в лесу.

06.09   Выехали в 7-30. Длинный участок отвратительной размытой дороги вдоль Парлунг Цангпо. Обход следующего поста PSB в поселке Тангми слева по прибрежным джунглям. После выхода на дорогу обнаруживаем, что наши тела облеплены пиявками. Долго избавляемся от них [7]. Машины около 4 часов держат на посту. Проезжаем немного – военный (не полицейский) пост. Патруль по неизвестной причине заинтересовался нами – до этого военные не обращали на нас внимания. Наш водитель улучает момент, когда все военные отходят от машины, прыгает в машину, дает по газам и уезжает. Дорога отходит от Парлунг Цангпо, идет на перевал. Становимся на ночь в 19 часов сразу за поселком Лунанг, в поселок ходим есть.

07.09   Выехали в 7-30. Плохая дорога идет до поселка Наингтри. За ним начинается хороший асфальт, и идет непрерывно до Ласы – 350 км. Перед поселком пост PSB. Обход поста слева по дворам деревенских домов и разбоям реки [8]. Во дворах на нас нападают собаки. Вторая половина Наингри проходится внаглую по главной улице. Через несколько десятков километров въезжаем в город Баи – китайскую столицу Тибета. Много шлагбаумов, просторные идеально прямые улицы, впечатляющие памятники, фонтаны и скверы. В конце Баи пост – водители просто показали бумаги и проехали. Недалеко от Баи в поселке Бахель – пост военных. Военные требуют снять с машин буддистские свастики. Самый молодой водитель за свастики лезет в драку с лейтенантом на посту. Неприятная разборка. Нас отправляют пешком вперед по дороге. Через километр мост, около него ждем машины. Через 2 часа машины догоняют нас. В 10 км от моста – следующий пост. Ночуем в машинах в прямой видимости шлагбаума.


Чортен на перевале Ми-Ла

08.09   Рано утром шлагбаум оказывается открыт. Пролетаем пост на скорости. Отличная дорога. Не доезжая 40 км перевала Ми-Ла (~5000м), на дороге авария, и около нее куча полицейских. Водители садятся на асфальт и кушают. Мы делаем вид, что просто гуляем. Движение стоит несколько часов, полиция закрыла дорогу. Потом проезд открывают, мы проходим пешком прямо по дороге – другой возможности нет: слева – стена, справа – обрыв в реку. Дальше едем в кузове под тентом. Нас выпускают в центре Ласы в 19-50. Трогательное прощание с людьми, с которыми мы жили бок о бок 5 дней. Берем такси в центр. Культурный шок от Поталы. Селимся в гостинице Snowland.

 

09.09   В 2 часа ночи вылезли из интернета и залезли в душ. Немыслимое счастье чистоты. Наутро идем гулять по городу. Ласа - огромный рынок, но живой и веселый. Покупаем билеты в Поталу на завтра (100 юаней с человека) и остаток дня болтаемся по безбрежному рынку.

10.09   Втроем идем в Поталу. Величественный дворец Далай-ламы, повсюду бесцеремонные китайские туристы. Тихон идет спать, мы с Лешей пытаемся попасть в Джоканг (билет – 70 юаней с человека). Нам очень не хочется платить за вход. Проникаем в Джоканг по крышам прилежащих построек. По невероятному стечению обстоятельств попадаем на церемонию переодевания самой священной статуи Будды в Тибете. Нам дают приложиться к ней лбом!!! В толпе паломников мы выглядим слонами в посудной лавке.

11.09   Посещаем монастырь Дрепунг в 10 км от Ласы – самый большой монастырь Тибета. Монах-привратник требует плату за вход (70 юаней с человека). Проникаем в монастырь через разрушенную стену. Дрепунг – это целый город. Мы плутаем по его узким улочкам между высоких стен. Присутствуем на службе в молитвенном зале. Пытаемся общаться с молодыми монахами, затем возвращаемся в Ласу. Ночное бродяжничество между сувенирных лотков.

12.09   Покидаем Ласу на утреннем автобусе, идущем в Голмуд. Начало прощания с Тибетом.

 


Отъезд из Тибета. Ласа – Москва.

Из Ласы до Москвы мы добирались почти 10 суток. Больших задержек не было, это – вполне нормальное время для переезда из Ласы в Москву по земле. Наш путь мало отличался от дороги, по которой мы заезжали в Тибет. Единственное отличие – мы не поехали по петле Голмуд – Ланчжоу – Урумчи. Из Голмуда мы на двух такси напрямую доехали до железной дороги, связывающей Ланчжоу и Урумчи. Такой путь оказался быстрее и дешевле кружного пути по железной дороге. Еще одно достоинство этого пути – посещение оазиса Дунгуан, который на протяжении тысячелетия являлся центром китайского буддизма. Однако, надо помнить, что дорога Голмуд – Дунгуан проходит через закрытый город, на посещение которого иностранцам нужно специальное разрешение. Из-за этого воспользоваться рейсовым автобусом Голмуд – Дунгуан невозможно – не продадут билеты. Нужно брать такси.

12.09   Утром сели на автобус из Ласы в Голмуд. При посадке и во время переезда документы никто не проверял. Автобус лежачий, но в него влезает больше людей, чем в сидячий. Размеры места соответственно предельно малы.

13.09   Остановка в поселке Тотохеянь. Смотрим на родную Янцзы - место, откуда мы начали путешествие по ней. Уже осень, холодно и мало воды. В автобусе знакомимся с японской девушкой-путешественницей. Из Lonely Planet японки узнаем про город-оазис Дунгуан. Ночью приезжаем в Голмуд.

14.09   Решаем ехать в Дунгуан. Нас не сажают в автобус, требуют пермит. Берем такси прямо до Дунгуана. Едем по пустыне, к вечеру тени удлиняются и дюны становятся очень красивы. Селимся в гостинице по 30 юаней с человека и идем смотреть на Поющую Дюну высотой 1700м (по данным Lonely Planet).

15.09   Едем в пещерный город Могао в пустыне (35 км от центра Дунгуана). Билет в пещерный город стоит 80 юаней, мы находим неохраняемую часть забора и попадаем туда бесплатно. Тысячи будд, вырезанные из камня. Вечером берем такси из Дунгуана до железной дороги (100 юаней). Садимся на ночной поезд в Урумчи.

16.09   Автобус Урумчи-Инин. По знакомой уже пустыне.

17.09   Инин-граница-Алматы – проезд на четырех такси: Инин – въезд на китайскую погранзаставу, въезд – граница, граница – выезд с казахской погранзаставы, выезд – Алмата. Выходит немного быстрее и немного дешевле, чем на автобусе. Такси внутри погранзастав брать приходится потому, что пеший проход там запрещен.

18.09   Поезд Алматы-Москва.

21.09   Приезд в Москву.


Самые интересные объекты на маршруте

1. Каньон реки Голмуд. На десятки километров вокруг безводная пустыня, ровная, как стол.

Реку, текущую в каньоне с вертикальными 30-метровыми стенами не видно с сотни метров. Да и трудно поверить, что она существует.

Даже если наверху беснуется песчаная буря, здесь, у воды – хорошо и спокойно, как в раю. Мы так и назвали это место – «рай».

 

2. Небо Янцзы – колоссальная арена, на которой бесконечно выступают мириады облаков. Кучевые, перистые – без ранжиру перемешаны в одном котле. Облака движутся вверх, вниз, навстречу друг другу.

Можно увидеть облако-гриб или облако-столб, упирающееся нижним концом в землю и бредущее куда-то.

Горы находятся в десятках километров от нас. Иногда видно черное-пречерное облако, пронизываемое молниями – это идет гроза.

3. Развилка Янцзы. В некотором месте от Янцзы, текущей тысячью проток, отделяется сотня и течет в совершенно другом направлении. С воды этого заметить невозможно, катамаран точно так же увлекается течением.

Обман вскрылся, когда острова между протоками исчезли, и незадачливые сплавщики очутились посреди озера, глубиной 20-30 сантиметров.

На наше счастье, из озера вытекала маленькая речка и текла обратно, в Янцзы. В результате вместо 17 км мы прошли 40...

 

4. Тибетцы-скотоводы – милые и приветливые люди, наивные, как дети.

Они все еще живут в седьмом веке, несмотря на то, что у каждого есть мотоцикл и китайский форменный китель с надписью «public security».

 

5. Камнеклады и надписи, вырезанные на стенах.

В Тибете очень распространена резьба по камню. Режут не абы что, а священные мантры и даже целые тексты.

Самой впечатляющей нашей находкой был огромный прямоугольник, сложенный из резных раскрашенных камней.

При этом в районе живут только немногочисленные кочевники, а ближайшая юрта стоит в 15 километрах от этого произведения искусства.

Тибетские буквы можно обнаружить и на невзрачных камушках на лугу, и на скальных глыбах в русле реки.

 

6. Каньоны реки Дзечу.

Узкие, с вертикальными стенами, уходящими одним концом в небо, а другим – в воду.

Каждый раз, несомые водой в этой щели, мы задавались вопросом: «Что же там, за поворотом?»

 

7. Тибетские деревни и монастыри. В глуши, далеко от дорог, стоят, спрятанные от жадных китайских глаз, тибетские деревушки. В таких местах все дышит миром, простотой и чистотой. Здесь путник всегда найдет и кров и стол. Почти в каждой деревеньке есть свой небольшой монастырь.

Обычно это просто самый большой дом с золоченым колесом на крыше. У входа сидят несколько монахов в красных одеяниях и ведут за чаем чинную беседу о судьбах мира...

 

8. Большая вода Меконга. Меконг – один из немногих колоссов сплавных рек. При его огромном расходе и скорости течения 17 км/ч достаточно легкого сужения русла, чтобы возникали нестационарности течения, способные заставить наш небольшой катамаран скакать и крутиться подобно месячному щенку. Иногда бочки в треть русла возникали в тех местах, где еще минуту назад текла ровная вода. А еще на Меконге есть пороги...

 

9. Шоссе Ченду-Ласа. Дорога национального значения, связывающая столицы двух провинций. Головокружительные серпантины прорублены в склонах гор, пятитысячные автомобильные перевалы соседствуют с гнездами орлов и грифов.

Хуже этой дороги, говорят, только трасса Ласа-Кашгар. Иногда, высунувшись из окна, можно далеко внизу увидеть заржавленные останки машин, которым повезло меньше.

 

10. Ласа – Священный Город, столица Тибета.

Про нее не стоит рассказывать, там стоит побывать самому.

Но не нужно рассчитывать на излишнюю эзотеричность этого места. Сейчас это просто огромный рынок сувениров!

 

11. Дунгуан – город-оазис в пустыне Такла-Макан, населенный буддами.

Китайцы на протяжении более тысячи лет вырезали пещеры из камня и в них вырубали статуи будд и бодхисаттв.

Высота самой большой статуи – 36 метров. Фотографирование статуй и даже их освещение строжайше запрещено.

 

Итоги и рекомендации

Тибетское нагорье – совершенно новый район для российских водников, и потрясающе интересный. По Тибету можно спланировать множество прекрасных экспедиций любой сложности и направленности – наш поход это убедительно доказал. В Тибете пройдено на сегодняшний день меньше половины рек, этот район – рай для первопроходцев. Особенно впечатляющие возможности открываются перед любителями рек с большим расходом – вероятно, сплавных рек такого расхода нет больше нигде в мире. Исключительно миролюбивое и доброжелательное местное население и неповторимый колорит тибетского буддизма, наложившего свой отпечаток даже на камни в порогах, на наш взгляд, делают экспедицию в Тибет еще более привлекательной.

Для гипотетического туриста, обладающего несметными сокровищами, Тибет не имеет никаких недостатков, одни достоинства. Для нормальных людей есть два обстоятельства, затрудняющих проведение экспедиции:

- Удаленность района. Если добираться по земле из Москвы в Ласу, это в лучшем случае потребует 9-10 дней. Отсюда и общая длина похода получается очень большой.

-Действия Отдела по Борьбе с Иностранцами китайской полиции. Этот отдел всячески препятствует проникновению в Тибет иностранцев без соответствующих пермитов, а в Тибете ловит их, штрафует и депортирует.

***

Наша экспедиция получилось удивительно удачной. Планируя ее, мы не ожидали, что план будет выполнен на такой высокий процент. В Москве мы имели очень мало информации, и еще меньше достоверной.

Одна из причин высокой реализации плана, а может, и главная – это наше везенье. Это может показаться смешным, но нет – все совершенно серьезно. Нам везло все время, начиная с отъезда и заканчивая прибытием поезда в Москву. Нам везло при встречах с полицией, при выборе пути без достаточной информации, во время стихийных бедствий, даже в буддистских храмах – всегда и везде. Оглядываясь назад, невольно думаешь – так не бывает.

Есть и другая причина – наша команда. Два месяца мы жили вместе, были вместе и действовали в унисон. Спасибо ей, команде!

Слушай, а может, никакого Тибета и не было!?

                                                                                                         Октябрь-Ноябрь 2003


Информационные приложения

 

Общественное снаряжение

Общее снаряжение достаточно стандартное. Несмотря на минимизацию веса решили взять газовую лампу. Жить с ней, безусловно, приятнее, но необходимой она не является. Палатка «Ежик»-4 показала себя, как всегда, превосходно. Цепка пригодилась один или два раза – всегда готовили на газе, а костер разводили только для удовольствия. Спирт пригодился весь. Взяли несколько маленьких сетей типа «Телевизор» и «Косынка», но ловить рыбу никто толком не умел, а в непрозрачной воде, она, вероятно, и не водилась.

При разработке специального снаряжения было применено несколько интересных идей. Из-за отсутствия леса на сплавных участках пришлось везти с собой дюралевую раму и весла. Рама собиралась из коротких отрезков труб (не более 105 см). Это увеличивало мобильность команды и делала наш груз менее подозрительным. Лопасти весел были сделаны из дюралевого листа, крепились на цевья болтами. Цевья тоже были разборными – состояли из двух частей. Из трех цевьев собиралась мачта. В качестве паруса использовался групповой тент. Парус можно было ставить по разному. Этому способствовала сборная из трех частей рея-гик. Для установки мачты на вторую поперечину был надет степс, сделанный из стального стакана. На Янцзы удалось испытать парусное вооружение нашего катамарана. Система работала неплохо, но более-менее попутный ветер был очень редок или слаб. С четвертого дня сплава подул встречный ветер и не прекращался до конца сплава по Янцзы.

На нашем катамаране не было упоров и сидушек. Без них прохождение Дзечу и Дзачу было бы очень проблематичным. Поэтому на втором стапеле мы сделали упоры и «полотенца» из лямок и поясников наших рюкзаков. За первые километры сплава мы их отрегулировали, и дальше плыли вполне уверенно.

  1. Общее
    1. Палатка «Ёжик»-4 фирмы «Мегатест» с одним входом.
    2. Кастрюля с крышкой, тросовой ручкой – 2 шт.
    3. Пенобаба для кастрюль – 1 шт.
    4. Газовая лампа – 1 шт.
    5. Газовые баллоны CG470 – 14 шт. (Для лампы и горелки)
    6. Стеклоткань
    7. Фонари светодиодные – по одному на каждого
    8. Спички, зажигалки, плекс
    9. Групповой тент 3х3 метра (он же парус катамарана)
    10. Нож – 2 шт.
    11. Ершик
    12. Маленький половник
    13. Пила-цепка
    14. Спирт – 2л (Питьевой)
    15. Будильник
    16. Бинокль легкий
    17. Туалетная бумага – 5 рул
    18. Гермы продуктовые – 2шт.
    19. Рыболовные сети (Никого не поймали)
  2. Специальное
    1. Катамаран-четверка фирмы «Красное солнышко», весом 11 кг.
    2. Трубы рамы
    3. Сборные цевья весел – 5 шт. (из них же собиралась мачта)
    4. Сборная рея, она же гик
    5. Резина автомобильная для вязки рамы
    6. Веревка для пришнуровки рамы
    7. Веревка на чалку и скрутку
    8. Лопасти весел – 5шт.
    9. Болты и шайбы для поперечин 8шт. на (8мм) и лопастей 15шт. на (6мм)
    10. Опора для мачты (степс) со строповым кожухом для  крепления его к поперечине
    11. Оттяжки для мачты
    12. Парус (он же групповой тент)
    13. Такелаж для работы с парусом: шкот управляющий, веревка для подъема паруса
    14. Веревки для вязки вещей на кат
    15. Карабины – 2шт
    16. Ключи 10x13 – 2 шт


Карты, средства навигации и прочие документы

Документов, удостоверяющих личность, желательно иметь несколько, и держать их в разных местах. В долгой экспедиции немудрено потерять один из документов. А по миру ходят неприятные истории об иностранцах, оказавшихся в Китае без документов. Самое лучшее, что может случиться – выплата крупного штрафа. Липовое «прошение о содействии», или дацзыбао, которое было составлено на трех языках, и на которое мы рассчитывали, действия не возымело. В поезде нас оштрафовали за перегруз, а в Чамдо – за проникновение в Тибет без пермитов. Однако его наличие не вредит, а помочь может.

Карта автодорог Китая, с названиями городов на английском и китайском языках была одной из ценнейших вещей в экспедиции. Только благодаря ей нам удавалось объяснять, куда мы едем и покупать билеты. Советские топографические 5-километровки – без них бы мы не могли двигаться по маршруту. Хотелось бы иметь более подробные карты, но в Москве мы их не нашли. Несколько листов советских 5-километровок было выписано из Стенфорда, однако процедура общения со стенфордской библиотекой очень затянулась, и мы не смогли получить других карт, кроме самых необходимых.

GPS был совершенно необходим. Им пользовались каждый день, почти непрерывно.

Китайский и тибетские разговорники позволяли нам хоть как-то общаться с местными жителями. Без них наше продвижение по маршруту было бы гораздо сложнее. Путеводитель от Lonely Planet – тоже крайне полезен. Он содержит важную и постоянно обновляющуюся информацию, причем получает он ее часто от нелегальных туристов.

Подарки аборигенам делают общение с ними эффективнее, душевнее и интереснее. Однако тибетцы мало в чем нуждаются – у них полностью самодостаточное хозяйство.

1 Действительные загранпаспорта с китайскими визами

2 Другие удостоверения личности (студенческий билет/аспирантское, уд-е члена РГО etc)

3 Ксерокопии паспортов и др. Удостоверений личности, лежащие отдельно от удостоверений

4 «Прошения о содействии» на китайском, тибетском и английском языках, на имя начальников ТАР, пропечатанное российскими печатями

5 Карты

5.1 Карта автодорог Китая

5.2Листы советской 5км карты на все участки маршрута от Голмуда до Ласы включительно.

5.3 Листы советской 2км карты на пеший переход с Янцзы на Меконг

6  Цифровой диктофон с русско-тибетским разговорником

7  Русско-китайский разговорник

8  Англо-тибетский разговорник

9   Описание Тибета от Lonely Planet

10  Полезные адреса и телефоны

11 Бумага для записей

12 Ручки и карандаши – 3шт.

13 Калькулятор

14 Компас – 2 шт.

15 GPS

16 Батарейки к нему

17 Разные GPS данные по Тибету (в частности, пороги Меконга)

18 Подарки аборигенам – мягкие игрушки, российские монеты (Подошли бы значки, открытки с видом Кремля)

 

Продуктовая раскладка

К продуктам было 2 требования – малый вес и возможность приготовления с малым расходом газа. Основу нашей раскладки составляли сублимированные продукты фирмы Гала-Гала. Благодаря им нам удалось больше месяца питаться раскладкой, в среднем не превышающей 430г сухого продукта на человека в день, и при этом оставаться сытыми и довольными. Для их приготовления не нужна даже кипящая вода – сублиматы прекрасно разбухают при 50 градусах. Реально раскладку можно было бы сократить до 350г в день, и при этом не голодать. Результат, прямо скажем, невероятный, если не пользоваться сублиматами. А сублиматы Гала-Гала, ко всем своим прочим достоинствам, еще и вкусны.

Сколько человек

4

 

Сколько всего дней

34

 

 

Кол-во единиц

Грамм в единице

Всего грамм

Цена за единицу

Стоимость

Сублимированные продукты

Гречка

5760

1

5760

0.024

138.24

 

Рис

3920

1

3920

0.012

47.04

 

Овес [9]

2200

1

2200

0.1

220

220

Карпюр

3120

1

3120

0.125

390

 

Макароны

3840

1

3840

0.012

46.08

 

Мясо [10]
*[11]

400

1

400

1.8

720

720

Печень*

480

1

480

1.65

792

792

Рыба*

350

1

350

1.8

630

630

Соя

1980

1

1980

0.285

564.3

 

Твердый сыр*

590

1

590

0.9

531

531

Плав. сыр*

450

1

450

0.9

405

405

Суп

40

20

800

28.286

1131.43

1131.4

Досыпка в суп

1600

1

1600

0.012

19.2

 

Овощи [12] *

3780

1

3780

0.6

2268

2268

Сухое молоко

570

1

570

0.04

22.8

 

Масло слив.*

1000

1

1000

0.9

900

900

Изюм в каши

240

1

240

0.02

4.8

 

Сахар в каши

420

1

420

0.02

8.4

 

Сахар в чай

816

6

4896

0.025

20.4 [13]

 

Сухари

180

12

2160

0.3333

60 [14]

 

Чеснок

88

5

440

1

88

 

Бульон. кубики

48

10

480

0.8333

40

 

Специи/соль

352

1

852

0.0065

5.538 [15]

 

Чай

336

1

336

0.4

134.4

 

Каркаде

192

1

192

0.75

144

 

Кофе

120

1

120

0.55

66

 

Invite+

48

5

240

6

288 [14]

 

Вафли

96

20

1920

0.035

3.36

 

Пряники

56

50

2800

0.04

2.24

 

Печенье

136

5

680

0.03

4.08

 

Халва

1200

1

1200

0.1

120

 

Сушки

120

15

1800

0.03

3.6

 

Сухофрукты

2050

1

2050

0.035

71.75

 

Орехи

1840

1

1840

0.1

184

 

Козинаки

1900

1

1900

0.05

95

 

Сосалки

200

5

1000

0.085

17

 

Power bars

28

60

1680

20

560

 

 

Всего на четверых

 

58086 г

10746Руб
358.19$

 

Всего на человека

 

14522 г

2686.4Руб
89.547$

 

На человека в день

 

427 г

79Руб

 

Всего Gala-Gala

7597.4
253.25$

 

Аптека и косметика

Стандартный аптечный комплект был расширен за счет:

-  Средств от горной болезни. Был взял диакарб для профилактики болезни и дексаметазон для лечения отеков легких и головного мозга. Диакарб принимали и никто горняшкой не заболел.

-  Обеззараживателя воды. Будучи наслышаны о плохой воде в Индии и Непале, мы взяли средства для ее стерилизации. Однако вода оказалась хорошей и эти препараты не пригодились.

- Увеличенного количества витаминов и микроэлементов. Особый упор был сделан на соли кальция, в результате чего все остались при зубах.

-  Увеличенного количества сильных антибиотиков.

Есть информация, что в Тибете очень распространено бешенство животных. Хотели взять средства от него, но не нашли, и, как следствие, не взяли.

  1. Горняшка
    1. Диакарб 250 мг: 6х24шт
    2. Дексаметазон – 2 пачки
  2. Обеззараживатель воды – 1 уп.
  3. Витамины
    1. Vitrum – 100 таб
    2. Кальций + D3 – 200 таб
    3. Пивные дрожжи разные – 1000 таб
  4. Перевязка
    1. Бинт стерильный: 3 шир + 3 сред
    2. Вата стерильная – ½ пачки
    3. Бинт эластичный – 1шт
    4. Лейкопластырь лента – 2 рул
    5. Лейкопластырь бактерицидный – 1.5 метра
  5. Антисептики
    1. Йод – 1 бут
    2. Гидропирит – 1 пачка
    3. Перекись водорода – 1 банка
  6. Сердечнососудистые
    1. Нитроглицерин – 1 пачка
  7. Желудочные
    1. Но-шпа – 16 табл
    2. Иммодиум – 2 упак
    3. Фестал – 2 упак
    4. Фталазол – 1 пачка
    5. Уголь – 5 пачек
  8. Антибактериальные
    1. Бисептол – 1 уп
    2. Ципролет-500 – 20 табл
    3. Доксициклин – 20 табл
    4. Эрициклин – 20 табл
  9. От кашля
    1. Бромгексин – 1 уп
    2. Биопарокс – 1 баллон
    3. Амбробене – 40 табл
  10. Противовоспалительные
    1. Аспирин – 2 уп
    2. Анальгин – 1 уп
    3. Баралгин – 1 уп
    4. Спазмалгон – 1уп
  11. Инъекции
    1. Шприц – 10 шт
    2. Кордиамин – 4 амп
    3. Кофеин – 5 амп
    4. Гентамицин – 10 амп
    5. Лидокаин – 6 амп
    6. Лазикс – 5 амп
    7. Преднизолон – 3 амп
    8. Трамал – 5 амп
    9. Кетонал – 5 амп
  12. Прочие
    1. Тавегил – 1 уп
    2. Альбуцид – 2 флакона
    3. Драмина – средство от укачивания – 1 уп
    4. Кларитин (аллергия) – 3 таб
  13. Мази
    1. Солкосерил – 1.5 тюб
    2. Троксевазин – 1 тюб
    3. Финалгон – 1 тюб
    4. Левомеколь – 1 тюб
  14. Косметические средства
    1. Крем от загара фактор 40 – 250 мл
    2. Крем для рук – 3 тюбика
    3. Гигиеническая губная помада – 4 тюбика
    4. Шампунь – 10 одноразовых пакетов

Ремнаборы

Ремнабор стандартный.

Общий рем

1.  Лезерман (в котором есть пассатижи, плоская и крестовая отвертки)

2. Пассатижи

3.Напильник плоский

4. Полотна от ножовки по металлу – 2шт.

5. Скотч – 4 рул по 60м.

6. Проволока разная

7. Изолента мягкая – 4 рул

8. Зажигалка герметично упакованная – 10шт

9.  Тонкие иголки – 10 шт

10.Тонкие нитки капроновые

11. Ножницы – 1шт.

12. Наперсток – 2 шт.

13. Английские булавки - 10шт

14. Куски ремонтной ткани (авизент, парашют, etc.)

15. Куски пенки

16. Куски липучки

17.  Гвозди - 10шт

18. Фенечки: пуговицы, запасные пряжки, самосбросы (трезубцы, 2 главных самосброса)

19.  Резинка широкая и узкая

20.  Свечка

21.  Суперклей – 2шт

22.  Универсальный клей. «Момент» или 88-ой

23.  Шкурка

24.  Желудочный зонд или резиновый бинт – 1 рулон

25.  Водоотталкивающий крем для ботинок

Рем для баллонов

1.  Клей резиновый – 1л

2. Бензин чистый (протирать и растворять клей)

3. Поролон для клея

4. Поролон для бензина

5. Шкурка

6. Чернуха

7. Ножницы – из общего рема

Рем для покрышек

1.  Толстая иголка - 2 шт.

2.  Суровые нитки

3.  Ткань для ремонта покрышек (авизент и теза)

4. Клей для ПВХ – 1 банка

Запасные вещи

1.  Запасные перчатки

2.  Запасные солнечные очки


Особенности личного снаряжения

Личное снаряжение было достаточно стандартное. Одежда была рассчитана на диапазон температур (-20; +40). Реально встречались температуры в диапазоне (-10; +40). На Янцзы пригодились солнечные очки. Водная гладь на 4500 метрах над уровнем моря слепит не хуже снега. В пустыни пригодились личные фляги – в них несли расходную воду. Остальную несли в гермах.

Полный комплект снаряжение туриста-водника мы посчитали слишком тяжелым и не стали брать каски и гидрокостюмы. На ноги одевали гидроноски и кеды/кроссовки, а вместо гидрокостюма использовали термобелье. Вода в реках оказалась не холодной, в Янцзы достигала 15 градусов, видимо, из-за малой глубины. Спасательные жилеты взяли очень легкие, с емкостями, сделанными из пакетов из-под вина. Однако вполне функциональные.

 

Литературные приложения

Нижеприложенные здесь заметки имеют своей целью более полно раскрыть это непонятное и для нас самих, но безусловно ставшее частью нашей жизни явление – Тибет [17].

Москва – Голмуд

Китайская народная пословица

Москва, к которой мы привыкли, и далекий загадочный Тибет – суть жемчужины одного ожерелья миров, разделенные другими мирами – Средней Азией, страной уйгуров, великой пустыней Такла-Макан. Чтобы оценить все великолепие этой низки жемчуга, нужно проехать по ней – проехать из Москвы в Тибет.

Казахстан провожал нас протянувшимися на сотни километров рядами колючей проволоки и пулеметными гнездами на вышках. Здесь очень боятся китайской экспансии. Китай встречал нас иероглифами и полным пренебрежением к охране госграницы. Они никого не боятся. Красные иероглифы – вот первое впечатление от Китая. Страшновато – кажется, что разучился читать. И повсюду красный цвет, так любимый китайцами. Красный цвет, в западной цивилизации прочно проассоциированный с агрессивностью и кровью. Но здесь все очень спокойно. Гуляем ночью по городу – всюду жизнерадостные уйгуры угощают шашлыками. Шашлык из баранины, свинины, почек, печени, яиц, рыбы и любых овощей. И пиво.

Первый билет на автобус нам покупает наш друг энтомолог Илья, уже не раз путешествовавший по Поднебесной. Второй билет, на поезд из Урумчи, нам предстоит покупать самостоятельно. Легкая паника. Пытаемся понять, что из плакатов в кассовом зале является расписанием. Долго сличаем иероглифы на карте с иероглифами на плакатах. Запущена четырехпроцессорная экспертная система нового поколения – расписание найдено! Поезда до Синина нет... Разрабатываем новый маршрут. И опять проблема – как купить самые дешевые билеты на самый ближайший поезд. Экспертная система скрипит, но справляется. На радостях покупаем пива, но излишняя самоуверенность подводит систему. За 15 минут до отхода поезда мы не понимаем, куда идти на посадку в огромном железнодорожном вокзале города Урумчи.

Пустыня за окном поезда. До гор далеко-далеко на горизонте – разноцветная равнина, в которой нет только одного цвета – зеленого. Параллельно с нами летит прямое, как стрела, шоссе. Никаких признаков жилья. Мимо нас проносится суперсовременная двухуровневая развязка. Однако... Уходим в длинный освещенный туннель. Выныриваем в другом мире. Все вокруг зелено-желто-коричневое. Пашни, ручьи и перелески радуют утомленные пустыней глаза. Здесь идет сенокос. Лоскутное одеяло обработанной земли украшают золотые домики стожков. Деревни – то ли слепленные из глины, то ли выросшие из земли. Повсюду красные флаги. Эти люди – бесспорные победители соцсоревнования.

Ланчжоу – огромный город, столица провинции Ганьсу. Здесь тепло и солнечно. Не только из-за метеоусловий – широкие светлые и чистые улицы, ухоженные парки, улыбчивые люди. Настоящая китайская кухня. Объеденье! И всего за 25 руб на человека. Немного обескураживает только тот факт, что мы так и не поняли, что же мы ели...

Снова пустыня за окном. Мы готовимся стать преступниками. Едем в город Голмуд, территория вокруг которого закрыта для иностранцев. В путеводителе сказано: «самый отвратительный, безжизненный и удручающий ландшафт во всем Китае». Но только так мы попадем в Тибет. В этой пустыне есть вода, на карте даже нарисованы заболоченные участки. Но вода эта – соленая, такая соленая, что никакая тварь, будь то тушканчик или куст верблюжьей колючки, не способна использовать ее. Пустыня мертва. Мы начинаем грустить, но, к счастью, при подъезде к Голмуду соляные болота сменяются старой доброй песчаной пустыней. Какой же живой и доброй она кажется после своей просоленной соседки.

Поезд подъезжает к вокзалу, мы выскакиваем и бежим, бежим, бежим прямо в пустыню.

 

Обход поста

Не пойман – не вор.
Русская народная пословица

До этой экспедиции никто из нас не ходил по пустыне, а тем более – через пустыню. А тем более – через высокогорную пустыню. Это непросто и очень интересно. В голове навсегда закрепился пионерский девиз: «Воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Наш базовый лагерь стоял на краю пустыни, в полукилометре от казарм и был скрыт от них высоким барханом. За водой мы ходили на край города, где был прорыт канал, наполненный чудесной чистой питьевой водой. Жизнь по эту сторону пустыни была легка и безоблачна. По другую сторону пустыни, в 35 км от нас находился пост, где у иностранцев проверяли разрешения на въезд в Тибет. Нам нужно было обойти его и выйти на шоссе. Дальше поедем на попутках. План был прост и понятен, мешала только пустыня и больше двух центнеров груза. Пошли в разведку. Несмотря на опытность следопытов, воды они не нашли. Вместо воды нашли несколько пересохших русел, которые на карте почему-то были обозначены непрерывными синими линиями. Решили идти к озеру несколько в стороне от маршрута, но уже на другой стороне пустыни. Началась борьба за жизнь.

После захода солнца уходит первая ходка с половиной груза. Сделан схрон на полпути к озеру. Ночью в пустыне идет подобие дождя. Утром пасмурно. Решили рискнуть и пойти через пустыню днем. Воды взяли полно – по два литра на человека. Оказалось – очень мало. Еще по пасмурной погоде прошли схрон. Затем вышло солнце и вода начала стремительно убывать. Меньше пить не получалось – иначе трудно дышать. Осталось 2 литра. Смотрим на карту и видим – нет озера. Это разбои реки, просто смазалась краска в принтере. Разбои пересохшей реки...

Ситуация была гнилая. Ближайшей гарантированной водой был все тот же канал около бывшего лагеря. Посмотрели друг другу в глаза – решили рискнуть. Весь песок вокруг нас был утоптан тысячами звериных следов. Следы мелкие, средние, вовсе гигантские – и все вели в одном направлении. На водопой? Пошли. Голова отключалась, язык прилипал к небу и мешал говорить. Склон постепенно понижался, и только поэтому и дошли. Вверх бы уже не смогли.

Мутный, грязно-серого цвета, с плывущими по поверхности букашками и таракашками – как мы его пили!!! Ручей в тени скального карниза, спрятанный от жестокого солнца. Поставили лагерь, перетащили схрон. Блаженствовали уже под незнакомыми звездами. Утром благодетель пересох. Все утро собирали в гермы оставшиеся от него лужицы. Сколько-то мы на этой воде еще протянем.

Снова разведка, на целый день. Воды нет, обхода поста нет. Умные китайцы заперли постом единственную щель в скальной стене восточного Кунь-Луня. Сквозь эту щель протискиваются шоссе Голмул-Лхаса, строящаяся железная дорога, а также река Голмуд, обозначенная у нас на карте двумя линиями. Делать нечего – идем к ней, прямо к китайцам в лапы. При подходе к реке замечаем удивительную вещь – отсутствие всякой растительности. И это в местности, где тщедушного ручейка достаточно для поддержания гектаров травы и кустарника! Неужели пересохла? Подходим ближе – течет, родимая. Тридцатью метрами ниже нас, на дне каньона с отвесными стенами. И никаких намеков на спуск.

Спуск нашли в паре километров, совершенно случайно. Какой-то китаец в буквальном смысле слова не замел следы. Прорубленный в скале серпантин привел нас в «рай». Парадайз – так мы назвали это место, защищенное от ветров и пыльных бурь, место, где не нужно было заботиться о воде. Под покровом ночи, строго по GPS в две ходки перенесли лагерь в Парадайз. Заснули счастливые. Утром обнаружили, что вчера по приходу каждый наполнил водой все возможные емкости. Маньяки...

Следующей ночью штурмовали пост. Повезло – не было луны и был легкий туман. Четыре груженые под завязку тени бесшумно крались по изрытой стройкой местности, соблюдая дистанцию от казарм, собачьих будок и освещенных участков. Проскочили буквально за обращенной к реке стеной поста. Свобода!

Утром поймали попутку и чудом проехали второй пост, которого не было у нас в описании. Все посты не обойдешь. Ночь встретила нас уже в деревне Тотохеянь, на берегу великой Янцзы.

 

Партизанскими тропами

В Тибет мы собирались проникнуть нелегально. Хотелось пролезть в такие места и на такой срок, что официальное разрешение стоило бы нам многие тысячи долларов – всяко больше годовой зарплаты. Со спокойным сердцем отбросив законный вариант, мы сосредоточились на незаконном. На район голмудского поста удалось найти только устаревшую советскую пятикилометровку, и благодаря частично ей, частично собственному здравому смыслу, мы три дня плутали по пустыне. Однако утром четвертого дня наш лагерь стоял в каньоне единственной в этой пустыне реки, и до поста оставалось около пяти километров. Посовещавшись, штаб вынес решение провести партизанский налет на пост, имеющий целью разведку стратегических объектов. Сказано сделано. Мы вдвоем с Лешей выдвинулись к посту. Местность вокруг поста состояла из участков двух типов. Участки первого типа были облагорожены китайскими строениями непонятного назначения, участки второго типа были обезображены воронками и горами строительного мусора, оставшимися от работы над участками первого типа. Впечатление безрадостное, но мусорные кучи давали нам хорошие возможности для маскировки. Полдня мы кружили рядом с постом. Сначала прятались и подозревали каждого китайца в связях с public security. Потом надоело. К полудню все важные точки были занесены в GPS и мы вернулись на базу отсыпаться перед штурмом.

В 12-00 по голмудскому времени отряд в полной темноте выполз из каньона на плато. У каждого за спиной было по 50кг, у Леши на груди висела связка труб рамы катамарана, слишком напоминающая переносной пулемет, у Тихона в руках был красный флаг на трехметровом бамбуковом шесту. Флаг Тихон нашел недалеко от лагеря и выбросить его отказался наотрез. Отряд был к бою готов. Думаю, если бы мы встретили по дороге мирного горожанина, он сдался бы в плен без лишних вопросов.

Пошли. Все как в компьютерных играх, только пыхтишь ты, а не твой герой. Справа отвес, слева железная дорога. Идем в полной темноте, чтобы не заметили. Светится только экран GPS. Железку надо перейти в строго определенном месте. Перейдем раньше – выйдем на освещенную станцию, перейдем позже – окажемся слишком близко к охраняющим мост солдатам, которые окликнули нас днем. Перешли. Дальше путь между глухим забором и мусорными горами. Лает собака, как раз оттуда. Значит, надо по-другому. Ага, есть еще проход прямо в кучах. Садимся. Вдвоем идем в разведку. Снимаем на GPS новый путь до самого поста. Задыхаясь от адреналина, бежим обратно. Хм… Я забыл снять точку, где сидят ребята. Сорок минут шаримся по мусорным кучам. Замогильными голосами пытаемся звать ребят, также пробуем подражать крикам совы, выпи, Аленушки. В результате теряем друг друга. Находимся все чудом, подхватываем рюкзаки, пулемет и флаг – и бежим к посту. С расширенными от ужаса глазами проходим в 20 метрах от стены поста, в окно видим затылок китайца, проверяющего документы у проезжающих. Прошли!

Впереди сколько хватает глаз полоса земли между дорогой и обрывом шириной 50 метров и вся изрытая воронками. Время от времени по ней проходит луч прожектора от ближайшей стройки. Отряд добегает до ближайшей воронки и бросается на ее дно. Прожектор прошел. Бежим! Добегаем до следующей воронки, прыгаем в нее. Ждем. Бежим. Прыгаем в воронку. Эх раз, еще раз! Спустя несколько воронок нас всех одновременно разбирает неудержимый хохот. Мы представляем, как это выглядит со стороны. Воображение дорисовывает каски вместо кепок и руку на перевязи – сцена из фильма про войну. Как бы, наверное, смеялись китайские полицейские. А может – китайские психиатры – неизвестно, по какому ведомству нам пришлось бы пройти.

 

Янцзы

Эти люди наивны и доверчивы до безумия – сущие дети.
Эрнандо Кортес

Удивительное ощущение – плыть по Янцзы. Сначала Великая река занимает собой все поле зрения, растекаясь до горизонта сетью разделенными островами проток. Затем она занимает все мысли, гоня прочь из звенящей головы суетные переживания. Затем она заполняет всего тебя. По телу разливается приятная пустота, глаза начинают по другому смотреть на мир.

В этой пустоте есть мы, наш катамаран Карантин, река Янцзы, она же Андуин, она же Элизабет, то есть просто Река. И есть Небо. Небо здесь – это все, что не Река. В такой приятной компании мы провели одиннадцать дней. Но это – если верить календарю, потому что Время мы не приняли в свою компанию.

Раз вспомнив дни, проведенные на Реке, очень трудно переключиться в нормальный ритм последовательного повествования. Слишком мало значат события, и слишком много – чувства. Я и не буду пытаться этого делать. Просто сходите на Янцзы – и нам будет проще понять друг друга.

 

Как мы Янцзы потеряли

Янцзы – великая река. Это заметно даже в ее верховьях. Уже в ста километрах от истока течет она десятками быстрых желтых проток, никогда не сливаясь в одно русло. Расстояние между берегами – чуть ли не километр! Хотя и берегов-то никаких нет. Вокруг – бесконечная равнина до горизонта, и уж почему сегодня Янцзы течет здесь, а не там – одному Будде известно.

На берегу одной из проток Янцзы, совсем рядом с трассой Голмуд-Лхаса мы строили свой катамаран. Дорожные рабочие, до того вяло ковырявшие кирками прекрасно выглядевшее дорожное покрытие, прибежали в полном составе. Команда, стараясь сохранять полную невозмутимость, с помощью легких перекачивала разреженную атмосферу в баллоны. После рабочих потянулись инвалиды трудового фронта из передвижного госпиталя. Вся толпа с открытыми ртами следила за каждым нашим движением. Последним прибежал умирающий китаец, таща стойку с капельницей, игла которой была внедрена ему в руку. «Аудитория в сборе. Можно отчаливать» - решили мы и спустили на воду доблестный катамаран «Карантин». Тронулись. Аудитория разразилась хриплыми криками. Все, у кого были руки и эти руки не были в гипсе, начали махать ими на прощание. Китайцы – очень непосредственный народ. Умирающий размахивал капельницей.

Весь первый день сплава пейзаж за бортом совершенно не менялся. Сколько хватает глаз, справа и слева – протоки Янцзы, разделенные островами. Желтая вода, бурый песок и редкие пятна светло-зеленой травы. И только на горизонте одиноко стоит правильной формы гора, увенчанная белой шапкой – в 50 километрах от нас.

Второй день поначалу не отличался от первого. Но к обеду протоки стали мелеть, а островов становилось все меньше. Большую часть времени приходилось идти пешком. Наконец, вокруг нас осталась одна вода, глубиной не больше 20 см, а течение, которое полчаса назад бодро катило со скоростью 8км/ч, куда-то рассосалось. «Странная река», подумали мы. «Похоже, она тут и кончается», заключил Леха. Это не входило в наши планы. Путем мозгового штурма родилась гениальная идея – посмотреть на карту. Даже на нашей обделенной топографическими знаками полумиллионке была видна оригинальная творческая идея создателя этих мест. От Янцзы отделялась небольшая речка и текла почти под прямым углом в большое озеро. В центре этого озера мы и имели счастье стоять. Самое же обидное заключалось в том, что из Янцзы мы выплыли ВЧЕРА, и, стало быть, уже день движемся по какой-то не внушающей доверия безымянной речке. Однако!

Будда, безусловно, большой шутник, но существо добросердечное и незлобивое. Поэтому он проложил еще одну речку, текущую из озера обратно в Янцзы, совсем недалеко от первой. Вот где пригодился GPS! Развернув «Карантин» в указанном навигатором направлении, мы двинулись к выходу из озера. Песок кончился, и желтая вода вокруг незаметно превратилась в жидкую глину. Благодаря Будду каждый раз, когда удавалось вытащить ногу, не оставив в глине ботинок, и матеря его в противном случае, команда упорно первопроходила озеро.

...И они нашли эту речку, и случилось чудо – «Карантин» вдруг взял и поплыл сам, без бурлачества и мата. И было им счастье...

 

Как мы тибетца учили расстояние мерить

Шли мы с Янцзы на Меконг. Не первый день уже шли – устали. Проснулись с утра, смотрим на карту – нужно брать перевал выше 5000. Перевал пешеходный, но до него еще не близко, да и от него до Меконга порядочно. Сидим в палатке, едим сублиовощи с сублимясом, размышляем. Тут палатка начинает странно дергаться, хотя ветра никакого нет. Вылезаем в тамбур – это к нам в гости тибетский юноша пришел, только он тамбур открывать не обучен, поэтому под дверью пролезть пытается. Поздоровались с ним, предложили овощей. Он есть не стал, сел в тамбуре и смотрит, золотым зубом поблескивает. Это нормальное поведение для тибетца, но есть, когда тебе в рот заглядывают – удовольствие среднее. Решили с ним поговорить. Обсуждение политической ситуации в Китае отложили на потом, сначала спросили – есть ли у него лошади. Лошади имелись. А может ли он на этих лошадях наши рюкзаки через перевал перебросить? За деньги. Этот вопрос оказался сложнее предыдущего. Минут двадцать мы вчетвером его втолковывали, пока не втолковали. Может. Но не больше 15 км. Подивились мы этой цифре, но до перевала по прямой было семь, и мы согласились. Наш друг привел трех невысоких коренастых лошадок, погрузили на двух по два рюкзака, на третью он сел сам, и поехали.

Минут через двадцать ему наскучило ехать с нами, он стеганул свою лошадку и понесся в ближайшую юрту чай пить. Оставил нас, зараза, один на один с дикими зверями. Лошадки тут же идти перестали, предпочитая лежачее положение стоячему. Но и у нас был уже некоторый опыт общения с нерусскоговорящими существами. Знали, куда надо пнуть, чтобы лошадь почувствовала, но копытом не достала. Идем. Подходим у перевалу. Тут из-под земли появляется наш всадник, весь в белом, только сапоги слегка ячьим навозом измазаны. Ведет нас на перевал. Тропа хорошая, доходим быстро.

На перевале дождь, ветрило и куча тибетских флагов трепещет. Наш друг с лошади слезает, возносит молитву богам, а затем без зазрения совести говорит, что все, мол, приехали. Ну нет, братец, ты свои юани еще не отработал! Мало, говорю, километров прошли. Ведется полемика. Под шумок Тихон с Ромой уводят лошадей вниз с перевала, в долину Меконга. Тибетец спохватывается, но уже поздно. Провожает лошадей тоскливым взглядом, садится на своего конька и исчезает из глаз.

Мы идем. Погода – хуже некуда. Но идем, потому что чем больше пронесут рюкзаки лошади, тем меньше их тащить нам. Километра через четыре появляется наш мокрый друг. Он зол. Он хочет домой. Он говорит, что 15 километров мы давно прошли. Окей! Посмотрим, что скажут словари. Я достаю GPS, ловлю спутники, показываю ему циферки. По прямой мы прошли 9 километров. Как же так? Достопочтенный хочет нас надуть? Для убедительности подключаются Тихон с Лехой – начинают на разные голоса требовать крови ленивого тибетца и вспоминать, как много было пролито трудового пота, чтобы эти деньги заработать. Тибетец слегка балдеет, но временно отстает. Он едет параллельно с нами, видимо, пытаясь осмыслить происходящее.

Еще через три километра он делает следующую попытку. Но у нас есть следующий аргумент. Карта! Причем цветная. Мы разворачиваем ее и как дважды два доказываем, что еще надо пройти километра четыре, в лучшем случае три. Ни рожна не понимаю, тибетец долго таращится в карту, потом крутит в руках GPS. «Где ж меня дурят?» - стоит в его глазах немой вопрос. Тибетец поднимает голову, по его давно не мытым волосам стекают струйки дождя. Он внимательно по очереди исследует наши честные и суровые лица, затем прыгает в седло и исчезает, напоследок оглашаю окрестности нечленораздельными воплями. «Как бы товарищей не привел» - думаем мы и прибавляем шагу. Река уходит в глубокие каньоны, мы идем прямо по воде. Все устали – и мы и лошади. Они все чаще останавливаются, все труднее заставить их идти дальше.

Вдали завиднелась белая точка юрты. Около нее сидит наш друг. Привычным жестом я достаю GPS – 16 км по прямой! Он забирает лошадей. Мы широко улыбаемся друг другу. Хорошие все-таки люди – тибетцы!


[4] Public Security Bureau, сиречь полиция

[5] Есть информация, что северная трасса не такая красивая, а дорога там еще хуже.

[6] Зная, что впереди еще много постов, решили присваивать им категорию сложности. Сундзомский пост 2 кс – простой обход по пересеченной местности.

[7] Пост 4 кс – сложный обход по труднопроходимым джунглям, отягощенный многочисленными кровососущими пиявками.

[8] Пост 5 кс – сходу не видно линии движения, много сложных препятствий: заборы, участки джунглей, сторожевые собаки.

[9] Овсянка варено-сушеная, быстрого приготовления, пакеты по 50г

[10] Мясо – сублимированные свинина, говядина, курица

[11] сублимированные продукты

[12] овощи – капуста, сладкий перец, морковь, свекла, лук

[13] 5 пачек по 1 кг

[14] 7.5 буханок, по 24 куска из буханки

[15] 5 пакетов Вегеты по 75г

[16] 48 пакетиков по 5г, по 2л напитка из 1 пакетика

[17] Материалы взяты с сайта команды – www.tibettravel.narod.ru .


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100