Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Вне трасс > Сноуборд
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Valdek Udris, Tallinn

На сноуборде с пика Ленина
Часть 3


Северная стена.
Путь спуска

20 августа. Вчера мы вновь поднялись на С3. Погода идеальная. И нас ждет сюрприз. Алена, которая сопровождала одного из своих клиентов и воспользовалась оставленной нами на С3 палаткой, в благодарность оставила нам пачку борща и шпроты. Добрая фея гор... Вспоминаю эти кулинарные подробности сейчас и думаю о том, что по моему опыту, когда в горах мысли о любимых блюдах начинают докучать, это верный признак того, что твои моральные силы на исходе. Шпроты, которые нам тогда пришлось вскрывать зубцом кошек, мы проглотили моментально.

Мы просим немцев, направлявшихся вниз, передать нашим ребятам в С1, чтобы завтра они следили за северным склоном и постарались заснять на видео наш спуск. Но те, конечно, уже расслабились и отправились отдыхать в ВС, где ждали поварихи и загубителъные напитки. Наши финны остались, но тоже не имели особого желания непрестанно глазеть на склон в ожидании нашего появления, вот так и получилось, что мы остались без важных видеокадров.

Кстати, о финнах. Они установили свой С3 на 6.000 на Липкине, поднялись до 6.650, но потом из-за плохой погоды вынуждены были спуститься в С1, отказавшись от вершины. Они выбрали маршрут труднее нашего, там редко кто ходит, и им пришлось самим тропить глубокий снег. Поэтому скорость движения была медленной, сил они потеряли много. Да еще и закончились верху продукты и газ. Для повторной попытки они, видимо, слишком устали. Но спуск получили отличный.

Ночью снова поднялся ветер, не хотелось высовываться из палатки (опять стала актуальной пластиковая бутылка), не говоря уже о восхождении. Весь следующий день мы провели в палатке, налегая на белки, кисель и углеводы.

Радует то, что самочувствие прекрасное, организм привык к высоте. Но очень холодно. Температуру воздуха измерить трудно, сильный ветер, кажется, удваивает градусы, но Валдо все же измерил температуру внутри палатки, -14 градусов. Если подойти к краю гребня и встать над большим заснеженным карнизом, будет видна крохотное пятно базового лагеря (разница высот 2,5 км). Тоскливо думаем, о том, как там тепло...


Лагерь 1

21 августа. Третий день штурма вершины. Около 4-х утра просыпаемся от писка будильника. Но за стенами палатки вновь бушует штормовой ветер, дураков вылезать из теплого спальника в такую погоду нет. Мы продолжаем лежать, но вдруг до нас доносится шум. Немцы грохочут посудой и что-то обсуждают. Неужели пойдут наверх? И точно, шум стихает, я выглядываю из палатки и вижу удаляющиеся огоньки. Все-таки ушли! "Ничего, скоро вернутся" - думаю и поудобнее устраиваюсь в нагретом спальнике.

Просыпаюсь уже засветло. Странная тишина. Все улеглось! Погода как раз для штурма вершины, а мы спим! Очень быстро одеваемся-обуваемся, делаем это по очереди, всем вместе не развернуться. Руки и ноги за ночь сильно замерзли, согреть их трудно. Кристьян говорит, что чувствует себя неважно. По быстрому делаем какое-то горячее варево, обжигающий какао заливаем в термос, распихиваем теплые вещи по рюкзакам и примерно в 8 утра отправляемся в путь. На этот раз идти намного легче, до 6.800 метров никаких признаков горной болезни.

Обнаруживаем, что в лагере на 6.400 побывали воры, видимо, позарились на сноуборды, но захватили только баннер одного спонсора.

У Кристьяна начинают сильно мерзнуть ноги. Теплогенерирующие "чудо-пакеты", засунутые в ботинки, абсолютно бесполезны. Делаем остановку, чтобы перекусить и попить. Большая часть Памира уже ниже нас. Видим километрах в 50 от нас главную памирскую вершину - Исмаил Самани и Корженевскую.

Общий вес увеличился еще на пять кило за счет сноуборда. На 6.500 Кристьян сообщает, что не хочет остаться без пальцев на ногах и идет обратно. Он закрепляет сноуборд, прощается с нами и летит вниз. В тот же вечер Кристьян уже был в базовом лагере.

Подъем на Ленина по западному гребню технически не сложен. Есть лишь пару мест, где с недостаточным опытом могут быть затруднения. Самое серьезное - это подъем перед вершинным плато до 6.900, узкий и крутой гребень, его называют "нос", там легко сорваться вниз. Если упадешь по направлению к югу, поиски останков обойдутся близким довольно дорого - на южный склон Ленина можно добраться только вертолетом, это никак не дешево. Так что, "дешевле" падать в северную сторону, тем более, если хочешь, чтобы родные хорошими словами тебя вспоминали. Черный юмор, конечно... Сильный южный ветер очень холодный, а если же тропа сворачивает севернее, ты моментально оказываешься на убийственном солнцепеке.

Перебравшись через "нос", мы оказались на краю вершинного плато (6.900 м). Теперь я был уже уверен, что вершину мы "сделаем", хотя высота уже давала о себе знать, да и силы были уже не утренние. Плато представляет собой просторное поле с ложбинами и небольшими холмами, плавно уходящее вверх на несколько сот метров. Помним о том, что двигаться нужно по левому краю, вершина должна быть где-то слева.

Мы встречаем немцев, которых я так скептически проводил утром. Теперь они уже возвращаются. Спрашиваем у них, далеко ли вершина? Оказывается, еще два часа пути! Ничего себе, а ведь кажется, что край плато уже совсем рядом! Получить такое известие - хуже некуда! Весь день ты плетешься с тяжеленным рюкзаком, на который навьючен еще и сноуборд, тяжко, холодно, ты думаешь, что цель совсем близка, и вот - оказывается, это только иллюзия...

Дальше идем, уже не думая о времени. И наконец-то видим на холме красно-белый флаг. Наконец та!? Последние метры даются тяжелее всего. Десяток шагов, отдых, еще десяток... Потом только пять шагов, и снова отдых, и снова... Есть!

Вершина! Выше уже некуда! Но почему я не чувствую никакой радости? Я стою там, куда мечтал добраться целый год. А сейчас просто смотрю вокруг пустым взглядом и думаю только об одном - как бы скорее и живым добраться вниз.

Пожимаем с Валдо друг другу руки. Укрепили спонсорские флаги, сфотографировали, засняли на видео. Холодно, и чертовски сильный ветер. Все лицо в инее и в ледяных сосульках. А вот и очередные покорители вершины - двое немцев, которые вышли из лагеря позже нас. И все же, несмотря на усталость, оглядываться по сторонам интересно. На горизонте - бесконечное море красивейших белых гор. Южнее узнал долину, где стояли в 91-м году. Узнаю и вершину Норма. А вот различить пик Эстония где-то недалеко на востоке не удалось.


Лагерь 3,
6100м

Передышка на вершине закончилась. Валдо отправляется вниз тем же путем, а я ищу дорогу на восточный гребень. Еще раньше я изучал фотографии и оглядывал эти места через бинокль, и теперь примерно представлял наиболее логичный и безопасный путь. Легче всего попасть на северную стену с верхних кулуаров восточного гребня. Но спуск по восточному гребню или рядом с ним и потом по диагонали склона - это серьезная опасность разрезать склон и спровоцировать лавину. Чем сильнее стремиться с вершины прямо вниз, тем опасность лавины меньше. Сама стена в этом месте сравнительно гладкая, технически легкая, не требующая профессиональных навыков freeride. Только верхняя треть довольно крутая, с уклоном под 45 градусов, зона трещин начинается где-то с 5.200 м.

Теперь, когда я остался один, рисковать совсем не хотелось, поэтому вначале я спустился пешком по 45-градусному твердому, обледенелому снежному склону, который через 40м переходит в пологий, огражденный скалами восточный гребень. Где-то здесь или чуть южнее покоятся трое эстонских альпинистов Прийт Вюрст, Тыну Теннисон и Эрик Рейно. Они погибли в 1974 году, прямо под вершины их настигла лавина.

Добравшись до восточного гребня, я становлюсь на свой сноуборд и еду чуть вниз по довольно широкому гребню до первого кулуара, откуда дальше нужно свернуть налево, на северную стену. Здесь меня встречает ураганный ветер, через вентиляционные отверстия снег за секунды забивает очки внутри. Я проехал еще немного, до следующего кулуара - то же самое. Но ничего не поделаешь, спускаться нужно. Кулуар вполне проходим, длина его примерно 50 м, уклон - градусов под 40. Вот я и на северной стене, размеры ее кажется довольно внушительными.

Я скольжу на хорошей скорости до скального треугольника "метла", останавливаюсь, присаживаюсь передохнуть. Солнце уже скрывается за Раздельную, С1 и С2 уже в тени. Северная стена лежит подо мной во всем своем величии. Оказывается, если оглядывать ее сверху, она кажется еще более крутой и огромнее. Никогда мне не приходилось съезжать с такой высоты, это целых 2.800 м по вертикали. Так заметили ли меня уже внизу?!

Я один, и если что-то случится, никто не знает, где меня искать. А возвращение означало бы холодную ночевку где-нибудь на западном склоне, непременно отмороженные руки и ноги, а то и вовсе можно замерзнуть. Снег здесь хороший, "пудра", мечта сноубордиста, но, к счастью, не слишком глубокий. В прошлые дни его выпало сравнительно мало, значит, опасность лавины невелика. По всей стене - удивительное безветрие, но где-то высоко слышен мощный гул. Первые несколько сотен метров я скольжу буквально как по камням.

С прошлой зимы, когда активно тренировался, прошло полгода, некоторые маневры вспоминаются не сразу, да и усталость дает о себе знать. Несколько раз я падал, но вскоре тело стало более послушным и оставшиеся две трети пути я проехал более легко и даже с удовольствием. Вот уже различаю тропу, петляющую ниже, между трещинами, но вдруг как ночной кошмар - и откуда это?! - вижу передо мной трещину и довольно широкую, мой спуск в ней может и завершиться! Торможу со свистом шин и с ужасом смотрю в глубину ледника. Если бы слой снега на льду был чуть тоньше, я бы не сумел остановиться так быстро...

Сижу… Наслаждение от езды моментально уходит на задний план, единственное желание - добраться живым. Не могу точно сказать, но если примерно, этот спуск занял не более двух часов. После широкой полосы трещин (где-то между 5.200 и 4.400 м), как раз перед тем, как ледник теряет свой уклон, была еще одна стеночка, градусов под 40. По ней я съехал с максимальной скоростью и максимальным удовольствием, пролетел через последние трещины, даже не заметив их. Спуск завершен. С одежды литры пота можно выжимать.


На гребне

И стою в сумерках посередине пустынного ледника, и только теперь все сделанное доходит до сознания. Я оглядываюсь назад, на громадную северную стену Пика Ленина, по которой скользят последние солнечные лучи, и эмоции находят выход, я чувствую, как подступают слезы. В голове полный хаос - я справился с этим, я смог подняться и спустился по суровому склону, миновав ледяные трещины. Гора проявила ко мне милость! Последние метры до палаток я ковылял уже в темноте, постоянно спотыкаясь о камни, и напоминал выжатый лимон...

Меня встретили Таня, Анти и финны, пожали руку и скорее усадили кормить. Казалось, сил не осталось даже на то, чтобы держать ложку. Но лапша, напоминавшая застывший клей, все равно показалась яством. А после ужина - только бы дотащиться до палатки, забраться в спальник и - какое блаженство - провалиться, как в яму, в глубокий сон.

22 августа. Весь день был потрачен на сборы, ведь завтра пастух пригонит лошадей, на которых мы должны будем погрузить все имущество. Все уже разъехались, площадка С1 непривычно пуста, стоят только четыре наших палатки. Таня и Анти собираются в базовый лагерь, финны направляются туда же. Спускается сверху Валдо, жмем друг другу руки. Проводив всех из С1, мы остаемся здесь одни. В пик сезона в этом месте - десятки палаток, люди постоянно "челночат" вверх-вниз. Предполагаю, что за лето через пять базовых лагерей прошло две-три сотни альпинистов.

23 августа. Лошади прибывают ранним утром. Уплетаем в компании с пастухами остатки провизии и, навьючив животных, трогаемся вниз. Дорога не обходится без приключений - одна из лошадей упала на тропе, это задерживает нас на пару часов. За транспорт расплачиваемся с пастухом нужной ему натурой, похоже, он доволен сотрудничеством и проявляет взамен максимум гостеприимства - по возвращении в базовый лагерь в нашу честь зарезана овца и устроен прощальный пир. Начальник базового лагеря ставит нас пред фактом: 25 августа мы должны вылететь из Оша в Бишкек, и грузовик за нами придет уже сегодня. Спешно собираемся. Прибывает наш "Камаз". Половина седьмого вечера, мы отправляемся в обратный путь. Последний взгляд на горы. Смотришь и чувствуешь - они вечны настолько же, насколько преходяще существование человека...

Где-то на Алайском хребте останавливаемся возле придорожной чайханы, и вот оно, блаженство - я съедаю яичницу из восьми яиц, да под водочку! Около трех ночи прибываем в Ош, в знакомый уже кемпинг, разгружаем машину, заказываем заспанному сторожу на утро баню и спать.

24 августа. Меня будит крошечный котенок, умостившийся рядом со мной на кровати. Все понемногу поднимаются и подтягиваются в отлично протопленную баню. Настроение великолепное, в ближайших планах - поход в город за безделушками и сувенирами для домашних. И вдруг наш Илкка обнаруживает пропажу своего кошелька, а вместе с ним и обратных авиабилетов, российской визы, карточки Visa и 80 долларов наличными. Исчез и отличный фотоаппарат. Ничего себе, завершение экспедиции!

Этот день Илкка, Валдо и я провели в милиции. Киргизские криминалисты устроили довольно жесткий допрос работникам кемпинга, все-таки они - главные подозреваемые. Процедура малопривлекательная, участие в ней тоже, поэтому мы сдаемся и просим только выдать нам справку, о том, что документы украдены. Но мы слишком наивны. "Пишите заявление, - отвечают нам, - дадим делу официальный ход, и финну вашему придется месяца два ждать в Бишкеке, кто-то же должен будет опознать вещи, когда мы их найдем. А иначе дело мы закрыть потом не сможем". Лучше не придумаешь! Из милиции мы попросту убегаем. А вечером сторож кемпинга находит где-то в окрестных кустах порванные Илккины права. Появляется хоть какая-то надежда.

Мы показываем местным детям, как должны выглядеть остальные вещи, обещаем вознаграждение, и к темноты все бумаги к нам возвращаются, их разыскивают тоже неподалеку. Они хоть и не в лучшем виде, но читаемы. А перед самым нашим отъездом в аэропорт нам возвращают и фотоаппарат. Вор найден --это маленькая, но, по всему видно, пронырливая девочка, которая собирает обычно в округе бутылки. Она-то и обчистила Илккину комнату, когда все были в бане. В аэропорту начинается ставшая уже традиционной переупаковка груза (то же самое потом мы проделаем и в Бишкеке перед перелетом в Москву).

Те, у кого рюкзаки весят меньше 20 кг, берут себе вещи тех, у кого перевес. Жара стоит +30, но ничего не поделаешь, кое-кому приходится натягивать на себя по две пары штанов, обряжаться в тяжелые горные ботинки, надевать пуховки и забивать все имеющиеся карманы мелочами, которые тоже что-нибудь да весят. Контроль пройден, в ожидании посадки мы размещаемся в небольшом зале, и персонал аэропорта только посмеивается, наблюдая, как шумно мы открываем шампанское.


На вершине

В Бишкеке мы прожили три дня в большом уютном доме Саши - директора "Asia Mountains". Его очаровательная и гостеприимная супруга - настоящий образец долготерпения: в доме, понятное дело, в эти дни все было перевернуто вверх дном, мы - шумная компания и не самые удобные гости. Бродили по киргизской столице, а в один из дней организовали поездку на озеро Иссык-Куль. По всему видно, что государство старается держать этот курорт в порядке, там достаточно уютно и, конечно, красиво.

28 августа. Организуем во дворе Сашиного дома прощальный ужин, хозяин собственноручно готовит огромный казан ароматного плова. За разговорами засиделись почти до полуночи, когда уже прибыл заказанный раньше автобус, чтобы транспортировать нас в аэропорт. На таможне в аэропорту приключился досадный эпизод. Таможенники буквально выманили у Валдо 150 долларов за провоз небольшого сувенирного ножика, который он купил на Ошском рынке. Знатоки своего дела, таможенники уверенно заявили, что этот ножик в единственном числе более противозаконен, чем набор заводских кухонных ножей, который обнаружился у пассажира за нами. Так стоимость копеечного ножика (на рынке он стоил около 3 долларов) выросла в 50 раз.

Преодолев и это, наконец-то мы все устраиваемся в салоне самолета. Здесь нам преподносят еще один мелкий сюрприз - летим не напрямую до Москвы, а с посадкой в Ташкенте. Оказывается, в Бишкеке не нашлось достаточно топлива для аэрофлотовского самолета, придется дозаправиться в столице Узбекистана. Москва. Одна вечная, большая, сплошная, непроходимая пробка. Наш таксист профессионально забирает на обочину, так что от "Шереметьево" до Ленинградского вокзала мы добираемся сравнительно быстро.

На вокзале привычно сгружаем нашу кладь на пол в зале ожидания, и все разбредаются кто куда. Вещи сторожим мы с Валдо, нам лень куда-то идти - в Москве уже кто знает какой раз, к тому же после ночи перелета неимоверно хочется спать, так и дремлем по очереди поверх баулов. Дело к вечеру. К перрону уже подан таллинский поезд.

Мы прощаемся с нашими финнами, их поезд Москва-Хельсинки отправляется парой часов позже. Последнее пиво на прощанье, обнимаемся. Аксане объятий, конечно, достается намного больше, чем финским парням. Несмотря на ранний вечер, в поезде большинство из нас сразу заваливается спать. И кое-кто не пробуждается вплоть до утра, до российско-эстонской границы. А потом теплеет сердце при виде реки Нарва. Еще немного, и мы уже подъезжаем к Таллинну. И редко когда его индустриальные пригороды кажутся такими прекрасными. МЫ ДОМА!


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100