|
Вне трасс > Сноуборд |
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU
Автор: Valdek Udris, Tallinn На сноуборде с пика Ленина
Апрель 1999 года, купе поезда Минводы - Санкт-Петербург. У всех приподнятое настроение, не только потому, что пива выпито уже немало. Мы увлеченно обсуждаем планы на будущее. Купе забито сноубордами, горными лыжами и чехлами от них. Рюкзаки уместились под полками, всевозможные тюки, мешки и пакеты лежат поверху. Столик загружен пивными бутылками, пустыми и полными, из-под газеты выглядывает хвост воблы, здесь же, в прозрачном пакете, купленный на станции горячий вареный картофель и банка соленых огурцов. В купе стоит характерный запах ботинок и носков, долго бывших в употреблении, пахнет потом. Ребята возвращаются с Кавказа, с Эльбруса. Они сделали то, что эстонцам еще никогда не удавалось – спустились на лыжах и сноубордах с самой высокой горы Европы. Естественно, окрыленные успехом, развиваем идею: куда дальше? Что в следующий раз? Хотелось повыше, и тут кто-то сказал: “На Ленина!”… Вот так и вышло: следующий год прошел в приготовлениях к новой экспедиции Клуба Молодых Путешественников. “На сноубордах и лыжах с гор мира” - так громко назвали это и будущие подобные путешествия. Поход на Ленина заявили как первый спуск эстонцев с вершины семитысячника. Шефом экспедиции стал, как всегда, неутомимый Валдо Кангур. Пик Ленина (7134 м) расположен на Памире, в Заалайском хребте, в районе границы Кыргызстана и Таджикистана, неподалеку от самой высокой точки бывшего Советского Союза – Пика Комунизма (7495 м). Впервые Пик Ленина в 1928 году покорили немецкие альпинисты (Е.Альвайн, Е.Шнайдер, К.Виин). Первой эстонской экспедицией, покорившей эту высоту, стала группа под руководством Петера Варена. Восхождение состоялось в 1965 году. Пик Ленина весьма популярен среди альпинистов. Гора считается относительно легкой (если подниматься по классическому маршруту), к ней довольно просто и удобно подъехать. Но при этом здешний климат суров, погода капризна и непредсказуема, все это провоцирует повышенную лавиноопасность. Покорителей ожидают вечный снег, очень низкие температуры, штормовые ветры и, конечно, недостаток кислорода. На горе завершили своей земной путь более ста альпинстов. Всем памятна трагедия 1990 года, когда под одной большой лавиной оказались похоронены по разным данным от 43 до 60 человек. Никого из пропавших в ту роковую ночь впоследствии не нашли. Только через пять лет ленинградские альпинисты наткнулись на пять трупов и похоронили их без опознания на “крестовом” холме.
Расспрашивали людей бывалых, что и как, десятки часов провели в Интернете в поисках полезной информации. Шумели в прессе в поисках спонсоров. Порой все это начинало сводить с ума. Зимой тренировались в разных горах. Для меня это, правда, закончилось порванным мениском, когда пытался коленом свалить ель… И все-таки старания не прошли даром, опыта прибавилось. Перед путешествием на Памир мы с Валдо отправились еще на Кавказ. Он повел группу из 60 человек в альплагерь Уллу-Тау, а я махнул на Эльбрус со сноубордом, привязанным к рюкзаку. Весной 1999 года мы спускались с Восточной вершины, а сейчас я отправился на Западную. Вершина в этот раз далась сравнительно легко, чего не скажешь о спуске до седловины. Тогда я еще подумал с тревогой: если на пяти тысячах такой твердый фирн и лед, то что ждет нас на семитысячнике? Кстати, это был уже четвертый мой поход на Эльбрус, и всякий раз я обещал себе, что последний. Вот и пойми эту душу человеческую!.. Для похода на пик Ленина мы нашли много единомышленников. Изначально нас было 24 ненормальных, правда, в поезд Таллинн-Москва сели 16 человек (забегая вперед, скажу, что к счастью, и на финише нас было столько же). Группа получилась интернациональная – эстонцы, русские и финны. Ниже привожу стартовый протокол экспедиции.
Итак, 23 июля 2000 года. В первой половине дня из Финляндии морем прибыли наши “лоси”. Я встретил их и транспортировал на ж/д вокзал. И здесь мы сделали открытие – оказывается, камера хранения на вокзале отсутствует! Но рынок услуг, как и природа, не терпит пустого места – из ниоткуда возник некий дядя Вася с ключами от пустой комнаты, куда мы и сгрузили за символическую плату финские рюкзаки, лыжи и сноуборды. Летний вечер. Московский поезд уже подали к перрону. Вещей у нас достаточно, у каждого по рюкзаку и даже по два, сноуборды и лыжи. Плюс больше чем триста килограммов общественного груза. Остальные пассажиры удивленно наблюдают, как все это мы пытаемся уместить в наши купе. А еще нужно успеть пообщаться с журналистами: “Скажите, чего вы ждете от этого путешествия?..” – отвечаем на многочисленные вопросы. Кто-то из провожающих женщин, кажется, плачет… Проводница: “Отъезжающие, пожалуйста, в вагон…” Валдо достает бутылку пива (какая жалость, забыли про шампанское!), хорошенько ее встряхивает и быстро открывает, журналисты не успевают опомниться, а видеокамера канала ТВ-3 уже вся в брызгах – не хуже, чем шампанское! Счастливого пути! Утро. Москва. Два микроавтобуса везут нас в Шереметьево-2. Сгружаем наш многочисленный багаж на пол, неподалеку от столов регистрации и распределяем обязанности: кто-то вызывается быть сторожем, кто-то отправляется в город, на экскурсию по российской столице. Я обнаруживаю, что в заботах о том, чтобы все получили визы и авиабилеты, я забыл про свой собственный билет. Хорошо, что хватает времени на то, чтобы съездить в турфирму и сделать дубликат… К вечеру все собираются в аэропорту. Начинается регистрация. Персонал, не стесняясь особенно, предлагает нам сэкономить на провозе багажа, мол, платите только за две трети, естественно, в обход кассы. Мы отказываемся, знаем, что если не предъявим, как положено, квитанции в Бишкеке, с нас могут взят втридорога за каждый баул. Ночь проводим в самолете и перед восходом солнца приземляемся в аэропорту города Бишкек (столица Киргизии, бывший Фрунзе). Пройден паспортный контроль, получаем багаж, в здании аэропорта пусто, на улице только начинает светать. Устраиваемся “на чемоданах” посередине зала ожидания, кто-то засыпает, едва успев положить под голову рюкзак. Ждем – дальше нам лететь в город Ош, билеты должен подвезти представитель принимающей нас турфирмы “Asia Mountains”. Прибудет он или нет – неизвестно, Азия все-таки. Но, все в порядке, через два часа билеты у нас на руках. Выясняется, правда, что у меня билета нет, а вот у Валдо целых два! Но ничего, уладили. Начинается регистрация и почти сразу ее останавливают: оказывается, наш самолет неисправен и его будут менять на другой. Повезло, ничего не скажешь… Под шумок нам предлагают, так же, как и в Москве, оплатить не весь багаж, а только часть. Жаль, но приходится отказываться все по той же причине… Час-другой задержки, и самолет (хочется надеяться, исправный) подан к посадке. Сорок минут полета над пустыней и горами и… сойдя с трапа, мы попадаем в настоящее пекло, среднеазиатское солнце палит нещадно. Мы - на юге Киргизии, Ош – это районный центр с населением более чем пятьсот тысяч человек. Город древний, с трехтысячелетней историей, когда-то легендарный Шелковый Путь пролегал и через него тоже. Центральные ошские улицы сохранили азиатский колорит, но с налетом современности. Цены, конечно, смешные. Так всегда бывает, думаешь, вот здесь бы жить, да с моей зарплатой… Вот сюда бы все, что есть в наших магазинах, только наши ценники поменять на местные… Ошский рынок – обилие и многоцветье, а главное, дешевизна, фруктов и овощей впечатляет. Но туристов здесь всегда предупреждают: прячь кошелек подальше, воров и жуликов хоть отбавляй. В том числе, кстати, и среди милиции. Если ты отличаешься от местного населения своим внешним видом и манерой поведения, милиция вычислит тебя на рынке мгновенно. Твой рюкзачок за спиной и выгоревшие на солнце шорты иностранного происхождения сигнализируют о том, что ты потенциальная “дойная корова”, не хуже, чем, если бы ты прокатился по ошским улицам на авто с сиреной и мигалкой, извещая всех о своем присутствии. “Иностранных туристов” ошские милиционеры любят сопроводить для выяснения личности в отделение. Там, бывает, поинтересуются, а не твои ли это 20 долларов (держат про запас дежурную фальшивку). Если видят, что турист совсем уж напуган и предпочел бы поскорее отсюда убраться, запросто придумают какой-нибудь штраф. Бывали случаи, когда местная милиция пускала в ход “тяжелую артиллерию”: “А вот, что это у вас за пакетик? Какой-то белый порошок? Как это – не ваш? А чей же тогда?” Так что, лучший способ избежать подобных приключений – гулять по городу с провожатым из местных. Пять человек из нашей группы “познакомились” с ошской милицией, но, видимо, держались они как надо, все обошлось. Даже Юрка, с которым всегда случалось что-нибудь веселое и не очень, отделался от местных ментов без последствий. И еще один совет вновь прибывшим в Среднюю Азию. Советую сразу внести коррективы в привычное понимание времени. Спешку желательно забыть сразу, хотя бы из-за жары. Азиатский неспешный ритм жизни сформирован веками, если тебе удается к нему привыкнуть, ты начинаешь даже получать удовольствие: полное спокойствие и отсутствие стрессов. Прождав кого-нибудь два часа, в следующий раз ты окажешься умнее и сам придешь на два часа позже, а выйдет, что вовремя. Есть такой анекдот. Если спрашиваешь в пустыне у аксакала, когда придет автобус, и тот отвечает тебе, что сейчас, это означает, жди автобус завтра-послезавтра. Если аксакал говорит, что завтра, жди через неделю. А если скажет, что скоро, то позаботься о крыше над головой и о пропитании на месяц эдак вперед. Нам тоже нужно было, находясь в Оше, позаботиться о еде, ведь нас ждал месяц жизни в горах. Этому глобальному занятию – закупке продуктов – мы посвятили полдня. Именно столько времени мы провели на Ошском оптовом рынке, нещадно торгуясь, отбиваясь от слишком назойливых продавцов и, при этом, глядя в оба – как бы чего не ушло из уже закупленной кучи супов, круп, консервов, конфет, орехов – чего там только не было! Ночевали мы в Оше в незатейливом кемпинге при местном стадионе. Ночлег без изысков, но зато с финской баней с большим бассейном. Как выяснилось потом, баню эту строили не “по науке”, а просто кто-то из местных когда-то побывал в сауне и описал строителям увиденное. Получилось похоже на правду, главное, пара было в избытке. Смыли с себя дорожную пыль, выспались и рано утром уже грузили вещи в “Камаз”. Что-то уместили на крышу, затянув сверху брезентом и веревками, что-то загрузили в салон и он оказался основательно забит. В дороге кто-то чуть было не уселся на сумку с помидорами, вовремя спасли овощной запас. Пристроили огромные арбузы, чтобы они не катались по полу… Отчасти, наверное, наш груз был похож на вещи рыночных “челноков” - все огромное количество провианта мы упаковали в большие клеенчатые клетчатые сумки, любимую тару рыночных торговцев во всем мире (даже в Южной Америке я видел, как они таскают такие же баулы). Едем через горы Алайской гряды. Дорога петляет серпантином по крутым и высоким склонам. Минуем кишлаки: дома, сооруженные из глины и соломы, бедность, которая сразу бросается в глаза. Но люди, как везде в Средней Азии, гостеприимны – машут вслед нашей машине, а один юный “джигит” пришпорил свою лошадь и лихо проскакал, сопровождая наш “Камаз”, метров двести. Перекусили в одном из дорожных кафе, и следующей остановкой был уже КПП (это приграничная зона Кыргызстан-Таджикистан). Контроль прошли без эксцессов. Кстати, о конфликтах, и не бытовых, а военных. Многие считали нашу поездку опасной: “Куда вы? Там же война! Там иностранцев берут в заложники и убивают, если никто не платит выкуп!” К сожалению, это не слухи. Но могу утверждать, что под Лениным все спокойно, но все-таки военный конфликт имел место километров на 100 западнее, ближе к кыргызско-таджикской границе в местечках Баткен и Каравшин. Все, что происходило там, если верить газетам, было под контролем регулярных войск, которые вахаббистам прохода не дают. По поводу причин здешних военных инцидентов говорят разное. Официальная версия такая: оппозиционная групировка числом поклонников примерно в полторы тысячи человек борется за создание в тех краях малого исламского государства, и стреляют они, по большей части, для отвлечения внимания. И неофициальная версия: таджикская и афганская наркомафия прокладывает через территорию Кыргызстана путь для транспортировки наркотиков. Вполне вероятно, что две эти версии перекликаются между собой. А кое-кто называет еще и третью – бывшая колониальная и национальная политика России, такая же, как нынешняя внешняя политика. Итак, наш путь завершается к вечеру. Мы направляемся на юг, через Алайскую долину. Километров через 200 к востоку от нашего курса – граница с Китаем. Видим величественный Заалайский хребет, его гордость (и наша цель) – Пик Ленина скрыт за тучами. 26 июля, еще засветло, мы приехали в базовый лагерь в Ачик-Ташской долине (3600 м). Я здесь во второй раз. Тогда, в 91-м году дойти до Пика Ленина не смог, не сложилось с акклиматизацией. Прекрасно помню картину – я и Вики (из Тартуского альпклуба) валяемся со страшной головной болью в лагере на 6.100, временами опускаемся на четвереньки и в который раз опустошаем желудки, хотя опустошать уже нечего. С сожалением смотрим вслед тем, кто медленно, но верно, продвигается по гребню к вершине. Но сезон тогда не пропал. Мы побывали на южной стороне Ленина и совершили два первовозхождения – на Пик Норма и Пик Пайде. Здорово стоять на вершине пятитысячника, где до тебя не ступала нога человека! Прибыв на Ачик-Таш в этот раз, мы застали три базовых лагеря, организованных разными турфирмами (киргизской, казахской, узбекской) и стационарный лагерь, построенный еще в советские времена. Клиенты всех лагерей, в основном, иностранцы. Лагерь, в котором разместились мы, расположен в живописном месте, между холмами, на берегу небольшого озера, рядом – ручей с горной прозрачной водой. Кажется, что вокруг все буквально усыпано эдельвейсами. Конечно, здешние коровы, которые едят эдельвейсы без разбору, не могут знать о том, что в Западной Европе, в Альпах за один такой цветочек, упакованный в бархатную коробочку, наподобие ювелирной, турист платит валютой. Первая ночь в лагере. Разгрузили наш “Камаз”, поужинали, устроились в палатках и заснули, утомленные дорогой, что называется “без задних ног”.
|
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999- Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|